Научная статья на тему 'Развитие фармацевтического образования Нижегородской области в историческом аспекте'

Развитие фармацевтического образования Нижегородской области в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
771
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АПТЕКАРСКИЙ ПОМОЩНИК / КОЛЛЕКТИВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ПРОВИЗОРОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / TEACHERS' BOARD / STUDENTS' SOCIALIZATION / PHARMACEUTICAL EDUCATION / PHARMACY ASSISTANT / EDUCATION OF PHARMACISTS / PHARMACEUTICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кононова Светлана Владимировна, Пегова Ирина Алексеевна

В статье рассмотрены вопросы истории становления фармацевтического образования и вклад руководителей педагогических коллективов в развитие уровня фармацевтической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кононова Светлана Владимировна, Пегова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pharmaceutical education in Nizhny Novgorod Region from historical point of view

The article deals with the matters of history of the beginning of pharmaceutical education and contribution of heads of pedagogical colleges into improvement of pharmaceutical assistance level.

Текст научной работы на тему «Развитие фармацевтического образования Нижегородской области в историческом аспекте»

Таким образом, лекция вдвоём соответствует инновационным подходам, так как создаёт условия для актуализации имеющихся у студентов знаний, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой. Лекция вдвоём представляет пространство развития для самих лекторов, которые имеют возможность продемонстрировать высокий профессионализм и получить удовлетворение, уйдя от рутинных методов.

Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним из характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кифик Н.Ю. К вопросу об историографии понятия «самообразовательная компетентность». Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 29-37.

КШк М^и. К voprosu оЬ istoriografii ропугЛ'уа «samoobrazovatel'naya kompetentnost'». Sovremennaya \vysshaya shkola: innovatsюnnyy aspekt. 2012. № 1. S. 29-37.

2. Труфанова Л.В., Кувачева Н.В., Кутяков В.А. и др. Мастер-класс как форма профессиональной подготовки провизоров. Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 6 (84). С. 97-99.

Trufanova L.V., Kuvacheva N.V., Kutyakov V.A. i dr. Masterklass kak forma professional'noy podgotovki provizorov. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2013. № б (84). S. 97-99.

3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под ред. Н.Д. Ющука. M.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 304 с.

Vrach-pedagog v izmenyayushchemsya mire: traditsii i novatsii / Pod red. N.D. Yushchuka. M.: GOU VUNMTs MZRF, 2001. 304 s.

4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Popkov V.A., Korzhuev A.V. Teoriya i praktika vysshego professional'nogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. M.: Akademicheskiy Proekt, 2004.432 s.

5. Ицкович А.И., Осин А.Я. Возможности взаимодействия в системе «педагог - студент» на лекциях в медицинском вузе / Педагогический менеджмент в условиях модернизации высшей медицинской школе: сборник материалов научно-методической конференции. Владивосток, 2004. Вып. 9-й. С. 50-55.

Itskovich A.I., Osin A.Ya. Vozmozhnosti vzaimodeystviya v sisteme «pedagog -student» na lektsiyakh v meditsinskom vuze / Pedagogicheskiy menedzhment v usloviyakh modernizatsii vysshey meditsinskoy shkole: Sbornik materialov nauchno - metodicheskoy konferentsii. Vladivostok, 2004. Vyp. 9 -y. S. 50-55.

ш

УДК 615:371/378(470.34)

РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

С.В. Кононова1, И.А. Пегова2,

1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 2ГБОУ СПОНО «Нижегородский медицинский базовый колледж»

Кононова Светлана Владимировна - e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены вопросы истории становления фармацевтического образования и вклад руководителей педагогических коллективов в развитие уровня фармацевтической помоши.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, аптекарский помощник, коллектив преподавателей, обучение провизоров, социализация студентов, фармацевтическая помошь.

The article deals with the matters of history of the beginning of pharmaceutical education and contribution of heads of pedagogical colleges into improvement of pharmaceutical assistance level.

