ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378
Л. Г.КУЧЕПАТОВА, А. В. ХАЗРАТКУЛОВА
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
«
Рассмотрены основные аспекты внедрения и развития образовательных технологий как факторы интеграции в современном образовании специалистов.
Ключевые слова: дистанционное образования, доступность обучения, профессиональные навыки, целенаправленная деятельность.
Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование» (ДО), впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота. Радикальный прорыв в области ДО произвели ПК и Internet, а в ближайшей перспективе - мобильный Internet и беспроводные локальные сети.
Внедрение дистанционного обучения базируется на новых методах организации процесса обучения, на применении ИКТ для повышения качества анализа, проектирования при построении традиционных форм обучения. Словосочетание «дистанционное образование» прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трёх десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.
Из-за многогранности и масштабности ДО как явления, широкого разнообразия образовательных услуг и форм организации (или моделей) ДО в крупных национальных и международных центрах дистанционного образования -общепринятого, канонического определения ДО не существует.
Очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идёт об образовании на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой учащийся (студент) и учитель (преподаватель) - по крайней мере, как правило, - находятся не в одной аудитории, а на значительном расстоянии друг от друга.
© Кучепатова JI. Г., Хазраткулова А. В., 2011
«Дистанционное обучение» - это составляющая «дистанционного образования», деятельность обучающего: педагога и образовательного учреждения. Но при широком понимании «обучения» как, например, «совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание», приведённый аргумент теряет силу, поскольку границы между «обучением» и «обоазованием» попоосту стиоа-
1 Ж * А
ются, и они становятся синонимами. Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым.
Базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования:
1. Доступность обучения. При хроническом недостатке времени учиться надо всё больше. Процесс обучения при ДО может начинаться и заканчиваться когда угодно.
2. Радикально новые формы представления и организации информации. Системы мультимедиа, нелинейные формы представления информации, присутствие большого количества справочной информации.
3. Достоверность сертификации знаний. Широкое использование методик оценки знаний, основанных на тестировании.
Учебные заведения, предлагающие программы дистанционного образования, можно разделить на три категории:
«Натуральные» дистанционные университеты. Например, в США, таких учебных заведений, предлагающих программы обучения на степень бакалавра и магистра, не слишком много. Приличные учебные заведения имеют необходимую аккредитацию. В то же время существуют и неаккредитованные программы, поэтому важно узнать - какую аккредитацию имеет конкретная интересующая вас программа.
Провайдеры корпоративных тренингов и/или курсов повышения, квалификации. Эти организации проводят тренинги, программы, ведущие к получению сертификата, и прочие образовательные программы, предназначенные для развития каких-либо профессиональных навыков. Это, как правило, программы, формируемые в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов. Таким образом, данный тип учебных заведений предлагает очень отличающиеся по качеству программы.
Традиционные университеты, предлагающие онлайновое обучение. Многие традиционные университеты и колледжи в последнее время стали предлагать свои программы в онлайновом режиме, расширяя, таким образом, перечень предлагаемых программ обучения. К сожалению, очень немногие традиционные университеты и колледжи предлагают полные и целостные онлайновые варианты своих программ.
Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для взрослых студентов:
1. Структура курса. Качественная программа дистанционного образования не просто копирует программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. При этом многие учащиеся начинают чувствовать, что больше вовлечены в процесс обучения, чем это происходило, обучаясь очно. Структура курса должна предоставлять большие возможности управлять процессом обучения, чем это было бы возможно при дневной форме обучения. Курс должен быть сконцентрирован на учащемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.
2. Средства и способы коммуникации. Программа дистанционного образования может предполагать целый набор способов доставки информации, включая обычную почту, телефон и факс, Internet, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио» и видеоконференции. Способы связи должны максимально соответствовать стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными. Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции. Асинхронные способы, в проти-во пол ож н ость с и н хр о н н ы м, отл и чаются бол ь~ шой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над
материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия, предполагают использование Internet, электронной почты, видеокассет и обычной почты.
3. Поддержка и контакт со студентами. Б противоположность представлениям многих студенты, обучающиеся по хорошей программе дистанционного образования, не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественная программа подразумевает множество способов и приёмов для создания настоящей атмосферы взаимодействия.
Выбирая программу дистанционного образования, необходимо уточнить, каким образом студенты получают помощь и поддержку от своих инструкторов. Должна существовать онлайновая поддержка чатов и форумов, онлайновые информационные доски, онлайновые магазины и другие средства консультирования и поддержки студентов.
Основными х а ра кте р и сти ка м и д и станци о н-ного обучения являются:
1. Детальное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебных материалов).
2. Интерактивность (между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение).
3. Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности).
4. Модульная структура дистанционного обучения (обучаемый должен иметь возможность чётко осознавать своё продвижение от модуля к модулю).
Дистанционное образование формируют следующим образом:
I модель. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские экзаменационные требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные заведения. Это фактически заочная форма обучения экстерном.
II модель. Университетское обучение. Система обучения студентов, которые обучаются не очно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, CD-диски, разработанные ведущими преподавателями конкретных университетов.
III модель. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких, учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/
дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоя щи м и.
IV модель. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специалы ю созданные для целей заочного и дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также и оценка знаний и аттестация обучаемых.
V модель. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведётся целиком посредством телевидения или радиопрограмм, СО-ЯОМ-дисков, а также дополнительных печатных пособий.
VI модель. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Это программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории - тех людей, которые не смогли закончить школу. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы или специально ориентированы на определённую образовательную цель, или нацелены на профилактические программы здоровья.
