ЭКОНОМИКА
Развитие экономического сотрудничества Республики Армения и Грузии:
возможности межрегиональных проектов
Церетян Л.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(Россия, Нижний Новгород) [email protected]
Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество, транспортный коридор, энергосистема, инвестиции, экспорт, импорт
Development of Economic Cooperation between the Republic of Armenia and Georgia:
Inter-Regional Projects Opportunities
Tseretyan L. V.
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
(Russia, Nizhni Novgorod) [email protected]
Abstract: This article is devoted to some peculiarities of the Armenian-Georgian economic cooperation. Armenia that experiences very hard consequences of economic blockade has to build-up its trade, energy and investments ties with Republic of Georgia. The author stresses that the main spheres of the economic ties involve energy, transportation and tourism. The article shows a mosaic and although a controversial picture of the bilateral ties, suggests that it is necessary to settle some regional conflicts and to combine the Eurasian Economic Union and European Union impact on the two countries in order to advance the Armenian-Georgian relations forward. It is obvious that some economic projects of two states like a participation in the North-South corridor serve as an opportunity not only for the Caucasus region but also for many regions and countries beyond it.
Key words: trade and economic cooperation, transportation corridor, energy system, investments, exports, imports
SUmtum^mU hm^mqnpbm^gntpjmU qmpqmgntJp ZmjmurnmU^ U ЧршишшЬ^ tfJgU-
и^2тшрш&ш2Р2ш^ш]Ь^ Uш^шq&hpJ Ьишрш^прпър]пъииЬрр
3bpbinjmh L. 4.
hjidhji hnilqnpnqji Lnpm}UuljnL mhiluih lybinuiljiuhhmiim[uiupiuh
/ibuLumuinmh, hjidhji hnilqnpni [email protected]
ц^фпфпъ^: Uju hnilmb^ h^jp^mb t hmj-lpmgmlmh rnhrnhumlmh hmJmqnpbmlgntpjmh npn2 mnmh^hmhmrnlnLpjnthhhpJh: ¿rnjrnumrnh^, nl jp 1рш Ipnttf t mhmhurnlrnh 2Р2шфш1^ши 2шш brnhp hhmUrnhphhp^, цЬшр t Irnnntgj rnnUmprnjJh, thhpqhmjlrnjj U hhpipnLtfrnjJh ЦшщЬр 4prnumrnhj ¿ширшщЬтиърлши hhm: ¿nilrn&j hhqjhrnl^ ^hiq&nttf t, np mhmhurnlrnh rnji Irn^hpj hjtfhrnlrnh njnpmhhp^ hrnhijurnhnttf hh thhpqhmjlrnh, mprnhuinpm^ U mntpjqtf^: ¿nilrnb^ gnLjg t mrniju hpl^nqj hmpmphpnLpjnLhhhpJ ^^h^p^ U phU hmlm-umlmh цшшЦЬр^, U шпш^шрЦт.^, np mhhpmdh2ш t lmpqmlnphL тшрш&ш2р2шиш;фи npn2 hmlmunLp]nLhhhp U hp^m. hplphhpj 1рш blpmuJmlmh шhшhumlmh tfjntpjrnh U
blpnцmlmh и^^р^ши mqlhgnLp]nLh^, np^huqj шш^ 2mpdlhL hmJ-lpmgmlmh hmpmph-pnLpjni.hhhpnLtf: И^иИш^ t, np hp^m. ihmnLpjnthhhpJ npn2 шhшhumlmh &pmqphp£, jhijujh t tfшuhшlgnLpjnLh£ Z]nLuJu-Zmpml ^mhmцmphm]Jh tfj2mhgpJ umhq&tfrnh^, ^шт^Ы hh
прщЬи hümpm^npnLpjm.ü п^ tf^mjü ^n^mujmü шшршЬш2Р2шй^, mpü шшршЬш2Р2шй^д qntpu pmqtfmp^ mjL шшршЬш2Р2шййЬр^ U ЬрЦрйЬр^ hmtfmp:
Ч^ппрп2 ршпЬр шпЬ^шршшйшЬишЦшй hmtfmqnp&m^gnLpjnLÜ, шршйицпршш]^й tf^mügp, tühpqnhmtfm^mpq, ühpqpntUbhp, mpmmhmünttf, йЬрЦрпШ
Современное армяно-грузинское сотрудничество, кроме политических и глубоких культурно-исторических связей, основано на тесных торгово-экономических отношениях. Двустороннее сотрудничество Армении и Грузии является важным фактором развития экономики обеих стран. Грузия, вследствие зарытых границ с Турцией и Азербайджаном и отсутствия выхода к морю, остается для Армении единственной связью с внешним миром, через которую производится экспорт и импорт товара в другие страны. В свою очередь, Армения для грузинской стороны также играет немаловажную роль, т.к. является одним из ведущих торговых партнеров.
