ХАТКЕВИЧ Александра Анатольевна УДК 379.85
DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10304
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Научно-просветительский центр «Профессионал» (Москва, РФ) директор по развитию; e-mail: nauka-prof@mail.ru
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОРА МЯГКОЙ СИЛЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
В статье, представляющей результаты междисциплинарных исследований, предпринята попытка расширить понятие «религиозный туризм», определить цели и содержание дополненного варианта религиозного туризма. Предложен авторский термин «духовно-культурный туризм» и дано описание этого вида туризма, который активно развивается в России в рамках внутреннего и въездного туризма.
Дальний Восток - территория, обладающая туристической привлекательностью, перспективная для посещения иностранными туристами, в первую очередь из сопредельных государств и близлежащих стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Географическое положение, мощная рекреационная, историческая и культурная база региона стали основой для привлечения зарубежной аудитории. В статье описываются разноплановые значимые объекты духовно-культурного туризма в регионах Дальневосточного федерального округа.
Полиэтничность и конфессиональное многообразие регионов Дальнего Востока рассматриваются в статье как благоприятные исторические факторы для развития духовно-культурного туризма. Устанавливается взаимосвязь между духовно-культурным туризмом на Дальнем Востоке и укреплением отношений России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона на основе политики мягкой силы, наращиванием мягкосилового потенциала страны, реализацией культурной дипломатии как части публичной и общественной дипломатии. Несмотря на большое количество объектов духовно-культурного наследия на Дальнем Востоке, духовно-культурный туризм на данной территории в настоящее время представлен не в достаточной мере, поэтому в результате исследования сформулированы перспективы развития духовно-культурного туризма в регионах Дальнего Востока.
Ключевые слова: духовно-культурный туризм, въездной туризм, мягкая сила, полиэтничность, конфессиональное многообразие, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион.
Религиозный, паломнический и духовно-культурный туризм
Российская история имеет глубокие корни и многовековые традиции, а конфессиональное многообразие и много-национальность как государственная составляющая формируют социокультурный капитал страны. Восприятие духовно-культурного наследия переходит на новый, более высокий и качественный уровень, когда у людей возникают потребность и возможность прикоснуться к истокам отечественной и мировой культуры. Паломничество, уходящее корнями в глубокую древность, особо стало актуальным в XXI веке.
«Религиозное паломничество представляет собой не только социокультурный феномен, присущий мировым религиям, но и один из важнейших культурных факторов современности. Этот фактор, с одной стороны, обусловлен спецификой меж-цивилизационных контактов, а, с другой стороны, способен существенно повлиять (преимущественно в конструктивном отношении, о чём свидетельствует отчётливо выраженная миротворческая миссия паломничества) на характер и даже направленность межкультурного взаимодействия народов мира. Данная тенденция наиболее ярко проявляется в эпоху глобализации» [4].
Паломнический, религиозный и духовно-культурный туризм — явления, которые представляют глубокий интерес для исследователей из разных стран, так как носят глобальный характер, затрагивая все конфессии, исторические периоды, наследие мировой культуры. Россия всегда выступала носителем и хранителем многообразия культур, культуры нравственной, духовной, привлекающей людей со всего мира.
Целью настоящей работы стало исследование предпосылок и исторических основ для развития духовно-культурного туризма на российском Дальнем Востоке, наполнение содержанием термина «духовно-культурный туризм», анализ духовно-культурного туризма как ресурса мягкой силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обозначение проблем и дальнейших перспектив развития.
Актуальность данной темы состоит в необходимости гармонизации отношений между странами в АТР, чему немало содействует международный туризм, а также тот фактор, что Дальний Восток, являясь местом притяжения иностранных туристов, имея значительный потенциал развития духовно-культурного туризма, пока обладает недостаточным уровнем его использования.
Настоящая статья носит междисциплинарный характер (политология, история, культурология), теоретическая значимость исследования состоит в предложенном автором расширенного и дополненного новым содержанием вида религиозного туризма, определении терминологии для данного вида туризма и о введении термина в научный оборот. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке программ по развитию духовно-культурного туризма на Дальнем Востоке.
Религиозное паломничество как социокультурный феномен всегда привлекало исследователей и становилось предметом специальных и междисциплинарных исследований. «В отечественной науке данная тема начала разрабатываться во второй половине XIX века, а до этого периода большая часть научных работ представляла собой по преимуществу либо свод и
обобщение эмпирических наблюдений, либо свидетельства о путешествиях паломников предыдущих эпох, либо описания святых мест» [4].
Наиболее разработанные научные исследования были проведены по различным аспектам истории христианского паломничества, темы паломничества поднимались в литературе, привлекали внимание культурологов, философов, географов, богословов, религиоведов, искусствоведов и антропологов. Во второй половине XIX - начале XX веков резко увеличилось паломничество русских людей к святыням Вселенского Православия, что привлекло внимание крупных представителей отечественной религиозной философии: К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина, И.О. Лосского, Н.С. Трубецкого и др. В советский период научные исследования религиозного паломничества были остановлены, но изучение истории русского православного паломничества продолжалось в зарубежных научных центрах: интерес представляют труды А.А. Васильева, Г.В. Вернадского, А.В. Карташёва, А.В. Соловьёва.
