Н.И. Кравцова
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
Инновационно-инвестиционное развитие экономики требует постоянного поиска наиболее привлекательных источников финансирования предпринимательской деятельности. В условиях ограниченности собственных средств возрастает роль заемных источников финансирования инвестиционных проектов для достижения целей коммерческой организации. Такими источниками финансирования являются
банковское кредитование, лизинг, факторинг и выпуск векселей. Лизинг целесообразно рассматривать как часть стратегического финансового менеджмента, использование которого позволит провести обновление основных производственных фондов предприятия, а также даст дополнительные возможности для повышения эффективности управления финансами коммерческого предприятия. Наличие большого количества лизинговых компаний и продуктов, предлагаемых на рынке лизинговых услуг, позволит финансовому менеджеру сделать выбор наиболее подходящей для компании стратегии финансирования.
2009 № 2
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
19G
Annotation
Innovation investment development of economics demands financial manager to be in a constant search of the most attractive sources for the entrepreneurial activity financing. In conditions of limited internal funds the role of borrowed funding sources for investment projects financing to company's goals attainment. Such sources for investment are banc credit, leasing, factoring, circulating notes issue, increases. It is necessary to consider leasing as a part of strategic financial management that using can allow to make a renewing of company's basic production assets and also give extra possibilities to improve the efficiency of commercial company's finance management. A big amount of leasing companies and products presented on the leasing services market, allows to financial manager to choose the most convenient financing conditions for the company.
Ключевые слова
Лизинг, финансовая аренда, финансовый менеджмент, финансовая стратегия, финансовый кризис, международный лизинг, инновационное развитие, обновление основных фондов, лизинговый портфель, инвестиционная политика
Keywords
Leasing, finance lease, financial management, financial strategy, financial crisis, international leasing, innovation development, basic funds renewing, leasing portfolio, investment policy
Инновационно-инвестиционное развитие экономики требует
постоянного поиска наиболее привлекательных источников финансирования предпринимательской деятельности. В условиях ограниченности собственных средств возрастает роль заемных источников финансирования инвестиционных проектов для
достижения целей коммерческой организации. Способность строить и анализировать оптимальную стратегию финансирования, а также рационально управлять денежными ресурсами, путем определения текущей потребности в капитале и резервов ее покрытия, является важнейшей частью
финансового менеджмента. Одной из главных задач, стоящих перед
финансовыми менеджерами и
требующих рационального решения, является поиск финансовых ресурсов для обеспечения обновления
производственных мощностей с целью сохранения конкурентных преимуществ на рынке. В настоящее время
подавляющее большинство предпри-
ятий в вопросе обеспечения реальных инвестиций отдает предпочтение
банковскому кредитованию. Вместе с тем в условиях финансового кризиса привлечение средств путем банковского кредитования усложняется, так как
банки устрожают правила заема, требуя от заемщиков значительного залога или надежного поручительства. В отличие от банковского кредитования лизинг как инструмент финансирования позволяет осуществлять привлечение оборудования в кредит под залог самого имущества. Лизинговые программы успешно применяются в большинстве государств. В различных странах имеются свои особенности лизинговых отношений — при этом повсеместно отмечается положительная тенденция применения лизинга в сфере инвестирования. Однако в условиях мирового финансового кризиса перед финансовыми менеджерами коммерческих организаций все более остро встают проблемы сохранности уровня
рентабельности в условиях
возрастающей конкуренции, сокращения рынков сбыта и ограниченности финансовых ресурсов.
В 2008 году исполнилось десять лет с момента принятия основного документа, определяющего лизинговую деятельность в России, — Закона «О финансовой аренде (лизинге)»2, принятого в 1998 году по инициативе ассоциации «Рослизинг». Этот закон определил тенденции развития отрасли, снял ряд спорных моментов в отношении лизинговой деятельности.
В настоящее время ассоциация «Рослизинг», созданная в 1994 году, объединяет свыше 160 компаний (лизинговых, страховых, аудиторских), непосредственно связанных с лизинговой деятельностью. В состав Ассоциации входят не только российские, но и иностранные компании, работающие в России3.