Развитию торгово-экономических связей двух стран способствуют действующие в экономической сфере соглашения:
• о свободной торговле;
• о поощрении и взаимной защите инвестиций;
• о научно-техническом сотрудничестве;
• о производственной кооперации;
• об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы на имущество;
• о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг);
• об основных принципах транзитных перевозок и др.1
В сфере экономического сотрудничества создана и работает межправительственная комиссия, которая во многом способствует углублению двустороннего взаимодействия Армении и Грузии.
Подчеркнем, что товарооборот между Арменией и Грузией на данный момент осуществляется при помощи одной железнодорожной ветки и двух автомобильных дорог.
Армяно-грузинское торгово-экономическое сотрудничество включает ряд отраслей экономики: сельское хозяйство, торговля, связь, энергетика, услуги, телекоммуникации, туризм, горная промышленность и банковское дело. Армения экспортирует в Грузию минеральные продукты, продукты питания, пластмассы и каучуки, химические товары, предметы технического обслужи-
вания, текстиль и мн. др. Что касается импорта, Армения получает из Грузии автомобили, химические товары, товары растительного происхождения, медикаменты, сельскохозяйственные продукты и прочее2. Преобладающая роль экспорта из Армении в Грузию за период 2009-2013 гг. принадлежит такой продукции, как медная руда, цемент, а также пластика и стекла.
По данным сайта The Observatory of economic complexity, на долю Грузии приходится 11% от общего объема экспортируемых товаров Армении. За период с 2009 по 2013 год общая годовая стоимость экспорта увеличилась с $52,8 млн. до $180 млн.
Что касается экспорта грузинских товаров в Армению, в данном случае преобладает, как мы указали выше, ввоз легковых и грузовых автомобилей, самоходного и железнодорожного транспорта. На долю Армении приходится 7,5% от общего объема экспортируемых товаров Грузии. За период 2009 по 2013 год общая годовая стоимость импорта грузинских товаров в Армении также увеличилась. Если в 2009 году показатели импорта составили $ 79 млн., то в 2013 году цифра увеличилась до $ 258 млн. Хотя разница в общих показателях за год экспорта и импорта товаров по направлению Армения-Грузия достаточно значительна, рост показателей в процентном соотношении равнозначен и составляет 29,3% и 30,8% соответственно.
Как мы видим, товарооборот между Арменией и Грузией имеет тенденцию к ежегодному росту. Подводя итоги двусторонних торгово-экономических отношений за 2013 год, премьер-министр Грузии заявил о необходимости еще более углубить тесное сотрудничество между странами.
Одним из ключевых направлений экономической политики Республики Армения является инвестиционная политика, которая направлена на создание благоприятной инвестиционной и бизнес среды, обеспечение конкурентных преимуществ страны, расширение инвестиционных объемов, осуществляемых в Армении3. Основной правовой акт, регулирующий инвестиционную сферу Республики Армения - закон «Об
'¿mjmurnmh^ ¿mhpm^hmm.p]mh mprnmp^h qnp&tp^ hm]mpmpni.p]m.h£./
http://www.mfa.am/u_files/file/businessarm/54_am.pdf
2The Observatory of economic complexity. / http://atlas.media. mit.edu/ru/visualize/tree_map/hs92/import/arm/geo/show/2013/
\>ЬрцрпЫ ¿m]mummhm.J./ ¿mjmurnmh^ Zmhpm^hrnnL-pjmh mprnmp^h qnp&tp^ hm]mpmpm.p]nLh£. / http://www.mfa.am/hy/invest/
иностранных инвестициях», который был принят в 1994 году4. Прямые иностранные инвестиции в Армению поступают в основном за счет крупномасштабных приватизационных сделок в отраслях горнодобывающей промышленности, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры. Важную роль в привлечении иностранных инвестиций играет армянская диаспора из разных стран мира.