На современном этапе вопросы паломничества и религиозного туризма рассматривали учёные, занимающиеся комплексными научными исследованиями в туристской сфере, среди них: Г.В. Антюфе-ев, М.Б. Биржаков, И.В. Брандт, С.Ю. Жите-нёв, Ю.С. Путрик, А.П. Соловьёв, П.В. Пят-нов, Т.Л. Дудник и др.
Исследователи по-разному подходят к вопросам терминологии и содержания религиозного туризма и паломничества, часть из них разделяет понятия «религиозный туризм» и «паломнический туризм». Основное отличие заключается в характеристике религиозного туризма, преследующего познавательные цели, а паломнического туризма, реализующего конфессиональные цели, строго регламентированные религиозной традицией. Также называется главная цель паломничества для верующих - совершение религиозного обряда, участие в богослужении.
Участниками религиозного туризма исследователи часто называют невоцерк-влённых людей, а паломнического туризма — глубоко верующих или придерживаю-
щихся религиозной веры. Ряд исследователей смешивает понятия «паломнический и религиозный туризм», и одной из причин является, по-видимому, терминология. В термине «религиозный туризм» изначально очевиден смысл, лексическое наполнение, поэтому существует расхождение мнений, кто участвует в том или ином виде туризма.
В рамках данного исследования проведён экспресс-опрос представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Тульской области, Новосибирска, Алтайского края, Кемеровской области, Благовещенска. В опросе участвовали 56 человек с высшим образованием. Целью опроса стало выявление восприятия понятий «паломнический туризм» и «религиозный туризм». Опрашиваемым были заданы три вопроса (лично или по телефону), и на основании ответов получены следующие результаты:
1) Паломнический туризм — это для верующих людей или нет? Да - 78%, Нет -22 %.
2) Религиозный туризм — для верующих людей или нет? Да - 91%, Нет - 9%.
3) Религиозный и паломнический — это разные виды туризма? Да - 13%, Нет - 87%.
Таким образом, экспресс-опрос показал, что, в отличие от исследователей паломнического и религиозного туризма, потребители туристических услуг мало дифференцируют эти два понятия. Термин «религиозный» по отношению к туризму «вводит в заблуждение», указывая не только на цели, объекты посещения, но на и состав участников, которые в опросе были определены, в основном, как люди верующие.
Исходя из анализа научной литературы и результатов экспресс-опроса, в настоящем исследовании автор предлагает, дополнив понятие «религиозный туризм» и расширив содержание — участников, объекты, функции туризма, ввести в научный оборот понятие «духовно-культурный туризм». Объектами духовно-культурного туризма могут становится религиозные святыни всех конфессий, храмы, архитектурные ансамбли, монастыри, иконы, мощи святых, святые места (природные
объекты, здания, святые источники), исторические территории, музейные коллекции, древние культовые места, древняя настенная живопись, историко-культурные территории, духовно-этнографические места, нематериальное духовно-культурное наследие и др. Участниками духовно-культурного туризма могут выступать люди и верующие любых конфессий, и невоцер-ковлённые, которые путешествуют, познают мир, включая в сферу своих интересов и святые места. Важнейшими функциями духовно-культурного туризма в рамках данного исследования можно обозначить просветительскую, коммуникационную и миротворческую функции.
Активно развиваясь в XXI веке, духовно-культурный, религиозный и паломнический туризм несут в себе проблему амбивалентности: с одной стороны, туристы, изучая культурные и религиозные традиции, посещая особо почитаемые места, содействуют культурному просвещению, охране ценных исторических территорий и духовно-культурных объектов. «В последние годы паломники проникают в регионы, где святыни были утрачены либо в богоборческий период, либо во время войн и природных катастроф, либо из-за отсутствия ресурсов и грамотной культурной политики. Поклоняясь утраченным святыням, паломники: краеведы, учителя, студенты и многие другие, становятся подвижниками отечественной культуры, так как они возрождают коллективную историческую память народа» [4]. С другой стороны, с увеличением количества массовых посещений российскими и иностранными туристами святых мест, например, действующих монастырей, возникает сверхтуризм со всеми его негативными последствиями.
Как уже было отмечено, важнейшей функцией туризма, в том числе духовно-культурного, является просветительская функция. «Просветительская работа в сфере туризма является важным фактором поддержания духовно-культурных процессов на различных уровнях функционирования социума. Окружающая человека природная среда вынуждает его и в целом этносы изменяться. В то же время и люди преобразуют окружающий мир, превра-
щая его в культурный ландшафт, где гармонично сочетаются природные и антропогенные элементы. Для человека важна не только окружающая его природа, но и среда, созданная предками и ныне живущими людьми, что воспринимается как «образ края». [5] Образ Дальнего Востока тысячелетиями создавался коренными народами, их религиями и традициями, и в настоящее время этот образ является привлекательным как для российских, так и для иностранных туристов, способным удовлетворять их познавательные и эстетические потребности.
