© Котляров И.Д.,
к.э.н., доцент
каф. «Менеджмент и маркетинг», Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования Эл. почта: [email protected]
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОКРЕДИТНЫХ УСЛУГ
Анализ экономической, финансовокредитной и организационной сущности лизинга, факторинга и форфейтинга показывает наличие аутсорсинговой составляющей у этих видов финансовокредитных услуг. Выполнен сравнительный анализ этих видов услуг. Проанализированы их эволюция в кризисный и по-сткризисный периоды (2008-2009 гг.).
Ключевые слова: финансово-кредитные услуги, лизинг, факторинг, форфейтинг, аутсорсинг, банковский кредит, коммерческий кредит, смешанный кредит, кризис
ВВЕДЕНИЕ
Эволюция предпринимательства повлекла за собой формирование у хозяйствующих субъектов потребности в адаптированных к их специфике продуктах. Стандартизированные товары и услуги, массово предлагающиеся поставщиками на рынке, перестали устраивать предпринимателей, стремящихся обеспечить себе более удобные условия деятельности. Эта тенденция коснулась и финансовых услуг У фирм возникла потребность в более
гибких, по сравнению с традиционным банковским кредитом, формах финансирования. Ответом на эту потребность стало возникновение таких финансовокредитных услуг, как лизинг, факторинг и форфейтинг.
Тем не менее, активное внедрение этих инструментов в повседневную практику пока не повлекло за собой столь же интенсивного осмысления их сущности. Безусловно, на сегодняшний день есть ряд пособий, посвященных их эффективному использованию, кроме того, по проблематике этих услуг регулярно ведутся и успешно защищаются диссертационные исследования как кандидатского, так и докторского уровня. Однако все эти работы имеют ярко выраженный практический характер [2, 3, 5, 6] и призваны, в конечном счете, помочь либо фирмам в эффективном применении этих инструментов в своей хозяйственной деятельности, либо специализированным финансовым структурам — в активном продвижении соответствующих услуг. Анализа сущности этих принципиально новых форм финансового предпринимательства как экономических феноменов данные работы не содержат.
В предлагаемой статье делается попытка заполнить этот пробел и описать сущность лизинга, факторинга и форфейтинга с двух точек зрения: финансовокредитной и экономико-организационной.
Следует оговориться, что в специализированной литературе различают два вида лизинга: финансовый и операционный. При финансовом лизинге объект лизинга становится (по окончании действия договора) собственностью лизингополу-чателся, тогда как при операционном он возвращается лизингодателю. В данной статье под термином «лизинг» имеется в виду исключительно финансовый лизинг ГЕНЕЗИС ЛИЗИНГА, ФАКТОРИНГА И ФОРФЕЙТИНГА
Очевидно, что возникнуть и успешно развиваться эти новые виды финансовых услуг могли только при соблюдении двух условий:
- наличии спроса на них со стороны фирм;
- наличии заинтересованности поставщиков капитала в их оказании (за счет их меньшей рискованности и/или большей доходности по сравнению с традиционным банковским кредитом).
Ниже будет показано, что оба эти условия выполняются.
Спрос на данные услуги со стороны фирм объясняется тем, что поставщика и покупателя какого-либо товара отличает диаметрально противоположный подход к срокам оплаты за поставленный товар. Поставщик стремится получить платеж в полном объеме как можно раньше (в идеале — не позднее момента оплаты им своим собственным поставщикам стоимости товаров, необходимых для выполнения заказа) и желательно не позднее момента отгрузки (чтобы не нести риск неплатежа). В свою очередь покупатель заинтересован в отсрочке платежа до того момента, пока он сам не получит выручку от коммерческого использования купленного им у поставщика товара (т. е. перепродаст его или изготовленную на его основе продукцию своим собственным клиентам и получит от них полную оплату). Удовлетворение пожеланий контрагента (т. е. предоставление поставщиком отсрочки платежа покупателю или внесение покупателем поставщику полной предоплаты) связано для стороны, пошедшей на уступку, с изъятием собственных средств из оборота. Разумеется, каждый из участ-
ников сделки желает избежать этого, а зачастую лишен возможности совершить такое изъятие по причине недостаточности средств. В этом случае может быть выбран один из трех основных вариантов привлечения внешнего финансирования:
1. Банковский кредит в форме кредитования покупателя (который получает в банке недостающую для совершения покупки сумму).
2. Коммерческий кредит — сводится в конечном счете к отсрочке платежа за поставленный товар.
