УДК 377; 378
Морозова Виктория Сергеевна
Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского
viktoriamorozova@list.ru
РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
В статье раскрываются понятия «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательская компетентность», представлен исторический анализ развития феномена «предпринимательство» с XVI века по настоящее время в зарубежной и российской науке и практике, на основе которого выделены качества менеджера-предпринимателя.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, качества менеджера-предпри-нимателя.
С развитием общества меняются взгляды на жизнь, потребности общества, в соответствии с этим вносятся изменения в сферу производства и обслуживания, меняются технологии, а значит должны меняться и работники фирм, организаций, предприятий. Одним из требований современности, предъявляемых к квалифицированному менеджеру - руководителю, является сформированная у него предпринимательская компетентность, которая представляет собой совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности.
Ещё в середине XVI века начал появляться акционерный капитал, акционерные общества. В этот период появилась новая профессия - менеджер -руководитель, организатор крупного производства [6, с. 6]. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, постепенно расчленяются по специализированным направлениями. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Руководитель (менеджер) освобождается от многих функций и сосредотачивается на руководстве и организации производства.
Во французском языке существует такое слово как «entrepreneur», которое означает «предприниматель». Изначально именно понятие «антрепренер» («посредник») применялось для обозначения предпринимательства. Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли в Европе. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот давал ему свои товары для продажи.
В средние века термин «антрепренер» употреблялось в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных проектов. Руководитель такого проекта ничем не рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его реали-
зации, используя предоставленные ему ресурсы. Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица.
Понятие предпринимательского риска получает свое развитие в XVII веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Именно к этому периоду относится деятельность Джона Ло, основателя Королевского банка Франции и Мисси-сипской компании, получившей монополию на торговлю между Францией и долиной реки Миссисипи, которая в то время принадлежала французам.
Начало научных исследований предпринимательства связывают с именем французского экономиста шотландского происхождения Ричарда Кан-тильона (1680-1730 гг.). В 1725 г. Р. Кантильон разработал одну из первых концепций предпринимательства. Именно его считают отцом самого термина «предприниматель». В конце XVIII в., одним из первых он выдвинул признак (понятие) риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Предпринимательство, предприниматель были поставлены в центр рыночной системы хозяйства [2, с. 8].
Позже его идеи развивал И. Тюнен, немецкий экономист. Он характеризовал предпринимателя как «изобретателя и исследователя в своей области», как «претендента на остаточный (после компенсации издержек производства и выплаты налогов) рискованный и непредсказуемый доход», не всегда осуществляющего инновации [1, с. 72]. Наиболее полное продолжение теория риска находит в работах Ф. Найта (1885-1972 гг.), который проводит границу между категориями «риск» и «неопределенность», а под предпринимательским доходом понимает разницу между ожидаемой и реальной денежной выручкой фирмы [3, с. 26]. А. Смит (1723-1790 гг.) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) охарактеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Морозова В.С., 2012
ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Ж.Б. Сэй (1762-1832 гг.), который изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства в «Трактате политической экономии» (1803). Он писал: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности в область более высокой производительности и прибыльности» [4, с. 9]. По мере развития промышленного производства все более явственно проявляется различие между собственно предпринимателем и собственником капитала. Свой вклад в развитие понимания предпринимателя и предпринимательства вносят многие ученые-экономисты, среди которых можно назвать К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта. В XVIII веке появляются первые венчурные предприниматели - Эли Уитни и Томас Эдисон, которые, не имея собственных средств для воплощения своих изобретений, воспользовались привлечённым капиталом, и результаты такого рискового мероприятия мы можем оценить сейчас в полной мере.
В конце XIX - начале XX века предпринимателей нередко отождествляли с руководителями предприятий - менеджерами, и обращали внимание в основном на экономический аспект их деятельности: «Если дать краткое определение предпринимателя, то это человек, который организует предприятие и управляет им в целях личной выгоды. За сырье и материалы, потребленные в производственном процессе, за землю, за труд наемных работников и за привлеченный капитал он платит по текущим расценкам. Он вкладывает в дело свои собственные идеи, знания и навыки в области планирования, организации и управления предприятием. Он несет ответственность за возможные потери... Личный доход предпринимателя определяется как разность между доходами и издержками его предприятия».
Лишь на рубеже XIX-XX веков началось осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл первым добавил к упомянутым трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый - организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции [5, с. 11]. Новые экономические условия начала XX века, «великая депрессия» 1929-1933 гг. привели к тому, что с начала 30-х гг. на смену эпохе массового производства пришла эпоха сбыта, характеризующаяся быстрой диверсификацией продукции на базе активной борьбы за потребителя. Предпринимательство стало рассматриваться как важный фактор экономического роста. И здесь стоит упомянуть таких выдающихся ученых того времени как Й. Шумпетер, Д. Кларк, Ф. Хайек, П. Друкер и др.