Геополитические и исторические предпосылки развития духовно-культурного туризма на Дальнем Востоке
Российский Дальний Восток, как и страна в целом, во все времена интересовали мировое сообщество рекреационными возможностями, духовно-культурными традициями и богатым историческим наследием. Туристическую привлекательность Дальнего Востока составляют старинные города, удивительная природа, этническое и конфессиональное разно-образие и традиции народов, обширные приграничные территории и акватории, развитая транспортная инфраструктура: железнодорожная, автомобильная, водная и воздушная; данные факторы являются предпосылками для активного развития духовно-культурного туризма на Дальнем Востоке.
В настоящее время в состав Дальневосточного федерального округа входят одиннадцать субъектов: две Республики
— Бурятия и Якутия, четыре края — Забайкальский, Хабаровский, Приморский и Камчатский, три области — Амурская, Магаданская и Сахалинская, автономный округ — Чукотский и автономная область
— Еврейская. С начала образования в 2000 году административным центром округа был город Хабаровск, в 2018 году центр ДФО перенесён во Владивосток. Каждый из субъектов округа представляет большой интерес для туристов внутреннего и въездного сегмента.
Российский Дальний Восток граничит с Китаем, КНДР, Монголией, по морю прохо-
дят государственные границы с Японией и США. Туристы из приграничных государств традиционно посещают этот макрорегион. В 2017 году вступил в силу федеральный закон об электронной визе: упрощённый визовый режим оказал позитивное влияние на развитие въездного туризма и увеличение количества туристов. Общее количество туристов, посетивших Дальний Восток в 2018 году, составило 6,9 млн человек, что на 8% больше по сравнению с 2017 годом. По итогам года регионы ДФО посетило 980 тысяч иностранных туристов, что на 19% больше 2017 года. От общего количества турпотока число иностранных туристов составляет 14%. Чаще всего Дальний Восток посещают граждане КНР, на втором месте жители Республики Корея, на третьем - Японии1.
Иностранные туристы прибывают на российский Дальний Восток на поездах, самолётах, автобусах, паромах и круизных лайнерах: развитая транспортная инфраструктура и обширная акватория (Дальний Восток омывают Японское, Берингово, Охотское моря Тихого океана, ВосточноСибирское море Северного Ледовитого океана, протекает одна из крупнейших рек мира - Амур) являются хорошим стимулом для посещения региона. Идет активная работа по реализации межрегионального туристского проекта «Восточное кольцо России». Новые маршруты, в том числе с посещением значимых для регионов мест духовно-культурного направления, с каждым годом будут привлекать всё большее число российских и зарубежных туристов. Духовно-культурный туризм развит в регионе пока недостаточно, но имеет большой потенциал для развития и является перспективным видом туризма на российском Дальнем Востоке. В табл. 1 представлены характеристики регионов Дальнего Востока и значимые объекты для развития духовно-культурного туризма.
1 Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.ru (дата обращения: 22.07.2019).
Таблица 1 - Дальневосточный федеральный округ: характеристики регионов и духовно-культурные достопримечательности2,3
Table 1 - Far Eastern Federal District: characteristics of regions and spiritual and cultural attractions
Субъект в составе ДФО Площадь (тыс. кв. км)' Население региона (тыс. чел.)3 Админ. центр, год основания Приграничные страны Водные объекты на границе региона Духовно-культурное наследие Дальнего Востока: религиозно-архитектурные святыни, музейные коллекции, древние культовые места, духовно-этнографические места, нематериальное духовно-культурное наследие (примеры)
Республика Бурятия 351,3 984,5 Улан-Удэ, 1666 Монголия - Иволгинский дацан — главный буддийской храм РФ - Сартул-Гэгэтуйский — единственный храм народности сартул - Знаменитые дацаны Эгитуйский, Ананский, Аршанский, Табангут-Ичетуйский, Чесанский, Сартуул-Булагский, Мурочинский, Баргузинский и др. - Древние рисунки в пещерах и на скалах эпохи бронзы - Духовно-культурные памятники истории, деревни бурятских и эвенкийским этносов, русских староверов - Святое шаманистское место в 400 км от Кяхтинского тракта и другие достопримечательности
Забайкальский край 431,9 1072,8 Чита, 1653 год Монголия, Китай - Храм Спаса Нерукотворного образа в Краснокамен-ске, Собор Воскресения Христова в Нерчинске, Казаеский кафедральный Собор в Чите - Коллекции предметов духовной культуры народов края, реликвии декабристов в краеведческом музее - Музей «Церковь декабристов» в Чите - Коллекция редких сибирских икон в Читинском художественном музее - Читинская соборная мечеть - Агинский дацан, Цугольский дацан и др.
