Научная статья на тему 'Развитие экономического партнерства Российской шедерации со странами СНТ'

Развитие экономического партнерства Российской шедерации со странами СНТ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
105
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / OBJECTIVE CONDITIONS / THE FACTORS OF ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дитте O. B.

В статье освещаются вопросы экономического партнерства Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств. Рассматривается развитие и функционирование социально-экономических организаций на территории бывшего Советского Союза. Выделены этапы и проблемы формирования единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH CIS COUNTRIES

The article highlights the issues of economic partnership of the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States. We consider the development and operation of socio-economic organizations in the former Soviet Union. We obtain the stages and the problem of forming a single economic space.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического партнерства Российской шедерации со странами СНТ»

УДК 33С5

Ditte O.V. DEVELOPMENT OF ECONOMIC PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH CIS COUNTRIES. The article highlights the issues of economic partnership of the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States. We consider the development and operation of socio-economic organizations in the former Soviet Union. We obtain the stages and the problem of forming a single economic space.

Key words: objective conditions, the factors of economic cooperation.

О.В. Дитте, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: ditteov@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ

В статье освещаются вопросы экономического партнерства Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств. Рассматривается развитие и функционирование социально-экономических организаций на территории бывшего Советского Союза. Выделены этапы и проблемы формирования единого экономического пространства.

Ключевые слова: факторы экономического сотрудничества, формы экономической интеграции.

Россия просто обречена быть главной среди прочих на евразийском пространстве. Здесь она естественный стержень интеграции, ни территориально, ни политически, ни экономически, ни культурно ее заменить некем.

Ю.И. Игрицкий

На протяжении двух десятков лет страны Содружества выстраивали крепкие экономические связи, пытаясь сформировать и развивать единое экономическое пространство. Совместно приложенные Россией и странами СНГ усилия по интеграции торгово-экономического обмена привели к формированию зоны свободной торговли.

В данной статье автор ставит своей задачей проследить роль России в развитии экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве; выявить наиболее типичные социально-экономические формы сотрудничества Российской Федерации со странами ближнего зарубежья; показать этапы и проблемы партнерства бывших советских республик.

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве представляет собой закономерный, объективный процесс, определяющийся не только чисто торговыми связями, но и долгосрочным сотрудничеством. Объективной основой экономической интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические факторы, общность традиционных многолетних кооперативных связей. Постепенный переход российского государства к демократии, децентрализация экономики, интеграция в мировую систему разделения труда, самостоятельный выход регионов на внешний рынок продукции, технологий и услуг создавали предпосылки для поиска новых форм взаимоотношений рамках СНГ. В этом процессе России принадлежала лидирующая роль. Территориальные размеры, людская и ресурсная база, экономический и научно-технический потенциалы объективно делают ее лидером почти на всем постсоветском пространстве.

Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% ВНП, а в странах Европейского Союза - лишь 14%) [1, с. 59]. Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий. При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникацион-

ные, топливные системы. Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена.

После распада Советского Союза, страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, очень скоро осознали объективную необходимость в восстановлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.

Разрыв инфраструктурных, торговых, социальных связей между бывшими республиками СССР создал совершенно новые политические и экономические реалии на постсоветском пространстве. Попытки выйти из глубокого, системного экономического кризиса на основе политики финансовой стабилизации экономик СНГ не привели к положительным результатам. Рост инфляции и безработицы, спад производства и снижение инвестиционной активности продолжаются. Эти проблемы являлись стратегическими и общими для всех стран СНГ, несмотря на то, что в каждой из них были свои особенности, требующие тактической конкретизации и привязки к непосредственным условиям.

Одним их первых направлений в развитии интеграции со стороны РФ стала попытка создания единого таможенного пространства. Эта инициатива была поддержана практически всеми государствами ближнего зарубежья. В марте 1992 г. главы правительств всех стран СНГ (кроме Украины) подписали в Москве Соглашение о принципах таможенной политики, предусматривавшее создание Таможенного союза. Спустя 2 месяца они заключили в Ташкенте Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности. После распада единого рублевого пространства (сентябрь 1993 г.) был подписан Договор об экономическом союзе сроком на 10 лет, предусматривавший «поэтапное создание в рамках всего Содружества зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и, наконец, валютного союза» [2, с. 94]. Однако почти все эти амбициозные решения остались только на бумаге, если не считать сложившихся на их основе бюрократических структур. Когда стало ясно, что в формате 12 государств создать зону свободной торговли не удается, в феврале 1995 г. был заключен Таможенный союз между Россией, Казахстаном, Белоруссией (в 1996 г. к нему присоединилась Киргизия, а в 1999 г. - Таджикистан). Воплотить в жизнь Таможенный союз «пятерке» не удалось. В итоге на его основе было учреждено в октябре 2000 г. в Астане такая интеграционная организация, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с целью «выработки единых подходов при интеграции в международную экономику» [3, с. 442], а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участников. Приоритетные направления деятельности - «наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финан-

