снижения цен, оказания финансовой помощи кооперации и другие экономические меры. И, как следствие, отказ от рыночных механизмов регулирования и установление на долгие десятилетия плановой экономики со всеми вытекающими последствиями.
Примечания
1 СССР. Внутренняя торговля и бытовое обслуживание. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129042/CCCP (дата обращения: 20.07.2011).
2 Декреты Советской власти. Т. I. М., 1957. URL: http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html (дата обращения: 24.01.2012).
3 Законодательство СССР. Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических республик. URL: http://www.libussr/ru/ (дата обращения: 24.01.2012).
4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. М., 1967. Т. 44. С. 151.
5 Продотряды. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БCЭ (дата обращения: 24.01.2012).
6 Декреты Советской власти. Т. II.
7 См.: Ленин В. И. О продовольственном налоге // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 215, 222-227 ; Он же. Очередные задачи Советской власти // Там же. Т. 36. С. 179.
8 Ленин В. И. О продовольственном налоге. С. 340.
9 Ленин В. И. О кооперации // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 370.
10 См.: Исаева И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 66.
11 Декреты Советской власти. Т. II.
12 Гражданский кодекс РСФСР 1922. ПЯЬ: http://civil-law. narod.ru/wist/gk22/vved.html (дата обращения: 20.07. 2011).
13 НЭП. Новая экономическая политика в РСФСР. иИЬ: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/29.htm (дата обращения: 14.08.2011).
14 См.: Ленин В. И. О значении золота теперь и после полной победы социализма. Т. 44. С. 225.
15 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917 года до наших дней : в 2 кн. М., 1995. Кн. 1. С. 132.
УДК 339.9
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
А. В. Тимофеев
Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются перспективы газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия) для укрепления энергетической безопасности в азиатском регионе. Внимание уделяется возможному участию России в последующих проектах развития энергетического сотрудничества. Автор доказывает экономическую целесообразность данного проекта.
Ключевые слова: газовый проект ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия), энергетическое сотрудничество, газовые ресурсы, пропускная способность, стабильность поставок.
Development of Cooperation in the Sphere of Energy in a Globalizing World Economy
A. V. Timofeev
The article considers the prospects of TAPI (Turkmenistan - Afghanistan
- Pakistan - India) gas-pipe line for strengthening of the energy safety in the Asian region. A special attention is paid to possible participation of Russia in the future projects of energy cooperation. The author proves economic expediency of the given project.
Key words: TAPI gas project (Turkmenistan - Afghanistan - Pakistan - India), energy cooperation, gas resources, carrying capacity, supply stability.
Сейчас на пространстве Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) имеются, как минимум, три крупнейшие проблемы - экологическая, транспортная и энергетическая - и без совместных
действий всех стран - участниц Организации и стран-наблюдателей не обойтись.
В условиях развивающейся мировой энергетической нестабильности и возрастания энергосырьевых рисков особенно актуально энергетическое взаимодействие стран ШОС. Здесь видится ряд позитивных возможностей, которые заключаются в координации экспорта газовых ресурсов на основе развития соответствующих институтов и инфраструктуры.
Активизация разведки и добычи нефти и газа в Центральной Азии в последние годы сделала регион важным игроком на международном рынке энергии и привлекла внимание многих стран мира. В следующие 30-50 лет газовые ресурсы этого региона останутся в центре внимания мирового энергетического рынка. Это будет усиливаться укреплением геостратегических позиций Евразии и растущим спросом в Китае и Индии.
Страны - участницы и наблюдатели ШОС можно разделить на две группы - энергопроизводящие и энергопотребляющие. К основным энергопроизводящим государствам относятся Россия, Казахстан, Иран и Узбекистан, к энергопотребляющим - Китай, Индия, Киргизия, Таджикистан и Пакистан. Все более важную роль на энергетическом поле ШОС играет Туркменистан (таблица).
© Тимофеев А. В., 2012
Добыча и потребление газа странами - членами ШОС и странами-наблюдателями на 1.01.2011 г.
