Гражданское право и гражданский процесс
со
а> о т и я я
-^--С
--PS
к
УДК 347.9 -
т
И.С. Денисов е
У
ДЕНИСОВ, Иван Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дис- г циплин РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. К
Плеханова», Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]. g
у
и
DENISOV, Ivan Sergeyevich, PhD of Law, Associate Professor of the Department of Civil Legal Disciplines of в the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian р
Federation. E-mail: [email protected]. S
т
a> ^
Развитие электронного правосудия в России
В
Development of e-justice in Russia Д
The article analyzes the content of the concept of «electronic justice» in Russian Federation. Highlights the distinctive features of this legal phenomenon are revealed. The author comes to a conclusion that it is necessary to understand electronic justice, its relation with the term «informatization of courts».
Keywords: electronic justice, informatization of courts, civil procedure, arbitral procedure.
В статье проводится анализ содержания понятия «электронное правосудие» в России. Выявляются при- с
знаки и отличительные особенности данного правового явления. Автор приходит к выводу о том, что следует и
понимать под электронным правосудием, его соотношении с термином «информатизация судов». ^
Ключевые слова: электронное правосудие, информатизация судов, гражданский процесс, арбитражный 1
процесс. 7
к» о
Информационные технологии неразрывно имплементированы в повседневную жизнь современного человека, что ознаменовало переход к информационному обществу, цифровой экономике и электронному государству. Всё более привычным становится трансграничная торговля в формате В2С, безбумажный документооборот между организациями (В2В), при взаимодействии с государством (В2С, С2В) и все более привычным для граждан становится безбумажное взаимодействие с государством в формате С2С, С2С.
Развитие сервисно-ориентированных процедур взаимодействия граждан с государством посредством использования информационных технологий, совершенствование законодательства и правоприменительной практики в информационной среде является актуальным как для общества, так и для государства, что способствует увеличению конкурентоспособности государства на международной арене.
Такая задача ставится в ряде основополагающих документов, в том числе в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», Государственной программе «Цифровая экономика» от 28 июля 2017 г. Приоритетным направлением развития социально ориентированного государства данная программа определяет создание и дальнейшее совершенствование электронного государства, а также электронного правосудия как судебной ветви власти.
Согласно позиции Совета Европы, отражённой в Рекомендациях по электронной демократии, «электронное правосудие является использованием информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в отправлении правосудия всеми заинтересованными сторонами в системе судебной власти в целях повышения эффективности и качества государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам» [1].
«С46. Электронное правосудие должно улучшать качество юридических услуг, используя информационно-коммуникационные средства для ускорения судебных процедур, улучшения общего качества услуг, и повышать прозрачность.
С47. Электронное правосудие должно предоставлять публике, включая бизнес-сообщества, юристов, юридических чиновников и суды, дружественный интерфейс к законодательной и юридической информации, индивидуально учитывающий их права.
С48. Электронное правосудие должно включать информационные сайты судов, национальные и международные порталы, обеспечивать развитие системы онлайнового судопроизводства, использование видеоконференцсвязи и стандартов для электронного обмена информацией.
С49. С целью обеспечения эффективного функционирования юридической системы электронный обмен данными между учреждениями внутри и через национальные границы должен быть легализован и широко использоваться» [1].
Пионером электронного правосудия в России и испытательным полигоном для апробирования новых технологий электронного судопроизводства являлся ныне упразднённый Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ).
Долгое время понятие «электронное правосудие» применялось лишь к системе арбитражных судов, что
Гражданское право и гражданский процесс
было обусловлено сторонами, участвующими в арби-^ тражных спорах: как правило, ими являлись юриди-р ческие лица. Для физических лиц, которые чаще вы-^ ступали в качестве участников процесса в судах общей ^ юрисдикции, наличие необходимости электронного ^ взаимодействия как с судом, так и с органами государя ственной власти не предполагалось. Здесь сказывались ос и консервативность судебной системы, и представле-^ ние о том, что среднестатистический гражданин, обра-р? щающийся в суд общей юрисдикции за защитой сво-§ их нарушенных прав и свобод, не обладает навыками ¡2 взаимодействия в электронной форме с судом и госу-^ дарственными органами. Однако некая «монополия» рси арбитражных судов на электронное правосудие закон-й чилась с объединением Верховного Суда и ВАС РФ, что ни привело к созданию единого центра судебной власти и ^ закрепило возможность унификации правовых норм, ^ регламентирующих электронное правосудие, в граж-£ данском судопроизводстве. Это решение было направ-^ лено на уменьшение существующего «отставания» судов общей юрисдикции от арбитражных судов. Вместе £ с тем существовал проект не только объединения выс-С ших судов, но и создания Единого гражданского про-й цессуального кодекса, в котором, как планировалось, ^ должны были быть объединены нормы АПК РФ и ГПК й РФ, что также должно было способствовать выработке ни единого подхода в области электронного правосудия о для системы судов общей юрисдикции и арбитражных И судов [2, с. 223; 3, с. 53].