Республика Саха (Якутия) 3 103,2 (самый крупный регион, 1/5 часть России) 958,5 Якутск, 1632 Море Лаптевых, ВосточноСибирское моря - Нематериальное наследие: традиционный праздник Ысыах - якутский Новый год, символ религиозно-мировоззренческих традиций и древней культуры якутов, празднуется в день летнего солнцестояния - Собор Спаса Преображения, Покровский женский монастырь в Якутске, Свято-Троицкий храм, Андреевский мужской монастырь в Мирном, Атамайский Никольский храм (Улу Сысы), Храм Преподобного Серафима Саровского в Удачном, Свято-Казанский храм в Нерюнгри, редкие иконы и ковчег с мощами святых в храмах - Мечеть в Якутске — крупнейшая на Дальнем Востоке и другие достопримечательности
Амурская область 363,7 830,1 Благовещенск, 1856 Китай река Амур - Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (в древнерусском стиле) с иконой Албазинской Божией Матери - Гавриило-Архангельский мужской монастырь, бывший католический храм - Памятник святым Петру и Февронии - Духовно-археологическое наследие: Амурские Писаницы - рисунки древних людей на камне, примерно 10 тыс. лет назад украшавшие культовые места для проведения религиозных и семейных ритуалов и др.
2 Сост. на основе данных официального сайта Ростуризма. URL: https://www.russiatourism.ru (дата обращения: 25.07.2019).
3 Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. URL: http://www.dfo.gov.ru/ (дата обращения: 28.07.2019).
Субъект в составе ДФО Площадь (тыс. кв. км)' Население региона (тыс. чел.)3 Админ. центр, год основания Приграничные страны Водные объекты на границе региона Духовно-культурное наследие Дальнего Востока: религиозно-архитектурные святыни, музейные коллекции, древние культовые места, духовно-этнографические места, нематериальное духовно-культурное наследие (примеры)
Еврейская автономная область 36 176,6 Биробиджан, 1915 Китай река Амур - Часовня во имя Державной иконы Божией Матери - Коллекция самого полного музейного собрания работ художников на темы Ветхого Завета - Старейший центр иудаизма — биробиджанская синагога «Бейт-Тшува» и др.
Хабаровский край 788,6 1343,9 Хабаровск, 1858 Китай Охотское, Японское моря - Духовно-археологическое наследие: «Сикачи-Алянские петроглифы» - наскальные рисунки XII тыс. до н.э., на берегу Амура в 75 км от Хабаровска - Спасо-Преображенский кафедральный собор — третий по высоте храм в России после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора - Храм Святителя Иннокентия Иркутского - Нанайская духовная культура и этнография и др.
Приморский край 165,2 1956,5 Владивосток, 1860 Китай, КНДР Японское море - Католический костёл Пресвятой Богородицы, лютеранская кирха Святого Павла - Синагога «Бейт Сима», старейшая на Дальнем Востоке, центр религиозной жизни еврейской общины Владивостока и др.
Магаданская область 462,4 157 Магадан, 1929 Охотское море - Свято-Троицкий кафедральный собор, крупнейший на Дальнем Востоке (современная постройка), мощи Святого Иннокентия. - Часовня Георгию Победоносцу и др.
Чукотский автономный округ 737,5 50,5 Анадырь, 1889 Морская граница с США (от Аляски отделяется Беринговым проливом) - Памятник Николаю Чудотворцу в Анадыре - Кафедральный собор Живоначальной Троицы, самый большой деревянный храм в России, построенный на вечной мерзлоте на сваях - Коллекции уникальных предметов XIX века — шаманской и этнографической ритуально-обрядовой культуры в Музейном центре «Наследие Чукотки» - Традиционная культура чукчей и эскимосов в посёлке Уэлен - самом восточном в России, и др.
Камчатский край 464,3 322,1 Петропавловск-Камчатский, 1740 Тихий океан, Берингово, Охотское моря - Собор Святой Живоначальной Троицы - Храм апостолов Петра и Павла - Свято-Успенская церковь в Нижнекамчатске - Свято-Пантелеимонов мужской монастырь на берегу Авачинской бухты, и др.
Сахалинская область 87,1 498 Южно-Сахалинск, 1882 Морская граница с Японией Тихий океан, Японское, Охотское моря - Воскресенский собор, Храм во имя Святителя Иннокентия Митрополита Московского, Кафедральный собор Рождества Христова, Приход Блаженной Ксении Петербургской в Южно-Сахалинске - Руины Синтоистского храма Эсутору дзинзя в Углегорске, Синтоистский Храм Карафуто Дзиндзя в Южно-Сахалинске - Коллекция старинных культовых предметов традиционной культуры сахалинских айнов и нивхов в Сахалинском краеведческом музее и др.
