Научная статья на тему 'Развитие электронного правительства в Саратовской области'

Развитие электронного правительства в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВОМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION SOCIETY / E-GOVERNMENT / RELATIONS BETWEEN CITIZENS AND THE STATE / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Ольга Ивановна

В статье анализируются достижения в развитии электронного правительства в Саратовской области и задачи, решение которых должно улучшить взаимоотношения между государством и жителями Саратовской области. Особое внимание сконцентрировано на основной идее электронизации, которая выражается во взаимодействии граждан и государства, заключающемся в помощи в оказании услуг, необходимых жителям Саратовской области. Данная статья резюмирует значимость процесса внедрения электронного правительства, который способствует созданию более эффективных и гибких механизмов работы с гражданами, а также развитию темпа жизни, связанного с ускоренным обменом информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT IN THE SARATOV REGION

The paper analyzes the progress in the development of e-government in the Saratov region and tasks that should improve the relationship between the state and the people of the Saratov region. Particular attention is paid to the idea of digitalization that should facilitate the interaction between citizens and the state and help to simplify the provision of services required by the residents of the Saratov region. The author sums up the importance of the process of transition to e-government that contributes to a more efficient and flexible provision of public services as well as ever-increasing pace of life and faster exchange of information.

Текст научной работы на тему «Развитие электронного правительства в Саратовской области»

Ольга Ивановна Харченко,

аспирантка кафедры институциональной экономики

и экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируются достижения в развитии электронного правительства в Саратовской области и задачи, решение которых должно улучшить взаимоотношения между государством и жителями Саратовской области. Особое внимание сконцентрировано на основной идее электронизации, которая выражается во взаимодействии граждан и государства, заключающемся в помощи в оказании услуг, необходимых жителям Саратовской области. Данная статья резюмирует значимость процесса внедрения электронного правительства, который способствует созданию более эффективных и гибких механизмов работы с гражданами, а также развитию темпа жизни, связанного с ускоренным обменом информацией.

Ключевые слова: информационное общество, электронное правительство, взаимоотношения между гражданами и государством, государственные услуги.

O.I. Kharchenko

DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT IN THE SARATOV REGION

The paper analyzes the progress in the development of e-government in the Saratov region and tasks that should improve the relationship between the state and the people of the Saratov region. Particular attention is paid to the idea of digitalization that should facilitate the interaction between citizens and the state and help to simplify the provision of services required by the residents of the Saratov region. The author sums up the importance of the process of transition to e-government that contributes to a more efficient and flexible provision of public services as well as ever-increasing pace of life and faster exchange of information.

Keywords: information society, e-government, relations between citizens and the state, public services.

[email protected]

УДК 351(470.44):004

Одной из наиболее сложных и актуальных задач развития Российского государства является повышение качества реализации его управленческих функций, направленность на достижение конечных результатов -рост благосостояния населения и развития личности. Нацеленность управления на достижение конечных результатов безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения, что, в свою очередь, объективно обусловливает повышение роли и места программно-целевых методов управления. Совершенствование государственного управления, повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям сегодня невозможно без использования информационно-телекоммуникационных технологий. Одним из таких инструментов стало электронное правительство, внедряемое в рамках перехода страны к информационному обществу. Важным инструментом реализации данных методов являются федеральные целевые программы (ФЦП).

В настоящее время это, по существу, единственный отработанный и эффективно действующий инструмент программно-целевого планирования в Российской Федерации. Он позволяет конкретизировать усилия и ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны. Наряду с этим целевые программы обеспечивают прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо реализовать в различные временные периоды, а также пути достижения результатов с использованием различных форм поддержки на уровне Российской Федерации.

В целях формирования информационного общества Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа « Информационное общество (2011 - 2020 годы)», определившая ряд приоритетных мероприятий, необходимых для достижения главной цели - «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий» [1].

Базовыми документами, определяющими государственную информационную политику на территории Саратовской области, а также цель, задачи, принципы и основные направления развития информационно-телекоммуникационных технологий, стали Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Приказом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, а также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"». Необходимость формирования и реализации государственной программы обусловлена направленностью процесса информатизации на различные сферы человеческой деятельности. Решение такого рода задач требует длительного времени, распределения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

К основным целям предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде необходимо отнести [2]:

- упрощение процедуры предоставления и сокращение сроков;

- возможность самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности граждан;

- повышение качества предоставляемых услуг;

- снижение издержек со стороны граждан и организаций;

- внедрение единых стандартов обслуживания граждан.

