УДК 376.42
Д.А.Фомина,
воспитатель детского сада № 175 «Полянка» «АНО Планета Детства «Лада»» г.о. Тольятти
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
В данной статье рассмотрены возможности игровой деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследование доказано, что развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития находится на низком уровне. Поэтому автором был разработан комплекс мероприятий, включающий: работу по повышению компетентности воспитателей и родителей в вопросе развития эмоциональной сферы детей данной категории; реализацию комплекса игр с детьми, с учетом степени задержки психического развития, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Ключевые слова
задержка психического развития, эмоциональная сфера, игровая деятельность.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.
Но у детей с задержкой психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. У таких дошкольников можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3].
Эмоции детей с задержкой психического развития более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего эти дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут отрицательно сказаться и негативно отразиться на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом.
Анализ результатов изучения уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показал, что у большинства обследованных детей диагностирован низкий уровень развития эмоциональной сферы (67 % детей).
Игровая деятельность является одним из самых мощных средств развития разных сторон психики ребенка. Игра является одной из эффективных технологий проектирования педагогического процесса, так как она стимулирует активность детей, способствует самовыражению и самореализации ребенка, повышает чувствительность к сфере человеческих отношений, приобщает к социальной действительности в целом [1].
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности возможно, если: организовано повышение компетентности родителей и воспитателей в использовании игровых приемов для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработан и реализован комплекс игр для детей 5-6 лет с задержкой психического развития, направленных на развитие их эмоциональной сферы; осуществлен учет степени задержки психического развития у детей 5-6 лет в процессе проведения игр; обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада: создание уголка уединения, включение дидактических игр, направленных на расширение знаний детей об эмоциях, насыщение театрального уголка персонажами, обогащение литературного уголка книгами, в которых описываются эмоции.
Реализуя работу по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности, необходимо опираться на следующие принципы.
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с ЗПР, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип преемственности - обеспечение взаимосвязи между педагогами и психологом, педагогами и родителями, психологом и родителями.
5. Принцип результативности - реализация права детей на получение необходимой помощи и поддержки.
6. Принцип осуществления индивидуального подхода к каждому дошкольнику.
7. Принцип ориентации на зону ближайшего развития [2, 4].
Работа по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности включала подготовительный и содержательный этапы.
1. Подготовительный этап включал такие направления работы как обучение родителей и воспитателей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с ЗПР; подготовка материала для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; разработка комплекса игр для детей 5-6 лет с ЗПР, направленных на развитие их эмоциональной сферы.
2. Содержательный этап предполагал обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; реализацию комплекса игр для детей 5-6 лет с ЗПР, направленных на развитие их эмоциональной сферы на основе учета степени ЗПР у детей 5-6 лет; а также применение родителями и воспитателями игровых приемов развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с ЗПР.
На подготовительном этапе организовывалась совместная деятельность воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, прежде всего мы изучили отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. Содержание работы по обучению родителей и воспитателей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с ЗПР состояло из трех блоков: ознакомительный, организационный и содержательный.
В первом блоке было осуществлено ознакомление родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также подключение их к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.
Организационный блок предполагал использование следующих форм работы с родителями:
- родительские собрания с чаепитием, где происходило информирование их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития, о роли игры в данном вопросе;
- анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско-родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
- знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.
В процессе реализации содержательного блока родители были подключены к созданию групповой атмосферы, развивающей среды, позволяющей формировать детское сообщество. Использовались:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- участие родителей в праздниках;
- совместные деловая игра для родителей с детьми «Всегда ли мы понимаем друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка мы использовали следующие формы работы с родителями:
- анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
- домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
- организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
- совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
- разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
- совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и
т.д.;
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам необходимо «оживить» психологические знания. Для этого проводятся консультации для воспитателей, с целью расширения и обогащения их знаний об эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития. В группе оформлен эмоциональный уголок. Воспитателям предлагаются игры, упражнения, потешки и стихотворения, которые можно использовать в своей работе.
