Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РЫНКА: МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РЫНКА: МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РАСХОДЫ НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО / УТИЛИЗАЦИЯ / ЛИТИЙ-ИОННЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иминов Махмуджон Азимжон Угли

В статье представлен общий обзор рынка электромобилей во всем мире. Также уделено внимание ситуации на рынке электромобилей в Республике Узбекистан, рассмотрены социально-экономические аспекты автомобильной отрасли в республике. Изучен вопрос перспективного перехода производства к электромобилям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ELECTRIC VEHICLE INDUSTRY AND MARKET: GLOBAL TRENDS AND PROSPECTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The paper provides a general overview of the electric vehicle market worldwide. The author reviews the situation on the electric vehicle market in the Republic of Uzbekistan and the socio-economic aspects of the automotive industry in the republic, and also studies the issue of a promising transition of production to electric vehicles.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РЫНКА: МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.1

Иминов М.А.-угли1

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РЫНКА: МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В статье представлен общий обзор рынка электромобилей во всем мире. Также уделено внимание ситуации на рынке электромобилей в Республике Узбекистан, рассмотрены социально-экономические аспекты автомобильной отрасли в республике. Изучен вопрос перспективного перехода производства к электромобилям.

Ключевые слова: Узбекистан, электромобиль, рынок автомобилей, экологические нормы, техническое обслуживание, расходы на электричество, утилизация, литий-ионные аккумуляторы.

Iminov M.

DEVELOPMENT OF THE ELECTRIC VEHICLE INDUSTRY AND MARKET: GLOBAL TRENDS AND PROSPECTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract. The paper provides a general overview of the electric vehicle market worldwide. The author reviews the situation on the electric vehicle market in the Republic of Uzbekistan and the socio-economic aspects of the automotive industry in the republic, and also studies the issue of a promising transition of production to electric vehicles.

Keywords: Uzbekistan, electric vehicle, car market, environmental standards, vehicle maintenance, electricity costs, recycling, lithium-ion batteries.

Популярность электромобилей существенно возросла в последнее десятилетие. Продажи электромобилей каждый год бьют предыдущие рекорды, особенно на рынке легковых автомобилей, автобусов и небольших транспортных средств, таких как трехколёс-ные транспортные средства, мопеды, самокаты и электровелосипеды. Есть прогнозы, что к 2050 году электромобили могут занять если не всю, то значительную часть рынка (особенно на рынке легковых автомобилей), вытеснив тем самым автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Директор центра исследований и разработок компании «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» Денис Хитрых в этой связи указывает на тенденцию «постепенного смещения интереса ведущих автопроиз-

водителей и потребителей от автомобилей с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями к автомобилям, использующим в составе силовой установки двигатели на альтернативных источниках энергии, в частности электромобили» [9].

Обращая внимание на ускоренное развитие этого вида технологически нового производства и вместе с ним нового вида транспортной инфраструктуры, люди по всему миру начинают осваивать электромобили. На каждом этапе нового технологического уклада у потребителей формируются навыки управления новыми объектами, ставшими доступными в условиях научно-технического прогресса. Одновременно создаются всё новые и новые инфраструктурные объекты, начиная от ново-

1 Иминов Махмуджон Азимжон угли, магистр экономики, г. Ташкент, Республика Узбекистан. Iminov Mahmudjon, Master of Economics, Tashkent, Republic of Uzbekistan.

го типа производства электромобилей, заводов по выпуску зарядных устройств, батарей, завершая созданием автосервисов для обслуживания электромобилей, зарядных станций и прочего. Следует упомянуть аналогичный период развития мобильных телефонов, когда мы столкнулись с совершенно новым видом устройства в виде первых смартфонов или устройств с сенсорным экраном. Использование гаджетов, изначально вызвавшее определенные неумения и трудности, со временем вошло в привычные бытовые действия, технические параметры и возможности смартфонов были в разы лучше, чем обычных на тот момент аппаратов. Вероятно, такая «участь» будет ждать автомобилей с ДВС в ближайшей перспективе по отношению с электромобилями.

