46 (229) - 2011
УДК 339.18
развитие электронной торговли В регионах РОссИИ: тенденции и перспективы
д. В. валько,
аспирант кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета E-mail: [email protected] Южно-Уральский институт управления и экономики
В статье рассмотрены основные проблемные факторы, влияющие на уровень развития электронной торговли в регионах России. Дается характеристика тенденций и перспектив ее развития во взаимосвязи со степенью интернетизации и готовности регионов к сетевому взаимодействию. Отмечено, что именно сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить потребность экономических агентов в оперативности и интерактивности.
Ключевые слова: электронная торговля, интернетизация, региональное развитие, перспективы.
Всестороннее использование новейших информационных технологий в торговой деятельности -решающий фактор, обеспечивающий существенное сокращение расходов на проведение торговых операций, развитие деловых связей и поддержание позиций на международных и региональных рынках. В условиях ограниченных ресурсов, глобализации и открытости экономики, необходимости повышения эффективности всех экономических процессов развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронной торговли является необходимым условием совершенствования постиндустриальной экономики. Кроме того, развитие электронной торговли и электронных средств взаимодействия отмечено как одно из приоритетных направлений Федеральной государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
В настоящее время развитие электронной торговли получило новый импульс в связи с ростом
потребительского спроса, развитием электронных платежных систем и механизмов кредитования. Из всех сегментов электронной торговли -G2B (Government-to-Business), B2G (Business-Ш^оуеттеП;), В2В (Business-to-Business), В2С (Business-to-Customer), С2В (Customer-to-Business) и С2С (СшШтегЧо-СшШтег) сегодня ведущую роль играют государственный сектор (B2G) и розничная электронная торговля (В2С).
Несмотря на то, что объем рынка электронной торговли в России составляет всего около 1 % от ВВП (в США - 17 %, в Англии, Франции и Германии - около 14 %), темпы роста существенно превышают таковые в США и Европе. Показательно, что сохранение темпов роста электронной торговли наблюдалось и в кризисное время (рис. 1).
На рост рынка электронной торговли положительное влияние оказывает увеличение числа пользователей сети Интернет. В России этот показатель демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. За 5 лет число пользователей сети Интернет выросло в 2 раза (рис. 2).
Степень проникновения широкополосного Интернета по итогам 2010 г., достигла 40 % - это 2-е место в Европе после Германии. По мнению специалистов конференции по торговле и развитию ЮНКТАД (органа Генеральной Ассамблеи ООН), именно широкополосный доступ существенно повышает вовлеченность в электронную торговлю.
Значительный вклад в развитие электронного товарооборота в настоящее время вносят государственные органы. Введение единой торговой пло-
1,5
1,4
1,3
1,2
1,1
1,0
0,9
0,8
щадки и системы регистрации государственных закупок фактически обусловило формирование и интенсивное развитие данного сегмента.
В свою очередь развитие электронной торговли во всех сегментах на национальном уровне встречает определенные трудности, обусловленные рядом факторов, в числе которых:
• недостаточное развитие нормативно-правового обеспечения;
• неустойчивость ИТ-инфраструктур предприятий и организаций;
• слабая защищенность сетевых информационных ресурсов и транзакций;
• недостаточное развитие информационной инфраструктуры товарных рынков;
• недостаток профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно работать в системе электронной торговли;
• отсутствие специальных методик, позволяющих достоверно оценивать экономическую эффективность создания и функционирования структур электронной торговли. Рост национального рынка товаров и
услуг, его будущая интеграция в мировую экономическую систему невозможны без интенсивного развития электронной торговли во всех регионах России.
К числу основных экономических факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в регионах, относится не до конца решенная проблема доставки товара покупателю и его оплаты. Условия и технические возможности по доставке товара покупателю разнятся от региона к региону. Оказывается, более выгодным является передача доставки товара в аутсорсинг, но при этом нерешенной остается проблема возврата товара. Проблема оплаты связана с преобладанием оплаты курьеру наличными и нежеланием российских покупателей расплачиваться с помощью банковской карты, что обусловлено недостаточной защищенностью плательщика от мошенничества. Данная проблема отчасти компенсируется удобством и популярностью системы электронных денег. Показательным стал факт внедрения одной из крупных социальных сетей «ВКонтакте» собственной платежной
1,39
1,35
1,35 ♦-
1,36
1,25
1,27
1,24
1,24
Рост номинального ВВП
Рост оборота электронной торговли
1,34
1,14
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 1. Темпы роста номинального ВВП и оборота электронной торговли в России в 2005—2010 гг., количество раз
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5
42,0
43,3
33,7
26,3
29,4
21,7
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 2. Рост числа пользователей Интернета в Российской Федерации в период 2005—2010 гг, млн чел.