Key words: pharmaceutical education, pharmacy assistant, teachers' board, education of pharmacists, students' socialization, pharmaceutical assistance.

Фармацевтическое образование на всем мировом пространстве, в том числе и в Нижегородской области, имеет глубокие корни. С развитием человеческого общества, ростом его интеллектуальных способностей и стремлением к поиску нового и оптимального происходило разделение ряда видов деятельности на узкоспециализированные. Что ярко проявилось и в разделении врачевания на медицину и фармацию. В развитие этих направлений внесли неоценимый вклад Гиппократ, Галлен, Авиценна, Парацельс, Ломоносов, Лавуазье, Бутлеров, Сеченов и многие другие

ученые. Их открытия и научно-практические достижения в определенной степени повлияли на осознание необходимости подготовки специалистов фармацевтического профиля. ХVШ-ХIХ века характеризуются открытиями фармацевтических университетов, положивших начало высшему фармацевтическому образованию.

В России точкой отсчета в создании официальной фармации считается время правления Ивана Грозного, когда была организована Аптечная палата, впоследствии преобразованная в Аптекарский приказ, «в штате его состояли

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, целовальники, дъяки, подъячие» [1]. В 1861 году в России устанавливаются фармацевтические звания гезеля, провизора, аптекаря. В 1810 году были приняты правила о фармацевтических экзаменах на звание фармацевтического помощника, который должен был показать «знания простых лекарств, относительно естественно истории и отечества их, средств и времени собирания, способов хранения и отличительных признаков их доброты и подложности; знания исследовать доброту и подложность сложных фар-макохимических составов; знания практической фармакохимии и искусства составлять в лаборатории лекарства; знания старых и новых номенклатур». От провизора требовалось показать глубокие знания фармацевтической химии, математики, физики, коммерции, бухгалтерии, знания ядовитых веществ и производства лекарства в лабораториях.

В Нижнем Новгороде до 30-х годов XVIII века лечебную помощь населению оказывали врачи. Они же сами и заготавливали лекарства. Назревала необходимость открытия вольных аптек, и в 1780 году такая аптека была открыта. Это была одна из 11 вольных аптек России. Бурный рост аптек в конце XIX - начале XX века требовал притока специалистов. Тем более, что подготовка фармацевтов путем ученичества не могла удовлетворить потребности в специалистах. В России в 1918 году издается указ об отмене частного ученичества.

Постановление № 299 от 28 сентября 1925 года Нижегородского Губернского отдела Народного образования гласит: «С начала 1925-1926 учебного года открыть в Нижнем Новгороде фармтехникум в составе одного курса с 1 ноября 1925 года. Работу фармтехникума провести по учебному плану, утвержденному методической комиссией Главпромобразования. Содержание техникума отнести за счет специальных средств». Так, 90 лет назад началась история фармацевтического образования в Нижегородской области. Открытие фармацевтического техникума (впоследствии фармацевтическая школа, фармацевтическое училище, медицинский колледж), рожденного в недрах медицинского факультета Нижегородского университета, состоялось 16 ноября 1925 года и проходило в торжественной обстановке.

Среди абитуриентов фармацевтического техникума были лица разного сословия: ученики аптекарей, дети дворянского происхождения, служащие и рабочие различных учреждений Нижнего Новгорода, безработные. Из 344 абитуриентов было отобрано 45.

Первым директором был выдвинут Гольдфейн Л.Ф., в прошлом аптекарский помощник, председатель аптечной секции профсоюза «Медсантруд». Средства техникума составлялись из бюджета Нижегородского края, отчисления аптечного управления и крупных городских аптек, уездных хозрасчетных организаций и платы за обучения. Занятия проводились в лабораториях медицинского факультета. Первыми учителями были представители профессорско-преподавательского состава медицинского факультета: Станков С.С., Литвинов Р.О., Семечев В.А., бывшие хозяева аптек - Кречман Р.Ю., Альбицкий Б.Л. и др. Они сыграли огромную роль в становлении и развитии учебного заведения. В 1928 году состоялся первый выпуск

из 32 человек. Они стали не только ассистентами и аналитиками, но и организаторами новых аптек в Нижегородской области и Поволжье. В 30-е годы двадцатого столетия в распоряжение техникума передается здание по улице Краснофлотской (ныне Ильинской), площадью 970 кв. метров, где создается учебная аптека, кабинеты фармакогнозии, химии, общеобразовательных дисциплин и др., они оснащаются оборудованием, совершенствуется учебно-воспитательный процесс.