Исследуя тренды, связанные с развитием электромобилей, обратимся к мировой статистике на этом рынке и проанализируем ряд перспективных решений в данной отрасли для автомобильного рынка Республики Узбе -кистан, а также оценим его влияние на социально-экономическую жизнь страны в целом.

Мировой уровень внедрения электромобилей (в основном легковых автомобилей) быстро растёт благодаря трем ключевым направлениям:

1) совершенствованию аккумуляторных технологий;

2) широкому спектру поддерживающих мер по сокращению выбросов;

3) правилам и стандартам, направленным на повышение энергоэффективности и сокращение потребления нефти и нефтепродуктов [7].

Важно отметить некоторые трудности в период адаптации к эксплуатации электромобилей, которые, тем не менее, способствуют исследованию проблем и нахождению рациональных решений.

Выделим основные тенденции в развитии производства и рынка электромобилей. Внедрение передовых технологий исторически недооценивалось при моделировании и анализе; прогнозируется, что внедрение электромобилей останется ограниченным до 2030 года, и впоследствии будет показана высокая неопределенность с сильно различающимися прогнозами из разных источников. Тем

не менее, электромобили обещают заменить обычные легковые автомобили с ДВС по доступной цене. К барьерам для внедрения электромобилей на сегодняшний день относится и скептицизм потребителей в отношении новых технологий, высокие закупочные цены, ограниченный ассортимент и недостаток зарядной инфраструктуры, а также отсутствие доступных моделей и другие ограничения предложения.

Основной проблемой, с которой сталкиваются как производители, так и пользователи электромобилей, является разнообразие эксплуатационных требований и рабочих циклов, с которыми транспортные средства сталкиваются в реальных условиях эксплуатации.

Электромобили удобны для перевозки грузов на короткие расстояния, такие как региональные и местные перевозки. Потенциал аккумуляторно-электрических моделей для хорошей работы в дальних дорожных условиях еще не установлен, и различные исследования пока указывают на разные возможности.

За последние 10 лет цена на литий-ионные аккумуляторные батареи упала более чем на 80%, с более чем 1000 долл. США за кВт/ч до 156 долл. США за кВт/ч [6]. Также, за последние 10 лет удельная энергия элемента литий-ионного аккумулятора почти удвоилась, достигнув 240 Втч/кг, что значительно уменьшило вес аккумулятора. Вместе с этим, сокращение или отказ от кобальта в литий-ионных батареях - это возможность снизить затраты и уменьшить зависимость от редкого материала с противоречивыми цепочками поставок [4].

Рассмотрим тенденции с зарядными установками (мы взяли, для примера состояние дел в развитых экономических зонах):

- При наличии нескольких миллионов электромобилей на дорогах, в настоящее время на каждые десять электромобилей в США приходится примерно одна общественная точка зарядки (хотя у большинства автомобилей есть доступ к бытовым зарядным устройствам).

- Учитывая важность домашней зарядки (дополнительное удобство по сравнению с традиционной заправкой на общественных станциях), решения для зарядки в жилых районах,

включающих пристроенные или многоквартирные дома, вероятно, будут иметь большое значение для широкомасштабного внедрения электромобилей.

- Несмотря на то, что общественная зарядная инфраструктура явно удобна для покупателей электромобилей, вопрос о том, как лучше всего развернуть зарядную инфраструктуру с точки зрения количества, типов, местоположений и сроков, остается активной областью исследований.

- Экономика общественной зарядки варьируется в зависимости от местоположения и конфигурации станции и в решающей степени зависит от оборудования и затрат на установку, стимулов, доходов, не связанных с топливом, и розничных цен на электроэнергию, которые в значительной степени зависят от загрузки станции.

- Электрификация коммерческих грузовиков и автобусов средней и большой грузоподъемности может привести к появлению уникальных требований к зарядке и инфраструктуре по сравнению с требованиями к легковым автомобилям.