совой сфере, унификация таможенных и налоговых законов» [4]. Среди основателей организации - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Наблюдателями являются Украина, Молдавия и Армения. С января 2006 г. Узбекистан стал полноправным членом организации.

Инициатива в выдвижении идеи Единого экономического пространства исходила с украинской стороны, которая в вопросах постсоветской интеграции всегда занимала довольно сдержанную позицию. Инициатива Украины закономерно вызвала позитивную реакцию лидеров стран, к которым она была обращена. В Заявлении президентов Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Украины от 23 февраля 2003 г. была выражена готовность сторон начать переговоры по мерам, необходимым для формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). «Потенциал организации заключается в снятии ограничений к доступу на национальные рынки,

- заявила министр Минэкономразвития РФ Эльвира Набиул-лина. - Это согласование макроэкономической, торговой и денежно-кредитной политики» [5].

Активно развиваются экономические отношения России в рамках ШОС. В сентябре 2003 г. главы правительств стран

- членов ШОС подписали «Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества» на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривалось «создание зоны свободной торговли» [6], а в краткосрочной перспективе - «увеличение потока товаров в регионе» [7]. Сотрудничество распространялось в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и другие. И на сегодняшний день весьма успешно реализуются принципы и условия программы экономического сотрудничества.

В рамках двухсторонних отношений наиболее активно развивается диалог России и Белоруссии, который завершился подписанием Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 г. В экономической сфере государства обязались создать единое экономическое пространство, денежную и валютную политику [8]. Несмотря на то, что не все намеченные цели реализованы из-за взаимных противоречий, перспектива дальнейшей интеграции актуальна и взаимовыгодна для обоих государств. Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит существенный рост товарооборота между этими двумя странами [9].

Определенные результаты достигнуты в развитии экономического сотрудничество России с Казахстаном. Государства сумели решить все пограничные проблемы, заключив двустороннее соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи в мае 1992 г. и межгосударственный договор в декабре 2004 г. Вместе с Россией Казахстан образует ядро таких интегрированных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В силу геополитического положения России большое значение имеет так называемый «пояс соседства» - приграничное партнерство в рамках субъектов РФ и стран ближнего зарубежья. Из нынешних 83 субъектов приграничными являются 48. Степень активности их экономических связей различна. К числу «средне активных» можно отнести Челябинскую область, граничащую с Казахстаном. Челябинские предприятия участвуют в развитии строительной и добывающей индустрии Казахстана. Активно развивается легкая промышленность Урала при постоянных поставках хлопка, льна с территории Казахстана. В Челябинске на протяжении последних лет проходят деловые переговоры представителей предприятий Челябинской области с казахстанскими бизнесменами. Главной целью таких мероприятий стал поиск новых деловых партнеров, развитие и укрепление торгово-экономических связей. Сейчас товарооборот с Казахстаном превышает 23% от общего показателя внешнеторгового оборота Челябинской области [10]. Негативно влияют на приграничное сотрудничество таможенные ба-

рьеры. Правительство Челябинской области совместно с правоохранительными и таможенными органами решило создать Центр приграничного сотрудничества на российско-казахстанской границе.

За прошедшие десятилетия в экономических интеграционных процессах СНГ можно выделить несколько этапов интеграции [11].

1991-1993 гг. можно назвать первым этапом - появления национальных экономик, - который охарактеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов бывшего СССР, резким сокращением взаимного товарообмена [12, с. 29], что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве. Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.

Второй этап (1994-1995 гг.) - так называемый, этап становления правового пространства, - развиваются взаимные экономические связи стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь, Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 г.), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 г.), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 г.). При активной роли России в подписании данных соглашений сложились важные предпосылки для многостороннего сотрудничества и интеграции постсоветского пространства и создания Таможенного союза.