Необходимо отметить, что рассмотрение электронного правительства как деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и бизнеса, является достаточно узким.

Осуществляемое при помощи Интернета голосование на выборах, продление водительских прав, направление налоговой отчетности, вызов врача на дом лишь часть широкого диапазона возможностей электронного правительства.

Электронное правительство не ограничивается взаимоотношениями государства и общества, разные уровни и ветви государственной власти также должны взаимодействовать.

В модели электронного правительства выделяют три основные сферы взаимоотношений:

- между государственными органами и другими административными органами;

- между государством и гражданами;

- между государством и частными организациями.

Остановимся более детально на взаимоотношениях

государства и граждан.

В настоящее время уровень развития информационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития Саратовской области. Соответствующие показатели достигнуты путем реализации с 2008 г. на территории области областных целевых программ по информатизации.

Один из ее ключевых инструментов - областная целевая программа «Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011 - 2013 годы» (далее - Программа).

В результате исполнения данной Программы были достигнуты следующие результаты:

- на базе образовательных организаций области создано 300 учебных площадок для повышения компьютерной грамотности населения;

- в учреждениях общего образования области количество учащихся на один персональный компьютер сократилось с 17 до 16 человек;

- доля образовательных учреждений, использующих методы дистанционного обучения, увеличилась с 0,7 до 10%;

- доля медицинских учреждений области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, увеличилась с 34,9 до 42%;

- доля областных медицинских учреждений, использующих информационные системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, увеличилась с 59,9 до 66%;

- организован доступ к информации о деятельности мировых судей области с использованием цифровых каналов передачи данных в сети Интернет (судебные участки мировых судей были оборудованы программными средствами для публикации судебных решений и движении дел в сети Интернет);

- использование информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гума-

нитарного просвещения позволило увеличить долю музейных и библиотечных фондов, переведенных в электронную форму;

- реализован переход на оказание государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде (в электронный вид переведены 95% государственных и муниципальных услуг от общего количества региональных государственных и муниципальных услуг) [4].

В результате исполнения указанной областной целевой программы завершен первый этап формирования на территории области сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Государственная программа «Информационное общество на 2014 - 2017 годы» ориентирована на достижение в 2017 г. лидирующей позиции Саратовской области в рейтинге регионов Приволжского федерального округа по развитию информационного общества, на повышение уровня удовлетворенности граждан области качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг до 85% в 2017 г., на повышение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме до 60% в 2017 г., на увеличение объемов материалов на значимую тематику в 2017 г. до 6942,2 минуты эфирного времени, до 3603 тыс. кв. см газетно-журнальной площади, до 1007 интернет-сообщений.

В Саратовской области действует региональный портал государственных и муниципальных услуг 64.до8и81ид1.ги, который полностью интегрирован с Единым федеральным порталом до8и81ид1.ги.

В настоящее время на портале госуслуг опубликовано 3486 услуг, из них 1030 полностью переведены в электронный вид. Услуги муниципального уровня растиражированы по всем администрациям районов области.

По итогам мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gоsuslugi.ru, проведенного в субъектах РФ в 2013 г. Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Российской акаде-

мией народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Саратовская область заняла первое место по количеству услуг, доступных в электронном виде, а также возглавила список лидеров по количеству электронных услуг, после обращения к которым были получены уведомления о результате рассмотрения заявлений (табл. 1).

По результатам мониторинга, проведенного в мае 2014 г., Саратовская область в настоящее время занимает третье место по количеству услуг, получить которые можно, предварительно записавшись через портал наличный прием, и пятое место по доступности телефонных каналов субъектов РФ, указанных на портале госуслуг (табл. 3).

По статистике Минкомсвязи России, количество пользователей регионального портала госуслуг на 1 августа 2014 г. составляет более 145 тыс. граждан: 5-е место

- в округе, 37-е - в Российской Федерации.

По состоянию на октябрь 2014 г. количество оказанных региональных электронных услуг составляет более 31 000, общее количество оказанных электронных услуг

- более 127 000 (данные за период с 1 января 2014 г.). При этом в целом за 2013 г. указанные значения составляли 20 000 и 150 000 соответственно [3].

В текущем году в рамках проекта внедрения простой электронной подписи (далее - ПЭП) Саратовская область определена пилотным субъектом для развертывания пунктов активации ПЭП в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления с применением автоматизированного рабочего места Единой системы идентификации и аутентификации. По состоянию на август 2014 г. все работы поданному направлению завершены - комитет по информатизации области определен пунктом подтверждения личности заявителя и учетной записи Единого портала государственных услуг.