3. Смешанный кредит (малоизученный, но очень интересный, с теоретической точки зрения, способ финансирования) — экзотический по сути, но достаточно распространенный в современных условиях рынка покупателей вариант, когда у продавца отсутствует возможность предоставить коммерческий кредит из собственных средств, а покупатель по каким-либо причинам не может ни самостоятельно оплатить поставку, ни обратиться за кредитом в банк. В этом случае в банк за кредитом обращается продавец и за счет полученных средств предоставляет покупателю коммерческий кредит. Эта форма кредитования, как легко убедиться, представляет собой преобразование банковского кредита в коммерческий, совершаемое продавцом в интересах покупателя.
Каждый из этих способов кредитования обладает существенными недостатками, приведенными в табл. 1.
Таблица. 1. Недостатки разных форм кредитования для участников сделки и для банка
Банковский кредит покупателю Коммерческий кредит Смешанный кредит
1 2 3 4
Неудобство для поставщика Длительный срок ожидания оплаты из-за длительности процедуры получения кредита - Поставщик вынужден изымать собственные средства из оборота, что угрожает его финансовой стабильности; - Выполнение непрофильной функции (предоставление кредита) вынуждает его отвлекать организационные - Вынужден оплачивать банку использование его финансовых ресурсов, что снижает рентабельность сделки; - График платежей по банковскому кредиту никак не привязан к графику поступления платежей в счет поставки от покупателя. Поставщик вынужден платить банку задолго до оплаты купленного товара, что еще больше снижает его рентабельность и приводит к изъятиям сумм платежей по кредитам из оборотных
Окончание табл. 1
1 2 3 4
и людские ресурсы и замораживать собственные средства средств; - Длительные сроки оформления; - В случае неисполнения дополнительных требований заемщику может быть отказано в кредите, а если он уже был предоставлен, то банк может потребовать досрочно погасить его (например, по причине недостаточности залога), даже если заемщик вовремя и добросовестно вносит все платежи по кредиту
Неудобство для покупателя - Длительные сроки оформления; - В случае неисполнения дополнительных требований заемщику может быть отказано в кредите, а если он уже был предоставлен, то банк может потребовать досрочно погасить его (например, по причине недостаточности залога), даже если заемщик вовремя и добросовестно вносит все платежи по кредиту; - своем решении о предоставлении кредита и о его условиях банк отталкивается от своего внутреннего регламента, а не от потребностей заемщика. Иными словами, заемщик должен своевременно вносить платежи по кредиту независимо от того, получена ли прибыль от использования того товара, на приобретение которого был получен кредит - Длительные сроки оформления кредита и, как следствие, ожидания подтверждения и оплаты заказа
Неудобство для банка Высокий риск банка из-за отсутствия контроля над направлением использования кредита. Банк стремится снизить эти риски путем длительной и тщательной проверки финансового положения заемщика, требования перевести к себе расчетный счет и обеспечить минимальный гарантированный ежемесячный оборот по нему, а также требования предоставить дополнительное обеспечение (залог) Банк не участвует в финансировании сделки и не может получить прибыль от оказания соответствующих услуг Хотя это явно в договоре кредитования не указывается, банк принимает на себя двойные риски (поскольку оплата по кредиту зависит не только от добросовестности заемщика, но и от своевременности исполнения обязательств покупателя перед поставщиком). В этой форме кредитования фактическим получателем кредита выступает покупатель, а не номинальный заемщик
Таким образом, традиционные формы кредитования оказываются неудобными как для банка, так и для продавца и покупателя. Проанализируем интересы каждого из этих субъектов хозяйственной деятельности в случае каждого из описанных выше видов кредитования.
1. Банковское кредитование покупателя:
Пожелания банка: гарантия целевого использования предоставленного кредита и залог приобретаемого товара. В
идеале — чтобы обеспечить свои интересы и минимизировать риск — банк предпочел бы, чтобы приобретаемое заемщиком оборудование или ТМСО до момента полного погашения кредита находилось бы у банка в залоге, а еще лучше — в собственности (это, с одной стороны, позволило бы банку немедленно перепродать данное оборудование или ТМСО другому предприятию в случае срыва графика кредитных платежей, а с другой — дисциплинировало бы заемщика,
который в случае просрочки рисковал бы лишиться нужных ему активов). Однако суть деятельности банка — продажа денежных средств, а не владение основными производственными фондами, и тем более сырьем и комплектующими, и не их покупка;
Пожелания покупателя:
• простота оформления кредита;
• отсутствие дополнительного обеспечения (кроме залога самого приобретаемого товара);
• привязка графика платежей по кредиту к графику поступления доходов от перепродажи товара;
• в случае ТМСО — отсутствие регулярных платежей и единовременное погашение кредита в конце срока его предоставления;
• максимально низкая ставка кредита (для поддержания рентабельности бизнеса);
2. Коммерческое кредитование покупателя поставщиком:
Пожелание банка: участие в осуществлении кредитования с целью получения дохода;
Пожелание поставщика: скорейшее получение полной суммы платы за поставку.
