Обсуждаем ФГОС второго поколения
11. Православное воспитание детей дошкольного возраста, Сатисъ Держава, СПб, 2005
12. Селянина Н. Н. Различение добра и зла // Православная культура в светской школе. - М.: САМШИТ-ИЗДАТ, 2003. - С. 157
13. Семенов Г.С. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. - 1999. - № 6. - С. 2-7.
14. Урал. Человек. Истоки [проект] : программа воспитания на социокультурном опыте в ДОУ для детей 3-7 лет. -Екатеринбург: ИРРО, 2005. - 27 с.
15. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч. - М.-Л., АПН РСФСР, 1948. - Т2 -С. 425-488.
В статье представлены подходы к развитию физических качеств у ребенка-дошкольника в зависимости от со-матотипа ребенка, определяемых как астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.
Массанова Анна Анатольевна
МДОУ «Детство» инструктор по физической культуре г.Нижний Тагил 5 [email protected]
Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника
Можно ли развивать физические качества ребенка-дошкольника, учитывая его соматотип?
Ключевые слова: двигательная активность соматотип, соматоме-трия, стрейчинг, физические качества
Физические качества, заложенные в человеке генетически, необходимо развивать с детских лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовлен. А правильное выполнение движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость. Сензитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. Проявление в большей или меньшей степени того или иного качества зависит от соматотипа ребёнка. Соматотип заложен генетически. Еще в 1995 году
В.Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции1. Различают четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.
Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.
1 Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. -М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.
Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.
Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.
Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.
Исследования показывают, что в каждой группе дошкольников 5-7 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.
Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года - лучше, чем девочки астеноидного типа.
Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у пред-
64
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Обсуждаем ФГОС второго поколения
ставителей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой - у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).
Опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодоленной дистанции превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся результаты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая - более 7 км.
В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость отмечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.
Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Анализ результатов исследований позволяет заключить, что выявление индивидуально-типологических особенностей организма детей позволяет совершенствовать проблему подбора средств физической культуры для развития физических качеств у ребенка с его индивидуальными особенностями, т.е. совершенствовать учебный процесс и активизировать или поддерживать уровень здоровья детей на занятиях по физической культуре, а в дальнейшем и совершенствовать проблему отбора в различные виды спорта.
Одним из условий успешной реализации излагаемой методики проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Для реализации такого подхода можно было бы распределить детей на 4 основные подгруппы в зависимости от соматотипа - подгруппы с астеноидным, торакальным, дигестивным и мышечным типами телосложения. Однако, распределение детей по 4 подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая состояние здоровья и соматотип ребёнка.
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие торакальный и мышечный сома-тотипы.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.
Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию,
методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с чётким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии. К сожалению, в настоящее время увеличивается процент детей со второй и третьей группами здоровья, растёт число детей с ди-гестивным и астеноидным соматотипом. Возникшая проблема подтолкнула нас к обращению к выше изложенной теории о соматотипе В. Ю Давыдова и поиску новых методик и средств физической культуры. Работа началась с анализа современных программ физического совершенствования для детей дошкольного возраста в рамках проекта сетевого взаимодействия инновационно-активных школ УрО РАО1. Особое внимание привлекла парциальная специализированная программа «Старт» под редакцией Л. В. Яковлевой и Р. А. Юдиной. В отличие от всех других программ авторы программы «Старт» акцентируют внимание на природных наклонностях и способностях детей, т. е. на соматотипе ребёнка. Предложенные авторами методики проведения «Школы мяча» и «Школы скакалки», а также акробатические упражнения позволяют наиболее полно решать проблему развития физических качеств ребёнка-дошкольника. В дополнение к этому мной была выбрана педагогическая технология физического совершенствования дошкольников -стрейчинг, так как методика упражнений стрейчинга позволяет не только растягивать мышцы тела и суставно-связочный аппарат рук, ног и позвоночника, т. е. способствовать развитию определённых физических качеств, но и позволяет предотвратить нарушения осанки, исправить её и оказать глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Указанные выше методики и технологию активно используются в работе, так как они учитывают типологические особенности детей и позволяют наиболее эффективно развивать физические качества.
Работа по физическому развитию ведется на основе комплексной образовательной программы «Детство» под редакцией З. А. Михайловой. Но в этой программе отсутствуют выстроенные в системе комплексы акробатических упражнений, упражнений с
1 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12.
Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - 2010. - №»1.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
65
Обсуждаем ФГОС второго поколения
мячом и скакалкой; уделяется внимание лишь четырём физическим качествам, и забывают о пятом, не менее важном - гибкости.
Поэтому приходится дополнять содержание программы «Детство» методиками проведения «Школы мяча», «Школы скакалки» и акробатических упражнений из программы «Старт» и педагогической технологией стрейчинга.