По данным на 2012 год, основная доля инвестиций в Армению поступила из Франции (41%). На Россию пришлось 16%. Инвестиционными партнерами Армении выступают также Аргентина, Германия, Швейцария и др. страны5.
Российские инвестиции направлены в сферу энергетики и транспорта Армении. В сфере энергетики действуют такие совместные компании, как ЗАО «Электрические сети Армении», «5-ый блок», Армянская атомная станция, «Раздан ТЭС», «Международная энергетическая корпорация». Что касается компаний, созданных в сфере транспорта - это ЗАО «Южно-кавказская дорога», а также ряд автодорожных перевозчи-ков6. Отдельного внимания заслуживает ЗАО «Газпром Армения» (бывшее ЗАО «АрмРосгаз-пром»), т.к. газоизмерительная станция "Кохб" данной компании находится на границе Армения — Грузия7.
Ежегодно растет объем армянских инвестиций в грузинский бизнес. Основная доля инвестиций армянских компаний приходится на сферу услуг Грузии, в частности, на туризм. Так, в 2010г. 25 армянских частных предпринимателей, 2 некоммерческих юридических лица, 1 филиал зарубежного предприятия и 75 обществ с ограниченной ответственностью зарегистрировались в Грузии8. Если говорить о неофициальных данных, то за период с 2010 по 2012 гг. свой бизнес из Армении в Грузию перенесли около 4000 армянских хозяйствующих субъектов. Большой приток инвестиций в Грузию, в том числе из Армении, обусловлен благоприятными условиями для развития бизнеса, минимальными коррупционными рисками в стране, а также прозрачными условиями для развития бизнеса.
4Закон РА об иностранных инвестициях./ ¿mjmurnmh^ Zmhpm^hrnnLpjmh шртшр^Ь qnp&tp^ hm^mpmpntp-jnihp. / http://www.mfa.am/u_files/file/businessarm/36_am.pdf
5 Аветисян, А.О. Российские прямые инвестиции.// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 93-95.
6 Там же.
7«4-mq^pnJ Updbh^m» ФРС . /¿mjmurnmh^ ¿шЬршщЬ-rnntpjmh thhpqhm^шJ^ U РЬш^шЬ ^ш2шрЬЬр^ иШ^шршрпъррЫ./ http://www.minenergy.am/page/510
8Казарян, А. Армения и Грузия. Сложный формат сот-
рудничества./ Бизнес-журнал Review./ http://rw.am/
2013/03/22/
Более того, на встрече 24 января 2011 г. президентов Сержа Саргсяна и Михаила Саакашви-ли обсуждались вопросы обеспечения еще большей прозрачности границ и отмены бюрократических барьеров. Результатом переговоров стал закон «О взаимной защите инвестиций», подписанный Арменией и Грузией весной 2011 года9. Принятие закона свидетельствует о заинтересованности обеих сторон в еще большем углублении отношений.
Важную роль в развитии тесных экономических связей играют совместные армяно-грузинские компании и предприятия. В декабре 2006 г. армянское ЗАО Hytex Plastic инвестировало $5 млн. для создания в Тбилиси завода по производству преформ для пластиковых бутылок. Компания Hytex Plastic и Coca Cola Bootlers Georgia подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве, согласно которому до 2013 года Coca Cola Bootlers Georgia единственный покупатель преформ Hytex Plastic10. Еще одним совместным предприятием является завод по производству табачной продукции ООО «Гранд Тоба-ко» (совместное армяно-канадское предприятие), который был открыт в Тбилиси 5 августа 2005 года. Отметим, что инвестором данного предприятия является армянская сторона, сырье также поставляется из Армении. Долевое участие армянской стороны составляет 49%, а остальная часть - грузинской стороне, которая занимается импортом продукции11.