Вариантом, позволяющим удовлетворить пожелания как поставщика, так и банка, может стать переуступка с дисконтом задолженности покупателя перед продавцом банку, однако для банка такая сделка связана с необходимостью тщательной проверки не своего клиента (поставщика), а сторонней организации (покупателя), что в ряде случаев технически сложно сделать и не соответствует профилю деятельности банка;
3. Смешанное кредитование:
Пожелания поставщика:
• простота и быстрота получения кредита;
• отсутствие требования дополнительного обеспечения;
• привязка платежей по кредиту к графику поступления платежей от покупателя.
Пожелание покупателя: простота и быстрота получения кредита поставщиком (во избежание задержек с отгрузкой товара);
Пожелание банка: защита от
двойного риска неплатежа или его компенсация (например, за счет более высокой процентной ставки по кредиту).
Все вышеперечисленное означает, что банк в силу своей специализации и организационных особенностей не может обеспечить достижения ни одной из задач, нужных ни ему (владение объектом сделки при кредитовании покупателя), ни поставщику (проверка добросовестности покупателя при коммерческом кредитовании и выкуп его задолженности с дисконтом при коммерческом кредитовании и увязка графика платежей по банковскому и коммерческому кредитам при смешанном кредитовании), ни покупателю (увязка графика платежей по кредиту с предпочтениями покупателя при банковском кредитовании). Однако потребность в решении этих задач есть, и есть готовность фирм оплачивать более высокую стоимость финансово-кредитных услуг в том случае, если они лучше соответствуют их потребностям.
Эта готовность хорошо сочетается с заинтересованностью банков в повышении рентабельности своей деятельности, а за предоставление перечисленных выше услуг они вполне могли бы взимать комиссию (поскольку эти услуги являются для банка непрофильными и должны по этой причине оказываться за отдельную плату).
Из перечисленных выше наблюдений естественным образом вытекает необходимость в появлении специализирующихся на оказании данных непрофильных услуг независимых финансовых организаций (включение этих услуг в свою линейку для банков нежелательно с организационной точки зрения), которые, однако, аффилированы с банками (для обеспечения доступа к финансовым ресурсам, необходимым для оказания таких услуг), и в возникновении новых форм
финансового предпринимательства (собственно и состоящих в предоставлении этих услуг):
1. Лизинг — приобретение на самостоятельно привлеченные средства основных фондов в интересах определенного пользователя у согласованного с этим пользователем поставщика и владение этим основными фондами до их полной оплаты пользователем (т. е. кредитование лизингополучателя). Интересно отметить, что, хотя право собственности на приобретаемые основные фонды служит в конечном счете для защиты интересов аффилированного с лизингодателем банка, никакой комиссии за это с банка не взимается — все затраты несет лизингополучатель [7].
2. Факторинг — выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлеченные средства у поставщика краткосрочных прав требования к покупателю (как правило, в форме счетов за поставку), возникших вследствие продажи ТМСО, и проверка платежеспособности покупателя. При этом покупатель расплачивается с фактором в сроки, оговоренные с поставщиком (т. е. пользуется отсрочкой платежа), и не выплачивает ему ничего сверх стоимости поставки (доход фактора складывается исключительно из дисконта) [3].
3. Форфейтинг — выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлеченные средства среднесрочных долговых обязательств (векселей и тратт) покупателя перед поставщиком дорогостоящего оборудования, и проверка платежеспособности покупателя. Как и в случае с факторингом, никаких дополнительных выплат с покупателя не взимается. Сроки выплат форфейтинговой компании совпадают со сроками, указанными в долговых обязательствах [2].
ФИНАНСОВОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ФИНАНСОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Из приведенного выше описания лизинга, факторинга и форфейтинга явствует, что функции финансовых организаций, занимающихся оказанием этих услуг,
радикально отличаются от функций банков. Банк, предоставив заемщику кредит, не контролирует его использование, и речь идет о двух независимых, не связанных друг с другом сделках:
1. Банк кредитует заемщика (покупателя при банковском кредитовании, поставщика при смешанном).
