УДК 339.972
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕсКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
и совершенствование внешнеторговой агропродовольственной политики в российской федерации и республике дагестан
З. Б. АЛИЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: aliza69@mail. ru
дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики дагестан
Анализ внешнеторговой деятельности России свидетельствует о превышении импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья над экспортом, что негативно отражается на продовольственной безопасности страны. В работе проведен анализ экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Республики Дагестан со странами Прикаспийского региона, и предложены меры развития экономической интеграции и внешнеторгового регулирования агропродовольственного сектора.
Ключевые слова: экспорт, импорт, внешнеторговая политика, экономическая интеграция, Прикаспийский регион, Евросоюз.
В 2010 г., как и в предшествующие годы, структура экспорта и импорта России практически не менялась: 70 % экспорта — сырье, 40 % импорта — готовая продукция (табл. 1). Продовольственный импорт, несмотря на предложения о необходимости его резкого сокращения к 2012 г., только растет.
По итогам I квартала 2010 г. в сравнении с таким же периодом 2009 г. ввоз овощей в РФ увеличился на 47 %, молочной продукции — на 38 %, мяса — на 9,5 %. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в I квартале 2010 г. составил 2,5 % к итогу, а импорт этой же продукции — 18,4 % (см. табл. 1), т. е. импорт превысил экспорт почти в 9 раз. К сожалению,
данные цифры свидетельствуют о том, что угроза продовольственной безопасности сохраняется.
Меры внешнеторгового регулирования требуют дифференцированного подхода к торговым партнерам из стран ближнего и дальнего зарубежья, особенно государств Евросоюза (ЕС), которые являются основными поставщиками агропродо-вольственной продукции на российский рынок. Вместе с тем одним из наиболее приоритетных направлений внешнеторговой политики является стимулирование аграрной торговли России со странами СНГ.
Применительно к Республике Дагестан, по мнению автора, особую значимость также имеет дальнейшее развитие сотрудничества со странами Прикаспийского региона. Экономическая интеграция представляет собой межгосударственное, межрегиональное или межфирменное объединение для более глубокого разделения труда (специализации), совместного использования ресурсов, более интенсивного обмена товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Экономическая интеграция характеризуется различиями условий производства, издержек производства и другими факторами, которые в свою очередь определяются природными условиями, традициями и т. д.
На необходимость экономической интеграции указывали в своих трудах еще представители «ан-
Таблица 1
Структура экспорта и импорта важнейших товаров России в I квартале 2010 г., % к итогу [2]
Наименование видов продукции и товаров Экспорт Импорт
Топливно-энергетические товары 71,1 —
В том числе:
сырая нефть 34 —
природный газ 14,8 —
Металлы и изделия из них 10,1 —
Продукция химической промышленности 5,7 17,5
Машины, оборудование, транспортные средства 4,4 39,5
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства 2,5 18,4
Древесина 2,3 —
Другие товары 4,5 17,5
глийской школы классической политэкономии» Адам Смит и Давид Риккардо. А. Смит писал: «Вполне возможно произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии» [1]. Д. Риккардо доказал, что от специализации выигрывают все участники и в конечном счете все классы, так как она ведет к накоплению капитала, следовательно, к увеличению спроса на рабочую силу и к экономическому росту. Сегодня с учетом глобализации, углубления экономической взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран усиливается необходимость их экономической интеграции.
Ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, наличие прав на проведение экспортно-импортных операций практически у всех заинтересованных в них экономических субъектов независимо от формы собственности со второй половины 1990-х гг. объективно усилили значение приграничного сотрудничества. В рамках данного сотрудничества появляется возможность решать вопросы эффективного использования природных ресурсов, налаживания сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий. Приграничное сотрудничество стимулирует полнокровное развитие прилегающих к границе регионов, создание на базе местных ресурсов производств экспортной ориен-
тации, включение их в динамично развивающиеся международные экономические связи.
