ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.8
А. А. Ашмарина
Развитие физических способностей школьников средствами полиатлона
Статья затрагивает проблемы развития физических способностей школьников. Автор предлагает решение данной проблемы, используя средства полиатлона в системе физического воспитания учашдхся.
Ключевые слова: физические способности, полиатлон (летнее и зимнее двоеборье), интеграция спортивной и физической культур, интенсификация физической подготовки школьников.
А. А. Ashmarina
Development of Physical Abilities of Schoolchildren by Means of Polyathlon
The article touches upon schoolchildren physical abilities improvement. The author proposes a solution to this problem: the use of Polyathlon in the schoolchildren physical development system.
Keywords: physical abilities, Polyathlon (winter and summer combination), sports and physical cultures integration, schoolchildren physical training intensification.
В преддверии зимних Олимпийских игр, которые будут проходить в нашей стране, вопросы развития физической культуры и спорта стали предметом всестороннего обсуждения научной общественности. Спорту нужны новые чемпионы, которые вырастают из системы физического воспитания, физической культуре необходимы новые технологии развития физического потенциала человека. Об интеграции спортивной и физической культур в системе образования давно ведутся научные дискуссии и исследования [1, 2, 4, 6]. Проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую является локомотивом для интенсификации физической подготовки молодежи, формирования здорового образа жизни и спортивного стиля жизнедеятельности [3].
В настоящее время снижение качества занятий школьной физической культурой негативно отражается на развитии школьников и их физических способностях. Повсеместно наблюдается резкое снижение уровня их двигательной активности. Неудовлетворенная потребность учащихся в двигательной активности отрицательно сказывается на их общем и физическом развитии и состоянии здоровья. У детей с низким уровнем двигательной активности, как правило, снижен
общий иммунитет организма, и поэтому они чаще подвержены заболеваниям. Отмечается ежегодный прирост числа детей, отнесенных в подготовительные группы. Немало детей одиннадцатилетнего возраста имеют избыточную массу тела (12-19 %). Все эти факторы в той или иной степени связаны с тем, что в настоящий момент, несмотря на многочисленные научные и методические разработки по физической культуре в школе, интерес детей и подростков к занятиям физическими упражнениями крайне низок. В то же время можно отметить огромный интерес школьников к занятиям в спортивных секциях, куда дети приходят добровольно. Это наталкивает на мысль о модернизации технологий физического воспитания на основе спортизации его форм и содержания, но не просто преобразования физического потенциала человека средствами спорта, а взаимодействия физической и спортивной культур.
Сравнение данных физической подготовленности детей позапрошлого века (по Д.А. Бейли) с аналогичными данными современных детей и подростков выявило отсутствие заметной разницы между ними. Таким образом, за почти 150-летнюю историю физического воспитания в мире не произошло каких-либо заметных изменений в
© Ашмарина А. А., 2013
уровне физической подготовленности детского населения. Между тем за этот же период результаты людей, занимающихся спортом, возрастали несравнимо более высокими темпами [1]. Важным компонентом физической культуры человека является структура мотивационных устремлений, которая во многом определяет вовлеченность в занятия физическим воспитанием. В то же время форма проведения занятий по физическому воспитанию - важный фактор формирования названных мотиваций. Результаты педагогических экспериментов свидетельствуют, что использование в процессе физического воспитания спортивно-видовых технологий помимо физического развития позволяет корректировать моти-вационную сферу.
Исходя из этого, полагаем, что повысить эффективность и качество физического воспитания в школе можно путем обогащения содержания физического воспитания новыми возможностями.
Использование средств полиатлона как национального и доступного вида спорта позволит сформировать у школьников интерес и привычку прежде всего к тем видам физических упражнений, заниматься которыми будет иметь возможность каждый выпускник и после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в течение двух лет на базе двух общеобразовательных школ (№ 4 и № 8) г. Углича. В эксперименте приняли участие 180 школьников. На начало эксперимента возраст испытуемых составлял 10-12 лет (два четвертых и два пятых класса в каждой школе). Из общего числа испытуемых для проведения формирующего эксперимента с сентября 2010 г. по май 2012 г. было отобрано 52 школьника, по 26 человек (13 мальчиков и 13 девочек) в каждой школе. Экспериментальная группа была сформирована на базе СОШ № 4, контрольная группа в аналогичном составе - на базе СОШ № 8. По состоянию здоровья все испытуемые были отнесены к основной медицинской группе и уравнены по средним показателям: возрасту, уровню двигательной подготовленности, числу спортсменов-разрядников в каждой группе.