- Беспроводная зарядка, особенно высокой мощности, может сыграть ключевую роль в обеспечении автоматизированного решения для зарядки автоматических транспортных средств завтрашнего дня [3].

Электрификация транспортных средств меняет правила игры в автомобильной промышленности из-за серьезных последствий для окружающей среды и энергобезопасности, обусловленных высокой эффективностью транспортных средств (электромобили примерно в 3-4 раза более эффективны, чем сопоставимые автомобили с ДВС), отсутствием выбросов выхлопных газов и снижением зависимости от нефти (в производстве электроэнергии существуют разнообразие и гибкость). Далеко идущие последствия интеграции транспортных средств и электросетей распространяется на электроэнергетический сектор и более развитую энергетическую систему [3].

Исследования показывают, что в странах ЕС электрификация транспортной системы создаст один миллион дополнительных рабо-

чих мест в 2030 году и удвоит их к 2050 году. Эти рабочие места связаны с производством компонентов для электромобилей, но они также связаны с новыми услугами, такими как зарядная инфраструктура.

Электрификация также уменьшит, в значительной степени, зависимость от нефти. Импорт нефти обходится европейской экономике примерно один миллиард евро в день. Инвестирование такой суммы на собственную экономику ЕС может означать значительное улучшение уровня занятости. Семьи могут повысить свою покупательную способность, когда им больше не нужно будет зависеть от импортируемых нефтепродуктов.

Однако предполагается, что потеря доходов от пошлин и налогов на дизельное топливо и бензин негативно скажется на государственных бюджетах. При этом не учитывается улучшение качества воздуха. Улучшение качества воздуха окажет положительное влияние на бюджет здравоохранения, что приведет, например, к снижению расходов на здравоохранение соответственно.

Рассмотрев вышеуказанные данные, можем убедиться в том, что сам рынок электромобилей тоже будет преобразовываться кардинально в ближайшей перспективе. Так как на сегодня уже есть мнения о том, на одном заряде аккумуляторных батарей можно будет проехать 800-1000 км. пути! Но это пока только гипотезы отдельных учёных. Неудивительно будет, если такая возможность появится в ближайшие 10-15 лет, в то время как люди во всём мире уже будут достаточно хорошо осведомлены эксплуатационными характеристиками электромобилей.

Теперь рассмотрим сам рынок электромобилей, учитывая конечно, тот факт, что на сегодня данный рынок, в основном сформирован в западных развитых странах Европейского Союза, США, а также в Китае.

Успех электромобилей, как и было отмечено выше, обусловлен несколькими факторами, в том числе, и политической поддержкой со стороны власти. Государственные расходы на субсидии и стимулы для электромобилей почти удвоились в 2021 году и достигли почти 30 миллиардов долларов США [6]. Все боль-

шее число стран взяли на себя обязательство постепенно отказаться от двигателей внутреннего сгорания или поставили перед собой амбициозные цели по электрификации автомобилей на ближайшие десятилетия. Между тем, у многих автопроизводителей есть планы по электрификации своих автопарков, которые идут дальше политических целей. Наконец, в 2021 году было доступно в пять раз больше новых моделей электромобилей, чем в 2015 году, что повысило привлекательность для потребителей. Количество моделей электромобилей, доступных на рынке, составляет около 450 видов.

Массовые продажи электромобилей и развитие данной отрасли с начала 2010-х годов увеличиваются, учитывая тот факт, что, если в 2012 году по всему миру было продано всего порядка 120 000 электромобилей, то уже в 2021 году такое количество продавалось только за одну неделю. В 2021 году порядка 10% из всех проданных легковых автомобилей составляли электромобили, количеством 6,6 миллион штук, что в четыре раза превысило долю рынка в 2019 году. В результате общее количество электромобилей на дорогах мира достигло примерно 16,5 млн. штук, что в три раза больше, чем в 2018 году. И если только взять данные проданных электромобилей за первый квартал 2022 года, количеством порядка 2 млн. штук, то можно отметить, что это на 75% больше, чем за тот же период в 2021 году. В некоторых европейских странах доля электромобилей в совокупных продажах уже составляет ощутимую двузначную величину (в Германии - 14%, в Нидерландах - 25%, в Швеции - 32%), а в Норвегии (75%) и вовсе превышает долю традиционных автомобилей [10].