Страна Газ
запасы, трлн куб. м добыча, млрд куб. м потребление, млрд куб. м
Россия 44,8 (23,9%) 588,9 (18,4%) 414,1 (13,0%)
Китай 2,8 (1,6%) 96,8 (3,0%) 109,0 (3,4%)
Казахстан 1,8 (1,0%) 33,6 (1,1%) 25,3 (0,8%)
Туркменистан 8,0 (4,3%) 42,4 (1,3%) 22,6 (0,7%)
Узбекистан 1,6 (0,8%) 59,1 (1,8%) 45,5 (1,4%)
Иран 29,6 (15,8%) 138,5 (4,3%) 136,9 (4,3%)
Индия 1,5 (0,8%) 50,9 (1,6%) 61,9 (1,9%)
Пакистан 0,8 (0,4%) 39,5 (1,2%) 39,5 (1,2%)
Примечание. Сост. по: BP Statistical Review of World Energy. June 2011. P. 20-23.
За последние 10 лет сотрудничество между странами усилилось, особенно с момента роста цен на углеводороды.
Одним из перспективных газовых проектов на пространстве ШОС является ТАПИ. Аббревиатура данного замысла не содержит ничего мистического, лишь определяет государства, по территории которых протянется газопровод (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия).
Впервые идея строительства газопровода ТАПИ была предложена Азиатским банком развития (АБР) в 1995 г. и тогда же публично озвучена С. Ниязовым. В том же году он подписал соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта (ТЭО) с премьер-министром Пакистана Б. Бхутто.
Построить газопровод сначала бралась аргентинская Bridas, затем американская Unocal, возглавившая созданный в 1996 г. международный консорциум «Cent-Gas». Однако главным препятствием для реализации проекта являлась нестабильная обстановка в Афганистане, из-за чего Unocal, не сумевшая достичь согласия с афганскими племенами, в декабре 1998 г. вышла из проекта.
В 2002 г. вопрос был поднят снова и главами Туркменистана, Пакистана и Афганистана было подписано соответствующее соглашение, однако опять что-то не сложилось. Тем не менее в результате переговоров активизировались Индия и АБР. В 2008 г. Туркменистан, Пакистан, Афганистан и Индия подписали рамочное соглашение о строительстве газопровода.
Общая протяженность газопровода ТАПИ -1735 км. Магистраль протянется от месторождения «Южный Иолотань» через афганские города Герат, Гильменд и Кандагар, пакистанские Кветта в Белуджистане и Мултан в Пенджабе, достигнув своей окончательной точки - населенного пункта Фазилка на границе Пакистана с Индией. Проектная мощность ТАПИ рассчитана на 33 млрд куб. м газа в год (с возможностью дальнейшего увеличения до 40 млрд куб. м). Из них по 14 млрд
куб. м будут закупать Пакистан и Индия, а 5 млрд куб. м пойдут на нужды Афганистана1.
Сведения о ценах на туркменский газ, который будет поставляться по газопроводу ТАПИ, противоречивы. Есть информация, что Туркменистан предложил Индии цену в 53G долл. за 1 тыс. куб. м, что значительно превышает цены на сжиженный природный газ (СПГ). Индия же готова платить не более 45G долл. за 1 тыс. куб. м.
Цифры кажутся слишком высокими, но издание «LNG World News» сообщило 28 апреля 2G11 г., что цены на СПГ в АТР сложились на уровне 434 долл. за 1 тыс. куб. м. Это не слишком отличается от цены, которая дискутируется сторонами.
Интересно, что, по сообщению некоторых российских СМИ, в настоящее время газ из Туркменистана экспортируется в Китай со значительным дисконтом к первоначальной договорной цене - 60-70 долл. за 1 тыс. куб. м вместо 2GG долл. Косвенно это подтверждает и тот факт, что некоторое время назад КНР предполагала снизить закупки газа, если Туркменистан не уменьшит цену, которая выше внутренних регулируемых цен в Китае. В то же время себестоимость добычи туркменского газа - около 2 долл. за 1 тыс. куб. м, так что его поставки даже по такой цене выгодны для Туркменистана2.