В начале учебного года совместно со старшей медицинской сестрой детского сада и врачом детской поликлиники проводится соматометрическое обследование детей 5 лет. По результатам обследования выявляется принадлежность ребёнка к тому или иному конституционному типу. В соответствии с группой здоровья и выявленным соматотипом дети разделяются на две подгруппы для занятий по физическому развитию.
В первую подгруппу входят дети с первой группой здоровья, имеющие торакальный и мышечный соматотипы.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.
В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. Задания для подгрупп детей даются одинаковые, усложнение двигательных действий предлагается лишь первой подгруппе детей: за счет увеличения количества повторов, интенсивности и сложности двигательного действия.
Занятия с элементами акробатики проводятся 1 раз в месяц, начиная со старшей группы. Начиная со старшей группы, на занятиях по физическому развитию дети осваивают подводящие упражнения к кувырку и непосредственно кувырок, элементы акробатических упражнений: «мостик, «лягушка», «коробочка», «бабочка», «полушпагат», а в подготовительной группе это двигательные действия совершенствуются. Также координационные способности помогает развить «Школа мяча». Комплексы упражнений с мячом выстраиваются по степени сложности в соответствии с возрастом детей. В конце каждого месяца проводится контрольно-игровое занятие с мячом, помогающее определить степень овладения детьми техникой «Школы мяча». Развить скоростно-силовые качества помогает «Школа скакалки». Схема выполнения упражнений та же, что и в «Школе мяча». Задачу развития гибкости решается с помощью стрейчинговых упражнений. Эти упражнения используются в заключительной части занятий по физическому развитию один раз в месяц. Такие упражнения можно выполнять с предметами и без них. Наиболее интересны для детей упражнения на стэпах.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учётно-контрольных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимают старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели. В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег на 100 м (4 года), 200 м (5 лет), 300 м (6 лет), 1000 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость -бег 10 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
О результатах проведённой работы говорят следующие результаты. В старшей группе в конце 20082009 учебного года показатель быстроты на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 12%, показатель гибкости на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 15%, показатель выносливости к концу учебного года достиг 100% , показатель силы на высоком уровне в сравнении с началом года увеличился на 7%, показатель ловкости на высоком и среднем уровне к концу учебного года увеличился на 15%. Диагностика развития физических качеств осуществляется в соответствии с методическим пособием «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составитель Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.1
Литература
1. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.
2. Давыдов В.Ю. Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики / Издательство Волгоградского государственного университета, Волгоград, 2004. - 124 с.
3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12.
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - 2010. - №1.
1 Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург. изд-во Детство пресс, 2008. - 32 с.
66
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛ ВОЗРАСТ
3 ГОДА 4 ГОДА 5 ЛЕТ 6-7 ЛЕТ
Быстрота
Бег на 30м (сек.) М 11,0-9,0 15,5-8,8 9,2-7,9 7,8-7,0
Д 12,0-9,5 10,7-8,7 9,8-8,3 7,8-7,5
Ловкость
Бег на 10м (сек.) м - 3,3-2,4 2,5-2,1 2,2-2,0
Д - 3,4-2,6 2,7-2,2 2,4-2,2
Выносливость
Бег на: м+д -
100м +
200м +
300м +
1000м +
Скоростно-силовые качества
1. Метание набивного мяча двумя руками из-за головы из И.п.: стоя (см.) м 119-157 117-185 187-270 450-570
Д 97-133 97-178 138-221 340-520
2. Метание мешочка с песком вдаль правой рукой (см.) м 1,8-3,6 2,4-4,1 3,9-5,7 6,7-7,5
Д 1,5-2,3 2,4-3,4 3,0-4,4 4,0-4,6
3. Метание мешочка с песком вдаль левой рукой (см.) м 2,0-3,0 2,0-3,4 2,4-4,2 5,8-6,0
Д 1,3-1,9 1,8-2,8 2,5-3,5 4,0-4,4
4. Прыжок в длину с места (см.) м 47-67,5 60-90 100-110 116-123
Д 40-50 55-93 95-104 111- 123
5. Прыжок в высоту с места (см.) м - 14-18 20-26 22-25
Д - 12-15 20-35 21-24
Статическое равновесие
Удержание равновесия на одной ноге (сек.) м - 3,3-5,1 7,0-11,8 40-60
Д - 5,2-8,1 9,4-14,2 50-60
Становая сила (кг.) м - 14-18 18-25 20-23
Д - 12-16 14-20 19-21
Динамометрия
1. Сила кисти правой руки (кг.) м 3,4-6,2 3,9-7,5 6-9 11
Д 2,6-5,0 3,1-6,0 6-8 10
2. Сила кисти левой руки (кг.) м 3,1-5,5 3,5-7,1 6-8 10,5
Д 2,5-4,9 3,2-5,6 5-7 9
Гибкость
Наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке (см.) м - 1-4 2-7 3-6
Д - 3-7 4-8 4-8
ON
Обсуждаем ФГОС второго поколения