2. Заемщик либо приобретает товар у поставщика (при банковском кредитовании покупателя), либо предоставляет покупателю коммерческий кредит (при смешанном кредитовании).
При новых формах финансового предпринимательства оказывающая соответствующие услуги финансовая структура становится полноправным участником сделки между поставщиком и покупателем: при лизинге лизингодатель приобретает объект лизинга у поставщика, а при факторинге и форфейтинге фактор и форфейтинговая компания взыскивают сумму задолженности не со своего клиента (поставщика), а с покупателя, и принимают на себя риск неоплаты. Таким образом, на смену двум независимым двусторонним сделкам приходит одна трехсторонняя сделка «поставщик-финан-совая структура-покупатель», в которой финансовые взаимоотношения между поставщиком и покупателем осуществляются не напрямую, а через посредничество финансовой структуры. Такую форму финансирования сделки можно назвать посреднической. Задача финансового посредника — согласовать интересы поставщика и покупателя, у которых отсутствуют собственные свободные финансовые ресурсы и по каким-либо причинам нет возможности обратиться за традиционным банковским кредитом. Именно такова организационная сущность этих форм ведения бизнеса — согласование финансовых интересов поставщика и покупателя через посредничество специализированной финансовой организации.
Рассмотрим подробнее все три перечисленных выше инструмента ведения бизнеса.
В случае лизинга лизингодатель [7] привлекает заемные ресурсы для приоб-
ретения нужного лизингополучателю оборудования. Затем в течение срока действия договора лизинга лизингополучатель поэтапно возмещает лизингодателю его затраты с возможным последующим переходом оборудования в собственность лизингополучателя (или, точнее, поэтапно возмещает лизингодателю заранее оговоренную долю от стоимости оборудования, после чего оно по остаточной стоимости либо переходит к лизингополучателю, либо остается в распоряжении лизингодателя). Легко убедиться, что возмещение этой доли происходит на условиях коммерческого кредита.
При факторинге и форфейтинге [2, 3] финансовая компания привлекает заемные (банковские) средства для выкупа у поставщика обязательств покупателя перед ним. Впоследствии поставщик расплачивается с финансовой компанией. По сути дела, поставщик переуступает финансовой компании права требования по предоставленному покупателю коммерческому кредиту.
Итак, при использовании всех трех новых форм финансового предпринимательства финансовая компания сначала на условиях банковского кредитования привлекает денежные средства для финансирования единовременной выплаты поставщику стоимости проданного товара, а затем получает в счет компенсации своих затрат выплаты от покупателя (в случае лизинга — предоставляют лизингополучателю коммерческий кредит, в случае факторинга и форфейтинга — получают в отношении покупателя права требования по коммерческому кредиту). Это позволяет сделать вывод о том, что перечисленные формы финансового предпринимательства представляют собой преобразование финансовым посредником банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя. Именно такова, на наш взгляд, финансовокредитная сущность лизинга, факторинга и форфейтинга. Важным отличием лизинга от факторинга и форфейтинга является то, что он предполагает, что владеет объ-
ектом сделки лизингодатель, тогда как при факторинге и форфейтинге права собственности на объект сделки переходят к покупателю.
Отметим, что в лизинге часто отмечают наличие черт банковского кредита и продажи в рассрочку. Предложенное выше определение лизинга позволяет примирить две эти характеристики.
Что же касается экономической сущности этих явлений, то отметим следующее:
1. При лизинге лизингодатель аккумулирует в интересах лизингополучателя, но по своему усмотрению и из своих источников, средства для оплаты покупки нужного лизингополучателю оборудования, а затем владеет объектом лизинга в течение всего срока действия договора. За свои услуги лизингодатель получает от лизингополучателя плату в виде комиссионных, включаемых в лизинговые платежи. Таким образом, лизингополучатель передает лизингодателю функции финансирования покупки объекта лизинга и владения им, т. е. лизингодатель сначала привлекает в интересах лизингополучателя капитал в денежной форме, а затем предоставляет ему в пользование капитал в физической форме (оборудование);
2. При факторинге и форфейтинге финансовая структура аккумулирует заемный капитал в интересах поставщика для единовременной оплаты стоимости продаваемого покупателю товара. За эту услугу финансовая структура получает от поставщика плату в виде дисконта от стоимости переданных ему прав требования. Таким образом, поставщик передает финансовой структуре функцию взимания платежа за поставленый товар с покупателя (и, шире, функцию финансовых отношений с покупателем, так как финансовая структура должна провести проверку его платежеспособности и т. д.).