На территории Саратовской области стартовал федеральный проект «Молодежная общественная инициатива», реализуемый Молодежным парламентом при Саратовской областной думе.

Таблица 1

Лидеры по числу услуг с кнопками «Получить услугу»

№ п/п Субъект РФ Число опубликованных услуг на Едином портале Услуг работающих с кнопкой «Получить услугу»

1 Саратовская область 3486 1030

2 Новосибирская область 851 266

3 Республика Хакасия 1090 226

4 Ростовская область 2040 224

5 Иркутская область 701 205

6 Республика Мария Эл 1110 201

7 Свердловская область 2293 190

8 Курганская область 889 148

9 Алтайский край 1053 141

10 Краснодарский край 1345 135

Итого Более 100 000 услуг 5238

Таблица 2

Лидеры по числу работающих электронных услуг

№ п/п Субъект РФ Число исследованных услуг на Едином портале Услуг с кнопкой «Получить услугу» Услуг с работающей кнопкой «Получить услугу» Услуг, по которым удалось отправить электронное заявление Услуг, по которым получены уведомления о результате рассмотрения заявления

1 Саратовская область 50 49 49 47 38

2 Оренбургская область 50 35 35 35 27

3 Санкт-Петербург 50 50 50 45 25

4 Тюменская область 50 49 49 42 22

5 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 50 36 35 35 18

6 Пермский край 50 36 34 34 15

7 Республика Бурятия 50 43 43 43 15

8 Тульская область 50 49 48 32 15

9 Кемеровская область 50 45 45 38 13

10 Курганская область 50 48 48 47 13

Итого 4150 2080 1988 1712 446

Таблица 3

Рейтинг субъектов РФ по числу услуг, для которых сценарий выполнен на ЕПГУ

№ в рейтинге Субъект РФ Кол-во опубликованных приоритетных услуг Кол-во прочих услуг Доля от числа опубликованных прочих услуг

1 Ростовская область 12 6 50%

2 Томская область 13 6 46%

3 Саратовская область 14 6 43%

4 Республика Хакасия 19 6 32%

Таблица 4

Рейтинг субъектов РФ по абсолютному числу успешных попыток

№ п/п Субъект РФ Всего номеров проверено Всего вызовов (попыток) Ответ получен Нет соединения Нет ответа Занято Факс

1 Московская область 3608 36080 21041 7506 2910 2427 2196

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Нижегородская область 3126 31260 17665 6538 3332 1836 1889

3 Красноярский край 3033 30330 17529 4524 2530 2523 3224

4 Самарская область 2758 27580 14964 5988 3248 1807 1573

5 Саратовская область 2073 20730 11497 4272 2447 1462 1052

6 Кировская область 2014 20140 10592 4296 2486 1227 1539

7 Приморский край 1467 14670 9618 2373 1101 1066 512

8 Республика Коми 1650 16500 9514 3347 1685 1022 932

9 Челябинская область 1658 16580 9458 2713 1914 1268 1227

10 Свердловская область 1866 18660 9259 4630 2247 1708 816

Данный проект направлен на популяризацию сайтов «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и «Российская общественная инициатива», привлечение молодежи к активному пользованию электронным правительством и получение государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет, а также непосредственное онлайн-участие молодых граждан в политических процессах страны. Любая инициатива на РОИ, получившая поддержку большого числа граждан, требует внимательного к себе отношения со стороны органов государственной власти.

Результатом реализации данного проекта станет и создание базы данных молодых людей, которые готовы поддерживать инициативы молодежных парламентариев. Таким образом, саратовская молодежь может влиять

на процесс рассмотрения законопроектов как на региональном, так и на федеральном уровнях.

1. Евтюшкин А.В. Индекс готовности регионов России к электронному правительству / А.В. Евтюшкин, С.Б. Шапошник. URL: Ь|Нр://\№«\«.118.ги/0ос8/20050929/8Ь|аро8Ь|п1к.р<^.

2. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Причины и условия неудач внедрения электронного правительства // Вестник СГСЭУ. 2011. № 4 (48). С. 177 - 180.

3. Портал государственных и муниципальных услуг Саратовской области. URL: ЬМр^агаЬу.доу.ш.

4. Трахтенберг А.Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 3. URL: http://sisp.nkras.rU/issues/2011/3/trakhtenberg.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.