Научная статья на тему 'Развитие эстрадной музыки в Узбекистане'

Развитие эстрадной музыки в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1666
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / МУЗЫКА / ПЕСНЯ / КОМПОЗИТОР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ИСКУССТВО / ЖАНР / ПОНЯТИЕ / POP / MUSIC / SONG / COMPOSER / PERFORMER / MUSICAL IMAGE / ART / GENRE / CONCEPT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелдебеков Акжол Мелдебекович

В музыкальной культуре Узбекистана в годы независимости происходят большие изменения: создаются необходимые условия для развития музыкального искусства и повышения музыкальной культуры общества, осуществляется большая работа в воспитании молодого поколения. Особое место в современной музыкальной культуре Узбекистана получила эстрадная музыка, которая заняла достойное место на музыкальном Олимпе. Эстрадное искусство это вид сценического искусства, преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий в себя такие направления, как пение, танец и другие, как правило, рассчитаное на массовое восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF POP MUSIC IN UZBEKISTAN

Great changes are taking place in the musical culture of Uzbekistan in the years of independence: the necessary conditions are created for the development of musical art and raising the musical culture of society, a lot of work is being done in educating the young generation. Pop music has received a special place in the modern musical culture of Uzbekistan, which has taken a worthy place at the musical Olympus. Variety art is a type of performing arts. Predominantly popular entertainment areas, which include such areas as singing, dancing, conversational genre.

Текст научной работы на тему «Развитие эстрадной музыки в Узбекистане»

РАЗВИТИЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ В УЗБЕКИСТАНЕ Мелдебеков А.М. Email: Meldebekov17140@scientifictext.ru

Мелдебеков Акжол Мелдебекович - преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в музыкальной культуре Узбекистана в годы независимости происходят большие изменения: создаются необходимые условия для развития музыкального искусства и повышения музыкальной культуры общества, осуществляется большая работа в воспитании молодого поколения. Особое место в современной музыкальной культуре Узбекистана получила эстрадная музыка, которая заняла достойное место на музыкальном Олимпе. Эстрадное искусство - это вид сценического искусства, преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий в себя такие направления, как пение, танец и другие, как правило, рассчитаное на массовое восприятие. Ключевые слова: эстрада, музыка, песня, композитор, исполнитель, музыкальный образ, искусство, жанр, понятие.

THE DEVELOPMENT OF POP MUSIC IN UZBEKISTAN

Meldebekov A-М.

Meldebekov Akzhol Meldebekovich - Teacher, DEPARTMENT VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: great changes are taking place in the musical culture of Uzbekistan in the years of independence: the necessary conditions are created for the development of musical art and raising the musical culture of society, a lot of work is being done in educating the young generation. Pop music has received a special place in the modern musical culture of Uzbekistan, which has taken a worthy place at the musical Olympus. Variety art is a type of performing arts. Predominantly popular entertainment areas, which include such areas as singing, dancing, conversational genre.

Keywords: pop, music, song, composer, performer, musical image, art, genre, concept.

УДК 0 78

Эстрадная песня - это особая область в творчестве композиторов Узбекистана, в которой особенно плодотворно и продуктивно работают такие замечательные, яркие и талантливые композиторы, как: Рустам Абдуллаев, Хабибулло Рахимов, Надим Нарходжаев, Дилором Аманнулаева, Аваз Мансуров, Хуршида Хасанова, Ойдин Абдуллаева и многие другие молодые композиторы. Работа в жанре эстрадной песни требует от композитора очень многого: чутко ощущать время, быть своего рода «барометром», учитывать художественные вкусы слушателей, выбирать актуальные темы. Характеризуя эстрадные песни узбекских композиторов, нужно отметить, что они находятся в русле общего развития нашего времени. «Стилистическое направление в эстрадном искусстве, - отмечает Д. Амануллаева, - это своего рода «мода», которую диктует эпоха и слушатель. Песня является отражением времени, «зеркалом» нашей жизни» [1].

Для развития эстрадного пения композитором, Д. Амануллаевым, были изданы ряд учебных пособий: «Эстрадное пение» (Т., 2007), «Эстрадно-джазовые вокализы» (Т., 2014), «Эстрадное пение» (Т, 2015), которое включены в учебный процесс и являются фундаментальным учебным материалом для студентов эстрадного пения.

В этом жанре достигают своего триумфа только те композиторы, которые шагают в ногу со временем. Именно в своем своеобразии и неповторимости жанра эстрадной песни принес многим композиторам Узбекистана широкую популярность среди массового слушателя. Для многих композиторов этот жанр открыл новый, интересный, активный творческий путь.

