Научная статья на тему 'Развитие эволюционных концепций в философии'

Развитие эволюционных концепций в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
829
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ / ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ / КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин А. А.

В статье рассматриваются особенности и проводится сравнение эволюционных теорий, принадлежащих к основным этапам философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of evolution conceptions in philosophy

In this paper the peculiarities of evolution theories are considered. Also the comparative analysis of evolution theories existing in the basic philosophy stages is given.

Текст научной работы на тему «Развитие эволюционных концепций в философии»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

А. А. Ильин

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ФИЛОСОФИИ

Работа представлена кафедрой философии Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н. Н. Кожевников

В статье рассматриваются особенности и проводится сравнение эволюционных теорий, принадлежащих к основным этапам философии.

In this paper the peculiarities of evolution theories are considered. Also the comparative analysis of evolution theories existing in the basic philosophy stages is given.

Проблемы изменчивости, развития, самоорганизации, эволюционирования окружающего мира играют важную роль в построении философской картины мира. Возможно выделить некоторые закономерности в параллельном развитии философии и созданных в ней эволюционных концепциях. Рассмотрим особенности эволюции в течение трех периодов - классической, неклассической и постнеклассической философии. Рассмотрим также соответственно три типа систем: малые (простые), большие саморегулирующиеся, саморазвивающиеся.

Классическая философия имела дело с простыми системами, для описания которых достаточно полагать, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойства -ми, связи между элементами подчиняются лапласовской причинности, пространство и время предстают как нечто внешнее по отношению к таким системам, состояния их движения никак не влияют на характеристики пространства и времени. Как механические системы рассматривали также биологические и социальные объекты.

В биологии в первой половине XIX в. эволюционирующие системы описывались скорее феноменологически, нежели структурно (это относится и к теории Дарвина).

Гегель предложил категориальную сетку, характеризующую сложные развивающиеся системы на основе саморазвития представлений о саморазвитии абсолютной идеи. Процедура порождения новых уровней организации в системе представлена следующим образом: нечто порождает свое иное, вступает с ним в рефлексивную связь, перестраивается под воздействием «своего иного», затем этот процесс повторяется на новой основе.

В доклассической и классической философии наиболее полный и глубокий анализ эволюционных понятий и идей сделан в даосизме, в философской системе Г. Гегеля и в работах Г. Спенсера. Даосизм является фундаментальной философской системой, опирающейся на эволюционные идеи, «Дао» является первоначалом, основной движущей силой, источником развития. Если природа, человек, общество обретают «Дао», они находят свой путь гармонического развития, достигают вселенской гармонии. «Человек следует велениям Земли , Земля следует велениям Неба, Небо следует велениям Дао, Дао следует само по себе»1.

Гегелевская система представляет собой развитие понятия логической идеи из ее собственного начального (в логическом смысле) состояния в абсолютно полное и

Развитие эволюционных концепций в философии

завершенное, совпадающее в конечном счете с начальным. В процессе развития идеи реализуются три ступени развития: «логика», «природа», «дух». Гегель исследует бытие в целом - Абсолют, который, по его мнению, обладает творческой активностью, развертыванием. Основные законы диалектики (перехода количества в качество, диалектической противоречивости, диалектического синтеза) являются компонентами единого процесса развития. Законы диалектики, по Гегелю, реализуются в процессе эволюции окружающего мира, например в сменяющих друг друга формах живых организмов, имеющих общие свойства, но в то же время отрицающих друг друга.

Г. Спенсер первым в 1857 г. употребил термин «эволюция». Общий закон эволюции, по Спенсеру: «Эволюция всегда представляет собой интеграцию материи и рассеяние движения, но в большинстве случаев она намного большее. Первичное перераспределение материи и движения обыкновенно сопровождается вторичным»2. Спенсер исследовал преимущественно вопросы органической эволюции, полагал, что обществу присущи те же особенности развития, что и животному миру.

Недостатками исследования эволюции философскими методами в пределах классического ее этапа является односторон-ность, экстраполяция законов, полученных для одной из сфер, на все явления природы, общества, человека. Эволюционные концепции этого этапа необходимы для развития представлений об эволюции в целом, но не могут быть использованы для исследования уровней сложности, окружающих человека в современном мире.

Неклассической философии пришлось иметь дело с большими саморегулирующимися системами, имеющими целый ряд новых характеристических признаков. Они дифференцируются на относительно автономные подсистемы, в которых происходит массовое стохастическое взаимодействие

элементов. Целостность системы предпола-гает наличие в ней особого блока управления, прямые и обратные связи между ним и подсистемами. Большие системы гомеоста-тичны. В них обязательно имеется программа функционирования, которая определяет управляющие команды и корректирует поведение системы. В живой природе и обществе - это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты.