Третий этап (1996-2007 гг.) отличает появление субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В направлении регионального экономического сотрудничества осуществляется процесс по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций [13, с. 281], а также обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-уча-стников [14]. Активное участие в разработке данной концепции принимали Россия, Китай и Казахстан как ведущие экономики в интегрированных организаций. Россия заинтересована в налаживании приграничного сотрудничества с ближайшими соседями для укрепления безопасности государственной границы и четкого функционирования экономической инфраструктуры. Для успешной деятельности осуществляется разработка базовых документов в экономической и финансовой сферах сотрудничества, активно формируется общий энергетический рынок государств, развивается транспортная инфраструктура и торговля.

Четвертый этап (2008 г. - по настоящее время) - время кризисных явлений в экономической интеграции на постсоветском пространстве. Мировой финансовый и экономический кризис оказал существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира [15]. Использование потенциала интеграционных экономических объединений позволило минимизировать последствия кризиса. «Финансовый кризис лучше преодолевать сообща. Интеграция - лучший антикризисный рецепт», - констатировал главы правительства Российской Федерации В.В. Путин [16, с. 3].

Таким образом, Россия обращена к странам СНГ своими промышленно развитыми регионами. Экономическое сотрудничество развивается на многосторонней и двусторонней основе. На этом пути достигнуты определенные успехи, но имеется и ряд проблем, осложняющих этот обмен. В их числе -сдвиги в структурах национальных экономик - сокращение производства с высокой степенью переработки, что ограничивает их возможности для взаимной торговли; транспортные издержки и организационные недостатки.

Одной из главных причин ослабления экономических связей в СНГ стал переход России на рыночные цены на газ и нефть, поставляемые партнерам по СНГ, что лишило Содружество одного из существенных объединяющих факторов

- низких цен на газ и нефть. Периодически энергетическая проблема на территории постсоветского пространства возникает с 2005 г. Одновременно российское руководство встало на путь формирования на базе СНГ некоего союза государств, связанного системой нефте- и газопроводов и основанного на ключевой роли России как основного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Это вызвало определенное напряжение в отношениях с сопредельными государствами, которые были недовольны тем, что им

Библиографический список

в этой структуре отводится роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия).

Другой конфликтной стороной социально-экономического сотрудничества являются так называемые торговые войны, возникающие на протяжении 2009 г., в результате которых экспортная продукция сельского хозяйства из стран СНГ в Россию (и, наоборот, из России в страны СНГ) значительно снизилась, и производители и поставщики понесли колоссальные убытки, но компромисс был достигнут: экспортная продукция сельского хозяйства поставляется в том же объеме.

В настоящее время Россия продолжает проводить активную политику интеграции на постсоветском пространстве. Важнейшим показателем этого стало подписание договора о создании единого экономического пространства. «Это фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений наших стран», - утверждает российский премьер-министр В.В. Путина [17].

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Правительства Челябинской области 2011 г.

1. Экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (доклад рабочей группы Национального экономического совета к обсуждению на VII Российском экономическом форуме) // Российский экономический журнал. - 2002.

- № 5-6.

2. Шишков, Ю. Россия и СНГ: неудавшийся брак по расчету / Ю. Шишков // Pro et Contra / Внешняя политика России: 1991-2000. - 2001. - № 1-2. - Ч. 1. - Т. 6.

3. Филлипов, А.Б. Новейшая история: 1945 - 2006. - М., 2007.

4. Договор о «Таможенном союзе» и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Москва, ст. 3 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. - № 42. - 15.10.

5. Зиброва, Е. Единое экономическое пространство на троих // Деловой портал BFM.ru - проект группы компаний «РУМЕ-ДИА». - 2010. - 16 нояб.

6. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-членов Шанхайской организации сотрудничества: Международное и межгосударственное сотрудничество, 2003. - Раздел I. - Ст. 5. - 23 сент. [Э/р]. - Р/д: www.sng.allbusiness.ru.

7. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-членов Шанхайской организации сотрудничества: Международное и межгосударственное сотрудничество, 2003. - Раздел I. - Ст. 5. - 23 сент. [Э/р]. - Р/д: www.sng.allbusiness.ru

8. Договор о создании Союзного государства: Международное и межгосударственное сотрудничество. - Москва, 1999. -Раздел I. - Ст. 2. - 8 дек. [Э/р]. - Р/д: www.sng.allbusiness.ru

9. Товарооборот между Россией и Белоруссией / Инфографика / РиоНовости [Э/р]. - Р/д: http://www.rian.ru/infografika.