Существуют сомнения в объемах поставок газа. В частности, аналитики напоминают, что Туркменистан обязался повысить объемы поставок одновременно в Иран и в Китай. В 2G1G г. экспорт туркменского газа составил почти 20 млрд куб. м: в Россию - 9,68 млрд, Иран -
6,5 млрд и КНР - 3,55 млрд куб. м3; за три месяца 2G11 г. - 1G млрд куб. м газа: 2,7 млрд куб. м закупил «Газпром», около 4 млрд куб. м Иран и 3 млрд куб. м - Китай. В 2G11 г. «Газпром» планировал закупить 10,5 млрд куб. м газа, Китай 17 млрд куб. м и около 2G млрд куб. м - Иран4.
АБР предложил начать поставку природного газа по трубопроводу ТАПИ в декабре 2G18 г., однако это предложение было отклонено всеми участниками проекта и поддержано предложение Пакистана о начале поставок газа в июне 2G16 г., так как дальнейшая задержка могла бы вызвать увеличение стоимости проекта до 9 млрд долл. против текущих оценок 7,6 млрд долл.
В ходе 10-го заседания Технической рабочей группы по проекту строительства газопровода в Ашхабаде (апрель 2G11 г.) у сторон возникли некоторые разногласия. Индия отклонила предложение «Туркменгаза» привязать цену экспортируемого природного газа к мазуту, керосину или СПГ. В то же время Пакистан выступил против соединения цены на газ с СПГ или с сырой нефтью и настаивал на том, чтобы связывать его с внутренней ценой на газ. Индия, в свою очередь, предложила связать цену на газ с углем. Однако вопрос окончательно так и не решен.
В 2G11 г. участники проекта активизировали работу и по созданию консорциума для финанси-
рования, строительства и эксплуатации газопровода, а лидер консорциума будет выбран на конкурсной основе. Планируется, что в него войдут госконцерн «Туркменгаз», афганская компания «Afgan Gas Enterprise», пакистанская Inter State Gas system Ltd. и индийская GAIL Ltd. С целью подготовки конкурса и решения ряда других задач стороны рассматривают возможность привлечения при содействии АБР транзакционного консультанта.
Определенное время основным потребителем туркменского газа была Россия, которая только в 2008 г. закупила его более 4G млрд куб. м. Доходы от экспорта газа для бюджета Туркменистана очень важны. Стоит отметить, что в 2G1G г. были запланированы поставки по 1G млрд куб. м газа Ирану (по цене 17G долл. за 1 тыс. куб. м), России (по цене 19G долл. за 1 тыс. куб. м) и Китаю (предположительно по цене 12G долл. за 1 тыс. куб.м). В совокупности это должно было составить около
5 млрд долл. Однако в 2GG9 г. в связи с уменьшением спроса на газ в Европе Россия уменьшила закупку, а после взрыва трубопровода даже на какое-то время отказалась от туркменского газа. Такое уменьшение важного бюджетного дохода ставило Туркмению в довольно затруднительную ситуацию.
Для России поставки из Туркменистана были необходимы, пока в Европе существовал высокий спрос на газ и держались высокие цены. РФ закупала газ и через Украину продавала его в Европу. Период высокого спроса на газ и холодные зимы 2007-2008 гг. заставили многих задуматься о проектах на будущее. Европа стремится положить конец зависимости от российского газа. Однако в каждой стране Европы она своя: в Италии объем российского газа составляет 25% от всего потребляемого, в Германии - 43%, а во Франции - 27%. Словакия, Болгария и Прибалтика получают газ только из России, 80% экспорта российского газа приходится на ЕС.
На данный момент ЕС снижает свою зависимость от российского газа за счет альтернативных источников энергии, а также разработки и добычи сланцевого газа. Заметим, что компании «Exxon Mobil Corporation» и «Royal Dutch Shell» уже получили лицензии на добычу сланцевого газа в Швеции, Польше, Германии, Франции и Австрии. Действительно ли сланцевый газ может снизить зависимость Европы от России, покажет время. Однако объемы его добычи в США год от года растут, а себестоимость снижается. По исследованиям Michigan Institute of Technology, США уже в 2GG7 г. добыли 34 млрд куб. м сланцевого газа, в 2008 г. его добыча возросла до 57 млрд куб. м, в 2GG9 г. - до 80 млрд куб. м5. По оценке East European Gas Analysis, ожидается, что к 2015 г. объем добычи сланцевого газа в США составит более 180 млрд куб. м в год.