системы. Очевидно, что без развития взаимодействия российских электронных платежных систем с зарубежными системами невозможно достичь международного уровня надежности и эффективности.
Вместе с тем, такие факторы, как компьютеризация и степень проникновения Интернета в России сегодня достигают этапа снижения экстенсивного влияния на развитие электронной торговли. Это объясняется прежде всего соответствием их уровня необходимым условиям коммуникации и потребности в Интернете как в услуге. Данное соответствие можно наблюдать в выравнивании соотношения интернет-пользователей и взрослого населения (старше 18 лет) по округам Российской Федерации (рис. 3) и в стабилизации темпов роста интернетизации и компьютеризации предприятий и организаций (рис. 4).
В целом можно говорить также об ослаблении влияния тенденций интернетизации как таковой на экономическое развитие наиболее развитых
ДФО
УФО
;зфо
СФО
ОФО
ПФО
ЦФО
I Распределение интернет-пользователей I Распределение населения
12
13 ■ 14
13
16
20 21
31
26
10
15
20
25
30
35
Рис. 3. Распределение населения и интернет-пользователей по федеральным округам РФ, % [1]:
2,0 1,8 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 0,6
1
" Имеющие персональные компьютеры " Использующие Интернет "Имеющие WEB-сайт
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. 4. Темпы роста числа организаций, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в период 2005—2010 гг, количество раз [4]
регионов и усилении влияния такого фактора, как интеграция региональных экономических агентов и их бизнес-процессов в пространство Интернета.
В качестве индикативного показателя можно также отметить активность по приобретению юридическими лицами - резидентами доменов в сравнительно новой зоне «.рф». Распределение числа доменов в зонах «.рф» и «.ги» по федеральным округам характеризует существенную насыщенность центральных регионов (на Центральный федеральный округ приходится свыше 65 % для обеих зон) и в то же время возрастающую интеграцию регионов, удаленных от центра. В качестве положительной региональной тенденции можно отметить развитие «гео-доменов» (доменов верхнего уровня, объединяющих территориальные информационные ресурсы, например «xx.spb.ru»).
Таким образом, в регионах, где главным фактором является распространение широкополосного доступа в Интернет и при этом степень проникновения
широкополосного Интернета не достигает необходимого уровня, развитие электронной торговли будет ограничиваться темпами интернетизации и компьютеризации. По прогнозам Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, только к 2015 г. уровень проникновения Интернета достигнет 60 линий на 100 жителей России.
С другой стороны, в регионах, где степень интернетизации и компьютеризации достигает необходимого уровня, главным фактором становится вовлечение экономических агентов в электронный торговый оборот. Оно, в свою очередь, зависит и от приоритетов крупных компаний, претендующих на региональный рынок, и от активности местного бизнеса, его стремления к автоматизации бизнес-процессов, а также в значительной степени от активности ИТ-компаний предлагающих готовые решения.
В обозримой перспективе, ввиду насыщенности центральных регионов, ожидается активный рост электронной торговли в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Приволжском федеральных округах и их крупных городах, на которые сегодня приходится до 60 % регионального «электронного» оборота.
Таким образом, развитие электронной торговли в регионах обусловлено в конечном счете готовностью потребителей, производителей и других экономических агентов к сетевому взаимодействию, удовлетворению потребности в оперативности и интерактивности, а также к специфике ценообразования в Интернете.
Список литературы
1. Бюллетень «Интернет в России. Осень 2010» / Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru.
2. Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли / Национальная ассоциация участников электронной торговли. URL: http://www.nauet.ru.
3. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005-2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.
5. Российский рынок дистанционной торговли в сегменте b2c. Аналитический обзор. М.: РосБизнесКонсалтинг, 2010.
2010
0
5