Первой в мире зарегистрированной лизинговой компанией стала Bermingem Wagon Company, основанная 20 марта 1855 года. Она сдавала в лизинг на восемь лет железнодорожный подвижной состав для перевозки угля и минеральных ресурсов. Лизингодатели обеспечили клиентам рентабельность вложений, финансируя приобретение
4
локомотивов и вагонов .
Важным фактором успеха лизингового бизнеса за рубежом является точно выбранная рациональная организационная структура лизинговой компании, а также высокая
профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество
2 Федеральный закон РФ от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. изм. от 26.07.06 // СПС «Консультант Плюс».
3 Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга // Деньги и кредит. — 2008. —
№ 5. — С. 44.
4 Газман В. Стоимость лизинговых услуг
уменьшается // Лизинг. — 2007. — № 1. —
С. 40.
аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. В США в 2002 году сумма заключенных договоров на одного сотрудника составляла 3384 тыс. долл., в Германии в 2005 году — 4811 тыс. долл. (Для сравнения в России в 2006 году этот показатель соответствовал 2484 тыс. долл.)
Значительная часть сотрудников лизинговых компаний — это высококвалифицированный персонал, который решает задачи разработки и реализации сложных инвестиционных проектов. Лизинговая практика в разных странах свидетельствует о том, что зачастую предприятия принимают решение работать с лизинговой компанией только при условии участия в проекте конкретного специалиста или группы людей5.
Значимость лизинга в ВВП — это макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость
лизингового рынка. В экономически развитых странах данный показатель в последние годы находился на уровне 2 % (например в 2005 году в Австрии — 2,1 %, Германии — 1,85 %, Канаде — 1,84 %, США — 1,74 %). Рынок лизинга по темпам роста опережал практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому за последние десять лет возрос не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга ВВП в России составляла
0,5 %, а в инвестициях в основные средства — 3 %, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза — до 1,3 и 8,2 % соответственно. Однако уже по итогам 2006 года данный показатель составил 1,7 %.
Расширение рынка лизинга во многом было обусловлено активным участием государства в процессе
5 Газман В. У российского лизинга один путь: вперед и вверх // Лизинг. — 2007. — № 9. — С. 22.
развития лизинга во многих сферах экономики. Федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов
Российской Федерации в совокупности ежегодно инвестировалось до 700 млн долл. в развитие различных лизинговых программ в стратегически важных отраслях экономики, остро
нуждающихся в инвестициях, таких как сельское хозяйство и авиация. Все это способствовало усилению интереса к
лизинговому рынку и со стороны
6
частных инвесторов .
Аналитическое агентство London Financial Group, классифицирующее лизинговые рынки мира, постоянно повышает позиции Российской Федерации на рынке лизинга7. В 19982005 годах наша страна поднялась с 34го места на 10-е в мире и с 20-го на 6-е в Европе. России удалось опередить даже те страны, в которых десятилетиями складывалась высокая культура проведения лизинговых операций, а именно: Австралию, Нидерланды,
Швейцарию, Данию, Бельгию.
Другим показателем результативности развития рынка лизинга в России является увеличение числа лизинговых компаний, что, безусловно, привело к росту конкуренции на этом рынке и стало позитивным и стимулирующим фактором для развития отрасли в целом. Наиболее крупными компаниями на рынке являются: Внешторгбанк-Лизинг,
ОАО «Росагролизинг», ГК «Альфа-
лизинг», ГК «РТК-Лизинг», Магистраль Финанс, Лизинговая компания «Уралсиб», Авангард-Лизинг, Ильюшин финанс Ко, Европлан, Райффайзен-Лизинг и др.
6 Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга // Деньги и кредит. — 2008. — № 5. — С. 44.
7 Газман В. У российского лизинга один путь: вперед и вверх // Лизинг. — 2007. — № 9. — С. 22.
Более того, рост производства, стабильная ситуация в стране и низкие кредитные риски способствовали повышению интереса к российскому рынку лизинга со стороны иностранных лизинговых компаний и появлению их на внутреннем рынке России . Рынок лизинга в целом по России в 2007 году увеличился более чем в 2,6 раза и достиг 39 млрд долл. Эксперты ожидали большего показателя, однако свою роль сыграл кризис ликвидности, сдержавший рост рынка лизинга.