Таким образом, данные, представленные в табл. 1, указывают на глубокие исторические предпосылки и потенциал для развития духовно-культурного туризма на территории Дальневосточного федераль-
ного округа: в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Для нашей страны, учитывая текущую политическую ситуацию, развитие туризма на Дальнем Востоке является стратегиче-
ски важной задачей, для решения которой необходимо конструктивное взаимодействие между ведомствами и регионами на всех уровнях власти.
В концепции новой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2019-2025 годы» сформирован «дальневосточный раздел», который включает в себя развитие инвестиционных проектов по приоритетным видам туризма. Реализация проектов в рамках данной программы и других федеральных и региональных программ, появление новых инфраструктурных проектов будут иметь большое значение для привлечения иностранных туристов, в силу исторически сложившихся геополитических отношений, преимущественно из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Полиэтничность и конфессиональное многообразие региона
как историческая основа для развития духовно-культурного туризма
На Дальнем Востоке России представлен широкий спектр этносов. Многие коренные народы, населяющие данную территорию, относятся к разным языковым семьям. Рассмотрим этнический состав некоторых субъектов Дальневосточного федерального округа.
В Чукотском автономном округе, помимо русского населения и титульной нации - чукчей, проживают эскимосы (эскимосско-алеутская языковая семья), эвены (тунгусо-маньчжурская семья), чуванцы, юкагиры (юкагирская семья), коряки (чукотско-камчатская семья). Камчатский край населён представителями таких этнических групп, как, например, коряки, ительмены (чукотско-камчатская семья), камчадалы -русскоговорящий смешанный народ. Среди населения Сахалинской области присутствуют следующие коренные малочисленные народы: нивхи, ороки, ульчи, негидальцы. Кроме того, немалую долю населения региона составляют сахалинские корейцы. В этническом составе Хабаровского края значительное место занимают нанайцы. Также примечателен народ орочи. Буряты, сойоты, эвенки, буряты-суртуулы - корен-
ные народы Республики Бурятия. Основные народы, проживающие в Республике Саха (Якутия), помимо якутов, титульной нации,
- эвенки, эвены, долганы.
Мультиэтнический состав данных регионов свидетельствует о разнообразии традиций, обычаев, обрядов на Дальнем Востоке. Также, несмотря на схожесть религий и верований, различия в ритуалах всё же присутствуют. Исходя из этого, для полного восприятия Дальнего Востока туристам следует посетить каждый регион в отдельности, поскольку в каждом из них предполагаются специфические черты проживающих на данной территории этносов.
Главными ранними формами религии, исповедуемыми коренными народностями Дальнего Востока являются шаманизм
- мистические и целительные практики и анимизм - мировоззрение, ставящее во главу угла душу и одухотворяющее природные явления. Наиболее ярко выраженные в религиозных представлениях дальневосточных этнических групп виды культов
- промысловые (оленя, лося, медведя) и семейно-родовые (мужских предков).
В отношении религиозного аспекта стоит подчеркнуть, что на Дальнем Востоке в значительной степени представлены четыре из шести мировых религий, по классификации Макса Вебера [2]: христианство, буддизм, ислам, иудаизм.
Безусловно, наиболее распространённой религией на данной территории является православное христианство [3]. Этому поспособствовала активная миссионерская деятельность, проводившаяся при освоении земель современных Восточной Сибири и Дальнего Востока. В XVN-XVШ вв. перед появлявшимися на присоединённых территориях монастырями была поставлена задача христианизации коренного населения. Представители коренных народов, принявшие православие, освобождались от выплаты ясака на определённый период.
Истоки бурятского буддизма лежат в их этнокультурной и исторической связи бурятов с монгольскими племенами. Бурятский буддизм описывается в научной литературе как система, «сложившаяся в результате синтеза тибетской и уйгурской вариации буддизма с традиционными ве-
рованиями, культами и обрядами». Буряты внесли в буддийскую культуру «свою уникальную этнокультурную палитру кочевников Великой степи» [1].
Ислам на Дальнем Востоке существует в рамках парадигмы мультикультурализма: в развитии исламской уммы принимают участие представители стран Содружества Независимых Государств, татарской национальности и народностей Дагестана.
В контексте исследования духовно-культурного туризма на Дальнем Востоке необходимо подробно проанализировать возможности для развития культурно-духовного туризма в Еврейской автономной области. Этот регион Российской Федерации можно назвать уникальным с историко-культурной точки зрения. Биробиджанский национальный район, образованный в составе Союза Советских Социалистических Республик в 1930 году и трансформированный в Еврейскую национальную область в 1934 году, стал первым в новейшей истории институционализированным местом проживания еврейского народа, то есть первой территорией, где евреи стали титульной нацией. Регион выполнял функцию аккумуляции еврейского народа до провозглашения независимости Израиля в 1948 году. После доля этнических евреев в национальном составе области начала стремительно сокращаться в связи с процессом репатриации в государство Израиль. В ходе дискуссий, развернувшихся вокруг Еврейской автономной области как отдельного региона в начале XXI века, она не раз характеризовалась как «политический анахронизм». Тем не менее, в области сконцентрированы иудейские культовые учреждения, которые могут дать туристам представление об иудейской культуре, истории и духовных ценностях еврейского народа. Среди объектов культурно-духовного туризма в Еврейской Автономной области - синагоги «Бейт-Штува», «Бейт-Менахем».
