Научная статья на тему 'Развитие эффективного местного самоуправления - ключ к повышению качества жизни населения'

Развитие эффективного местного самоуправления - ключ к повышению качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блинова Анастасия Игоревна, Сущев Анатолий Константинович

Проведен анализ основных видов деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены стадии работы органа местного самоуправления по развитию экономики муниципального образования и повышению уровня жизни населения. Разработана схема взаимосвязи процессов системы менеджмента качества органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блинова Анастасия Игоревна, Сущев Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективного местного самоуправления - ключ к повышению качества жизни населения»

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -КЛЮЧ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Блинова Анастасия Игоревна, студентка Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Проведен анализ основных видов деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены стадии работы органа местного самоуправления по развитию экономики муниципального образования и повышению уровня жизни населения. Разработана схема взаимосвязи процессов системы менеджмента качества органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011.

Местное самоуправление призвано создать условия для достижения высокого уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Социально-экономическое развитие России в важных областях общественно-хозяйственной деятельности, начиная от продолжительности жизни населения до развития отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, ее место в мире зависят от эффективности региональной экономики и ее конкурентоспособности. В регионах разрабатываются и реализуются программы и комплексные планы социально-экономического развития с учетом территориальных особенностей. Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно в своих выступлениях отмечал необходимость повышения согласованности действий различных органов исполнительной власти, развития консолидированного подхода в управленческой деятельности. В Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р, отмечается необходимость перехода к новой форме организации деятельности органов местного самоуправления (ОМС) с целью повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социально- экономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры ОМС оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан. Применяемые структуры местной администрации не в полной мере отвечают современным требованиям, стоящим перед органами местного самоуправления по повышению качества жизни населения муниципальных образований.

Мировой тенденцией совершенствования управления в органах государственной власти и местного самоуправления с целью повышения эффективности их деятельности является внедрение систем менеджмента качества. Опыт построения систем менеджмента качества в органах государственной власти по требованиям стандартов ИСО серии 9000 имеется во многих странах: США, Японии, Франции, Великобритании, Германии. Развиваются эти работы в Италии, Испании, Португалии, Швейцарии. По идеологии международных стандартов система менеджмента качества (СМК) - это совокупность организационной структуры, процессов, процедур и ресурсов, необходимая организации для уменьшения или полного устранения несоответствий требованиям потребителей и обязательным требованиям наиболее эффективным и экономичным способом. Обязательным условием создания работоспособной СМК является выполнение в организации принципов менеджмента качества:

- Ориентация на потребителя;

- Лидерство руководителей;

- Вовлечение работников;

- Процессный подход;

- Системный подход к менеджменту;

- Постоянное улучшение;

- Принятие решений на основе фактов;

- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В Российской Федерации введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52614.4-2007 [1], в котором приведены указания по созданию СМК в органах местного самоуправления. Важным нововведением стандарта является предложение по применению системного подхода при организации деятельности местной администрации. Однако, положения данного стандарта не нашли широкого применения в нашей стране ввиду ряда несоответствий их существующей нормативно - правовой базе, регламентирующей деятельность органов местного самоуправления. В то же время внедрение принципов и методов управления качеством в деятельность органов местного самоуправления должно стать базой для разработки процедур деятельности органов местного самоуправления, направленных на выполнение основных задач, определенных государственной и региональной политикой и обеспечивающих достижение запланированных показателей качества и уровня жизни населения муниципальных образований.

Правильно выстроенная система управления поможет повысить эффективность органов местного самоуправления и доступность государственных и муниципальных услуг, а тем самым будет сделан важный вклад в обеспечение требуемого уровня качества жизни населения муниципальных образований. В свою очередь, качество жизни населения муниципальных образований зависит от результатов многочисленных видов деятельности, в которых население принимает непосредственное участие и которые находятся под непосредственным руководством со стороны органов местно-

го самоуправления. В общем случае к основным направлениям работы, например, районной администрации относятся:

• Финансово-экономическая деятельность;

• Вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами;

• Обеспечение градостроительной деятельности;

• Жилищно-коммунальное хозяйство;

• Дорожное хозяйство:

• Вопросы гражданской обороны

и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

• Сельское хозяйство;

• Деятельность администрации района в социальной сфере;

• Осуществление полномочий в сфере образовательной деятельности;

• Организация оказания медицинской помощи населению;

• Обеспечение населения услугами по организации досуга, услугами

организаций культуры, библиотечное обслуживание;

• Осуществление мероприятий по работе с молодёжью;

• Обеспечение условий для развития физической культуры

и массового спорта.

Такое многообразие видов деятельности требует от органов местного самоуправления высокого уровня взаимодействия между службами администрации муниципального образования, а также налаживания взаимодействия между организациями и предприятиями в целях выполнения поставленных задач по развитию муниципального образования.

Эффективность работы местного самоуправления определяется результатами управления важнейшими видами деятельности, повышающими уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования, отнесенным к затратам на их достижение. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", а также перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденным в Постановлении Правительства РФ [2]. Такая нормативная унификация видов деятельности ОМС и показателей оценки их эффективности требует, в свою очередь, унифицированного подхода к организации управления в органах местного самоуправления. Для достижения этой цели предлагается применить системный подход организации видов деятельности органов местного самоуправления, рассматривая их как систему взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, приведенную на рисунке 1.