В силу геополитического положения наиболее активными партнерами Республики Дагестан являются государства Прикаспийского региона — Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран. Одним из наиболее важных партнеров России в Прикаспийском регионе является Азербайджан. С ним подписана Совместная декларация о дружбе и стратегическом партнерстве. Азербайджан является единственным государством, с которым у Республики Дагестан установились достаточно тесные контакты на межправительственном уровне. На долю Азербайджана приходится более 84,8 % товарооборота по продовольственным товарам со странами Прикаспийского региона и около 28,5 % всего внешнеторгового оборота республики. Сотрудничество осуществляется преимущественно физическими лицами, перемещающими товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности без образования юридического лица, и субъектами малого предпринимательства [3].
Анализ состояния внешнеэкономических связей Республики Дагестан за 2009 г. показывает, что они имеют отрицательное сальдо. Объем импорта превышает объем экспорта почти в 21 раз (табл. 2).
В натуральном выражении экспорт Республики Дагестан был представлен в основном рыбой и рыбопродуктами, картофелем, ячменем, мучными
Таблица 2
Объем экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Республики Дагестан со странами Прикаспийского региона в 2009 г.
Показатель Объем товарооборота В том числе
Экспорт Импорт
Объем товарооборота, тыс. долл., всего... 353 296,8 63 955,9 289 340,9
В том числе: со странами Прикаспийского региона, тыс. долл. 118 605,2 5 417,2 113 188,0
с Азербайджаном, тыс. долл. 100 604,1 5 413,5 95 190,6
соотношение к объему товарооборота со странами Прикаспийского региона, % 84,8 99,93 84,1
Окончание табл. 2
Показатель Объем товарооборота В том числе
Экспорт Импорт
с Ираном, тыс. долл. 18 001,1 3,7 17 997,4
соотношение к объему товарооборота со странами Прикаспийского региона, % 15,2 0,07 15,9
Источник: данные таможенной статистики Республики Дагестан за 2009 г.
Таблица 3
Распределение экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Республики Дагестан по странам Прикаспийского региона в 2009 г.
Азербайджан Иран
Наименование товара Экспорт Импорт Экспорт Импорт
т тыс. долл. т тыс. долл. т тыс. дол. т тыс. долл.
Крупный рогатый скот, (живой) 41,2 22,1
Рыба мороженая 2 313,7 1 311,3
Картофель свежий или охлаж- 3 968,0 755,1 76 153,7 28 108,6 3 377,4 1 794,6
денный
Лук, чеснок 18,4 8,4 2 475,8 628,6 1 015,4 347,2
Капуста 78,5 22,8 118,9 27,0
Морковь, репа, свекла, редис 50,0 9,0 165,7 40,6
и др. корнеплоды
Огурцы и корнишоны, свежие 3 084,8 1 563,7 13 621,6 7 619,5
и охлажденные
Бобовые 1,1 0,5
Прочие овощи 484,6 216,7 591,2 272,7
Орехи 80,0 200,2
Финики, инжир, ананасы, аво- 84,5 47,3
кадо
Цитрусовые плоды 1,9 1,7 4 422,6 2 012,2 607,6 365,0
Виноград 185,4 130,1 5 247,4 5 219,6
Дыни, арбузы, папайя 49,1 25,3 178,9 92,1
Яблоки, груши, айва 90,3 66,3 55 625,5 18 657,5 30,7 12,6
Абрикосы, вишня, черешня, 4 412,6 3 185,2 2 220,6 1 710,3
персики
Прочие плоды свежие 52 531,6 26 921,8 6 928,1 459,7
Фрукты сушеные 320,7 158,4 11,8 29,4
Пшеница и меслин 22,0 4,2
Ячмень 5 405,5 648,7
Гречиха, просо, др. зерновые 68,0 7,6
Мука, кроме пшеничной 65,0 15,5
Зерно, кроме риса 20,7 4,8
Семена подсолнечника 202,5 45,2 25,1 25,2 20,0 3,7
Жиры и масла животные 31,6 25,9
и растительные
Готовая или консервированная рыба 2 256,1 519,2
Сахар 6,0 7,1 0,3 0,4
Кондитерские изделия из сахара 104,3 117,8
Шоколад и проч. продукты с какао 340,7 714,6 92,9 129,0
Макаронные изделия 4,0 7,0
Хлеб, мучные кондитерские 630,0 430,4 9,4 5,0
изделия
Овощи, плоды (фрукты), орехи, 158,1 62,4
консервированные в уксусе
Томаты, консервированные без 1,9 0,7
уксуса
Окончание табл. 3
Наименование товара Азербайджан Иран
Экспорт Импорт Экспорт Импорт
т тыс. долл. т тыс. долл. т тыс. дол. т тыс. долл.