В условиях мирового
финансового кризиса динамика роста российского рынка лизинга
существенно замедлилась в связи с сокращением объемов и повышением стоимости источников финансирования, а также вследствие ужесточения
требований к заемщикам. На первый план в работе компаний вышла проблема стабильного доступа к
финансовым ресурсам. Некоторые
компании практически прекратили
работу в IV квартале 2007 года. Поэтому наличие стабильных
источников финансирования по доступным для клиента ставкам будет являться серьезным конкурентным преимуществом в 2009 году9.
Государство в условиях нарастающих рисков кредитования выделяет
средства, в том числе и лизинговым компаниям, для финансирования отдельных секторов экономики. Так, Правительством РФ выработана
программа поддержки сельского
хозяйства, заключающейся в
докапитализации агролизинга на 25 млрд руб. и ограничении ввоза не
8 Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга // Деньги и кредит. — 2008. — № 5. — С. 44.
9 Романовский Р.Ю., Самиев П.-А. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Российский рынок лизинга в условиях кризиса ликвидности // Аудитор. — 2008. — № 9 — С. 41.
производимой на нашей территории сельхозтехники10.
В частности ОАО
«Росагролизинг» при поддержке государства был сделан значительный вклад в повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Российской Федерации в целях поддержки российских сельхозтоваропроизводителей, создания новых возможностей для модернизации хозяйств и их выхода на современный конкурентоспособный технический уровень. Условия лизинга, принятые компанией, позволяют всем категориям лизингополучателей своевременно проводить модернизацию основных средств производства.
Объем лизингового бизнеса в первом полугодии 2008 года достиг 430 млрд руб., а темпы прироста по отношению к первой половине 2007 года составили 3 %. В прошлом году прирост данного показателя за аналогичный период был равен 23,5 %. Лизинговый портфель (сумма платежей к получению) всех участников рынка на
I июля 2008 года составил 1,32 трлн
ру6.11
Южный федеральный округ постепенно расширяет свою долю на этом рынке. Так, в 2006 году в ЮФО было организовано в общей сложности всего 3,59 % нового лизингового бизнеса страны, что определило его на последнее место в рейтинге
российских регионов с абсолютным
показателем чуть более полумиллиарда долларов. В прошедшем году на Юге рынок лизинга вырос более чем в 2 раза и составил порядка 33 млрд руб.
По итогам работы в минувшем году ЮФО поднялся на одну строку вверх, обогнав Дальневосточный округ.
Активному росту лизинга в ЮФО способствует благоприятный инвестиционный климат, обуслов-
10www.premier.gov.ru.
II www.expert.ru.
ленный необходимостью выполнения ряда федеральных программ, из которых приоритетными являются олимпийские стройки, создание игровой зоны «Азов-Сити» и решение проблем изношенности основных средств в масштабах всего региона. Лизинговые компании, осуществляющие свою деятельность в ЮФО, представлены в табл. 1.
Сегодня высокий уровень конкуренции отмечен в автотран-
спортном сегменте, низкий — в сегменте оборудования и недвижимости. Всего несколько компаний на Юге предоставляют услуги возвратного лизинга. Если автолизинг является наиболее развитым сегментом, то лизинг строительной техники и оборудования — наиболее перспективным. В ближайшие семь лет темпы роста строительства на Юге ожидаются выше российских показателей, что позволяет прогнозировать увеличение объемов лизинга строительной техники и оборудования и рост его доли в общем объеме рынка. Олимпийские стройки, создание игровой зоны «Азов-Сити», изношенность основных средств и активное развитие строительной индустрии на Юге формируют возрастающий спрос на лизинг строительной техники и оборудования. Таким образом, в ближайшие годы этот сегмент рынка лизинга может выйти на первое место по темпам прироста нового бизнеса.