Получить возможность самостоятельного экспорта газа Туркмения стремится еще с конца
1990-х гг. В 1997 г. был запущен трубопровод из месторождения в Корпедже в Западном Туркменистане в Курт-Куи в Иране протяженностью 150 км с пропускной способностью 8 млрд куб.м в год. Второй туркмено-иранский трубопровод Довлетабад - Серахс - Хангеран протяженностью
30,5 км с пропускной способностью 12 млрд куб. м в год был запущен в 2010 г.6
В конце 2009 г. начались поставки газа по трубопроводу ТУКК (Туркменистан - Узбекистан
- Казахстан - Китай) с пропускной способностью 10 млрд куб. м. Летом 2010 г. была введена в строй вторая нитка газопровода. В 2012 г. пропускная способность газопровода, соединяющего Туркменистан с Китаем, выйдет на объемы в 30 млрд куб. м. ТОО «Азиатский газопровод» начало разработку ТЭО проекта строительства третьей ветки казахстанского участка газопровода ТУКК. Прокладка новой трубы завершилась к 2012 г. Как ожидается, пропускная способность новой нитки газопровода будет достигать 25 млрд. куб. м газа ежегодно7. Таким образом, туркменский газ как бы заперт в регионе, что ограничивает прибыль от его добычи и экспорта8.
В то время когда Туркменистан искал новых покупателей на газ, Китай предложил кредит. Хотя в Иран газ начал поставляться намного раньше, эта страна с небольшим потреблением энергии проигрывает в сравнении с самой энергоемкой в мире страной - Китаем (в 2010 г. обогнал США). Китай выделил кредиты на строительство газопровода ТУКК, способствовал его быстрой постройке - всего за два года.
Следует отметить, что в 2010 г. Китай потребил 109 млрд куб. м газа, из них 12 млрд куб.м он импортировал, а остальное добыл сам9.
Китай планирует покупать с каждым годом все больше газа, потому и необходимо увеличение пропускной способности газопровода. Китай также выделил кредит (около 8 млрд долл.) на освоение крупнейшего в Туркменистане газового месторождения «Южный Иолотань». Месторождение занимает около 3 тыс. кв. км - больше, чем территория государства Люксембург. Эксперты из Великобритании (компания «Gaffney, Cline & Associates») в 2008 г. оценили запасы этого месторождения в пределах от 4 до 14 трлн куб. м. В ходе продолжающихся разведочных работ туркменские геологи к концу 2010 г. повысили оценку ресурсов месторождения «Южный Иолотань» до 22 трлн куб. м. В 2011 г. Gaffney, Cline & Associates намечает провести второй этап аудита его запасов для уточнения новых данных. Если огромные запасы газа в месторождении подтвердятся, то это сделает «Южный Иолотань» вторым по объему запасов месторождением в мире, уступающим только «Южному Парсу», который делят между собой Иран и Катар10.
В 2010 г. участники проекта ТАПИ приняли решение в качестве ресурсной базы определить гигантское месторождение «Южный Иолотань».
В сентябре 2010 г. китайская государственная компания «CNPC» обнаружила на правом берегу реки Амударья еще одно газовое месторождение с ресурсом более 100 млрд куб. м11.
Как прогнозируется, реализация добычных проектов национальных концернов «Туркменгаз» и «Туркменнефть», а также зарубежных компаний позволит к 2030 г. довести уровень добычи природного газа до 230 млрд куб. м в год. Часть его будет перерабатываться внутри страны, а значительную долю планируется экспортировать. Так, к этому сроку экспорт природного газа планируется довести до 180 млрд куб. м в год12.
В 2010 г. Туркменистан добыл 42,4 млрд куб. м природного газа, из них 22,6 млрд куб. м потребил сам, остальное экспортировал.