Рис. 1. Схема взаимосвязи процессов управления качеством в органе местного самоуправления

Можно выделить шесть стадий принятия решений в деятельности ОМС, каждой из которых соответствует процесс СМК.

1 стадия: изучение проблемы на основе получаемой информации от соответствующих органов государственной власти и гражданского общества. Для осуществления этой стадии необходимо реализовать процесс «Анализ требований и оценка удовлетворенности потребителей», требования к которому содержатся в разделах 7.2, 8.2.1 ГОСТ ISO 9001-2011. Основной целью процесса является получение соответствующей информации, ее регистрация, обработка и передача в соответствующие службы ОМС.

2 стадия: Определение значимых для муниципального образования целей. Для осуществления этой стадии необходим процесс «Организация муниципального управления», требования к которому содержатся в разделах 4,5, 8.4, 8.5 ГОСТ ISO 9001-2011. Основным результатом этого процесса должны быть Политика в области качества законодательной деятельности и задачи в области законодательной деятельности на определенный период времени.

3 стадия: постановка конкретных задач по отдельным направлениям развития муниципального образования. Для осуществления этой стадии необходим процесс «Планирование деятельности ОМС. Составление бюдже-

та», требования к которому содержатся в разделе 7.1 ГОСТ ISO 9001-2011. Основным результатом этого процесса является план работы ОМС.

4 стадия: разработка и обоснование эффективности предлагаемых нормативных актов, регламентирующих работу по выбранным направлениям развития муниципального образования. Для осуществления этой стадии необходим процесс «Нормотворческая деятельность», требования к которому содержатся в разделе 7.3 ГОСТ ISO 9001-2011. Основной целью этого процесса является разработка проектов правовых актов с обоснованием их цели, места в системе действующего законодательства.

5 стадия: Реализация установленных планов развития муниципального образования. Для осуществления этой стадии необходимы процессы «Муниципальные услуги», «Муниципальные закупки», «Организация выполнения планов развития МО», требования к которым содержатся в разделах 7.4, 7.5 ГОСТ ISO 9001-2011. Основной целью этих процессов является организация совместной деятельности всех заинтересованных предприятий и организаций, а также населения, по выполнению намеченных планов развития МО.

6 стадия: Контроль и анализ результатов реализации планов развития МО. Для осуществления этой стадии применяется процесс «Мониторинг эффективности деятельности ОМС», требования к которому содержатся в разделах 8.2.3, 8.2.4, 8.3 ГОСТ ISO 9001-2011. Данный процесс дает информацию о результативности и эффективности деятельности по развитию МО.

Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих видах деятельности [2]:

1) экономическое развитие;

2) дошкольное образование;

3) общее и дополнительное образование;

4) культура;

5) физическая культура и спорт;

6) жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

7) жилищно-коммунальное хозяйство;

8) организация муниципального управления;

9) энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Создание современной системы управления в органах местного самоуправления позволит:

-оптимизировать процессы планирования, распределения ресурсов, объективно оценивать результаты деятельности ОМС;

-создать единые стандарты и процедуры основных и обеспечивающих видов деятельности;

-уменьшить необоснованные затраты, в том числе затраты времени;

-формировать положительный инвестиционный имидж региона.

Список литературы

1.ГОСТ Р 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 90012001 в органах местного самоуправления». Москва, Стандартинформ. 2008.

2.Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Блинова Марина Георгиевна, доцент Уфимцева Надежда Федоровна, к.пед.н., доцент

Российский государственный профессионально- педагогический университет

В статье рассматриваются вопросы отношения общества к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также законодательное закрепление форм социальной защиты указанной категории граждан и проблемы, связанные с реализацией и практическим осуществлением прав и свобод.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре российского общества, что актуализирует проблему реализации и защиты конституционных прав и свобод указанной категории населения. По данным Международной организации инвалидов каждый десятый человек на Земле инвалид, что составляет примерно 500 млн. По данным Минтруда России, сейчас в РФ насчитывается 12,8 млн. инвалидов, из них более 2,5 млн. находятся в трудоспособном возрасте, но, при этом, работает только 817,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет примерно 1,75 млн. человек (68,1% от общего количества трудоспособных инвалидов). На долю лиц пенсионного возраста приходится 70% от числа всех инвалидов, инвалидов ВОВ около 15%, растёт численность инвалидов вследствие военных травм - почти 42 200. По другим источникам инвалиды составляют 1115млн., более 30% из них в возрасте от 20-55 лет и из этой массы, примерно 50% - молодёжь, таким образом, прослеживается тенденция качественного изменения их состава. Анализ структуры распределения инвалидности показывает, что на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы, далее следуют злокачественные образования, затем - травмы, болезни органов дыхания и туберкулёз, психические расстройства.

В течение последних тридцати лет коренным образом изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что привело к качественным изменениям социальной политики в этой сфере. Начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество .

7 Копнина О.О. Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.