Финансовые менеджеры,
работающие в строительных компаниях, среди преимуществ, выгодно
отличающих лизинг от кредита,
выделяют, во-первых, то, что
традиционный кредитный договор не учитывает специфику деятельности
компании, а именно сезонность
характера выполнения работ.
Таблица 1. Рейтинг лизинговых компаний, работающих в ЮФО, в 2007 г.
Место Наименование компании Объем нового бизнеса в 2007 г., млн руб- Текущий портфель на 01.01.08, млн руб. Количество заключенных сделок в 2007 г., шт.
1 Лизинговая компания «Уралсиб» 3314,7 н/д н/д
2 ГК КБ «Центр-инвест» и «Центр-Лизинг» 2339,85 2453,2 678
3 Европлан 2291,9 1751,9 1952
4 ГК «Муниципальная инвестиционная компания» и Инко-АМД 2259,8 2943,8 452
5 Райффайзен-Лизинг 1759,2 1943,6 62
6 РК «Номос-Лизинг» 1445,01 1228,31 385
7 САЯСАББ 1417,45 659 1468
8 ГЛАВЛИЗИНГ 1312,22 1393,23 90
9 Элемент Лизинг 1109,7 н/д н/д
10 Авангард-Лизинг 1010,1 1251,7 11
Договор же лизинга предус-
матривает возможность построения гибкого графика платежей
в соответствии с сезонностью. Во-
вторых, финансовая аренда позволяет использовать экономические
преимущества при пополнении
и обновлении основных фондов, а это: сохранение собственных оборотных
средств, использование ускоренной амортизации, включение в состав расходов полной суммы лизинговых платежей. Следовательно, лизинг
становится одним из наиболее
привлекательных инструментов для развития бизнеса строительных
компаний. Именно лизинг позволяет эффективно решать проблему
повышения технического уровня возводимых комплексов при
ограниченном финансировании
в условиях нарастающей конкуренции между строительными фирмами12.
По оценкам лизинговых
компаний, вследствие резкого
усложнения доступа предприятий к
12
www.expert.ru.
прямому банковскому кредитованию их заинтересованность в лизинге оборудования повысилась. Ввиду ограниченности источников
финансирования лизинговые компании отбирают клиентов с более устойчивым финансовым положением, хорошими показателями деятельности и наиболее низким уровнем финансового риска. Другая причина замедления темпов роста — нехватка средств у потенциальных лизингополучателей, которая привела к сокращению объемов их инвестиционных программ, а следовательно, и масштабов
лизинговых проектов.
Сменился лидер лизингового рынка и среди предприятий. Лизинговая компания «Уралсиб» в 3 раза увеличила свою долю на рынке по сравнению с первым полугодием 2007 года и переместилась с 10-го на 1-е место в рейтинге. В ряду ведущих участников рынка значительно продвинулись и два других предприятия, работающие с высоколиквидным оборудованием, — Европлан и Интерлизинг.
Компания «Европлан» по итогам первого полугодия 2008 года заняла 4-е место, поднявшись на семь позиций. Значительные успехи были
обусловлены нацеленностью на интенсивное развитие за счет предложения конкурентоспособных услуг, повышения уровня квалификации всех функциональных подразделений, вложений в автоматизацию технологий.
Группа компаний «Интерлизинг» поднялась в рейтинге на шесть позиций (до 10-го места). Такой результат был достигнут благодаря активной
экспансии в регионы и постоянной
работе по налаживанию стратегических отношений с производителями и поставщиками строительного
оборудования. Продвижение лизинговых компании в регионы, активно начавшееся в 2007 году, продолжалось до середины 2008 года. За этот период участниками рынка было открыто более 40 новых филиалов. Начало
полноценной работы многих открытых филиалов значительно изменило
территориальное распределе-ние нового бизнеса. Доля Москвы в объеме новых сделок снизилась до 26 % по сравнению с 38,4 % в первой половине 2007 года.
В настоящее время структура рынка по видам предметов лизинга — это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для лизинговых инвесторов (за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние
государственного лизинга). Первые места стабильно занимают
автотранспорт и железнодорожный подвижной состав. Это наиболее ликвидные активы — в сумме на них приходится половина всех лизинговых сделок.