Однако Туркменистану не хватает собственных ресурсов (инфраструктура, социальные ресурсы и кадры), необходимых для разработки углеводородов. Привлечение иностранных инвесторов предполагает дележ, а следовательно - зависимость. Поэтому президент Г. Бердымухамедов старается заключать только сервисные договоры относительно суши и договоры по изучению и разведке месторождений относительно моря.
Иранский маршрут не сулит Туркменистану особых перспектив. Иран богат собственными залежами газа, но, находясь в международной изоляции, самостоятельно свой газ добывать пока не может. Такое положение дел вечно, конечно, сохраняться не будет. Китай уже начал инвестировать в углеводородный сектор Ирана: общий объем инвестиций превысил 35 млрд долл.
Нетрудно догадаться, что в будущем Иран либо откажется от покупки туркменского газа, либо - при наличии экономической выгоды - станет его перепродавать.
Каждая страна - участница проекта ТАПИ преследует свои цели.
ТАПИ с его пропускной способностью 33 млрд куб.м в год и выходом на газовый рынок Индии позволил бы Туркменистану значительно расширить возможности по экспорту газа и увеличить свою независимость от стран, осуществляющих транзит.
Длина секции, которая пройдет по Афганистану, составляет 730 км. Первая, и самая главная выгода от строительства газопровода ТАПИ через Афганистан состоит в том, что страна получит доступ к большому количеству весьма эффективного топлива. Это открывает новые и разнообразные возможности, в первую очередь в строительстве электростанций и развитии энергетики. К востоку от Кабула есть несколько крупных водохранилищ, и вот там вполне может встать крупная газовая ГРЭС, если по территории Афганистана пройдет магистральный газопровод.
Электрификация сама по себе создает возможности для повышения уровня жизни населения, развития производства, разработки многочисленных полезных ископаемых, имеющихся
в Афганистане. Не исключено, что Афганистан
пополнит список крупных поставщиков редкозе-
13
мельных металлов на мировой рынок13.
Проект газопровода ТАПИ даст дополнительную выгоду в виде стимула к экономическому развитию. Президент Афганистана Х. Карзай отметил, что страна выполнит свои обязательства по проекту и в плане безопасности, и в плане строительства. Он заверил, что охранять трубопровод будут 7 тыс. военнослужащих афганских сил безопасности. Там, где газопровод будет проходить по контролируемой талибами территории, трубу зароют в землю, а местным сообществам будут выплачивать деньги за ее охрану. Афганистан надеется ежегодно получать за транзит газа 300 млн долл., которые станут для этой страны значительным источником поступлений в бюджет. Кроме того, афганцы, живущие в населенных пунктах, рядом с которыми пройдет газопровод, будут в полной мере обеспечены голубым топливом14.
Участники проекта полагают, что присутствие сил НАТО в Афганистане поможет обеспечивать безопасность газопровода. Как известно, США поддерживают проект строительства газопровода ТАПИ - это альтернатива проекту газопровода Иран - Пакистан - Индия и создание условий, когда Иран не будет иметь возможности для сбыта своего газа, что замедлит его работу над ядерной программой.
Длина маршрута ТАПИ по территории Пакистана составит около 800 км. Благополучная реализация этого проекта станет очень важным событием для Пакистана в связи с тем, что страна в настоящее время переживает энергетический кризис и нуждается в помощи в этой сфере.
Необходим газопровод ТАПИ и Индии. Одна из главных проблем экономики этой страны состоит в нехватке топлива для генерации электроэнергии. Для тепловой генерации собственные запасы угля весьма невелики: на начало 2011 г. подтвержденные его запасы составляли
60,6 млрд т. Часть их нужно отдавать на нужды черной металлургии. Уже сейчас Индия сталкивается с большим дефицитом угля: добыча составила 216 млн т, а потребление - 277,6 млн т.
Покупка природного газа за рубежом - это один из вариантов выхода из сложившейся ситуации, поскольку собственные запасы весьма невелики (1,5 трлн куб. м природного газа и около 1 трлн куб. м метана в угольных пластах).