Сочетание всех вышеописанных факторов заложило основу для формирования и развития духовно-культурного туризма в Дальневосточном федеральном округе. Именно в многообразии - и этническом, и религиозном, - заключается туристическая привлекательность данной территории.
Духовно-культурный туризм на Дальнем Востоке как инструмент мягкой силы
Мягкая сила — способность добиваться целей в политике с помощью привлекательности, добровольного участия и симпатии. Как подчёркивал автор данного термина Джозеф Най, мягкая сила «влияет напрямую или косвенно на мировую политику и деловые связи» [9]. Важнейшим компонентом мягкой силы является духовно-культурное наследие страны.
Туризм, несомненно, представляет собой один из эффективных инструментов, а туристические объекты являются значимыми ресурсами мягкой силы. Туризм способствует конструированию внешнего имиджа государства в положительном ключе, информированию об истории данной страны населения зарубежных государств, установлению контактов. При этом имеется в виду не только широкая аудитория, воздействие на которую обычно предполагается в процессе реализации публичной дипломатии, но и деловые круги, экспертное сообщество, политическая элита, поскольку, например, во время масштабных международных политических и экономических форумов предусмотрена культурная программа.
Что касается российских ресурсов мягкой силы, располагающихся на Дальнем Востоке, большое значение здесь имеют как природные, так и духовно-культурные объекты. Субъектами въездного туризма на данной территории часто становятся представители государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Это объясняется и географической, и цивилизационной близостью народов российского Дальнего Востока с данными странами.
Религиозный синкретизм и конфессиональное многообразие — духовно-культурные особенности, характерные и для государств восточноазиатского сегмента Азиатско-Тихоокеанского региона, и для российского Дальнего Востока. Самуэль Хантингтон упоминает об экспорте буддизма, в особенности одного из его направлений — махаяны, в Китай, Корею, Японию, Вьетнам. В Китае буддизм был ассимилирован с двумя главными философскими течениями: конфуцианством и даосизмом [7].
Синтоизм, традиционная японская религия, имеет много точек соприкосновения как с буддизмом, так и с ранними формами религии, сохранившимися у коренных народов Дальнего Востока: анимизмом, духом предков.
В религиозном составе Южной Кореи немалую долю занимают протестантская и католическая ветви христианства, также распространены буддизм, даосизм и конфуцианство. Кроме того, всё ещё сохраняется интерес к шаманизму. В Республике Корея, как и во многих регионах Дальнего Востока, образ шамана зачастую используется в ходе проведения фольклорных и этнографических фестивалей.
Итак, среди причин привлекательности Дальнего Востока для туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона большая роль отведена цивилизационной схожести этнических групп, проживающих на обеих вышеперечисленных территориях. При этом материальное и нематериальное духовно-культурное наследие народов Дальнего Востока имеет свою неповторимую специфику, причём разную в каждом регионе. Въездной духовно-культурный туризм представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальний Восток подра зумевает в первую очередь познавательную цель. Смысл данного вида туризма заложен не в религиозном значении обрядов и ритуалов, а в исторической и художественной ценности материального и нематериального духовно-культурного наследия.
Рассмотрение дальневосточного духовно-культурного наследия как части мировой художественной культуры позволяет утверждать о наращивании мягкосилового потенциала России. Способы реализации мягкой силы — публичная и общественная дипломатия, а также существующая в их рамках культурная дипломатия. В формате публичной дипломатии важна популяризация среди населения стран АТР духовно-культурного туризма на Дальний Восток средствами массовой информации и представителями органов государственной власти России - например, с помощью проведения инвестиционных форумов, подписания экономических соглашений, касающихся туристической отрасли. Что
касается общественной (народной) дипломатии, тесные связи должны складываться горизонтально — например, между туристами и принимающей стороной, а также, возможно, между общественными объединениями, которые они представляют.
Создание мощной мягкосиловой базы на основе духовно-культурного туризма обеспечивает стабильное эффективное взаимодействие России со странами АТР в области культурной дипломатии. Разумеется, для полноценного сотрудничества требуется применение инструментов умной силы — сочетания мягкой и жёсткой силы, однако диалог культур, тем более имеющих некоторые общие черты и уникальных одновременно, выступает неотъемлемой составляющей процесса межгосударственных контактов. Въездной духовно-культурный туризм служит катализатором формирования в сознании зарубежной аудитории симпатии к стране или к определённой её территории, а это - один из путей к выстраиванию доверительных отношений.