10. Гвоздикова, Е. Южноуральские бизнесмены договорились с казахстанцами о сотрудничестве / Новости онлайн [Э/р].

- Р/д: http://chelyabinsk.ru, 2011. - 26 авг.

11. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития / под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М., 2009. Полушкина, И.Н. Развитие и совершенствование процессов экономической интеграции пространства СНГ в условиях рыночных преобразований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2006.

12. Ситарян, С. Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 5.

13. Комиссина, И.Н. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности / под ред. д-ра ист. наук Е.М. Кожокина. - М., 2005.

14. Концепция формирования Единого экономического пространства: Международное и межгосударственное сотрудничество. - Раздел II. / [Э/р]. - Р/д: www.sng.allbusiness.ru

15. Чернышев, С.В. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ // Федеральный справочник. - 2009. - № I-VI.

16. Сидибе, П. С думой по жизни // Российская газета. - 2009. - № 73.

17. Страны СНГ подписали договор о зоне свободной торговли [Э/р]. - Р/д: http://dfact.net, 2011. - 19 окт.

Bibliography

1. Ehkonomicheskaya integraciya v ramkakh Sodruzhestva Nezavisimihkh Gosudarstv (doklad rabocheyj gruppih Nacionaljnogo ehkonomicheskogo soveta k obsuzhdeniyu na VII Rossiyjskom ehkonomicheskom forume) // Rossiyjskiyj ehkonomicheskiyj zhurnal.

- 2002. - № 5-6.

2. Shishkov, Yu. Rossiya i SNG: neudavshiyjsya brak po raschetu / Yu. Shishkov // Pro et Contra / Vneshnyaya politika Rossii: 1991-2000. - 2001. - № 1-2. - Ch. 1. - T 6.

3. Fillipov, A.B. Noveyjshaya istoriya: 1945 - 2006. - M., 2007.

4. Dogovor o «Tamozhennom soyuze» i Edinom ehkonomicheskom prostranstve ot 26 fevralya 1999 g., Moskva, st. 3 // Sobranie zakonodateljstva Rossiyjskoyj Federacii, 2001. - № 42. - 15.10.

5. Zibrova, E. Edinoe ehkonomicheskoe prostranstvo na troikh // Delovoyj portal BFM.ru - proekt gruppih kompaniyj «RUMEDIA».

- 2010. - 16 noyab.

6. Programma mnogostoronnego torgovo-ehkonomicheskogo sotrudnichestva stran-chlenov Shankhayjskoyj organizacii sotrudnichestva: Mezhdunarodnoe i mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo, 2003. - Razdel I. - St. 5. - 23 sent. [Eh/r]. - R/d: www.sng.allbusiness.ru.

7. Programma mnogostoronnego torgovo-ehkonomicheskogo sotrudnichestva stran-chlenov Shankhayjskoyj organizacii sotrudnichestva: Mezhdunarodnoe i mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo, 2003. - Razdel I. - St. 5. - 23 sent. [Eh/r]. - R/d: www.sng.allbusiness.ru

8. Dogovor o sozdanii Soyuznogo gosudarstva: Mezhdunarodnoe i mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo. - Moskva, 1999. -Razdel I. - St. 2. - 8 dek. [Eh/r]. - R/d: www.sng.allbusiness.ru

9. Tovarooborot mezhdu Rossieyj i Belorussieyj / Infografika / RioNovosti [Eh/r]. - R/d: http://www.rian.ru/infografika.

10. Gvozdikova, E. Yuzhnouraljskie biznesmenih dogovorilisj s kazakhstancami o sotrudnichestve / Novosti onlayjn [Eh/r]. - R/d: http://chelyabinsk.ru, 2011. - 26 avg.

11. Postsovetskoe ehkonomicheskoe prostranstvo: sovremennoe sostoyanie i perspektivih razvitiya / pod red. chl.-korr. RAN V.A. Cvetkova. M., 2009. Polushkina, I.N. Razvitie i sovershenstvovanie processov ehkonomicheskoyj integracii prostranstva SNG v usloviyakh rihnochnihkh preobrazovaniyj: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. N. Novgorod, 2006.

