РАЗВИТИЕ ДОСТУПНОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
© Плисова Т.О.*
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Существование в России проблемы включения молодежи с ограниченными возможностями в туристскую деятельность будирует вопросы активизации социального предпринимательства. В статье рассмотрены лучшие практики формирования безбарьерной городской среды, формы и методы государственной поддержки компаний, участвующих в проектах социального партнерства по модернизации или строительству материальных объектов транспорта, жилья, культуры и туризма.
Ключевые слова: доступный туризм, молодежный туризм, безбарьерная городская среда, социальное предпринимательство.
Проблема включения молодежи с ограниченными возможностями в активную туристскую деятельность сегодня в России активно обсуждается в профессиональном туристском сообществе.
Большинство представителей турбизнеса считают организацию туров доступного туризма финансово нерентабельными проектами, в силу того, что сумма обязательных инвестиций всегда будет выше, по сравнению, с массовыми направлениями туризма.
Например, экскурсионный автобус, для перевозки туристов-колясочников, стоит в среднем дороже на 500 тыс. рублей обычного туристического автобуса [8]. В массовых экскурсионных турах себестоимость турпродукта всегда можно снизить за счет увеличения числа туристов в группе. В случае экскурсионного обслуживания инвалидов-колясочников, число туристов в группе всегда ограничено, наиболее комфортные группы для самих туристов и экскурсоводов следует формировать из 2-4 человек.
Сегодня профессиональное туристское сообщество в России признает, что для россиян с ограниченными физическими возможностями доступны все индивидуальные виды отдыха и туризма, в первую очередь, в зарубежных дестинациях [4, 5]. На сайтах многих туроператоров можно найти не только информацию об отелях с номерами для инвалидов-колясочников, но и предложения готовых туров для инвалидов с посещением многих европейских туристских центров, таких как, Барселона, Берлин, Рим, Париж.
Развитие доступного туризма в Европе, в первую очередь связано с «социальным предпринимательством» на основе специальных государственных преференций или в форме государственно-частного партнерства.
* Студент.
Например, в Испании, государственная поддержка компаниям, занимающимся созданием безбарьерной среды для инвалидов, выражается в предоставлении беспроцентных кредитов для развития, модернизации или строительства материальных объектов. Так в Барселоне (столице Каталонии) на основе этого механизма, начиная с 2007 за 5 лет созданы, полностью приспособленные для нужд маломобильных гостей, 24 «зеленые зоны». Адаптированы практически все важные и необходимые объекты для туристов-инвалидов - от аэропорта до многокилометровых пляжей, включая развлекательные зоны. Например, для инвалидов-колясочников, доступны такие виды экстремального туризма, как катание на воздушных шарах, посещение горнолыжного курорта Мармолина, к трассам которого можно подъехать на специальной ленте или особом лифте [2, 3]. Многие рестораны в Каталонии разрабатывают специальные меню для лиц с различными заболеваниями (например, для диабетиков), большинство музеев Барселоны адаптированы к посещению не только «маломобильных» туристов, но также туристов слабовидящих и слабослышащих: экспонаты и схемы этажей дублируются макетами, в помещениях - световые аудиогиды [3, 6].
В Германии абсолютно все строящееся сейчас объекты городской инфраструктуры адаптированы для людей с ограниченными физическими возможностями.
Во Франции, в рамках программы модернизации общественного транспорта и дорог страны, предусмотрено, что уже к 2015 году все здания, общественный транспорт и дороги во Франции должны быть доступны для маломобильных групп населения; то, что нельзя адаптировать, подлежит замене или реконструкции; архитекторы в обязательном порядке будут проходить обучение по доступности среды [6].
Отметим, что реализуемая сегодня «Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы» рассматривает формирование доступной среды для инвалидов как одно из направлений развития города [7].
Например, предусмотрено экономическое стимулирование туроператоров и турагентов, осуществляющих экскурсионное обслуживание, разработку туристских маршрутов с использованием объектов достопримечательностей, которые доступны для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. В качестве механизма реализации этого направления предполагается предоставление на конкурсной основе субсидий юридическим лицам в целях возмещения затрат в связи с реализацией специальных туристских и экскурсионных программ для лиц с ограниченными возможностями [7].
Таким образом, в первую очередь, в Санкт-Петербурге, планируется разработка туристских и экскурсионных маршрутов, только на основе объектов, которые уже оснащены необходимым оборудованием для приема групп инвалидов. Однако в Программе не предусмотрено создание или модерни-
зация объектов инфраструктуры туризма и культуры (особенно музейных объектов), а также поддержка юридических лиц, занимающихся созданием безбарьерной среды для инвалидов на этих объектах.
Известно, что подавляющее большинство музеев Санкт-Петербурга располагаются в исторических зданиях. Это накладывает, дополнительные финансовые затраты, для обеспечения условий посещения инвалидами многоэтажных (многоуровневых) зданий, требующих установки подъемников и лифтов. Объекты культуры, расположенные в исторических и мемориальных зданиях Санкт-Петербурга за редким исключением музеев «первой величины» (например, Государственный Эрмитаж, Русский музей), предоставляют весьма ограниченный спектр условий доступности для инвалидов [1].
Оценка доступности музейных объектов Санкт-Петербурга для инвалидов, проведенная в рамках проекта «Социальный навигатор» показала, что основное количество объектов может быть оценено как не удовлетворяющее условиям доступности для инвалидов: 40 музеев (64,5 %) располагаются в диапазоне 20-40 % значений сводного индекса доступности. При этом 9,7 % музеев выборки (6 из 62 объектов) показали результаты сводного индекса доступности 20 % и менее [1].
Таким образом, разрабатываемая сегодня концепция развития молодежного туризма в Санкт-Петербурге должна охватывать не только вопросы поддержки и стимулирования массового молодежного туризма, но решать вопросы доступности молодежного туризма для маломобильных молодых людей как местных жителей, так и гостей города.
Список литературы:
1. Липатова И.И. Основные результаты оценки доступности музеев г. Санкт-Петербурга для различных групп населения [Электронный ресурс] // Культурные лаборатории. РИА НОВОСТИ. - Режим доступа: http://vid1.rian. ru/ig/ratings/Piter_museums_resuts.pdf (дата обращения: 29.10.2014).
2. Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2009. - 166 с.
3. Никитина О.А. Маркетинг гостиничных услуг: учебник / О.А. Никитина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 256 с.
4. Никитина О.А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе: монография / О.А. Никитина. - СПб.: СПбГИЭУ 2012. 290 с.
5. Никитина О.А., Боголюбов В.С. Факторы развития рекреационной экономики в условиях новых демографических вызовов в современном обществе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1027-1031.
6. Почему инвалиды мало путешествуют или Проблемы доступного туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eto-nso.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=5277&catid=36&Itemid=85 (дата обращения: 29.10.2014).
7. Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы / Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2011 года N 732.
8. Туризм для инвалидов: бизнес, который не кормит [Электронный ресурс] / Фонд наше будущее. - Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/turizm-dlya-invalidov-biznes-kotoryy-ne-kormit.html (дата обращения: 29.10.2014).