Научная статья на тему 'Развитие электронного правительства в Беларуси: оценка ООН'

Развитие электронного правительства в Беларуси: оценка ООН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (ИРЭП) / РЕЙТИНГ ПО ИРЭП / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНДЕКС ОНЛАЙН-УСЛУГ / ИНДЕКС ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ИНДЕКС ЭЛЕКТРОННОГО УЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Сергей

На основе данных доклада ООН «The United Nations E-Government Survey 2014» в статье анализируется и оценивается положение Беларуси в глобальном рейтингепо индексу развития электронного правительства. Акцентируется вниманиена положительных тенденциях, сформировавшихся в нашей стране в сравнении с другими государствами, а также на негативных элементах этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеев Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The e-government development in Belarus: The UN evaluation

Based on «The United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want» the article focuses on the analysis and assessment of Belarus’ positioning in the world E-Government Development Index ranking. The paper has a clear focus on the progress made by our state in E-Gov development in comparison with other countries. The article also highlights critical aspects of this process on which Belarus is lagging behind.

Текст научной работы на тему «Развитие электронного правительства в Беларуси: оценка ООН»

УДК 338.46

Внедрение электронного правительства (ЭП) набирает все большие темпы в мире и выступает в качестве одного из ключевых инструментов модернизации властных структур. В большинстве стран это реальная схема работы, способствующая адаптации общества к инновациям. Население планеты, в свою очередь, связывает с этим механизмом надежды на кардинальное изменение взаимодействия государства с гражданами и бизнесом.

Резюме. На основе данных доклада ООН «The United Nations E-Government Survey 2014» в статье анализируется и оценивается положение Беларуси в глобальном рейтинге по индексу развития электронного правительства. Акцентируется внимание на положительных тенденциях, сформировавшихся в нашей стране в сравнении с другими государствами, а также на негативных элементах этого процесса. Ключевые слова: индекс развития электронного правительства (ИРЭП), рейтинг по ИРЭП, индекс развития человеческого потенциала, индекс онлайн-услуг, индекс телекоммуникационной инфраструктуры, индекс электронного участия.

Сергей Сергеев,

доцент Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь, кандидат философских наук

Электронное правительство определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнесом посредством Интернета. Глобальным центром по обмену знаниями в области инновационных подходов к государственному управлению, особенно в электронном формате, является Организация Объединенных Наций. А содействие переводу государственных услуг в электронный формат в странах мира - одна из приоритетных целей ООН.

Как известно, среди целевых показателей Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг. - вхождение Беларуси в тридцатку ведущих стран мира по ИРЭП [1]. Насколько успешно осуществляется этот процесс на фоне других государств? Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к обзорам электронных правительств в мире, которые выпускаются каждые два года Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН. В июне нынешнего года был опубликован очередной отчет «E-Government Survey 2014» и сопровожда-

Индекс развития Компоненты ИРЭП

правительства (ИРЭП) Электронные услуги ИКТ- инфраструктура Человеческий потенциал

Значение индекса 0,6053 0,3228 0,6069 0,8861

Место в рейтинге 55 103 40 18

Таблица 1. Развитие электронного правительства в Беларуси, 2014 г. Источник: подготовлено автором на основании доклада E-Government Survey 2014

ющий его рейтинг 193 государств - членов ООН по уровню развития ЭП [2]. Содержащиеся в нем сведения предоставляют возможность директивным органам выявлять сильные и слабые места в создании электронного правительства, корректировать при необходимости политику и стратегию на данном направлении, получать системную оценку тенденций в использовании ИКТ государственными структурами.

В рейтинге 2014 г. государства классифицируются по четырем группам: с очень высоким индексом развития ЭП (25 стран), высоким (62), средним (74) и низким (32). Среди постсоветских республик в первую группу вошла только Эстония, занявшая 15-ю позицию. Во второй группе: Россия -27-е место, Казахстан - 28-е, Литва - 29-е, Латвия - 31-е, Беларусь - 55-е, Грузия - 56-е, Армения - 61-е, Молдова - 66-е, Азербайджан - 68-е, Украина - 87-е. Другие государства бывшего СССР имеют среднюю величину индекса: Узбекистан (100-е место), Кыргызстан (101-е), Туркменистан (128-е) и Таджикистан (129-е). Первенство в мировом рейтинге

Таблица 2. Значения Индекса развития электронных услуг (ИРЭУ)

для выборочной группы стран по методике ООН, 2014 г.

Источник:

подготовлено автором на основании доклада E-Government Survey 2014

продолжает удерживать Республика Корея. В десятке лидеров также Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Новая Зеландия и Финляндия. По оценкам экспертов ООН, корейские правительственные веб-сайты являются на данный момент лучшими на планете по своей организации, доступности, а также с точки зрения степени использования их рядовыми гражданами.