В 2010 г. Индия потребила около 62 млрд куб. м газа, при этом импортировала около 11 млрд куб. м. Однако ее экономический рост требует все больше и больше газа15.
Важно отметить, что значение индийской экономики в мире постоянно увеличивается и теперь страна может стать важным источником редкоземельных металлов, применяемых в производстве электроники. Это тем более важно, что Китай сокращает экспорт этих металлов. Для добычи руд и переработки в концентрат потребуются
дополнительные мощности, а это ставит проблему получения топлива для генерации энергии. Газ - наилучшее решение, особенно в ситуации, когда нужно быстро нарастить генерирующие мощности.
Об экономической привлекательности проекта ТАПИ говорит и тот факт, что принять участие в его реализации хотят и другие страны, в том числе Россия. Возможны четыре варианта участия «Газпрома» в проекте ТАПИ. Во-первых, он может поучаствовать в проектировании трубопровода; во-вторых, стать дизайнером проекта и субподрядчиком на строительных работах; в-третьих, инвестором и акционером в проектном консорциуме; наконец, в-четвертых, осуществлять как добычу газа на материковых месторождениях Туркменистана, так и его продажу Афганистану, Пакистану и Индии16. Правда, пока это только возможные варианты.
Однако может получиться так, что еще до момента завершения строительства газопровода ТАПИ встанет вопрос об увеличении поставок газа в Индию и о строительстве нового газопровода17.
Эксперты полагают, что новый газопровод в стратегическом плане мог бы стать потенциальным путем разворота российского газа на южноазиатский рынок, необходимый в случае газовых проблем в Европе. Следует помнить, что ситуация с транзитом газа через территорию бывших советских республик связана с проблемами, к тому же на европейском рынке «Газпром» теперь встречает довольно сильную конкуренцию СПГ, а также алжирского и суданского газа. В перспективе конкуренцию будет составлять и сланцевый газ.
Возможный путь ямальского газа в Индию значительно длиннее пути в Европу, но этот проект технически осуществим и может быть предпочтительней необходимости сжигать добываемый газ18.
Если в нынешнем проекте ТАПИ пока с участием «Газпрома» не все вопросы ясны, то в новом трансафганском газопроводе (возможно, под названием ТАПИ-2) это участие весьма вероятно. Скорее всего, увеличение поставок газа в Индию и Пакистан будет значительным и вполне может достичь общего объема 100 млрд куб. м. в год.
Нарастить такой объем поставок газа одному Туркменистану будет уже затруднительно, поскольку в силу вступают соображения целесообразной и бережливой эксплуатации газовых месторождений, которые составляют главное национальное достояние республики. В таком проекте смогут принять участие и Узбекистан, и Казахстан (к 2016 г. планируется начало добычи на шельфовом Хвалынском месторождении до 9 млрд куб. м в год), а также Россия.
Вероятный интерес «Газпрома» к новым маршрутам транспортировки может быть связан с тем, что из-за экономического кризиса ощутимо
упал спрос в Европе на газ, его поставки и добычу. Так что если ситуация на европейском рынке не изменится в лучшую сторону уже в близкой перспективе, «Г азпром» может повернуть на юг поток газа из Ямало-Ненецкого автономного округа в объеме 50-60 млрд куб. м.
В таких условиях нет ничего удивительного, что «Газпром» заинтересован в новых проектах и новых потребителях. Индия и газопровод ТАПИ представляют интерес тем, что этот рынок может составить значительную альтернативу европейскому рынку газа.
Реализация ТАПИ-2 возможна на основе уже существующих газопроводных систем по направлениям Уренгой - Ухта - Москва (3370 км), Москва - Александров Гай (900 км), Средняя Азия - Центр (3000 км). Г азопровод по этим маршрутам многониточный и может быть реконструирован под пропуск газа в южном направлении.
Общая протяженность маршрута транспортировки газа с Ямала в Индию составит 8650 км. Этот маршрут примерно в два раза длиннее средней протяженности маршрутов транспортировки газа в Европу, однако технически возможен.