Преимущественно все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного
состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям бизнеса в этих сегментах они успешно конкурируют с российскими
компаниями.
Российские лизинговые
компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, вынуждены реализовывать другие свои преимущества: понимание местной специфики, видение
перспективных направлений,
способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными.
Сегменты, имеющие наибольший рыночный потен-
циал, представлены лизингом строительной и дорожностроительной техники, лизингом сельскохозяйственной
техники, лизингом пищевого, машиностроительного и технологического, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлознобумажного, лесозаготовительного
оборудования. Потенциал этих сегментов также обусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования в большинстве из названных сегментов. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.
Помимо этого следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это сегмент лизинга зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития данных сегментов лизинга в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до десяти и
более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимой законодательной базы и неопределенное положение в государственной стратегии развития некоторых из этих отраслей.
Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает невысокую долю на рынке лизинга — около 1,6 %, в то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17 % рынка.
Основным сдерживающим
фактором для российских
лизингодателей на данный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему
законодательству не могут выступать объектом лизинга, что осложняет привлечение финансирования в такие сделки.
Подобные проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, «лизинг инфраструктуры» и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США составляет до 1 млрд долл. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен недостаточно широко. Систематически такие сделки
осуществляет лишь Росагролизинг, передающий в лизинг
животноводческие комплексы в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», и компания «Авангард Лизинг», построившая несколько
заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки
эпизодически, например компанией
«Росдорлизинг» в 2006 году был построен асфальтобетонный завод13.
13 Кашхин В. В. Российский рынок лизинга: тенденции и перспективы // Деньги и кредит. —
Мировой опыт свидетельствует о том, что для большинства стран, инвестирующих средства за рубеж, экспорт капитала оказывает
благотворное влияние на их экономическое развитие. Одним из способов такого экспорта является предоставление в лизинг основных средств производства. Для стран-реципиентов, то есть для стран, принимающих инвестиции, на наш взгляд, также существуют объективные выгоды: создаются новые рабочие
места, происходит оживление деловой активности, увеличиваются объемы продукции, произведенной на полученных в лизинг основных средствах производства. В результате происходит насыщение национального рынка, удовлетворение имеющегося спроса, снижение темпов инфляции, так как изготовленные изделия могут реализовываться по ценам ниже установленных на импортируемые товары. Кроме того, местные компании в целях повышения уровня технической культуры своего производства до соответствующих норм и показателей вынуждены принимать необходимые для этого меры, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом развития производства их стран14. В связи с этим происходит развитие международного лизинга, который, несмотря на вышеперечисленные преимущества, характеризуется
наличием дополнительных рисков для лизинговой компании. В первую очередь, следует принимать во внимание политические риски. Однако, помимо риска экспроприации вследствие изменения политической власти, существует целый ряд других рисков, требующих не меньшего внимания при организации сделки.
2008. — № 6. — С. 70.
14 Леонова М. С. Некоторые вопросы бизнес-планирования и регулирования лизинговых сделок // Лизинг. — 2008. — № 4. — С. 33.
В России международный лизинг осуществляется в форме импортного и экспортного лизинга. Улучшению условий для развития международного лизинга способствует реализация письма Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.95 № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное
освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов15.
Таким образом, лизинг, будучи долгосрочным заемным источником финансирования, является составной частью стратегического финансового менеджмента, использование которого позволит провести обновление основных производственных фондов предприятия, а также даст дополнительные возможности для повышения эффективности управления финансами коммерческого
предприятия. Наличие большого количества лизинговых компаний и продуктов, предлагаемых на рынке лизинговых услуг, позволит
финансовому менеджеру сделать выбор наиболее подходящей для компании стратегии финансирования.
Финансовый лизинг дает возможность предприятиям получить необходимое оборудование и приобрести его в собственность в течение определенного периода времени без отвлечения дополнительных финансовых ресурсов.
По нашему мнению, лизинг должен стать одним из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в рыночной экономике, а именно в таких направлениях, как: сельскохозяйственная техника, племенная
продукция, авиация, авто- и
15 Марушак И. И. Преимущества лизинга // Лизинг. — 2008. — № 11. — С. 11.