12. Sitaryan, S. Integraciya stran SNG: trudnosti i perspektivih vzaimodeyjstviya // Problemih teorii i praktiki upravleniya. - 2001.

- № 5.

13. Komissina, I.N. Shankhayjskaya organizaciya sotrudnichestva: stanovlenie novoyj realjnosti / pod red. d-ra ist. nauk E.M. Kozhokina. - M., 2005.

14. Koncepciya formirovaniya Edinogo ehkonomicheskogo prostranstva: Mezhdunarodnoe i mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo.

- Razdel II. / [Eh/r]. - R/d: www.sng.allbusiness.ru

15. Chernihshev, S.V. Torgovo-ehkonomicheskoe sotrudnichestvo Rossiyjskoyj Federacii so stranami SNG // Federaljnihyj spravochnik. - 2009. - № I-VI.

16. Sidibe, P. S dumoyj po zhizni // Rossiyjskaya gazeta. - 2009. - № 73.

17. Stranih SNG podpisali dogovor o zone svobodnoyj torgovli [Eh/r]. - R/d: http://dfact.net, 2011. - 19 okt.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 940 Kabeshev R. V. LIBERAL DEMOCRACY CRISIS AND THE MAKING OF «THE THIRD WAY THEORY». The article presents the analysis of the ideological sources and the making of «The Third Way Theory» as a socio-political, cultural and historic phenomenon in Europe in XIX-XX centuries.

Key words: The Third Way', the Age of Enlightenment, Modernism, Liberalism, Social Democracy, Labour Movement.

Р.В. Кабешев, д-р политич. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», E-mail: kabeshev@mail.ru

КРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ И СТАНОВЛЕНИЕ «ТРЕТЬЕГО ПУТИ»

В статье рассматривается идейные истоки возникновения и становления «третьего пути» как самостоятельного общественно-политического и культурно-исторического феномена европейской истории Х1Х-ХХ веков.

Ключевые слова: «третий путь», эпоха Просвещения, модернизм, либерализм, социал-демократия, рабочее движение.

Синтез и рождение новых идей всегда связаны с глубокими трансформациями и кризисами, первые выступают и как следствие, и как причина последних. Рубеж Х1Х-ХХ веков, по оценкам философов, историков стал для европейской цивилизации как раз одним из таких периодов. Начавшись под знаком «кризиса европейской культуры», социокультурный кризис рубежа Х1Х-ХХ веков положил начало бурной кризисной эпохе.

Идеология «третьего пути» является самостоятельным, целостным и концептуально оформленным комплексом различных идей и воззрений, базирующимся на ряде общих духовно-ценностных оснований, определяющих миссию, цель и характер существования и развития европейской цивилизации [1].

Главным источником, отправной точкой и методом формирования идеологий «третьего пути» является глубокая, всесторонняя, радикальная критика всего комплекса идей Просвещения, того социального, экономического, политического и идеологического порядков, которые на нем основаны. Это обусловило значительное число заимствований из самых разных источников: марксизма и немарксисткого социализма, анархизма и немецких романтиков, «организованного» национализма, критического либерализма и христианского традиционализма, «философии жизни» и Социальной доктрины католицизма, русской религиозной мысли, позитивизма и т.д.

В конце XVIII века модернизм начинает утверждаться как выражение радикального разрыва с прошлым и особенно с его правовыми моделями, где новые тенденции достигают своего апогея. С французским Просвещением получает окончательное развитие философская и научная революции предыдущего века, утверждается идея бесконечного прогресса знания, которая приведет к лучшему, более моральному обществу. Были разработаны со всей конкретностью и применены в политике универсальные основы морали и права. Рационализм, оптимизм и универсализм Просвещения, псевдо-абсолютная вера в науку находят непосредственную конкретизацию в желании к рациональной трансформации политической и социальной жизни.

Эра Просвещения - это эра критики, понимаемой одновременно как метод познания, созидания и действия. Существенной характеристикой модернизма является идея человеческого совершенства, идея, согласно которой человечество способно создать рациональным путем лучшее будущее. Основная черта модернизма - критика религии, философии, морали, права, истории, экономики и политики - и главные идеи эпохи модернизма - прогресс, революция, свобода, демократия - вышли из критики. Именно из революционной критики традиционных устоев и ценностей, в первую очередь, религии, проистекает теория естественного права, абсолютизация индивидуума, идея, согласно которой благополучие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.