Задержки в отправлении правосудия по гражданским делам и вынесении судебных решений влекут за собой целый ряд негативных последствий. Неспособность государства в представлении граждан и бизнес-сообщества вершить правосудие быстро и эффективно может вызвать недоверие к государственным институтам, а также подрывает авторитет страны на международной арене. Особое внимание, в т.ч. на международном уровне, уделяется транспарентности процедур отправления правосудия, эффективности и доступности правосудия для физических и юридических лиц [4].
Очевидным преимуществом электронного правосудия является экономия не только денежных средств, но и времени. Используя ресурсы электронного правосудия для подачи искового заявления, истец не затрачивает время и деньги на дорогу, не перемещается по городу, создавая лишнюю нагрузку на транспортную сеть современного мегаполиса. Также отпадает необходимость пользоваться услугами почтовой связи для подачи исковых заявлений. Лицо, использующее возможности электронного правосудия для обращения в суд для разрешения своего спора, несёт расходы только на доступ в сеть Интернет.
Следует отметить наличие двух понятий: «информатизация судов» и рассматриваемое в данной статье понятие «электронное правосудие».
В понятие «информатизация судов», как правило, включают следующие компоненты:
- обеспечение судов компьютерной техникой;
- разработку и сопровождение специального программного обеспечения для судов общей юрисдикции;
- оснащение судов системами аудио- и видеопротоколирования судебных заседаний;
- оснащение залов судебных заседаний оборудованием видеоконференц-связи;
- оснащение судов программным обеспечением для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи.
Для того чтобы можно было с уверенностью говорить о наличии элементов электронного правосудия в том или ином государстве, необходимо законодательное закрепление возможности обращения в суд электронной форме, получения повесток, судебных решений в электронном виде, юридически значимое взаимодействие судов разных уровней внутри судебной системы и с другими государственными органами (например, Федеральной службой судебных приставов в случае принудительного исполнения судебного решения) в электронном виде, а также ведение дела в электронном виде и использование систем видеоконференц-связи.
C 1 января 2017 г. граждане России впервые получили возможность с помощью ГАС «Правосудие» подавать в электронном виде в суды общей юрисдикции и получать от них в электронном виде юридически значимые документы.
Для подачи документов в суд необходимо быть зарегистрированным в личном кабинете пользователя на портале ГАС «Правосудие» (сайт sudrf.ru). Кабинет создаётся автоматически при подтверждении личных данных физического лица на сайте суда в соответствующем разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде». Доступ к личному кабинету происходит либо при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи пользователя, либо при помощи подтверждённой учётной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Документы, подаваемые в суд через сеть Интернет, могут быть поданы как в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (т.е. документ изначально в электронном виде, без необходимости печати на бумажном носителе), так и в виде отсканированного документа, т.е. содержащего графическое изображение текста документа и подписи заявителя (в данном случае документ был создан в текстовом редакторе, распечатан на бумажном носителе, подписан истцом или его представителем и отсканирован в один из форматов, рекомендованных Судебным департаментом при Верховном суде России) [9; 10; 11].
«С января по октябрь 2017 года граждане активировали более 108 тысяч личных кабинетов на сайтах федеральных судов общей юрисдикции - как с помощью бесплатного аккаунта на портале государственных услуг, так и с помощью усиленной квалифицированной подписи. За этот период было подано почти 200 тысяч юридически значимых документов в электронном виде» [5].
Продолжается и подача исков в электронном виде в арбитражные суды. Однако теперь в электронном виде в арбитражные суды принимаются только юридически значимые электронные иски, т.е. подписанные электронной подписью.
С 2017 г. заявители начали получать юридически значимые решения федеральных судов общей юрисдикции арбитражных судов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.