Проблемы и перспективы развития духовно-культурного туризма
на территории Дальневосточного федерального округа
В эпоху геополитической турбулентности, природных и климатических катаклизмов, экономических кризисов и трансформации мировой системы становятся особенно важными духовно-культурные ценности как связующее звено между поколениями, оплот стабильности и нравственных ориентиров. Традиции и культура народов России, основанные на полиэтнич-ности и конфессиональном многообразии, а также историческое и религиозно-архитектурное наследие, реликвии и святые места, всегда будут центрами притяжения паломников и туристов из зарубежных стран. Российский Дальний Восток с его природным разнообразием и культурными ценностями, аккумулирующими духовность многочисленных народов, является местом силы и активного посещения туристами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интерес к духовно-культурному туризму в регионы Дальнего Востока постоянно растёт.
На современном этапе существует большое количество проблем, решение которых поможет развитию духовно-культурного туризма и выведет его на новый качественный уровень, сделает посещение Дальнего Востока привлекательным, комфортным для российских и иностранных туристов. Наиболее актуальными являются инфраструктурные, транспортно-логисти-ческие, кадровые, информационные проблемы.
Для планомерного и эффективного развития въездного духовно-культурного туризма в регионах Дальневосточного федерального округа необходимы следующие условия:
• Комплексная программа въездного духовно-культурного туризма в ДФО
• Логистически продуманные межрегиональные туристические маршруты, кластерное развитие, морские и речные круизные маршруты, наполненные интересным содержанием
• Планомерное обновление инфраструктуры для индустрии туризма, создание благоприятных условий для инвесторов
• Совершенствование механизмов содействия развитию туристско-рекреаци-онного комплекса Дальнего Востока: нормативно-правовое обеспечение, формирование системы финансовой поддержки
• Современная транспортная инфраструктура
• Комплекс мер по оптимизации пропуска через государственную границу
• Ценовая доступность туристических услуг
• Повышение уровня сервиса
• Профессиональная подготовка квалифицированных кадров для въездного духовно-культурного туризма
• Информационная поддержка, имиджевая политика и комплексное продвижение духовно-культурного туризма в странах АТР, разработка и продвижение виртуальных туров по регионам Дальнего Востока
• Дальнейшая теоретическая проработка содержания, функций, объектов, принципов духовно-культурного туризма
• Маркетинговая политика, бренди-рование территорий Дальнего Востока, туристических мест и маршрутов
Реализация комплекса мер по развитию и продвижению въездного духовно-культурного туризма, сочетание в подготовке и внедрению программ традиционных и инновационных форм, несомненно, даст ощутимый синергетический эффект. «Большая роль в формировании рациональной и эффективной политики в области развития туризма и сохранения историко-культурного наследия России принадлежит науке. Необходимы широкомасштабные исследования потенциала, перспектив и технологий туристского использования культурного и природного наследия, подготовка прогнозов и рекомендаций по перспективам развития туристских структур в местностях и районах с высокой концентрацией объектов наследия. При этом особое внимание следует уделять методическому обеспечению учреждений культуры по вопросам применения в их работе современных туристских технологий, позволяющих вести не только коммерческую деятельность на объектах наследия, но и проводить эффективные мероприятия по возрождению и сохранению этих объектов. Необходима активизация разработки на основе современных методик региональных проектов и программ развития туризма в исторических городах и туристских центрах с отражением наиболее приемлемых путей использования культурного потенциала конкретных территорий, проведения информационно-консультационной работы среди субъектов российского туристского бизнеса» [6].
Дальний Восток, являясь на современном этапе одним из российских регионов-лидеров индустрии туризма, создаёт интересные, современные продукты в области культурно-просветительского, событийного туризма и достаточно успешно продвигает их на российском и международном рынках. Духовно-культурный туризм — это следующий этап развития въездного туризма на Дальнем Востоке, перспективное и востребованное направление.
«Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотива-
ция выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при выборе, приобретении и совершении тура» [8]. Регионы российского Дальнего Востока, са-
мобытные, многонациональные, поликонфессиональные, достойны быть мотивирующим фактором для выбора путешествия отечественными и зарубежными туристами, а духовно-культурный туризм - миротворческим компонентом в современном мире.
Список источников
1. Абаева Л.Л. Буддизм в этнической Бурятии: ретроспектива развития // Власть. 2015. Т.23. №9. C. 172-176.
2. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
3. Дударенок С.М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность // Россия и АТР. 2004. №2.
4. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст. Дисс. ... к-та культурологии. М.: Государственная академия славянской культуры, 2010.
5. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Религиозный туризм как механизм поддержания духовнокультурных процессов на уровне регионального социума // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. Вып. 9(70). С. 107117. DOI: 10.22412/1995-042X-10-9-12.
6. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции. М.: История, 2008. С. 95-101.
7. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
8. Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестник СГТУ. 2011. №4(60), вып. 2. С. 280-286.
9. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. — N.Y.: Public Affairs, 2009.