Рост продаж электромобилей в 2021 году был в основном связан с Китайской Народной Республикой, на долю которой пришлось половина роста. В 2021 году в Китае было продано больше автомобилей (3,3 миллиона), чем во всем мире в 2020 году. Продажи в Европе демонстрировали продолжающийся устойчивый рост (на 65% до 2,3 миллиона) после бума 2020 года, и они также выросли в США (до 630 000) после двухлетнего спада. В первом

квартале 2022 года наблюдались аналогичные тенденции: продажи в Китае выросли более чем в два раза по сравнению с первым кварталом 2021 года (на долю которого приходится большая часть глобального роста), а в США продажи выросли на 60% и на 25% больше в Европе [3].

В Китае цены на электромобили обычно меньше, чем на рынках других стран. Это, наряду с более низкими затратами на разработку и производство, способствовало сокращению ценового разрыва с автомобилями ДВС. В 2021 году средняя цена электромобилей в Китае, взвешенная по продажам, была всего на 10% выше, чем у обычных предложений (автомобили с ДВС), по сравнению с 45-50% в среднем на других основных рынках. На Китай приходится 95% новых регистраций электрических двух- и трехколесных транспортных средств и 90% новых регистраций электрических автобусов и грузовиков во всем мире. Электрические двух- и трехколесные транспортные средства в настоящее время составляют половину продаж Китая.

На автомобильном рынке Республики Узбекистан можно отметить аналогичную мировым тенденциям ситуацию. В самом начале, хотелось бы особо отметить роль государственного регулирования данной отрасли и особенное отношение Главы государства по вопросам производства, продажи и дальнейшего сервисного обслуживания электромобилей. В Стратегии развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годах определены цели по переходу к «зеленой» экономике, в том числе по производству электромобилей [1]. В ходе одного из последних обсуждений перспективного развития данной отрасли, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, в частности, следующее: «Электромобили стремительно входят в нашу повседневную жизнь. Импорт растет. Почему? Потому что есть спрос. Расходы, связанные с эксплуатацией таких автомобилей, меньше, сервис обходится дешевле. Самое главное, наши люди предпочитают их. Поэтому нам необходимо обеспечить население доступными, малозатратными, современными электромобилями» [2].

Существует колоссальный интерес и спрос на электромобили в Узбекистане. Особенно это касается малогабаритных кроссоверов и относительно недорогих седанов. Конечно, нужно учитывать и тот факт, что в стране существует ограничение на импорт автомобилей средней ценовой категории, и это связано, по большому счёту с тем, что в республике производят (с 1996 года) автомобили (с ДВС), двигатели и комплектующие к ним совместно с General Motors (и другими компаниями Южной Кореи, Японии, Германии и т.д.), и, в какой то степени, обязуются следовать той корпоративной этике, которой придержива-

тыс. долл. США

лись последние 20-25 лет. Но, с другой стороны, время быстро течет, и меняются правила взаимной как межрегиональной, так и межгосударственной торговли, конъюнктура рынка и многое другое, которые влияют непосредственно и на производство автомобилей в целом, и на рынок электромобилей в частности. Последние изменения во внешней торговле вокруг Узбекистана вынуждают как можно скорее адаптироваться под эти правила нового преобразовывающегося мира.

Краткий обзор рынка электромобилей Узбекистана позволяет сделать вывод о росте объёма продаж (Рисунок 1) [5].