В обеих группах у школьников оценивали уровень развития физических способностей в начале и конце эксперимента в спортивных дисциплинах, которые составляют летнее и зимнее
двоеборье полиатлона. Летнее двоеборье: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа-3 мин., бег 500 м; мальчики - подтягивание - 3 мин., бег 1000 м. Зимнее двоеборье: девочки -сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 3 мин., лыжная гонка 1 км; мальчики - подтягивание - 3 мин., лыжная гонка 2 км.
Школьники контрольной группы сдавали тесты, определяющие уровень физической подготовленности, в соответствии с основной общеобразовательной программой. В экспериментальной группе прием нормативов по физической культуре в течение всего учебного года проходил в виде соревнований по летнему и зимнему по-лиатлону, по разработанному типовому положению согласно правилам ЕВСК 2010-2013 полиатлона как лично-командного первенства. По итогам соревнований школьникам присваивались выполненные спортивные массовые разряды по таблицам, утвержденным Всероссийской федерацией полиатлона. В данные соревнования вошли виды, совпадающие с контрольными нормативами, сдаваемыми в соответствии с основной общеобразовательной программой по физической культуре.
В экспериментальной группе в течение учебного года проводились классные часы, целью которых было повысить интерес школьников к занятию спортом и здоровому образу жизни. После каждого проведения соревнований происходил анализ и обсуждение результатов со школьниками, создавалась мотивация на дальнейшее улучшение результата, выполнение спортивного разряда, раннюю спортивную ориентацию. Результаты соревнований вывешивались на школьных информационных стендах с поздравлением победителей. Награждение призеров происходило на общешкольных торжественных линейках. Все это оказало большое влияние на мотиваци-онную сферу школьников экспериментальной группы по улучшению своих физических показателей, вошедших в программу соревнований.
В обеих группах показатели физической подготовленности оценивали в начале и в конце эксперимента. Полученные результаты подвергли математической статистике для выявления скрытых закономерностей и подтверждения достоверности полученных результатов. Рассчитывалось среднее арифметическое (М), ошибка средней арифметической (т), достоверность различий (Р) оценивали по критерию 1>Стьюдента.
Условные обозначения: Н - начало эксперимента; К - конец эксперимента; Р1 - достоверность различий между средними величинами групп в начале и в конце эксперимента; Р2 - достоверность различий между средними величинами внутри группы в начале и в конце эксперимента; М - среднее арифметическое; т - ошибка средней арифметической.
Изменение показателей физической подготовленности учеников 4-6 классов общеобразовательных школ в динамике двухгодичного эксперимента
№ Показатели (спортивные дисциплины) этапы М±т Р1
контрольная группа (п=26) экспериментальная группа (п=26)
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 3 мин. (количество раз) девочки Н 7,9 ± 0,43 7,5 ± 0,46 >0,05
К 10,07 ± 0,58 16,5 ± 1,16 <0,001
Р2 <0,01 <0,001
2 Подтягивание - 3 мин. (количество раз) мальчики Н 4,38±0,47 4,69 ± 0,47 >0,05
К 5,62±0,59 8,08 ±0,89 < 0,05
Р2 >0,05 <0,001
3 Бег 500 м (сек.) девочки Н 145 ± 2,82 141 ± 2,03 >0,05
К 138,08 ± 2,06 120 ± 1,5 <0,001
Р2 >0,5 <0,001
4 Бег 1000 м (сек.) мальчики Н 294,54 ±11,67 289,69 ± 9,87 >0,05
К 283,62 ± 10,46 253,77 ± 6,6 <0,05
Р2 >0,05 <0,01
5 Лыжная гонка 1 км (сек.) девочки Н 420,38 ± 10,09 433,8 ± 15,14 >0,05
К 400,3 ± 9,15 369,9 ± 7,48 <0,001
Р2 >0,05 <0,001
6 Лыжная гонка 2 км (сек.) мальчики Н 889,54 ± 10,9 895 ±11,4 >0,05
К 870,77 ± 8,2 794 ± 23,98 <0,01
Р2 >0,05 <0,001
Анализ исходных данных показал, что статистически значимых различий между группами испытуемых по всем изучаемым показателям выявлено не было (р>0,05). Это свидетельствует об относительной однородности групп в начале эксперимента.
Результаты показателей, полученные в конце эксперимента, выявили, что у испытуемых произошло улучшение практически всех показателей, но достоверно только в экспериментальной группе (р<0,01). Так, девочки данной группы улучшили свои результаты в беге на 500 м на 14,9 %, в лыжной гонке на 1 км - на 14,7 %, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа - на 120 %, тогда как в контрольной группе улучшение результата в данном показателе произошло лишь на 27 % (такое значительное улучшение результата можно объяснить тем, что в рамках соревнований школьницы старались показать максимальный результат и не были ограничены критериями оценок); а в контрольной группе соответственно в беге на 500 м и лыжной гонке на 1 км - на 4,8 %, что явно недостаточно, чтобы улучшение было статистически достоверно. У мальчиков контрольной группы также улучшение показателей в конце двухгодичного эксперимента оказалось незначительным: в подтяги-
вании результат улучшился на 28,3%, тогда как у мальчиков, участвующих в соревнованиях, - на 72,3 %. В беге на 1000 м прирост в контрольной группе составил 3,7 %, в экспериментальной -12,5 %. В лыжной гонке улучшение среднего результата контрольной группы, в отличие от экспериментальной, составило 2,1% против 11,3 % соответственно.