Категории части и целого применительно к сложным саморегулирующимся системам обретают новые характеристики. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне него обладает разными свойствами. Причинность в больших, саморегулирующихся системах уже не может быть сведена к лапласовскому детерминизму и дополняется идеями «вероятностной» и «целевой причинности». Сложные саморегулирующие системы можно рассматривать как устойчивые состояния саморазвивающихся систем.

Среди философских подходов, развиваемых неклассической философией, следует выделить эволюцию «объективного знания» К. Поппера и «универсальный эволюционизм». Карл Поппер ввел понятие о «третьем мире» - мире объективного знания, который эволюционирует по своим собственным законам. Глобальный эволюционизм развивает представления о целостном эволюционном процессе, в ходе которого последовательно порождаются и развиваются первоначально объекты неорганического мира, затем органического мира и, наконец, мира социальных систем.

Перспективы развития глобального эволюционизма в российском варианте связываются с последовательной конкретизацией следующих идей.

1. Глобальный эволюционизм ориентирован на теоретическое воспроизведение, прежде всего «исторической» составляющей космогенеза, связанной с порождением все большего разнообразия объек-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

тов, с возникновением все более сложных форм.

2. В качестве исходных объектов анализа вводятся «эволюционы» - сложные системы с эволюционной самодетерминацией, а глобальная эволюция рассматривается как последовательное порождение все новых «эволюционов».

3. Историческое развитие «эволюционов» рассматривается как коэволюцион-ный процесс, происходящий в пределах более масштабных систем и существенно предопределенный ограничениями и особенностями этой среды.

4. В ходе глобальной эволюции особое внимание привлекают этапы, смена которых может происходить скачкообразным и очень неоднозначным образом3.

Саморазвивающиеся системы изучаются постнеклассической философией и характеризуются развитием, в ходе которого происходит переход от одного типа саморегуляции к другому. «Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уров-ни. Каждый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей»4.

Сложные саморазвивающиеся системы характеризуются открытостью, обменом веществ, энергией и информацией с внешней средой. В таких системах формируются особые информационные структуры, фиксирующие важные для целостности системы особенности ее взаимодействия со средой («опыт» предшествующих взаимодействий), эти структуры выступают в функции программы поведения системы.

К сложным саморазвивающимся системам относятся биологические объекты,

рассматриваемые не только в аспекте их функционирования, но и в аспекте развития; объекты современных биотехнологий и прежде всего генетической инженерии, системы современного проектирования. К саморазвивающимся системам относятся современные сложные компьютерные сети, глобальная паутина Интернет. Наконец, все социальные объекты принадлежат к типу сложных саморазвивающихся систем. Идея эволюционных объектов активно разрабатывается в рамках термодинамики неравновесных процессов и синергетики.

Освоение саморазвивающихся систем предполагает новое расширение смыслов категории «причинность», которая связывается с представлениями о превращении возможности в действительность. Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ-целей ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют вероятности возникновения других ее состояний. Спектр направлений эволюции системы после возникновения аттракторов трансформируется, некоторые ранее возможные направления становятся закрытыми. Возникновение нового уровня организации как следствия предшествующих причинных связей оказывает на них обратное воздействие, при котором следствие функционирует уже как причина изменения предшествующих связей (кольцевая причинность). «В процессе дифференциации системы и формирования в ней новых уровней возникают "пространственно-временные окна", фиксирующие границы устойчивости каждого из уровней и горизонты прогнозирования их изменений»4.

В современных условиях сложное опосредованное динамическое равновесие, установившееся между мирами культуры и жизни человека может оказывать воздей-ствие на многие виды текущей деятельности человечества, направлять их определенным образом. Это будет способствовать ин-

Мифология пространства социального бытия

теграции естественно-научного и гуманитарного знания, сформирует подходы общие для науки и культуры. Постнекласси-ческая философия позволяет в настоящее время сформулировать универсально-синтетический подход к обоснованию философских концепций эволюции.

Проведенный анализ фундаментальных эволюционных теорий приводит к следующему выводу. Развитие эволюцион-

ных концепций от классической к неклассической и постнеклассической философии идет по пути увеличения масштабов, разнообразия и сложности изучаемых эволюционирующих систем; возрастания сложности изучаемых эволюционных процессов. Повышаются уровни разнообразия областей познания, философских и научных методов, применяемых в формировании этих концепций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лао цзы. Дао дэ цзин (Книга о пути и силе). Новосибирск, 1995. С. 52.

2 Спенсер Г. Основные начала // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. С. 612.

3 Крушанов А. А. Глобальный эволюционизм // Глобалистика: Энциклопедия. М.: Радуга, 2003. С. 267.

4 Степин В. С. Саморазвивающиеся системы: стратегии познания и деятельности // Труды III Российского философского конгресса: Пленарные доклады. Ростов-на-Дону, 2003. С. 42-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.