РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО (ВОЛОНТЕРСКОГО) ДВИЖЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ
Г. Н. Гпухова, педагог-организатор Томь-Усинского энерготранспортного техникума А. А. Гпухова, педагог-психолог, преподаватель
Социальная сфера современной России характеризуется рядом проблем, требующих разрешения. Именно в сфере социальной политики необходимы высококвалифицированные специалисты социальной работы, однако в связи с относительной «молодостью» профессии в России таких специалистов не хватает. Выходом из положения является волон-терство. Для государства с экономической точки зрения это выгодно, так как работа волонтеров не оплачиваеся, а в социальном плане — это помощь квалифицированным социальным работниками, специалистам социальных служб, позволяющая охватить многие социальные проблемы.
Все мы знаем, что рядом с нами есть тысячи людей, которые нуждаются в поддержке и помощи. К сожалению, многие остаются равнодушными к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают глаза, обходя стороной чужую боль и страдание, надеясь, что помощь окажет кто-то другой. Поступая так, люди не задумываются, что подобное проявление безразличия может привести наше общество к краху.
В начале декабря 2017 г. на церемонии награждения в категории «Доброволец России» глава государства огласил, что 2018-й станет годом добровольца или волонтера в России. Это лучший способ признать заслуги людей, готовых к самопожертвованию, перед рядовыми соотечественниками, которым они оказывают огромное содействие и неоценимую помощь.
Волонтерские, или добровольческие, организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо специальным интересом. Их
Г. Н. Гпухова
А. А. Гпухова
деятельность связана, как правило, с благотворительностью.
В Кемеровской области волонтерское движение активно развивается. Многие общественные организации и объединения Кузбасса принимают активное участие в добровольческих мероприятиях.
Организация и формирование молодежного добровольческого движения может исполняться только на основе объективной информации об интересах, потребностях и целях потенциальных волонтеров. Волонтеры — это не только альтруисты. Молодые люди работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов, встреч с интересными людьми. Часто волонтерская деятельность — это открытый путь к получению оплачиваемой работы, всегда есть возможность проявить себя. Обычно участие в добровольном труде аргументируется потребностью в общении с другими, желанием помочь нуждающемуся и быть кому-то нужным. Добровольный
труд удовлетворяет такие интересы, как получение образования, появление важных знакомств, приобретение новых деловых контактов.
В Томь-Усинском энерготранспортном техникуме в 2013 году начал работу волонтерский отряд «Добрые сердца», который на данный момент включает в себя 67 обучающихся. Девиз отряда: «Пусть это мир совсем не простой — ты для людей свое сердце открой!». Участие в волонтерском движении направлено на формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
Цели волонтерского отряда техникума:
• развитие духовных и нравственных ценностей;
• формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентацию на здоровый образ жизни и оказание социальной помощи.
Задачи:
• сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума, преемственность в воспитании студенческой молодежи;
• создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма у студентов техникума, через взаимодействие с ветеранами — участниками войны, тружениками тыла и воинами-интернационалистами;
• развитие высоких нравственных качеств;
• профилактика вредных привычек, наркомании;
• внедрение проектов, социальных программ, мероприятий, акций на уровне техникума, города и участие в них;
• сотрудничество и взаимодействие со всеми заинтересованными лицами и организациями в вопросах добровольчества, сохранения, укрепления и формирования здоровья студентов;
• формирование социальных навыков.
Направления деятельности волонтерского отряда:
• работа социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди);
• пропаганда и профилактика здорового и безопасного образа жизни;
• восстановление и сохранение памятников природы;
• защита окружающей среды;
• досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и подростков, организация концертов, праздников);
• благоустройство улиц, домов, земельных участков;
• оказание помощи органам правопорядка;
• проведение мероприятий патриотической направленности.
Мотивы участия студентов в волонтерском отряде:
• возможность приносить пользу людям;
• приобретение полезных связей, общение с интересными людьми;
• приобретение нового опыта;
• реализация собственных идей;
• общественная деятельность в свободное от учебы время.
При подготовке к волонтерской деятельности используются такие формы, как организация школ актива и индивидуальная работа. Формой поддержки участников волонтерского отряда являются грамоты, благодарственные письма.
При организации деятельности волонтерского отряда техникум взаимодействует со следующими организациями:
• образовательными учреждениями;
• силовыми структурами;
• учреждением социальной защиты населения;
• общественными организациями;
• благотворительными фондами.
Волонтерский отряд «Добрые сердца» неоднократно участвовал в городских слетах волонтерских объединений Мысковского городского округа, где занимал призовые места. Деятельность отряда «Добрые сердца» освещается на сайте техникума, в студенческой газете «Отражение», а также в средствах массовой информации Мысковского городского округа и Кемеровской области.
Участие в волонтерском движении «Добрые сердца» оказывает положительное воздействие на мировоззрение ребят и тех, кто рядом, и при-
носит пользу как государству, городу, так и самим волонтерам. Волонтеры через добровольческую деятельность развивают свои умения и навыки до высокого уровня, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность обществу, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и раскрывают духовную сторону своей жизни. Нашу статью мы заканчиваем словами Л. Н. Толстого: «Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное».
СМОТР-КОНКУРС СТРОЯ И ПЕСНИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О. В. Тихомиров, преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса
Смотр-конкурс строя и песни проводится в Юргинском техникуме агротехнологий и сервиса уже более 20 лет. Если много лет назад эта форма военно-патриотического воспитания была очень распространенной в образовательных учреждениях, то сейчас педагогические коллективы отказываются от нее, т. к. считают устаревшей и неактуальной. Опыт проведения такого конкурса в ЮТАиС доказывает обратное: это мероприятие представляет большой интерес для обучающихся и является одним из самых масштабных и ярких в плане воспитательной работы техникума.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
За последние годы в России были приложены значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Так, в 2001-2015 гг. реализованы три государственные программы патриотического воспитания. В 2015 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30.12.2015. В стране действует более 22 тыс. патриотических объедине-
ний, клубов и центров, около 2 тыс. оборонно-спортивных лагерей, в 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе.
В каждой образовательной организации применяется своя система военно-патриотического воспитания. Есть такая система и в Юргинском техникуме агротехнологий и сервиса. Наш педагогический коллектив стремится использовать нешаблонные, актуальные именно для обучающихся нашего техникума формы военно-патриотического воспитания. Одна из таких форм — смотр-конкурс строя и песни.
Система патриотического воспитания в ЮТАиС отличается прикладным характером. Актуальность такого подхода заключается в следующем: во-первых, около 70 % выпускников техникума по состоянию здоровья годны для прохождения военной службы, около 50 % — сразу по окончании образовательного учреждения пополняют ряды армии и флота. Во-вторых, в городе дислоцируются шесть воинских частей, и более 60 %% студентов-юношей рассматривают прохождение военной службы по контракту как вариант своего дальнейшего трудоустройства, чему способствует приобретение в техникуме военно-учетной специаль-