Что касается межгрупповых различий, то в конце двухгодичного эксперимента средние результаты, показанные школьниками экспериментальной группы, достоверно выше, чем у их сверстников из контрольной группы (р<0,05). Так, девочки экспериментальной группы улучшили свои результаты по сравнению со школьницами контрольной группы достоверно (р<0,001) в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на 63,9 %, в беге на 500 м - на 13,9 %, в лыжной гонке - на 7,6 %. Мальчики, участвующие в соревнованиях, улучшили свои результаты по сравнению со сверстниками из контрольной группы достоверно (р<0,05) в подтягивании на 43,7 %, в беге - на 13 %, в лыжной гонке - на 8,7 %. По итоговой сумме очков по полиатлону (результаты контрольной группы были переведены в очки) улучшение результатов было дос-
товерно выше (р<0,001) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 67,7 %.
Полученные результаты физической подготовленности школьников обеих групп в начале и конце эксперимента наглядно показывают, что испытуемые, занимающиеся на уроке физической культуры с применением разработанной методики на основе вида спорта полиатлон, в среднем имеют более высокие цифровые показатели, чем школьники контрольной группы.
На основании достоверно полученных результатов можно заключить, что применение разработанной методики на основе вида спорта поли-атлон в рамках учебной программы общеобразовательных школ будет оказывать существенное влияние на улучшение физических способностей школьников, повышение интереса к уроку физической культуры, занятию спортом.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. -С. 11-17.
2. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Архангельск, 1995. - 26 с.
3. Козлов, А. В. Спортивно ориентированная направленность физкультурного воспитания детей и молодежи [Текст] / А. В. Козлов, В. Н. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 5. -С. 9-11.
4. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации. [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 14.
5. Лях, В. И. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов [Текст] / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 126 с.
6. Шилько, В. Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов [Текст] / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - С. 51-52.
В1Ь1^гаГ1сЬе8Щ $|.м$ок
1. Ба^сукИ У.К. Коп15ер1$1уа 1п1огта15юппо-0Ьга70уа1е1'п0] катрапи ро гаэтейууатуи па^юпаГпо] 51$1ету Бройгупо orientiroуannogo fizicheskogo уоБр^шуа оЬисИауиБИЫкИБуа у оЪБИИеоЪ-
razoуate1'nykh БИко1акИ ЯоББ^Бко] Federatsii [ТекБ^] / ВаТБеуюИ У.К., ЬиЪуБИеуа Ь.1. // Fizi-cheskaya киГШга: уоБркате, оЬ^оуате, ^ет-шука. - 2003. - N 1. - 8. 11-17.
2. Бигкш Р. К. Nauchno-metodicheskie оБпоуу &г-т1шуатуа и БЬкоГткоу ^егеБа к fizicheskoj киГШге [ТекБ^ : Аftoref.dis...dok.ped.nauk. -АгШоде1'Бк,1995.- 26б.
3. Koz1ov А.У. 8рой1упо orientiroуannaya паргау-1еппоБ^ fizku1'turnogo уospitaniya detej Г mo-1odezhi [Tekst] / А.У. ^1оу, У.N. Lotonenko // Ku1'tura fizicheskaya Г zdoroу'e. -2010- №5. - 8. 9-11.
4. Lubysheva L.I. Fizicheskaya Г sportiуnaya ки1'Ш-га: soderzhanie, уzaimosуyazi Г dissotsiatsii. [Tekst] / Lubysheуa L.I // Теопуа Г praktika fi-zich. ки1'№у.-2002.- №3 - 8. 14.
5. Lyakh У! Komp1eksnaya programma ро fizicheskomu уospitaniyu uchashhikhsya 1-11-кЪ k1assov [Tekst] /У.I. Lyakh, А. А Zdanevich. - М.: Prosуeshhenie, 2004. - 126 s
6. 8НП'ко, У.в. 8portiуno-уidoуye tekhno1ogii formiroуaniya fizicheskoj ки1'№у studentoу [Tekst] / У.в. 8НП'ко // Teoriya Г р^йка fizich. ки1^шу.-2002.-№9 - 8.51-52