В перспективе может быть построено спрямление по направлению Уренгой - Челябинск
- Аральск (2630 км), что даст значительную экономию на транспортировке. Со спрямлением маршрут газа из Ямала в Индию будет составлять примерно 5900 км, что сопоставимо с расстояниями его транспортировки в Европу.
Нужно особо отметить, что этот проект реализуем при активном использовании уже существующих элементов газотранспортной системы России, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана и может быть осуществлен в течение 5-6 лет. Иными словами, к моменту запуска проекта ТАПИ-2 с увеличением пропускной способности еще на 50-60 млрд куб. м может быть готова газотранспортная система, подводящая ямальский газ к границе Туркменистана и Афганистана.
Запланированное строительство газопровода ТАПИ, вовлечение китайских и западных компаний в разработку углеводородов позволяет сделать вывод: потоки туркменского газа постепенно перенаправляются с севера на восток и юг. Хотя Россия и имеет готовый газопровод в Туркменистан, но она постепенно теряет свою доминирующую позицию в вопросе о его энергоносителях. Причины понятны: обе страны являются производителями, при этом гораздо более слабая из них крепнет с каждым днем.
У проекта ТАПИ, а также у возможных проектов расширения этого газопровода есть будущее и большие перспективы для всех стран-участниц. Возможно создание нового энергетического коридора в Азии. В условиях глобализирующейся мировой экономики потребность в энергоносителях в крупнейших странах Южной Азии имеет тенденцию к постоянному увеличению. Следовательно, долгосрочные поставки туркменского газа
будут способствовать дальнейшему энергетическому сотрудничеству всех стран - участниц проекта ТАПИ. Вместе с тем необходимо подчеркнуть международно-политическое значение проекта ТАПИ в деле укрепления мира и стабильности в Азиатском регионе.
Примечания
1 См.: Новое русло газовой реки. URL: http://www.reso-nansonline.com/page.php?page_id=17&lang=1&article_ id=1399 (дата обращения: 25.05.2011).
2 См.: США «педалируют» TAPI. URL: http://www.wprr. ru/?p=2120#more-2120 (дата обращения: 25.05.2011).
3 См.: BP Statistical Review of World Energy. June 2011. P. 28.
4 См.: США «педалируют» TAPI.
5 См.: Газовое «меню» Туркменистана. URL: http://www. wprr.ru/?p=1830 (дата обращения: 18.06.2011).
6 См.: Диверсификация ТЭК Туркменистана. URL: http:// www.expoclub.ru/2323/ (дата обращения: 18.06.2011).
7 См.: Китай купит в Центральной Азии 60 млрд куб. м газа. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/1/6802 (дата обращения: 25.08.2011).
8 См.: Мендкович Н. Трубопровод ТАПИ и газовая политика России // Интернет-журнал «Новое Восточное Обо-
зрение». URL: http://www.Journal-neo.com/ru/node/2826 (дата обращения: 18.06.2011).
9 См.: BP Statistical Review of World Energy. June 2011. P. 20-23.
10 См.: Туркмения обладает вторым в мире по величине запасом газа. URL: http://www.newsland.ru/news/detail/ id/708108/ (дата обращения: 18.06.2011).
11 См.: CNPC открыла крупное месторождение в Центральной Азии. URL: http: //www.chinapro.ru/rubrics/1/5045/ (дата обращения: 24.08.2011).
12 См.: Диверсификация ТЭК Туркменистана.
13 См.: Верхотуров Д. Путь из Ямала в Индию через Афганистан. URL: http://afghanistan.ru/doc/18762.html (дата обращения: 15.08.2011).
14 См.: Лукин О. Трансафганский форсаж // Нефтегазовая вертикаль. 2011. № 3. URL: http://www.promvest.info/ news/actual.php?ELEMENT_ID=35811(дата обращения: 22.08.2011).
15 См.: BP Statistical Review of World Energy. June 2011. P. 30-33.
16 См.: Socor VKremlin lays down message to Ashgabat. URL: http://www.inosmi.ru/middle_asia/20101102/163996649. html (дата обращения: 24.08.2011).
17 См.: Верхотуров Д. Указ. соч.
18 См.: Мендкович Н. Указ. соч.