Все государства, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе индекса развития электронного правительства, ИРЭП (EGDI). Этот индекс является интегральным и рассчитывается на основе трех субиндексов, характеризующих состояние:

■ электронных услуг

и сервисов, предоставляемых органами власти (OSI);

■ телекоммуникационной инфраструктуры (Т11);

■ человеческого потенциала (НС1).

Показатель каждого из трех субиндексов, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров.

Так, индекс онлайн-услуг определяется на основании

Стадии развития

Показатели

электронных услуг Республика Корея Казахстан Россия Беларусь 1

Начальные информационные услуги 100% 94% 91% 81%

Расширенные информационные услуги 82% 45% 77% 16%

Услуги на основе электронного взаимодействия 77% 77% 51% 14%

Объединенные электронные услуги 88% 56% 35% 26%

Индекс электронных услуг 0,9764 0,7480 0,7087 0,3228

Итоговый показатель 86% 67% 63% 31%

анализа государственных порталов электронных услуг и официальных сайтов министерств, регулирующих сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости, финансов и охраны окружающей среды. Веб-сайты оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг населению в электронной форме. При этом принимается во внимание как контент, так и доступность различных сервисов.

Уровень развития ИКТ-ин-фраструктуры формируется с учетом числа: интернет-пользователей на 100 жителей, постоянных абонентов проводного Интернета, единиц оборудования ШПД на 100 человек, пользователей фиксированной телефонной и мобильной связи на 100 жителей.

При оценке человеческого потенциала в расчет принимались уровень грамотности населения, совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования, средняя продолжительность обучения взрослых граждан старше 25 лет и ожидаемая продолжительность обучения детей школьного возраста.

Беларусь заняла 55-ю строку в мировом рейтинге по индексу развития электронного правительства, улучшив свои позиции на 6 пунктов по сравнению с 2012 г. Приведем значения компонентов ИРЭП, а также места, занимаемые нашей страной по ним (табл. 1).

Наша страна традиционно занимает высокие позиции по индексу развития человеческого потенциала. В нынешнем рейтинге по этому критерию она расположилась на 18-м месте и вошла в первую двадцатку.

Напомним, что главным поставщиком данных по телекоммуникационному индексу электронного правительства ООН является Международный союз электросвязи (МСЭ). В конце прошлого года он опубликовал свой доклад «Измерение информационного общества 2013», который содержал рейтинг 157 стран в области ИКТ по состоянию на 2012 г. Беларусь оказалась единственной в СНГ, вошедшей в десятку самых динамичных государств, максимально улучшивших свои позиции в рейтинге. Она повысила величину индекса ИКТ на 0,54 пункта и поднялась на 5 мест по сравнению с 2011 г. [3].

В рейтинге ООН Е^оу 2014 по компоненту «развитие ИКТ-инфраструктуры» республика расположилась на 40-м месте и демонстрирует положительную динамику. С учетом позитивных тенденций проникновения ИКТ, роста активности пользования Интернетом у нас неплохие перспективы продвижения на этом направлении.

Эффективность электронного правительства страны эксперты оценивают по индексу развития электронных услуг (ИРЭУ), который содержит 4 стадии оценки:

1) начальное информационное присутствие в сети;

2) расширенное присутствие в сети и оказание электронных услуг;

3) оказание онлайн-ус-луг на основе электронного взаимодействия;

4) электронные услуги, объединяющие как правительственные структуры между собой, так и обеспечивающие вовлечение граждан в деятельность государственных органов.

Итоговый показатель выводится путем суммирования баллов по четырем стадиям развития электронных услуг. Для

Индекс развития ЭП Место в мировом рейтинге

Страна 2012 2014 2012 2014 Динамика 2014 к 2012

Россия 0,7345 0,7296 27 27 -

Венгрия 0,7201 0,6637 31 39 -8

Польша 0,6441 0,6482 47 42 +5

Словакия 0,6292 0,6148 53 51 +2

Чехия 0,6491 0,6070 46 53 -7

Беларусь 0,6090 0,6053 61 55 +6

Румыния 0,6060 0,5632 62 64 -2

Молдова 0,5626 0,5571 69 66 +3

Болгария 0,6132 0,5421 60 73 -13

Украина 0,5653 0,5032 68 87 -19

Средний в регионе 0,6333 0,6034

Средний в мире 0,4882 0,4712

Таблица 3. Развитие электронного правительства в странах Восточной Европы Источник: подготовлено автором на основании докладов E-Government Surveys 2012, 2014

Страна Индекс развития электронного правительства Компоненты ИРЭП

Электронные услуги ИКТ-инфра-структура Человеческий потенциал

Значение Рейтинг Значение Значение Значение

Россия 0,7296 27 0,7087 0,6413 0,8388

Казахстан 0,7283 28 0,7480 0,5749 0,8619

Беларусь 0,6053 55 0,3228 0,6069 0,8861

Таблица 4. Рейтинг государств - членов Евразийского экономического союза по индексу развития электронного правительства и его компонентам, 2014 г. Источник: E-Government Survey 2014

проведения сравнительного анализа рассмотрим показатели ИРЭУ в странах - членах Таможенного союза и Республике Корея, которая возглавляет мировой рейтинг (табл. 2).