Немаловажным направлением двустороннего армяно-грузинского взаимодействия является сотрудничество в области транспорта. Это совместные армяно-грузинские предприятия, обеспечивающие наземные грузовые и пассажирские перевозки, а также авиационные пассажирские и грузовые перевозки.
Примером совместного армяно-грузинского предприятия в сфере транспорта может быть ООО «Арментрансэкспедитор» («Армтрэкс»), которое основано в 1994 году. Предприятие ока-
9Айрумян, Н. Армяно-грузинский проект./ ИНОСМИ.РУ.-30.08.2011г./
http://inosmi.ru/caucasus/20110830/174007816.html 103ш]^ш^шЬ Hytex Plastic ph^hpm.pjm.hp ЧршишшЬт^ pmgtpiL t ¿шиШЬш^ш^д дшр&шршЬ, np^ ^ш^шпрЬЬр^ тшрЬ^шЬ Ьш^шщ Ьш]иЬш^шЬ фпцт.и $5 Uh. /
Banks.am. Интернет-проект информационного агентства Медиамакс. - 19.12.2006г. / http://www.banks.am/ am/news/interviews/1177/
Oqnurnnu^ 5-^h Фр^фи^ти ^ршдф Ьш]-^шЬшцш^шЬ О^ш^шш шртшцршц &ЬпЬшр^пър]т.Ь./
PanARMENIANNet./ http://www.panarmenian.net/arm/ news/ 14354/
зывает все виды грузовых перевозок в любом направлении12.
Относительно недавно стало известно о создании авиакомпании «Armenia» основателем грузинской авиакомпании «Airzena», которая является международным перевозчиком13. Что важно, такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Армянские власти заинтересованы в поощрении местного авиационного бизнеса, т.к. в Армении до сих пор не существовало ни одного национального перевозчика. А для Грузии, в свою очередь, это возможность занять пустующую нишу, еще не занятую другими авиаперевозчиками.
Сотрудничество в сфере сельского хозяйства Армении и Грузии особо плодотворно. Развивается научно-исследовательское направление, производство рыбы, производство столового вина. Существует договоренность о сотрудничестве между научно-исследовательскими центрами сельскохозяйственных ведомств.
Что касается энергетической сферы, напомним, что Россия является основным поставщиком природного газа в Армению. Транзит осуществляется через территорию Грузии. 7 сентября 2015 года был подписан протокол между Арменией и Россией, согласно которому цена на российский газ была снижена для Армении с $189 до $165 за 1 тыс. кубометров14. Грузия же получает газ из Азербайджана и из России, по 88% и 12% соответственно. Что важно, Россия поставляет газ в Грузию в качестве платы за транзит через свою территорию углеводорода в Армению.
В связи с нехваткой получаемого газа из Азербайджана, власти Грузии выразили желание увеличить закупки газа из России, что вызвало политическое противостояние в среде грузинских властей и оппозиции. Так, результатом переговоров, состоявшихся 16 февраля 2016 года между министром нефти Ирана Бижаном Нам-даром Зангани и министром энергетики Грузии Кахой Каладзе, стала сделка о поставке 200 млн. кубометров иранского газа в Грузию через территорию Армении15.
12Армешрансэкшедитор (Армтрэкс), АСПООО/ Организации. Москва. Россия. СНГ. / http://www.companypage.ru
13Грузинские инвесторы откроют новую авиакомпанию в Армении./ Российско-армянское информационное агентс-тво.-20.01.2016г./ http://rusarminfo.ru/gruzinskie-investory-otkroyut-novuyu-aviakompaniyu-v-armenii/
14Zm_ju nihthp, np qшq^ qhtpp U^mqhjnL th. Lbnh ЗпцшЬ./ Panorama.am.-17.03.2016./ http://www.panorama. am/am/news/2016/03/17
15ЬршЬд^ щш2шпЬ]ш. ЧршишшЬ ^шпшрф ¿ш-
]шишшЬп^, tpt ЬркшЬр Ьшйш&ш]Ь фЬ^./
PanARMENIANNet.-17.02.2016r./ http://www. panarmenian.
net/arm/news/206261/
На настоящий момент Армению и Грузию связывают следующие линии электропередач: Алаверди-2 (напряжение-220 кВ); Лалвар (нап-ряжение-110 кВ); Ашоцк (напряжение-110 кВ).