В настоящее время делать вывод о широкой востребованности электронного правосудия среди граждан ещё преждевременно, однако популярность сервиса постоянно увеличивается. Так, в первом
Денисов И. С. Развитие электронного правосудия в России
квартале 2017 г. было подано 43,7 тыс. обращений в электронном виде, во втором уже 56,8 тыс., а в третьем квартале это число выросло по сравнению с первым кварталом чуть ли не вдвое - до 74,8 тыс. обращений [5].
Для многих граждан уже привычным способом электронного взаимодействия с органами государственной власти стал Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). На сегодняшний день более 53 млн. пользователей зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В данном случае логичным было использовать такой большой массив верифицированных аккаунтов граждан России и наладить электронное взаимодействие между ГАС «Правосудие» и сайтом www.gosulugi.ru, сделав его главным электронным «окном» для обращения за государственными услугами как к органам исполнительной власти, так и для обращений в судебные органы. С 1 января 2017 г. все граждане, имеющие подтверждённый логин и пароль в ЕСИА, получили возможность подавать документы в суд в электронной форме.
В целях создания организационных и технологических условий для внедрения электронного правосудия в деятельность судов Судебным департаментом была разработана Концепция развития информатизации судов до 2020 г. (утверждена постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 439), предусматривающая мероприятия по доработке в рамках развития ГАС «Правосудие» специализированного программного обеспечения, позволяющего применять юридические значимые электронные документы в деятельности судов и осуществлять межведомственное электронное взаимодействие (т.н. 020 взаимодействие в электронном виде, когда процессуальные документы не распечатываются на бумажном носителе для отправки, например, в Федеральную службу судебных приставов, что значительно ускоряет процесс не только правосудия по гражданским делам, но и исполнения судебных решений).
Вместе с тем электронное правосудие не может развиваться в отрыве от состояния и хода внедрения взаимодействия в электронном виде в обществе и в государстве целом, т.к. электронное правосудие является составной частью более глобального феномена - электронного государства. В наиболее передовых странах, использующих электронный документооборот, юридически значимое взаимодействие с гражданами и бизнесом, прежде всего по территориальному масштабу, переводится в электронный вид не только в судебной системе.
Тем не менее можно сказать, что открывшиеся 1 января 2017 г. возможности по подаче исков в электронном виде вывели Россию на уровень ведущих мировых стран в этом вопросе.
Одной из стран с развитой системой электронного государства и электронного правосудия, в частности, является Сингапур. Подача документов по гражданским делам осуществляется только в электронном виде ещё с 2000 г. и при этом непрерывно совершенствуется.
И.В. Решетняк, анализируя уровень развития электронного правосудия в Сингапуре, справедливо отмечает, что «внедрение электронных технологий в процесс управления судом, движением дел вызвало
повышение производительности судов за счёт оптимизации автоматизированных рабочих процессов и использования автоматических приёмов отслеживания и мониторинга системы. Кроме того, была решена проблема недостаточности персонала, с которой постоянно сталкиваются суды во всех правовых системах; сократились сроки рассмотрения поступивших в суд заявлений, что ускорило рассмотрение и разрешение судом гражданских дел и уменьшило количество неурегулированных споров. С помощью EFS (в сингапурских судах с 1997 г. применяется электронная система подачи - Electronic Filing System, EFS) документы могут храниться в электронном виде в системе, что сделало ненужным наличие в зданиях судов больших архивных помещений и сократило финансовые расходы на хранение документов, а также повысило безопасность хранения документов, обеспечило их конфиденциальность, поскольку с EFS легче реализовать ограниченный доступ к электронным досье» [6, с. 77].
Профессор Ричард Сасскинд (Richard Susskind), советник по информационным технологиям Верховного судьи Великобритании, утверждает, что существуют следующие веские причины, почему суды должны брать на вооружение новые цифровые технологии: «Существующая судебная система является дорогостоящей и длительной для граждан, которые обращаются к ней за разрешением своих споров; современному обществу такое долгое и дорогое правосудие представляется анахронизмом и неуместным в интернет-обществе, а граждане всё больше ожидают, что государственная услуга по разрешению судебных споров будут предоставляться в цифровом (онлайн) виде» [7].
Применение электронного правосудия способствует повышению эффективности, снижению временных и финансовых издержек, приближению правосудия к населению, а также улучшение его доступности для определённых групп граждан (иммигрантов, людей с низким культурным уровнем и ограниченными возможностями [инвалидов]) [8, с. 99].
Объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оказало значительное влияние на дальнейшие планы и развитие электронного правосудия в России. При этом, несмотря на опасения юридического сообщества, что наработки арбитражных судов в области электронного правосудия не будут востребованы, уже через три года после образования объединённого Верховного Суда в действующий ГПК РФ были внесены существенные изменения, позволившие подавать исковые заявления в федеральные суды общей юрисдикции в электронном виде.
Кроме изменений, внесённых в действующее процессуальное законодательство, понадобилось принятие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих правила подачи документов в электронном виде в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Такими подзаконными нормативными правовыми актами выступили приказы Судебного департамента при Верховном суде России, в которых содержались технические аспекты использования сервисов электронного правосудия в федеральных судах общей юрисдикции и в арбитражных судах [9; 10].
Изменения в процессуальное законодательство привели к необходимости корректировки мероприя-
Гражданское право и гражданский процесс
22 тий по информатизации судов в части формирования исковое заявление, встречное исковое заявление,
гч единого информационного пространства федераль- отзыв на иск, проект мирового соглашения (проект
^ ных судов и мировых судей с учётом интеграции ав- соглашения о примирении), ранее поданные на бу-
^^ томатизированных систем арбитражных судов в ГАС мажном носителе» (п. 20 ППВС от 26 декабря 2017 г.
^ «Правосудие». Также следует отметить появившуюся № 57) Вместе с тем, на взгляд автора, было бы целе-
§ возможность электронной подачи документов миро- сообразным принять отдельный федеральный закон
о вому судье. Таким образом, мировая юстиция стала «Об электронном документе», содержащий указан-
^ последним звеном судебной системы, которому была ные положения.
р? предоставлена возможность электронного взаимо- Вместе с тем существуют и пока не решённые
действия с гражданами и органами государственной вопросы интеграции мировых судей в информаци-
н власти [11]. онную систему судов общей юрисдикции. Так, зна-
Ё Ровно через год после принятия приказов Су- чительно бы упростила процесс подачи искового
ер дебного департамента было принято постановление заявления возможность оплаты государственной по-
| Пленума Верховного суда России, содержащие разъ- шлины при подаче искового заявления в личном ка-
^ яснения ряда терминов и порядка использования бинете на сайте суда. Также в систему электронного
г огк
с г
^ право суда «предложить лицам, участвующим в деле, с привлечением посредника (процедура медиации) и
^ представить с возможностью копирования текста третейские суды. н
е
С £
w s и н о
(D
m
сервисов электронного правосудия [12]. В указанном правосудия пока никак не включён институт альтер-постановлении Верховный суд России разъясняет нативного разрешения споров - разрешения споров
Список литературы
1. Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec (2009)1 государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). [Электронный ресурс] // Сайт «ЦИК РФ» - Режим доступа: cikrf.ru/international/ recommend.doc (дата обращения: 10.01.2018).
2. Денисов, И. С. Электронное правосудие в свете концепции единого гражданского процессуального кодекса // Информационное право: актуальные проблемы теории и практики : сб. докладов науч.-практ. конференции. - М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2015. - С. 223-225.
3. Исаенкова, О. В. Концепция единого ГПК - от обсуждения к реализации // Вестник гражданского процесса. - 2015. - № 4. - С. 48-62.
4. E-justice: enhancing transparency, effectiveness and access to justice [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: www.un.org/ruleoflaw/blog/2016/06/e-justice-sharing-national-experiences-in-enhancing-transparency-effectiveness-and-access-to-justice/ (дата обращения: 10.01.2018).
5. Юхневич, Л. А. Электронное правосудие - будущее российской судебной системы [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: www.consultant.ru/law/interview/yuhnevich/ (дата обращения: 10.01.2018 г.)
6. Решетняк, В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. -2012. - № 2. - С. 75-80.
7. Tickle, Louise. Online justice: why courts should explore emerging digital possibilities [Электронный ресурс] // Сайт «The Guardian». - Режим доступа: www.theguardian.com/public-leaders-network/2017/jan/16/online-justice-courts-explore-digital-possibilities (дата обращения: 10.01.2018).
8 Cerillo i Martinez, Agusti. E-Justice in Spain // E-Justice: Information and Communication Technologies in the Court System. - 2008. - P. 98-105.
9. Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2018 г.).
10. Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. № 252 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2018).
11. Об утверждении Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 сентября 2017 г. № 168 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2018).
12. О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов : постановление Пленума Верховного суда России от 26 декабря 2017 г. № 57 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2018).
© Денисов И.С., 2018