В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. Задачей предпринимателей становится реформирование и революционизирование способа производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности. Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой части предпринимательства.
В России предпринимательство зародилось ещё в Киевской Руси - в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Коренная русская мысль отчетливо прослеживается в первом своде законов «Русская правда» (1072), документах русских князей, «Домострое» (XVIII в.). Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689-1725 гг.), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года: начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX века предпринимательство было массовым явлением в России. Предприниматель формировался как собственник. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершению двух революций -Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Некоторое оживление в предпринимательской деятельности внесла новая экономическая политика -НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 года был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года -Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [6, с. 7-8]. Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности возродили в России активную предпринимательскую деятельность.
Рассмотрев понятие «предпринимательство» через призму времени, обратимся к современным трактовкам этого явления. Для того чтобы наглядно проследить, как изменялось понимание этого явления во времени, представим различные его трактовки, взяв за основу таблицу, предложенную
Таблица 1
Развитие понятия «предпринимательство» в зарубежной и российской науке
Автор Определение
Ричард Кантильон предприниматель - это человек, действующий в условиях риска
Ж. Бодо предприниматель - лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием
Френсис Уокер следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям
Йозеф Шумпетер предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии
Дэвид Маклелланд предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска
Питер Друкер предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой
Альберто Шапиро предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу
Роберто Хизрич предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым
И. Тюнен характеризовал предпринимателя как «изобретателя и исследователя в своей области», как «претендента на остаточный (после компенсации издержек производства и выплаты налогов) рискованный и непредсказуемый доход», не всегда осуществляющего инновации
Фридрих фон Хайек сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности
Ж. Б. Сэй предприниматель - лицо, соединяющее и комбинирующее факторы производства с целью достижения максимального социальноэкономического эффекта
К. Маркс предприниматель - капиталист-эксплуататор
К. Веспер предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков
Гиффорд Пиншот интрапренер и антрепренер: интрапренер - это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера - предпринимателя, создающего новое предприятие
А. И. Муравьев под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций
«Энциклопедический словарь предпринимателя» предпринимательство (фр. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица
предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами
«Рыночное предпринимательство » предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли
предпринимательство ... является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой
ФЗ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Большая экономическая энциклопедия предпринимательство как особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства, в целях создания новых видов товаров и услуг (экономических благ)
А. В. Соболева предпринимательская деятельность, или предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность физических лиц или предприятия, направленная на производство товаров или оказание услуг с целью получения личного дохода или прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность
В. И. Видяпин предпринимательство - хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов
Л. И. Лукичев предпринимательство - способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска
Р. Хизрич и М. Питерс в работе «Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха» (табл. 1).
Из предложенной таблицы становится видно, что как бы ни звучало определение «предпринимательства», главное, суть этого во все времена оставалась одной: предпринимательство было, есть и будет сопряжено с риском, ответственностью, получением прибыли и, конечно же, новаторством.
Проведенный контент-анализа терминов «предпринимательство» и «предприниматель» позволил выделить наиболее характерные черты предпринимательства, которые раскрывают его сущность и предложить обобщенные определения предпринимателя и предпринимательства:
Предприниматель - новатор, способный брать на себя ответственность и осуществлять инициативную самостоятельную деятельность в условиях риска с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды и общественной пользы.
Предпринимательская деятельность, предпринимательство - самостоятельная, инициативная хозяйственная деятельность по производству товаров или услуг, основанная на использовании инноваций и сочетании личной выгоды предпринимателя и общественной пользы с целью получения прибыли, осуществляемая в условиях неопределенности (риска).
Исходя из исторического анализа терминов и предложенных определений предпринимателя и предпринимательства можно выделить такие качества менеджера-предпринимателя как, способность действовать в условиях риска, способность
эффективно организовать деятельность (работу) фирмы, способность управлять организацией как системой, умение эффективно организовывать экономические потоки как внутри организации, так и вне неё, способность к интеграции различных законных способов получения прибыли, способность получать прибыль и распределять прибыль, способность объективно изучать и выявлять потребности общества, умение работать с инновационными проектами и новшествами, способность качественно организовать инновационную деятельность, умение строить целенаправленный процесс переговоров, способность организовать сотрудничество с другими предприятиями с выгодой для своего дела, умение предлагать свою продукцию.
Библиографический список
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 1999. - 640 с.
2. Компас молодого предпринимателя / С.Д. Ахапкин, П.В. Забелин, В.Г. Федцов. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. - 246 с.
3. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
4. Предпринимательское право / под ред. Е.П. Губина. - М.: Юристъ, 2005. - 1001 с.
5. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - СПб.: Лань, 2001. -696 с.
6. Предпринимательство / под ред. В.Я. Горфин-геля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с.