Новый совместный проект - строительство высоковольтных линий электропередач из Армении в Грузию и Иран. В рамках данной программы, по словам министра энергетики и природных ресурсов Армении Ерванда Захаряна, планируется соединить энергетические системы Армении и Грузии через станцию у грузинской границы в Айруме. Строительство данной ЛЭП началось в конце 2015 года, а завершить предполагается в 2018 году. В перспективе, новая ЛЭП обеспечит выход на рынок Таможенного союза и Евразийского союза, позволяя Армении выступать в качестве транзитера электроэнергии16.
Интересно заметить, что для строительства ЛЭП с Грузией, напряженностью в 500 кВ, Армения подписала кредитный договор с германским банком KFW на предоставление денежных средств. Дополнительный кредит на данном этапе также будет предоставлен Европейским инвестиционным банком и Европейской комиссией в размере 10 млн. евро в виде гранта17.
Что касается строительства участка ЛЭП Армения-Иран напряженностью в 400 кВ, то кредит на данном этапе выдаст иранская сторона, как заявил Ерванд Захарян. А поскольку между Арменией и Ираном в настоящее время действуют 2 ЛЭП по 220 кВ, ожидается, что новая линия в две цепочки облегчит поставку армянской электроэнергии взамен иранского газа, поступающего на Ереванскую ТЭЦ18.
В сфере экономики на настоящий момент идет речь также о реализации нескольких приоритетных проектов, которые задействуют, в том числе, и двусторонние армяно-грузинские отношения. Один из них - строительство Сюникско-го и Вайодзорского отрезков автомагистрали Север-Юг. На настоящий момент магистраль связывает иранскую и грузинскую границы Армении. Реализация проекта позволит проложить транспортный коридор, который свяжет Индию с Европой через территории Ирана, Армении, Грузии и через Черное море. Президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани особо отметил важность данного проекта для расши-
16 Армению с Грузией и Ираном свяжут две новые мощные
ЛЭП./Regnum. Информационное агентство.-13.05.2015г./
http://regnum.ru/news/economy/1924007.html
^Энергосистемы Грузии и Армении свяжет новая ЛЭП./
Sputnik Georgian.- 12.02.2016г./ http://sputnik-
georgia.ru/economy/20160212/230141600.html
18Армению с Грузией и Ираном свяжут две новые мощные
ЛЭП./Regnum. Информационное агентство.-13.05.2015г./
http://regnum.ru/news/economy/1924007.html
рения экономического сотрудничества в связи с отменой санкций19.
Как известно, 13 апреля 2016 г. министры энергетики Армении, России, Ирана и замминистра Грузии подписали «дорожную карту» строительства энергетического коридора «Север-Юг». В перспективе запуска коридора предполагается использование его в различных программах, обеспечивающих параллельную работу энергосистем четырех стран. Как отметил заместитель министра энергетики Армении Арег Галстян, общая мощность после полноценного запуска коридора «Север-Юг» будет достигать около 1000 МВт. Это позволит обеспечить сезонные взаимоперетоки, обмен электроэнергией с транзитом через третьи страны, что будет являться дополнительным стимулом для предложения линий частному сектору для организации различных проектов20.
Еще один проект, который является актуальным на настоящее время, хотя рассматривался несколько раз - это (достаточно болезненный с политической точки зрения) вопрос восстановления железной дороги Россия - Абхазия - Грузия - Армения. По предварительным подсчетам предполагается, что стоимость работ по восстановлению дороги составит $277,5 млн21.