С 1934 года директором Горьковского фармацевтического училища становится Китаев Виктор Александрович, проработавший на этом посту в течение 40 лет. В январе 1937 года техникум был переведен на республиканское финансирование. Подготовка кадров велась для Удмуртии, Чувашии, Марийской Республики и других регионов Поволжья. От платного обучения удалось перейти к бесплатному, а 80% студентов получали государственную стипендию.

К началу 40-х годов XX века 950 выпускников трудились в аптеках страны. Тяжелым бременем легла война на советский народ. Она во всей полноте отразилась на жизни каждого коллектива, в том числе и фармацевтической школы. Многие преподаватели и выпускники в июне 1941 года ушли на фронт. По-разному сложились их военные судьбы и не все из них вернулись домой.

На любом этапе своего исторического развития коллектив преподавателей своим главным предназначением считал формирование в студентах профессионализма, пытливости ума, творческого подхода к решению проблем, чувства долга, ответственности, честности и организованности. Не случайно среди выпускников немало организаторов аптечного дела, и многие из них долгие годы руководили аптечными управлениями разных регионов страны. Ведущим специалистом Советского Союза в области экономики и организации фармации была выпускница фармацевтического училища Т.И. Тольцман - доктор фармацевтических наук, профессор, руководитель одной из кафедр Московского института им. И.М. Сеченова, председатель Всесоюзного научного общества фармацевтов. В 1954 году в журнале «Фармация» Т.И. Толцман, анализируя состояние фармацевтического образования в Советском Союзе, отмечает среди лучших фармацевтических училищ страны Московское, Ленинградское и Горьковское.

С 1973 по 2014 год руководила фармацевтическим училищем (медицинским колледжем) Надежда Андреевна Пигалова, заслуженный учитель Российской Федерации. Училище становится инициатором многих инноваций. В условиях рыночных отношений коллектив преподавателей-провизоров стал инициатором подготовки фармацевтов-коммерсантов. Фармацевтический техникум, фармацевтическая школа, фармацевтическое училище, медицинский колледж, а ныне филиал Нижегородского базового медицинского колледжа, за 90 лет существования убедительно доказал свое умение жить нуждами народа, страны. С 1925 года техникумом подготовлено более 14 тысяч выпускников.

Знаковым в системе регионального фармацевтического образования становится 2000 год. На рубеже веков по инициативе Вячеслава Васильевича Шкарина, работавшего в те годы ректором, ныне президента Нижегородской государственной медицинской академии, в структуре академии

медицинский

АЛЬМАНАХ

ЭдаиГ'-

Фармацевтическому

образованию 90 лет

«Аптекарь, яко добрый гражданин верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен во всякое время, присутственен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно»

«Свод законов Российской империи

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

открывается фармацевтический факультет. В настоящее время по специальности «Провизор» обучаются студенты по очной и заочной формам на 19 кафедрах академии. Решение всех проблем по планированию, организации и реализации задач образовательного процесса студентов фармацевтического факультета первыми на себя приняли: Геннадий Александрович Буланов, в те годы проректор по учебной работе, коллективы кафедр общей химии, социально-гумманитарных наук, биологии, иностранного языка, медицинской физики, информатики, русского языка, нормальной физиологии, микробиологии и иммунологии, физического воспитания; коллективы учебного отдела, библиотеки, планово-финансового управления; административно-хозяйственные службы и др. С не меньшими сложностями в последующем столкнулись и коллективы кафедр биохимии, патологической физиологии, общей гигиены, общей и клинической фармакологии, медицины катастроф, общественного здоровья и здравоохранения, организации здравоохранения, психиатрии и медицинской психологии. Две кафедры факультета являются выпускающими: фармацевтической химии и фармакогнозии, управления и экономики фармации и фармацевтической технологии. Сложность в работе коллективов этих кафедр заключается в углублении знаний и умений, полученных студентами на предшествующих дисциплинах, и овладении студентами профессиональными навыками, достаточными для осуществления фармацевтической деятельности.