В ходе содержательного этапа проводилась подгрупповая и групповая работа с дошкольниками. Работа с дошкольниками включала три блока: эмоционально-личностный, когнитивный, поведенческий.
Первый эмоционально-личностный блок работы заключался в том, что проводилась подгрупповая работа с детьми (по 4-5 человек) для установления контакта с экспериментатором и раскрытия себя перед сверстниками.
Во втором, когнитивном блоке, проводилась групповая работа по ознакомлению с социально значимыми эмоциями - радость, страх, удивление, гнев. Данный этап носил информационный характер.
Третий - поведенческий блок - был посвящен эмпатии, умению определить свое собственное настроение. Работа проводилась в подгрупповой форме, для того чтобы дети могли прочувствовать себя и сверстника лучше. А заключительное мероприятие организовывалось в групповой форме, чтобы закрепить весь пройденный материал.
Такое поэтапное усложнение позволило нам не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и организовывать взаимодействие дошкольников, учитывая, что дети данной категории могут испытывать трудности при общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что имеется положительная динамика в уровне развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР. Список использованной литературы
1. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Сидякина Е.А., Щетинина В.В. учебно-методическое пособие / под редакцией О. В. Дыбиной. Москва, 2014.
2. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И.А. Пазухина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.
3. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1.
4. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
© Д.А. Фомина, 2015
УДК37
Н.В.Хороших
Канд. Мед. Наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Бурденко,
РФ. Г.Воронеж, [email protected]
ПРЕПОДАВАНИЕ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ/ИНТЕРНАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
FEATURES TEACHING OF OBSTETRIC AND GYNECOLOGY IN THE CLINICAL
RESIDENCY/ INTERNSHIP IN THE TRANSITION TO THE GEF THIRD GENERATION
Khoroshikh Nataliya Vladimirovna
Candidate of medical sciences, associate professor of Voronezh State Medical Academy, Russia, Voronezh.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена обсуждению педагогических технологий и приемов, позволяющих повысит качество преподавания акушерства и гинекологии клиническим ординаторам и интернам в условиях перехода системы образования на федеральный образовательный стандарт третьего поколения.
ABSTRACT
The article discusses the pedagogical techniques and tricks to improve the quality of teaching Obstetric and Gynecology clinical residents and interns in the transition of the education system to the federal educational standard of the third generation.
Ключевые слова
акушерство, гинекология, клинические ординаторы /интерны, федеральный государственный
стандарт третьего поколения.
Keywords
оbstetric, gynecology, clinical residents and interns, federal educational standard of the third generation.
Ранее обсуждались сложности, возникающие в процессе преподавания специальных предметов и клинических дисциплин ординаторам и интернам в условиях перехода медицинского образования на новые стандарты третьего поколения (ФГОС) [3]. В данной статье хотелось бы затронуть особенности преподавания конкретных медицинских дисциплин, а именно, акушерства и гинекологии применительно к вышеназванным стандартам.
Переход системы образования на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения начался в 2011 году, затронув также и постдипломное обучение, т.е. клиническую ординатуру и клиническую интернатуру.
Изменения в системе постдипломного образования начались примерно 15 лет назад, До этого времени специализированное обучение будущих акушеров-гинекологов начиналось, практически, на 6 курсе в субординатуре. Студенты-шестикурсники наряду с теоретическими занятиями имели большой опыт практического общения с пациентками непосредственно в акушерских или гинекологических отделениях клиники. Занятия в субординатуре проходили по системе модулей и охватывали основные темы физиологического, патологического и оперативного акушерства, оперативной и консервативной гинекологии. После получения диплома выпускники попадали на одногодичное обучение в интернатуру, где основной акцент уделялся практическим занятиям, после чего они имели право самостоятельной работы. Через 5 лет после окончания интернатуры некоторые из практикующих врачей могли поступить в