Alexandra A. KHATKEVICH
Lomonosov Moscow State University; Scientific-Educational Center "Professional" (Moscow, Russia);
Development Director; e-mail: nauka-prof@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL AND CULTURAL TOURISM IN THE RUSSIAN FAR EAST AS THE SOFT POWER FACTOR IN THE ASIA-PACIFIC REGION
This article is an interdisciplinary study, making an attempt to expand the concept of "religious tourism" and to determine the purpose and content of the supplemented version of religious tourism. The authors justify the term "spiritual and cultural tourism". This type of tourism is actively developing in Russia as part of domestic and inbound tourism. The Far East is a territory with tourist attractiveness, promising for visiting by foreign tourists, primarily from neighboring countries and surrounding countries of the Asia-Pacific region. The geographical position of the region, powerful recreational, historical and cultural resources are the basis for attracting foreign audiences. The author describes the diverse significant objects of spiritual and cultural tourism in the regions of the Far Eastern Federal District. The author considers multi-ethnicity and confessional diversity of the regions of the Far East as favorable historical factors for the spiritual and cultural tourism development. The article establishes connection between spiritual and cultural tourism in the Far East and the strengthening of relations among Russia and the countries of the Asia-Pacific region based on soft power policy, building up the country's soft power potential, and the implementation of cultural diplomacy as part of public diplomacy. Despite the large number of objects of spiritual and cultural heritage in the Far East, spiritual and cultural tourism in this territory is currently not represented enough, so, as a result of the study, the development prospects of spiritual and cultural tourism in the regions of the Far East are formulated.
Keywords: spiritual and cultural tourism, inbound tourism, soft power, multi-ethnicity, confessional diversity, the Far East, the Asia-Pacific region.
References
1. Abaeva, L. L. (2015). Buddizm v etnicheskoj Buryatii: retrospektiva razvitiya [Buddism in ethnical Buryatia: Retrospective of the development. Vlast [Power], 23(9), 172-176. (In Russ.).
2. Weber, M. (1994). Izbrannoe. Obraz obshchestva [Selected. Society image]. Moscow: Yurist. (In Russ.).
3. Dudaryonok, S. M. (2004). Religioznaya situaciya na rossijskom Dalnem Vostoke: istoriya i sovremennost [Religious situation in the Russian Far East: History and modernity]. Rossiya i ATR [Russia and the Asia-Pacific region], 2. (In Russ.).
4. Zhitenev, S. Yu. (2010). Religioznoe palomnichestvo: mezhkulturnye kommunikacii i civilizacionnyj kontekst [Religious pilgrimage: cross-cultural communication and civilizational context]. Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. Moscow. (In Russ.).
5. Ovsyannikov, V. P., & Yakunin, V. N. (2016). Religioznyj turizm kak mekhanizm podderzhaniya duhovno-kul'turnyh processov na urovne regional'nogo sociuma [Religious tourism as a mechanism for maintaining spiritual and cultural processes at the level of the regional society]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(9), 107-117. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-12. (In Russ.).
6. Putrik, Yu. S. (2008). Turizm kak faktor sohraneniya naslediya: istoricheskij opyt i tradicii [Tourism as a factor in preserving heritage: historical experience and traditions]. Moscow: Istoriya. (In Russ.).
7. Huntington, S. (2003). The Clash of Civilizations. Moscow: AST (In Russ.).
8. Yakunin, V. N. (2011). Razvitie religioznogo turizma kak sostavlyayushchej chasti istoriko-kul'turnogo naslediya na sovremennom etape [The religious tourism development of as an integral part of the historical and cultural heritage at the present stage]. Vestnik SGTU, 4(60), 280-286. (In Russ.).
9. Nye, J. (2009). Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs.
Хаткевич А.А. Развитие духовно-культурного туризма на территории российского Дальнего Востока как фактора мягкой силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 4657. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10304.
Дата поступления статьи: 29 июля 2019 г.
Khatkevich, A. A. (2019). Development of the spiritual and cultural tourism in the Russian Far East as the soft power factor in the Asia-Pacific Region. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 46-57. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10304. (In Russ.).
Received July 29, 2019
ТУРААЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
СЕРГИЕВ ПОСАД МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ВАТИКАН
Госкомпания «Дом.РФ» заказала у консалтингового бюро «Стрелка» стратегию развития подмосковного города Сергиев Посад. Планируется перестроить центр города по модели Ватикана, Иерусалима и Мекки. Стратегия охватывает все аспекты жизни города: строительство медцентров, музеев, дорог, инженерных коммуникаций, реконструкция аэродрома в аэропорт и пр. Основные работы планируется провести в центре города на площади 400 га. Рядом с Троице-Сергиевой лаврой будет построен большой культурно-просветительский центр, включающий музей православного искусства, молодежный православный культурный центр, патриаршую богословскую библиотеку, конгресс-центр, гостиницу, высший церковный суд, корпус синодальных учреждений, миссионерский корпус, патриарший дом приемов, представительства автокефальных церквей, центр православных медиа. Мэр города М. Токарев оценил стоимость проекта в 120-140 млрд руб. (90% финансирует федеральный бюджет, 10% - Московская область).
Источник: vedomosti.ru