Расцвет узбекской эстрады приходится на 1970 - 1980-е годы, это связанно с изменением духовно-эстетических вкусов и слушательских потребностей народа. Эстрадная песня заявляет о себе, как новом веяние времени. За короткий период времени эстрадная песня вытесняет жанр массовой песни, который был популярен до 70-х годов ХХ века в Узбекистане. Эстрадную песню начинают характеризовать такие понятия как: переход от общественно-массового стиля к индивидуальному стилю, от воплощения внешнего образа к внутреннему миру человека. На первом плане у исполнителей должно быть достойное содержание песни, музыка - должна отвечать самым высоким современным требованиям, отражать традиции национального мелоса, только тогда можно говорить, что эти песни являются показателями своего времени. Яркие исполнители эстрадных песен: Батыр Закиров, Юнус Тураев, Мансур Ташматов, Мухаббат Шамаева, Фарух Закиров, Насиба Абдуллаева, Кумуш Раззакова, Юлдуз Усманова, Озодбек Назарбеков, Севара Назархан.

В 1970 - 1980-е годы в жанре эстрадной музыки работали почти все композиторы того времени (М. Бурханов, М. Левиев, Ш. Рамазанов, Г. Кадыров, И. Акбаров, И. Хамраев) и это было связано с поиском национальных самобытных средств выражения. И этот подъём в эстрадном искусстве дал миру яркие образцы, которые впоследствии стали классикой узбекской эстрады. Важную роль в пропаганде узбекского эстрадного искусства сыграли исполнительские коллективы «Садо», «Наво», «Ялла». За короткий период времени узбекская эстрада заявила о себе на многих международных конкурсах и фестивалях, где наши соотечественники стали лауреатами и призерами: М. Ташматов - обладатель «Золотого Орфея» в Сопоте, Н.Нурмухамедова - «Гранпри» в ГДР. Ансамбли «Садо» и «Ялла» - участники Всесоюзной программы ТВ «С песней по жизни», в августе 1982 года в Литве на XI фестивале эстрадной музыки «Юность Балтики» впервые в его истории первое место и большой приз завоевал коллектив «Ялла», «Наво» - победитель конкурса патриотической песни «Красная гвоздика» в Сочи.

В настоящее время узбекская эстрада представляет собой разнообразную группу творческих лиц, представляющих как эстрадно-песенный жанр, так и иные жанры сценического искусства. Эстрадно-песенный жанр представляют Юлдуз Усманова, Насиба Абдуллаева, Кумуш Раззакова, Озодбек Назарбеков, Севара Назархан, Согдиана, вокально-инструментальные ансамбли, поп-группы: «Ялла» DJ PiИgrim и многие другие. Как вид культурно-экономической деятельности эстрада является составной частью шоу-бизнеса.

Особое внимание в Узбекистане уделяется развитию национального музыкального искусства в качестве важного средства воспитания молодежи в духе любви к Родине, верности идеям независимости, уважения к национальным традициям и ценностям. В связи с этим реализуется целый ряд государственных программ, проводятся многочисленные творческие форумы, фестивали и конкурсы республиканского значения. Такие песенные конкурсы, как «Ягонасан, мукаддас Ватан», «Нихол», «Марди майдон» способствуют выявлению молодых талантов в сфере национального песенного искусства, их всесторонней поддержке и стимулированию. В этом духе появились замечательные песни «Бу, Vatan», «Ozbekiston - dбstlik diyori» Аваз Мансурова, «Ozbekiston - Vatanim татт» Дилором Амануллаевой, «НеЛ kimga Ьегтаутап seni, Ozbekiston» Юлдуз Усмановой.

Залогом хорошей песни, трогающей сердца людей является, прежде всего поэтический текст, который содержит изюминку, которая заставляет сердца биться чаще, достоинства которых краткость и емкость, умение показать большое в малом.

Именно поэтому многих композиторов привлекает творчество таких поэтов, как Хамид Алимджан, Зульфия Исраилова, Тураб Тула, Эркин Вахидов, Пулат Мумин, Раим Фархади, Халима Худайбергенова, Шухрат.

Особое место в эстрадной музыке занимают детские песни, которые требуют от композитора знание детской психологии, детских вокальных данных и голосовых возможностей, умения чутко чувствовать детский мир, его многообразие и разнообразие. «Одним из признаков обновления музыкального строя композиторской детской песни становится широкое использования приемов эстрадной музыки, предвосхищенное более ранними опытами композиторов (Д.Сайдаминова, А.Мансуров, Д.Амануллаева) и деятельностью созданных в 1980-х годах первых детских ВИА (Пахтаой», «Гунча») [2, 50].

Эстрадная песня в творчестве узбекских композитор направлена на человека, его чувства и мысли. В этом жанре затронуты самые разнообразные темы и сюжеты, которые направлены на отражение жизни современного человека, его времени. Для своих песен композиторы находят своеобразные ритмоинтонации, средства музыкальной выразительности, развертывания музыкального материала, но самым главным в песнях является мелодия, которую композиторы создают из самого лучшего музыкального языка - распевности, которая свойственна узбекской песенной лирике, тем самым продолжая традиции. Узбекская эстрадная музыка в настоящее время находится в русле основ направлений музыкального искусства и отвечает всем требованиям и показателям данного жанра.

Список литературы /References

1. Амануллаева Д. Обзор стилистических направлений вокально-джазового искусства Узбекистана (1991 - 2009 гг.) // Процессы реформирования системы музыкального образования. Т., 2009.

2. История узбекской советской музыка, том III. Т., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.