Основным выгодополучателем от реализации данного проекта, по мнению экспертов, является Армения. Так как грузинский порт Поти и иранский порт Бендер-Аббас используются армянскими компаниями в сочетании с железнодорожными и автомобильными перевозками, восстановление железной дороги для них особо актуально. Позиция России к реализации проекта позитивная, т. к. это позволит расширить маршрут для осуществления грузовых перевозок. Противоречия возникли между Абхазией и Грузией, поскольку для восстановления сообщения через Абхазию нет необходимой правовой и легальной базы, не решаемы вопросы размещения и принадлежности таможни, страховки грузов, безопасности перевозок22. Исходя из
Армения и Иран договорились о создании нового транспортного коридора./ Новости Армении -Науа:з1апЫе^тз.-30Ш.2016г./ http://hayastannews.com/news/107615.html
20Армения, РФ, Грузия и Иран подписали «дорожную карту» энергокоридора «Север-Юг»./ Еркрамас.-13.04.2016г./
http://www.yerkramas.org/article/103004/armeniya--rf--
gruziya-i-iran-podpisali-dorozhnuyu-kartu-energokoridora-
sever-yug
21Агаджанян, М. Железная дорога Россия - Абхазия - Грузия - Армения: магистраль сближения./ Научное общество кавказоведов./ http://www.kavkazoved.info/news/2013/11/10/ zheleznaya-doroga-rossia-abhazia-gruzia-armenia-magistral-sblizhenija.html
22 Там же
этого, Абхазия не может выступать в данном проекте как самостоятельное звено. Решение этой проблемы требует серьезного процесса согласования интересов Абхазии и Грузии.
Еще одним негативным фактором воздействия явилась реакция Азербайджана на подобную инициативу, поскольку проект предполагает появление дополнительного железнодорожного сообщения между Арменией и Россией. За счет финансово-экономической и энергетической зависимости Грузии от Азербайджана, азербайджанским экспертам и парламентариям в 2012 году удалось снять вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию с повестки дня Грузии23.
Тем не менее, тема открытия железнодорожного сообщения через Абхазию регулярно актуализируется. Так, 24 ноября 2014г. при подписании договора о союзничестве и стратегическом партнерстве с Абхазией24 Президент РФ В. Путин вновь поднял этот вопрос на обсуждение.
На фоне вышесказанного отметим, что Армения крайне заинтересована в том, чтобы транспортный коридор через Абхазию открылся. Для Грузии это тоже возможность обрести дополнительную, а главное, не зависящую от Азербайджана и Турции транспортную артерию. К тому же это возможный шаг к урегулированию российско-грузинских отношений. Что касается Абхазии, то для нее важно участие в переговорах как равноправной стороны. Поэтому решение об открытии дороги должно исходить с учетом компромисса либо уступок Грузии и Абхазии. Необходимо понимать, что кроме экономического значения, абхазская железная дорога имеет огромное политическое и конструктивное значение.
Потенциалом углубления двусторонних экономических отношений между Арменией и Грузией также является вовлеченность двух стран в разные интеграционные объединения. Напомним, что 2 января 2015 г. вступил в силу Договор, по которому Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза наряду с такими странами, как Россия, Беларусь, Казахстан25. Грузия, в свою очередь, с 27 июня 2014 г. является ассоциированным членом Евро-
Скаков, А. Абхазская железная дорога: миссия невыполнима?/ Sputnik Абхазия.- 20.01.2016г. / http://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20160120/1016943441.html 24Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзническом и стратегическом партнерстве./ Президент России. - 24.11.2014г / http://kremlin.ru /supplement/4783
¿mjmurnmhp U^mgm^ b^pmu^m^mh rnhrnhum^mh U^m.pjmhp. / ЕЭК.- 02.01.2015г. / http://www. Eurasianco-mmission.org/hy/nae/news/Pages/02-01-2015-1.aspx
пейского союза, что дает право вхождения в зону свободной торговли ЕС26. В своем заявлении по итогам рабочего визита в Грузию 30 октября 2015 г., Президент С.Саргсян отметил, что «вовлечение в различные интеграционные структуры не только не препятствует, но и увеличивает возможности нашего всестороннего сотрудничества, намечая новые горизонты для осуществления взаимовыгодных двусторонних и многосторонних программ»27.
Достаточно часто армянские и грузинские предприятия и ассоциации организуют совместные бизнес-форумы. Это стимулирует двусторонние бизнес-связи, содействует лучшим бизнес-решениям, предоставляет возможность лучше ознакомиться с ассортиментом предложений на рынке соседней страны, а также показать возможности своего рынка.