Прочие овощи, приготовленные без уксуса 0,7 1,6 44,6 21,8
Джемы, желе фруктовое и др. 237,8 184,3
Соки фруктовые и овощные 200 992,9 9 226,0
Продукты для приготовления соусов 2,1 2,2 211,1 166,7
Вода, включая минеральную и газированную 16,4 11,3 267,4 51,9
Спирт этиловый 24,6 11,0 1 021,6 1 944,7
Мука, мучка и гранулы из мяса или мясных субпродуктов 135,0 23,5
Табачное сырье и табачные отходы 13,3 16,4
Итого... 15 787,1 4 745,6 403 179,4 93 732,2 20,0 3,7 34 034,4 17 997,4
Источник: данные таможенной статистики Республики Дагестан за 2009 г.
и кондитерскими изделиями. Импортировались в Республику Дагестан картофель, лук, чеснок, огурцы, цитрусовые, виноград, яблоки, груши, айва, фруктовые и овощные соки, т. е. продукция, которая в большей части могла бы производиться в республике (табл. 3).
В товарообороте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Республики Дагестан со странами Прикаспийского региона доля Ирана составляет 15,2 %. Товаропотоки преимущественно движутся из Ирана в Дагестан (доля экспорта — 0,07 %, импорта — 15,9 %) (см. табл. 2). С Казахстаном и Туркменистаном у Республики Дагестан нет торговых отношений по обмену продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
Степень либерализации внешней торговли аг-ропродовольственной продукцией прямо связана с состоянием национального агропроизводства. Для стран с недостаточным уровнем самообеспечения основными видами продовольствия активная внешнеторговая политика является жизненно необходимой, и главный теоретический аргумент ее проведения базируется на понятии «молодой» или зарождающейся отрасли — отрасли, продукция которой не может конкурировать на внутреннем рынке с импортом, испытывает потребность в защитных мерах для увеличения объемов производства (по крайней мере, мясомолочный подкомплекс и производство сахара).
Ощутимый импульс развитию внешней торговли продовольствием со странами СНГ могли бы придать присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), последующее сокращение доли субсидий в европейском экспорте и
выравнивание таким образом конкуренции между товарами из ЕС и СНГ. Вместе с тем на переговорах о вхождении России в ВТО следует отстаивать тот же уровень связанных импортных тарифов (19,5 %), которые действуют в Евросоюзе, чтобы иметь равные возможности для конкуренции в рамках стратегического партнерства.
Необходимо развивать аграрное производство, культивировать экспортно ориентированные производства, повышать конкурентоспособность агропродовольственной продукции на рынках не только СНГ, но и индустриально развитых стран. Конкурентные преимущества России и других государств ближнего зарубежья можно обеспечить за счет повышения интенсификации производства и использования экстенсивных методов ведения сельского хозяйства. Расширение рынка экологически чистой продукции, рост производства зерновых и масличных культур должны стать приоритетными направлениями совершенствования конкурентного потенциала России.
Максимально повысить эффективность торгово-экономических отношений между странами СНГ можно в рамках Общего аграрного рынка стран СНГ (ОАР) на основе углубления специализации и стимулирования национального производства. Цель создания ОАР — объединение отдельных государств Содружества.