железнодорожный транспорт. Из числа наиболее крупных универсальных компаний можно выделить Райффайзен Лизинг и Европлан, а также несколько специализированных компаний при поставщиках (Скания Лизинг, Вольво Финанс Групп, Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили).
Анализ российской лизинговой отрасли демонстрирует высокий потенциал России на общеевропейском лизинговом рынке. В связи с тем, что российский рынок лизинга пока еще далек от насыщения, в ближайшей перспективе ожидается появление на рынке новых игроков из числа западных лизинговых компаний и
инвестиционных банковских групп. Все это еще более усилит конкуренцию в борьбе за крупных корпоративных клиентов и на розничном рынке лизинговых услуг. Тем не менее интеграция российского рынка в европейский становится все более очевидной.
За последнее десятилетие лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной
политики многих государств. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста макроэкономических показателей. Это объясняется тем, что насыщенность и разветвленность лизинговых операций является свидетельством развитости экономических отношений в
государстве. В нашей стране, где большинство предприятий остро нуждается в обновлении основных фондов, в техническом вооружении и перевооружении действующих
производственных мощностей,
внедрении конкурентоспособной
техники, техники новых поколений, лизинг должен получить самое широкое распространение, поскольку внедрение новых технологий возможно только на современном оборудовании.
Библиографический список
1.Федеральный закон РФ от 29.10.98
№ 164-ФЗ «О финансовой аренде
(лизинге)» в ред. изм. от 26.07.06 // СПС «Консультант Плюс».
2.Газман, В. Стоимость лизинговых
услуг уменьшается/ В.Газман// Лизинг. — 2007. — № 1. — С. 40-44.
3.Газман, В. У российского лизинга
один путь: вперед и вверх / В. Газман // Лизинг. — 2007. — № 9. — С. 20-23.
4.Кашхин, В. В. Российский рынок
лизинга: тенденции и перспективы /
B.Газман// Деньги и кредит.— 2008. — № 6. — С. 58-72.
5.Леонова, М. С. Некоторые вопросы
бизнес-планирования и регулирования лизинговых сделок / М. С. Леонова // Лизинг. — 2008. — № 4. — С. 33-40.
6.Марушак, И. И. Преимущества
лизинга// Лизинг. — 2008. — № 11. —
C. 8-12.
7.Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга // Деньги и кредит. — 2008. — № 5. — С. 43-48.
8.Романовский, Р. Ю. Рейтинговое
агентство «Эксперт РА». Российский рынок лизинга в условиях кризиса ликвидности/ Р. Ю. Романовский, П,-А. Самиев // Аудитор. — 2008. —
№9.— С. 36-43.
9.www.expert.ru.
10. www.premier, gov.ru.
)8
Bibliographic list
1.Federal law of RF from 29.10.98 № 164-FL «About financial lease (leasing)» in red. 26.07.06 // SPS «Consultant Plus».
2.Gazman, V. Value decreasing of leasing services / V. Gazman // Leasing. —
2007. — Jan. — P. 40-44.
3.Gazman, V. Russian leasing has the only
way: forward and up/ V. Gazman//
Leasing. — 2007. — № 9. — P. 20-23.
4.Kashhin, V. V. Russian leasing market:
tendencies and perspectives /
V. V. Kashhin // Money and credit. —
2008. — № 6. — P. 58-72.
5.Leonova, M. S. Some aspects of business-planning and leasing operations regulation/ M.S. Leonova// Leasing.— 2008. — № 4. —P. 33-40.
6.Marushak, 1.1. Leasing profits /
1.1. Marushak // Leasing. — 2008. —
№ 11. — P. 8-12.
7. Some aspects of Russian leasing market development // Money and credit. — 2008. — № 5. — P. 43-48.
8.Romanovskiy, R. U. Rating agency
«Expert RA». Russian leasing market in liquidity crisis conditions /
R. U. Romanovskiy, P.-A. Samiev //
Auditor. — 2008. — № 9. — P. 36-43.
9.www.expert.ru.
10.www.premier.gov.ru.