Все вышесказанное позволяет утверждать, что в случае лизинга, факторинга и форфейтинга мы имеем дело с аутсорсингом капитала. При лизинге речь идет об аутсорсинге капитала в денежной
и физической форме в интересах лизингополучателя (покупателя), а при факторинге и форфейтинге — об аутсорсинге капитала в денежной форме в интересах поставщика. Речь идет не о кредите или займе, а именно об аутсорсинге капитала, так как отношения оператора (соответственно лизингодателя, фактора и форфейтинговой компании) и заказчика (лизингополучателя при лизинге, поставщика при факторинге и форфейтинге) удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аутсорсингу [1, 4, 6]. В частности, характеристики услуги (сумма сделки, размеры и график платежей, в случае лизинга — объект сделки) полностью адаптированы под требования заказчика, а не являются стандартизированными, а в течение пе-
риода действия договора оператор фактически выступает внешним независимым подразделением заказчика, полностью беря на себя соответствующую функцию (при лизинге — покупку и владение объектом лизинга, при факторинге и форфейтинге — финансовые отношения с покупателями).
Сделанные утверждения могут быть систематизированы в виде табл. 1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЗИНГА, ФАКТОРИНГА И ФОРФЕЙТИНГА Основные характеристики изучаемых форм финансового предпринимательства могут быть представлены в виде табл. 2.
Таблица. 1. Содержание лизинга, факторинга и форфейтинга
Лизинг Факторинг Форфейтинг
Организационная сущность Посредническое финансирование (купли/продажи основных фондов) Посредническое финансирование (купли/продажи товаров с малым сроком оборачиваемости) Посредническое финансирование (купли/продажи дорогостоящих и уникальных основных фондов)
Финансовокредитная сущность Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах лизингодателя и поставщика с получением прав собственности на объект лизинга Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя
Экономическая сущность Аутсорсинг капитала в физической и денежной форме в интересах лизингополучателя Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика
Таблица 2. Характеристики новых форм финансового предпринимательства
Характеристика Лизинг Факторинг Форфейтинг
Продолжительность финансирования Средне- и долгосрочное Краткосрочное Средне- и долгосрочное
Объект сделки Основные фонды Дебиторская задолженность Долговые обязательства покупателя
Товар, покупаемый в ходе сделки Основные фонды Товары с малым сроком оборачиваемости Основные фонды (дорогостоящие или уникальные)
Цель привлечения финансирования Приобретение основных фондов лизингополучателем Пополнение оборотных средств поставщика Пополнение оборотных средств поставщика
Оператор (организация финансирующая сделку) Лизингодатель Фактор Форфейтинговая компания
Гарантии оператора Право собственности на объект лизинга Возможность регресса на поставщика Природой сделки не предусмотрены; могут привлекаться банковские гарантии и поручительства [2]
Число сторон в сделке Три (поставщик, лизингодатель, лизингополучатель) Три (поставщик, фактор, покупатель) Три (поставщик, форфейтинговая компания, покупатель)
Сторона, оплачивающая услуги оператора Лизингополучатель Поставщик Поставщик
Возможность регресса на поставщика Невозможен (противоречит самой природе сделки, так как право собственности на объект лизинга переходит к оператору) Возможен (но необязателен) Запрещен
Отметим, что у этих трех форм финансового предпринимательства можно выявить и другие характеристики, однако здесь приведены только основные. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ФИНАНСОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Эволюция анализируемых форм финансового предпринимательства заключается в изменении формата оказываемых услуг в силу необходимости их адаптации к изменившейся в период кризиса ситуации. Это в первую очередь касается лизинга и факторинга (форфейтинг пока является в России достаточно экзотическим продуктом).
Интересно отметить, что торможение российского рынка лизинга и факторинга, имевшее место в ходе экономического кризиса 2008-2009 гг., было обусловлено не только ростом просрочки платежей. Рост стоимости кредитов, связанный с увеличением кредитных рисков банков, вынудил лизингодателей и факторов повышать стоимость своих услуг, что оттолкнуло от них их традиционных клиентов. В свою очередь нежелание поставщиков товаров массового спроса предоставлять в условиях кризиса своим традиционным клиентам отсрочку платежа (из-за усиления потребности в ликвидности) во многом подкосило факторинговый бизнес.