Формирование современной производственной базы сельского хозяйства тесно связано с притоком частных инвестиций, что подтверждает пример отечественного птицеводства. Необходимо закрепить достигнутые результаты и использовать положительный опыт в других отраслях АПК.
Касательно Республики Дагестан важно отметить, что предприятия АПК слабо ориентированы на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей. Они осуществляются преимущественно физическими лицами и в основном в сфере обмена товарами.
Для превращения региона в центр деловой активности в бассейне Каспийского моря, по мнению автора, необходимо:
1) межгосударственное сотрудничество перенести с обычного обмена товарами на совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности;
2) осуществить переход к экспортно ориентированной модели, сопровождающейся прогрессивными изменениями в структуре экспорта, значительным повышением в нем доли продукции перерабатывающих отраслей.
Таким образом, в современных условиях меры государственного регулирования агропродовольс-твенного рынка должны быть направлены на:
1) рост национального производства, в том числе на основе привлечения частных инвестиций, стимулирование крупного аграрного производства, расширение продуктового ассортимента, проведение государственных интервенций, выделение конкурентоспособных на зарубежных рынках товаров;
2) ориентирование отечественных производителей на экспорт переработанной продукции;
3) устранение препятствий в торговле со странами СНГ;
4) повышение предсказуемости результатов внешнеторгового регулирования;
5) проведение гибкой таможенно-тарифной политики на основе дифференцированного подхода ко всем видам продовольствия.
В связи с ростом значимости стратегического партнерства со странами ЕС необходимо совершенствовать регулирование торговли между Россией и государствами Евросоюза. Россия остается нетто-импортером агропродовольственной продукции из ЕС. В этих условиях необходимо разработать программу стимулирования национальных продуктовых рынков, в которой допуск ввезенной продукции на внутренний рынок должен осуществляться в зависимости от состояния того или иного сегмента агропродовольственного рынка.
Одной из важнейших задач является согласование экономических интересов стран СНГ или их части (Евразийское экономическое сообщество), в том числе консолидация интересов к перспективному развитию торговли государств Содружества
18 -
со странами Евросоюза. Необходимо разработать концепцию, предусматривающую особый (льготный) режим торговли государств ближнего зарубежья с ЕС с учетом интересов экспортеров из стран СНГ, а также координацию действий между ними в торговле с ЕС.
Расширение Евросоюза, безусловно, послужит новым импульсом к развитию торговли между Россией и ЕС, однако ее реальный рост может быть несколько ниже ожидаемого. Сокращение субсидий вызовет ограничение европейского экспорта и, как следствие, повышение мировых цен. Заметное влияние на торговлю со странами ЕС в целом будет оказывать отношение курса евро к доллару. Завышенный курс евро приведет к сокращению спроса на европейские товары, в частности, в России.
Мировой опыт показывает, что государство и рынок развивают и дополняют друг друга, поэтому государственное регулирование по-прежнему остается актуальным рычагом, способным увеличить или, напротив, уменьшить конкурентные преимущества страны.
В заключение следует отметить, что отечественный аграрный сектор обладает огромным потенциалом, способным вывести Россию в число ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции, так как на Россию приходится 10 % мировой пашни и 20 % мировых водных ресурсов. Однако для этого необходимо эффективно использовать методы и инструменты регулирования внешней торговли и правильно их сочетать с мерами по регулированию национального производства. Проведение государственного курса на экономическую интеграцию и совершенствование внешнеторговой агропродовольственной политики, индустриализацию, модернизацию в АПК РФ снизит угрозу продовольственной безопасности страны, зависимость аграрного сектора от погодных условий. Следовательно, производство агропродовольственной продукции станет более стабильным, продуктивным и прогнозируемым.
Список литературы
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
2. Угроза в силе? / Комментарий «Аргументы и факты» // «Аргументы и факты» от 09—15.06.2010, № 23.
3. Юнусова П. С. Продовольственный аспект межгосударственного сотрудничества в Прикаспийском регионе // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы экономической интеграции прикаспийских государств и их регионов». Махачкала, 2010. С. 252—253.