За 15 лет состоялось 10 выпусков провизоров очного и 7 выпусков провизоров заочного отделений, из которых 80% - выпускники фармацевтического отделения Нижегородского медицинского колледжа. Всего выпущено более 750 специалистов.

Из числа выпускников 16 продолжили обучение в аспирантуре и уже 7 из них успешно защитили кандидатские диссертации. На кафедрах факультета ведется научно-исследовательская работа по поиску новых лекарственных средств и биологически активных добавок, разработке новых методов анализа и синтеза субстанций, социальной защите фармацевтических работников, оптимизации деятельности фармацевтических организаций, фармацевтическому маркетингу и менеджменту, фармакоэкономическим и фармакоэпидемиологическим исследованиям, маркетинговым исследованиям рынка лекарственных препаратов и др. Девять представителей факультета из числа аспирантов, интернов, студентов одерживали победы в молодежных научно-инновационных конкурсах (У.М.Н.И.К.) и были награждены соответствующими дипломами и денежными премиями на продолжение дальнейших научных исследований.

Важным направлением в работе факультета является обучение провизоров-интернов по специальностям

«Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармацевтическая технология». Всего прошли обучение и получили сертификаты специалистов более 1000 выпускников фармацевтического факультета НижГМА и других вузов страны - Казани, Самары, Ярославля, Архангельска, Перми и др.

Лекарственные средства, приборы, оборудование являются технологиями здравоохранения [2], что увеличивает роль и значение провизора и фармацевта в лечении и профилактике заболеваний и требует более высокого уровня его образованности.

Тем более, что востребованность в фармацевтической помощи в Нижегородской области по данным научно-социологических исследований постоянно растёт. За последние 12 лет посещаемость аптек потребителями увеличилась в 2,5 раза. При этом на выбор аптеки в 81% случаев влияет качество фармацевтических товаров и услуг, оказываемых специалистами, и профессиональный уровень фармацевта и провизора.

В связи с этим, учебные и производственные практики занимают ведущее место в подготовке специалиста. Базами практики в Нижегородской области являются фармацевтические и медицинские организации, Нижегородский областной центр контроля качества лекарственных средств, ботанический сад ННГУ, компания «Нижфарм».

Теоретическое и практическое обучение фармацевтов и провизоров направлено на формирование у них универсальной политико-юридически-экономико-научно-этически-медико-фармацевтической функции, обеспечивающей реализацию основной цели фармацевтической деятельности - сохранения и поддержания здоровья граждан, и, в конечном итоге, способствует социализации студентов [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарова Г.Д. Инновации в образовании: категориально-понятийный аппарат. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2007. С. 108.

Bukharova G.D. Innovacii v obrazovanii: kategorial'no-ponyatiyniy apparat. Samorazvitie cheloveka: innovacii v obrazovatel'nom prostranstve: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ch. 2. N. Novgorod: Izdatel'stvo VGIPU, 2007. S. 108.

2. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. Самара: СамГМУ, 2001. С. 42.

Egorov V.A., Abdulmanova E.L. Istoriya farmacii. Samara: SamGMU, 2001. S. 42.

3. Хабриев Р.У., Ягу Р.И., Правдюк Н.Г. Оценка технологий здравоохранения. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. С. 27.

Khabriev R.U., Yagu R.I., Pravdyuk N.G. Ocenka tekhnologiy zdravookhraneniya. M.: OOO «Medicinskoe informacionnoe agentstvo», 2013. S. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.