Прежде всего, следует указать на изменение клиентской аудитории лизингодателей и факторов. Если до кризиса в качестве лизингополучателей выступали предприятия, нуждавшиеся в обновлении своих основных фондов, а поставщиками были производители соответствующего оборудования, то кризис привел к резкой нехватке наличных средств у потенциальных лизингополучателей и к их отказу от приобретения новой техники. В этой ситуации основной причиной, позволившей лизинговым компаниям заключать в течение 2009 г. новые сделки, стало использование возвратного лизинга: фирма-собственник и пользователь оборудова-
ния переуступает его лизингововой компании, а затем берет его у нее в лизинг. Благодаря этой модели лизингополучатели получили возможность частично закрыть свою потребность в финансовых средствах, а лизингодатели смогли отчасти нивелировать падение продаж своих услуг.
Аналогичная тенденция характерна и для рынка факторинга. Классическим клиентом факторов являются поставщики товаров массового потребления с быстрым сроком оборачиваемости. Однако в условиях кризиса эти компании стали отказываться от поставки своих товаров в кредит во избежание риска неплатежа и с целью немедленного получения средств за поставленную продукцию (из-за усиления потребности в ликвидности). По этой причине факторинговые компании оказались вынуждены переориентироваться на других потребителей, а именно — на крупные сетевые розничные компании, нуждающиеся в отсрочке платежей. Предложенная им факторами услуга носит название закупочного факторинга. При ее использовании поставщик получает полную стоимость поставки (что выгодно отличает ее от традиционного факторинга), а выплата комиссии за услуги фактора осуществляется покупателем. Хотя эти условия менее привлекательны для покупателей, чем традиционный факторинг, они позволяют им получить необходимую для них в условиях кризиса отсрочку платежа. Таким образом, покупатели избегают замораживания денежных средств, а факторы получают возможность продолжать вести свою деятельность.
Кроме того, распространение получают финансовые продукты с более низкой стоимостью (что соответствует ориентации заказчиков на снижение затрат), выполняющие сходные функции. К числу таких продуктов можно отнести инвойс-дискаунтинг, при котором банк возмещает поставщику общий размер дебиторской задолженности (а не по каждой отдельной поставке, как при «классическом» факто-
ринге), но при этом не берет на себя функции проверки платежеспособности покупателя, взыскания задолженности и т. д. — эти функции поставщик выполняет самостоятельно, что и обусловливает более низкую стоимость данной услуги. Отметим, что эта форма финансирования поставщика, будучи внешне схожей с факторингом, радикально от нее отличается по содержанию и в определенной степени представляет собой шаг назад по уровню обслуживания поставщиков.
Подводя итог, можно констатировать, что основными тенденциями развития компаний, специализирующихся на оказании современных финансовых услуг, являются переориентация на новый сегмент потребителей и включение в ассортимент более дешевых финансовых продуктов.
ВЫВОДЫ
По мнению автора, с теоретической точки зрения, особый интерес представляет выявление у проанализированных форм финансово-кредитных услуг (лизинг, факторинг и форфейтинг) аутсорсинговой составляющей.
Что же касается практического аспекта, то важным представляется вывод о том, что в каждой из соответствующих сделок задействованы не две, а три стороны — если в случае лизинга на это указывается однозначно (в том числе и в нормативных актах), то в случае факторинга и форфейтинга внимание на этом
не акцентируется, вследствие чего природа этих форм предпринимательства, как и обязательства участников сделки, окончательно не проясняются. На наш взгляд, этот вывод мог бы стать основой для дальнейшей разработки мер по регулированию соответствующих сделок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсор -
синг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. — М.:
ИНФРА-М, 2009. — 320 с.
2. Ачкасов А.И. Операции «а-форфэ». Общая характеристика и техника совершения. — М.: Издательство АО
«Консалтбанкир», 1994. — 48 с.
3. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А. Ю. Факторинг: Учеб. пособие. — М.: Маркет ДС, 2010. — 208 с.
4. Карашевич В.Е. От подряда к аутсорсингу — первые шаги // Инновации. — 2008. — №1(111). — С. 125-128.
5. Кирилловых А. А. Правовые основы лизинга: Учеб.-практ. пособие. —М.: Юстицинформ, 2009. — 112 с.
6. Кремлева Н.А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия // Организатор производства. — 2009. — №43. — С. 72-75.
7. Философова Т.Г. Лизинг. —
М.: Юнити-Дана, 2008. — 192 с.