........Ttfill

Увеличение объёма продаж по годам в Узбекистане

Рисунок 1. Динамика объема продаж электромобилей в Узбекистане

В приведенной выше диаграмме представлен значительный рост рынка электромобилей, ввозимых на территорию Узбекистана. Кроме того, если учесть, что в 2021 году общая стоимость ввезённых в страну электромобилей составило 16,9 млн. долларов США, а по итогам января-ноября 2022 года - 61,3 млн. долларов США, то кривая поднимается кардинально вверх.

Само собой разумеется, что в ближайшем будущем еще одним большим изменением, сопряженным с развитием этой отрасли, станет

появление нового направления, связанного с организацией технического обслуживания электромобилей и развитием инфраструктуры этой отрасли в целом. Конечно, мы надеемся, что и для потребителей произойдут благоприятные изменения в плане формирования еще одной уникальной «драйверной» отрасли, играющей важную роль в развитии экономики страны Узбекистана, как в промышленно-культурном, так и в социально-экономическом плане.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/pages/view/strategy?menu_id=144

2. Президент Республики Узбекистан: рассмотрены предложения по развитию электромобильной отрасли. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/5732

3. Статистика Международного энергетического агентства. Чистые нулевые выбросы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/

4. Всемирный журнал электромобилей. Т.12, 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://www. worldelectricvehicleassociation.info/journal

5. Официальный сайт Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/ru/

6. Cambridge Econometrics. Fuelling Europe's Future: How Auto Innovation Leads to EU Jobs. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://eurobat.org/sites/default/files/ 51cfcb6d4d573d59c7852a06e9782d1f.pdf

7. Глазьев С. «Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах». М.: Книжный мир, 2018.

8. Автомобильная промышленность призывает лидеров ЕС принять меры по снижению конкурентоспособности отрасли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acea.auto/

9. Хитрых Д. «Электромобили: мировые тренды, проблемы и перспективы». Общественно-деловой научный журнал «Энергетическая политика». [Электронный ресурс]. URL: https:// energypolicy.ru/elektromobili-mirovye-trendy-problemy-i-perspektivy/energoperehod/2021/14/27/

10. Семикашев В.В., Колпаков А.Ю., Яковлев А.А., Ростовский Й-К. «Развитие рынка электромобилей России как необходимое условие получения выгод от глобального тренда на электрификацию транспорта» // Проблемы прогнозирования. 2022. № 3. С. 52-63.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Development strategy of the new Uzbekistan for 2022-2026 [Electronic resource]. URL: https:// president.uz/ru/pages/view/strategy?menu_id=144

2. President of the Republic of Uzbekistan: proposals for the development of the electric car industry were considered. [Electronic resource]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/5732

3. Statistics of the International Energy Agency. Net zero emissions. [Electronic resource]. URL: https://www.iea.org/

4. World Electric Vehicle Magazine. V.12, 2021. [Electronic resource]. URL: http://www.worldelec tricvehicleassociation.info/journal

5. Official website of the Agency of Statistics under the President of the Republic of Uzbekistan. [Electronic resource]. URL: https://stat.uz/ru/

6. Cambridge Economics. Fueling Europe's Future: How Auto Innovation Leads to EU Jobs. 2013. [Electronic resource]. URL: http://eurobat.org/sites/default/files/ 51cfcb6d4d573d59c7852a06e9782d1f.pdf

7. Glazyev S. "Jump into the future. Russia in the New Technological and World Economic Ways". Moscow: Knizhny Mir, 2018.

8. he automotive industry calls on EU leaders to take action to reduce the competitiveness of the industry. [Electronic resource]. URL: https://www.acea.auto/

9. Tricky D. "Electric vehicles: world trends, problems and prospects". Social and business scientific journal "Energy Policy". [Electronic resource]. URL: https://energypolicy.ru/elektromobili-mirovye-trendy-problemy-i-perspektivy/energoperehod/2021/14/27/

10. Semikashev V.V., Kolpakov A.Yu., Yakovlev A.A., Rostovskii Y.K. "Development of the electric vehicle market in Russia as a necessary condition for obtaining benefits from the global trend for the electrification of transport" // Problems of Forecasting. 2022. No. 3. Pp. 52-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.