Таким образом, первостепенное значение в развитии двустороннего армяно-грузинского сотрудничества уделяется таким сферам, как энергетика, транспорт, туризм. Рост товарооборота, расширение инвестиций, экономическая и научно-техническая интеграция - важные направления развития и углубления торгово-экономических отношений. Все проекты, затрагивающие двустороннее взаимодействие, подчеркивают важность и необходимость в прагматичном развитии армяно-грузинских отношений. Названные проекты имеют, казалось бы, исключительно региональное или даже субрегиональное значение. Однако их вовлеченность в более масштабные проекты, например коридор транспорта «Север-Юг», превращают армяно-грузинское экономическое сотрудничество в продуктивную тенденцию межрегиональных процессов и повышают привлекательность Армении как надежного государства-транзитера на перекрестках Евразии.
Список литературы
1. Аветисян А.О. Российские прямые инвестиции. Стр. 93-95. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). [Avetisyan A.O. Rossiiskie pryamie investicii.// MIR (Modernizacia, Innovazii. Razvitie). 2014. № 3(19). Pp. 93-95] [in russian]
2. Казарян А. Армения и Грузия. Сложный формат сотрудничества. / Бизнес-журнал Review. / http://rw.am/2013/03/22/ [Kazaryan A. Armenia I Gruzia. Sloznii format sotrudnichestva./ Biznes-zurnal Review./
26Грузия и Молдавия подписали соглашение об ассоциации с ЕС. / РИАНовости.- 27.06.2014г. / http://ria.ru/world/ 20140627/1013800599.html
27Zmjmurnmh^ ¿mhpm^tmm.p]mh 'bmjumq.mh. /
http://www. president.am/hy/interviews-and-press-
conferences/item/2015/10/30/President-Serzh-Sargsyan-speech-
Georgia-mass-media/
http://rw.am/2013/03/22/] [in russian]
3. Айрумян Н. Армяно-грузинский проект. / ИНОСМИ.РУ-30.08.2011г. / http://inosmi.ru/caucasus/20110830/174007816.html [Airumyan N. Armyano-gruzinskii proekt./ IN0SMI.RU.-30.08.2011r./
http://inosmi.ru/caucasus/20110830/174007816.html] [in russian]
4. Агаджанян М. Железная дорога Россия - Абхазия
- Грузия - Армения: магистраль сближения./ Научное общество кавказоведов./ http ://www.kavkazoved.info/news/2013/11/10/zheleznaya -doroga-rossia-abhazia-gruzia-armenia-magistral-sblizhenija.html [Agadzanyan M. Zelejnaya doroga Rossia - Abhazia - Gruzia - Armenia: magistral sblizenia./ Nauchnoe oshestvo kavkazovedov./ http ://www.kavkazoved.info/news/2013/11/10/zheleznaya -doroga-rossia-abhazia-gruzia-armenia-magistral-sblizhenija.html ] [in russian]
5. Скаков А. Абхазская железная дорога: миссия невыполнима? / Sputnik Абхазия.- 20.01.2016г. / http://sputnik-
abkhazia.ru/analytics/20160120/1016943441.html [Skakov A. Abhazskaya zeleznaya doroga: missiya nevipolnima? / Sputnik Abhazia.- 20.01.2016г. / http://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20160120/ 1016943441.html] [in russian]
6. Минасян С. Армяно-грузинские отношения: динамика и современное состояние. / Фонд Нораванк.
- 14.02.2012г./ http://www.noravank.am/ rus/issues/ detail.php?ELEMENT_ID=6306 [Minasyan S. Armyano-gruzinskie otnosheniya: dinamika i sovremennoe sostoyanie./ http://www.noravank.am/rus/ issues/detail. php?ELEMENT_ID=6306] [in russian]
7. Мурадян И. Современные грузино-армянские отношения. / Ориентиры внешней политики Армении. Сборник аналитических статей. Под ред. Г. Новиковой. - Ереван, 2002 г. [Muradyan I. Sovremen-nie gruzino-armyanskie otnosheniya./ Orientiri vneshnei politiki Armenii. Sornik analiticheskih statei. Pod red. G/Novikovoi. - Erevan, 2002] [in russian]