Согласно представленным в таблице данным, в нашей стране обеспечивается 81-процентный доступ к информации о государственной политике и по законодательству. Обратная связь с населением через электронные формы документов организована на 16%, возможности онлайн-платежей и услуг реализованы соответственно на 14 и на 26%. Что касается итогового показателя онлайн-сервисов (31%), то его величина ниже не только среднеевропейского (52%), но и среднемирового (37%) уровня. По этому критерию мы

значительно отстаем от России и Казахстана и находимся примерно на одной позиции с Намибией и Пакистаном.

Таким образом, наша страна входит в первую, самую высокорейтинговую двадцатку по индексу человеческого капитала, опережая Австрию, Великобританию, Швецию и Францию, имеет хорошие показатели по формированию ИКТ-инфраструктуры. В то же время зафиксирован крайне низкий уровень развития электронных услуг, что повлияло на сравнительно невысокое итоговое место в общем рейтинге по внедрению ЭП.

В региональном контексте наше положение несколько улучшилось. Если в отчете ООН 2012 г. величина ИРЭП в республике была ниже сред-

него показателя по Восточной Европе, то сейчас она превышает его. Характерно, что наряду с нашей страной лишь Польша, Молдова и Словакия улучшили свои позиции, в то время как Украина снизила на 19 пунктов и переместилась с 68-го на 87-е место (табл. 3).

С учетом вовлеченности Беларуси в интеграционные процессы на постсоветском пространстве весьма полезной представляется «сверка часов» перехода к электронному правительству партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) (табл. 4).

Как видим, по степени внедрения ЭП наша страна значительно уступает партнерам по ЕАЭС. Немаловажно, на наш взгляд, проследить также тенденцию развития электронного правительства в Беларуси в сравнении с Россией и Казахстаном (табл. 5).

Согласно таблице, в 2003 г. Беларусь и Казахстан находились примерно на одинаковых стартовых позициях в мировом рейтинге (81-е и 83-е места соответственно). В последующие годы Казахстан продемонстри-

ровал устойчивую динамику и поднялся в рейтинге 2014 г. на 55 позиций. Россия, в свою очередь, совершила рывок в 2012 г. на 32 пункта, а в нынешнем рейтинге осталась на прежнем 27-м месте. Что касается нашей страны, то ее положение в табели о рангах с 2003 по 2008 г. характеризовалось в большей степени как инерционное, чем динамичное. Позитивная тенденция наметилась лишь в последние 4 года.

Значительное место в отчете ООН отводится индексу электронного участия (ИЭУ). Хотя он не входит в формулу расчета ИРЭП, эксперты активно используют его для анализа развития институтов электронной демократии в странах мира. ИЭУ подразделяется на три сектора: электронная информация, электронная консультация и электронное принятие решений (табл. 6).

В рейтинге по указанному индексу Беларусь переместилась на 17 позиций вверх по сравнению с 2012 г., но, несмотря на это, занимает лишь 92-е место и значительно уступает России и Казахстану. Это говорит о том,

Страны Рейтинг Динамика

2003 2005 2008 2010 2012 2014 2014 к 2003 2014 к 2012

Россия 58 50 60 59 27 27 +31 -

Казахстан 83 65 81 46 38 28 +55 +10

Беларусь 81 51 56 64 61 55 +26 +6

Таблица 5. Рейтинг государств - членов ЕАЭС по индексу развития электронного правительства, 2003-2014 гг. Источник: разработка автора на основе данных E-Government Surveys 2003, 2005, 2008, 2010, 2012, 2014

Страна Индекс электронного участия

2012 2014

Значение Рейтинг Значение Рейтинг Динамика 2014 к 2012

Казахстан 0,9474 3 0,7647 22 -19

Россия 0,6579 20 0,6863 30 -10

Беларусь 0,0789 109 0,3529 92 +17

В мире 0,2225 0,3947

В Европе 0,3482 0,5454

Таблица 6. Государства - члены ЕАЭС в рейтинге по индексу электронного участия, 2012 и 2014 гг. Источник: составлено автором на основе E-Government Surveys 2012, 2014

что на наших государственных сайтах преобладает информационная составляющая, а интерактивным функциям и онлайн-ус-лугам отводится незначительное место.

Проведенный анализ отчета «E-Government Survey 2014» позволяет отметить следующее. Переход к электронному правительству имеет ряд преимуществ: упрощение подачи документов в госорганы, оптимизация работы госаппарата, снижение затрат на его содержание. ЭП позволяет улучшить взаимодействие общества и государства, поскольку последнее ориентировано на потребности граждан, открытость для общественного контроля и инициативы. К тому же это один из наиболее действенных способов обеспечения прозрачности официальных структур, борьбы с коррупцией и бюрократией.

Обзоры ООН по развитию ЭП являются важным источником для международной сопоставимости результатов внедрения электронного управления и должны тщательно анализироваться в соответствующих заинтересованных организациях, ответственных за указанное направление деятельности. В целом Беларусь находится в русле общемировых тенденций. С одной стороны, отмечается прогресс в формировании ИКТ-структуры, а с другой -невысокая эффективность уже имеющейся системы электронного взаимодействия. С учетом того, что е-услуги у нас предоставляются лишь на 31%, утверждать о существующем в республике электронном правительстве пока преждевременно. При переходе к нему, согласно докладу ООН, следует преодолеть некоторые узкие места. В первую очередь речь идет об активизации и расширении правительственных онлайн-услуг населению

Экономические тренды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и бизнесу в интерактивном режиме. Не секрет, что традиционное госуправление медленно адаптируется к инновациям в сфере ИКТ, которые являются вызовом для значительной части чиновников. В этой связи следует прислушаться к мнению ведущих отечественных экспертов о том, что «электронное правительство - это в большей мере административная реформа в стране, чем просто некое внедрение электронных элементов» [4]. Поэтому решение поставленных задач предполагает, прежде всего, электронно-ориентированное правительство.

Развитие ЭП - та область, где особо востребовано изучение лучшего опыта, в том числе наших партнеров по ЕАЭС и Эстонии, значительно опережающих Беларусь в рейтинге ООН. Важно использовать наработки лидеров в этой сфере, внедрять новшества и следовать системному подходу при переходе к ЭП. Как известно, Главой государства определен срок, отведенный на создание электронного правительства, -1 января 2016 г. К этой дате все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны успеть подключиться к единой системе электронного документооборота в стране. Как справятся с этой задачей соответствующие республиканские структуры, покажет время.

See: http://innosfera.org/2014/09/e-goverment

Литература

1. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2011 г. №384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №38, 5/33546) (опубликовано 5 апреля 2011 г.).

2. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want. Electronic resource: http://unpan3.un.org/ egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014.

3. Сергеев С.П.Рейтинг МСЭ: Беларусь среди наиболее динамичных стран в развитии ИКТ//Наука и инновации. 2014,№1. С. 50-52.

4. Валерий Цепкало: в Беларуси что-то делается в направлении e-government. Электронный ресурс: http://e-gov.by/ themes/ekspert/cepkalo-elektronnoe-pravitelstvo.

Интеллектуализация деловых услуг как основной фактор

формирования «новой экономики»

Окончание. Начало в №8

Резюме. Рассматривается роль интеллектуальных деловых услуг в формировании «новой экономики», которую можно характеризовать как экономику деловых услуг по организации взаимодействия рынков, субъектов и объектов экономической деятельности и совершенствованию экосистемы современного бизнеса. Показано, что интеллектуализация, осуществляемая на основе развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры и инструментов экономического анализа, является необходимым условием модернизации и инновационного развития современной экономики взаимодействия.

Ключевые слова: деловые услуги, новая экономика, интеллектуализация, инфраструктура, науко- и знаниеемкий сектор.

О понятии «новая экономика» в контексте интеллектуализации деловых услуг

Понятие «новая экономика» еще в полной мере не сложилось, так как дискуссии по поводу термина не окончены. Поэтому его дефиниции даются разными авторами в достаточно широком диапазоне, начиная от определения «новой экономики» как фундаментальной концепции, основанной на повышении глобальной конкурентоспобности за счет применения новых технологий, и заканчивая использованием в управлении и производстве информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом можно выделить четыре подхода к определению понятия «новая экономика»:

■ комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования (то есть вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные ИКТ);

■ как организационные

и институциональные новации в различных (в том числе и традиционных) отраслях экономики ряда развитых стран (концепция Совета экономических консультантов при Президенте США. Согласно ей, американская экономика последнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как новая в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике [8, 9]);

Борис Паньшин,

профессор кафедры

экономической

информатики

экономического

факультета

Белорусского

государственного

университета,

доктор технических

наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.