Таким образом, основные цели модели дистанционного образования следующие:
¡. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.
2. Получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
Любое обучение требует определённой организационно-информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:
1. Учебный центр (учебное заведение), осуществляющий необходимые функции организационной поддержки, также именуемый как провайдер дистанционного обучения.
2. Информационные ресурсы — учебные курсы, справочные, методические и другие материалы.
3. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные и др.).
4. Преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные курсы, именуемые тьюторами.
5. Обучающиеся, по-прежнему называемые студентами.
Для организации и правильного функционирования системы дистанционного образования
необходимо выполнять следующие основные функции:
- поддержка учебных курсов;
- доставка учебного материала студентам;
- поддержка справочных материалов (библиотека);
- консультации;
- контроль знаний;
- организация общения студентов (коллективные формы обучения).
Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с препо-давател я м и - ко нсул ьта нтам и осу ществл я ется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считаете я, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объём материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.
С 40-х годов начинаются эксперименты по использованию отличных от почты средств доставки учебного материала - радио, магнитофонные ленты, телевидение. Процесс обучения дополняется непрерывным процессом самообразования с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из её названия, основана на использовании телевизионных лекций.
К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи «многих-со-многими» является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.
В России развитие рынка образовательных услуг в сфере дистанционного образования сдерживается относительной неразвитостью системы телекоммуникаций. В этих условиях учебные курсы, предполагающие доставку всего объёма учебно-методических материалов посредством каналов Internet, изначально обречены на весьма ограниченное использование.
Кроме того, получение большого объёма учебно-методических материалов по каналам Internet обходится обучаемому значительно дороже, чем при обычной почтовой рассылке. Для распространения больших объемов информации традиционно используются компакт-диски. Большая информационная ёмкость компакт-дисков (около 700 Мбайт) в сочетании с простотой и дешевизной тиражирования делает весьма эффективной рассылку учебно-методических материалов на таких носителях посредством обычной почты.
Сегодня, бесспорно, самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-технологии. Однако, говоря о дистанционном образовании как об эффективной системе, интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями. Содержательная часть курса (content) может и должна поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. A Internet целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии.
Сам процесс разработки дистанционного курса (ДК) можно разделить на две составляющие: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса. На первом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса - контроля, обсуждений и тому подобное. Очень валено при этом планирование гипертекстовой структуры курса, то есть системы ссылок и переходов между понятиями, содержательной и инструментальной компонентами. После этого проводится создание и размещение материалов в электронном виде, формирование системы переходов и ссылок, реализация контроля, коммуникационных мероприятий и т. д.
Комплект учебно-методических материалов ДК должен разрабатываться соответственно принципам:
1. Программа дистанционного курса должна содержать цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формировать мотивации успешного изучения курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения. Перечень тем в ДК целесообразно сопроводить указанием необходимого уровня усвоения материала.
2. Учебные материалы в цифровой форме с использованием гипертекста должны удовлетворять требованию простоты ориентации студентов при перемещении по ссылкам. В предисловии к учебным материалам необходимо объяснить
условные обозначения ссылок и дать советы относительно рациональных приёмов навигации.
3. ДК должен предусматривать общение студентов с преподавателем и между собой.
4. ДК не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником. Информационно-коммуникационные технологии (не являясь самоцелью) могут и должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса.
Процесс создания ДК курса требует от ripe-подавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создаётся ДК, гак и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и метод и ста-консультанта, который владеет информационными технологиями (инженер по знаниям).
Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации.
Составляющими дистанционного учебного курса являются:
- информационные ресурсы;
- средства общения;
- система тестирования;
- система администрирования.
Информационные ресурсы. Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т. к. в них сосредоточена содержательная часть - контент (content). Контент включает:
□ учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.);
□ дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.);
□ библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-pecypcoB по теме курса и т. п.);
□ предметный и/или тематический словарь (глоссарий);
□ программу обучения (академический календарь) и т. д.
Средства общения. Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.
Один из важнейших вопросов - организация эффективных средств общения, не только компенсирующих отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между со-
оои, но и, по возможности, придающих новые качества их общению.
Традиционно здесь выделяются электронная почта e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео- и ау-диотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения.
Базовые механизмы, за счёт которых можно организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и online соответственно.
Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline-конференции типа «эхо» FidoNet и т. п. Необходимо отметить, что с развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при традиционно низком качестве телекоммуникаций в России их использование - единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективной.
Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон -один говорит, другой слушает в то же самое время.
Все рассматриваемые online-средства предполагают наличие прямого выхода в Internet и базируются так или иначе на сервисах, существующих в сети Internet. Наиболее эффективными являются опПпе-конференции, позволяющие поддерживать множество различных форм общения в процессе ДО: семинары, обсуждения, обмен опытом, проведение научных конференций. К новым и многообещающим средствам относятся интернет-трансляции видео- и аудио-материалов и интернет-телефония.
Система тестирования. Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентификации и аутентификации обучаемого, не допускающих подмены и искажения результатов тестирования. Система тестирования включает:
- средства обработки результатов тестирования;
- интерактивные тесты;
- график прохождения тестов.
Система администрирования. Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.
Домашняя страница курса включает: описание курса; расписание.
Материалы курса:
• гипертекстовое оглавление курса;
° программа курса;
° терминологический словарь (Glossary);
в поиск по материалам учебника (Search);
в сводные материалы;
9 печать материалов.
Средства взаимодействия:
• объявления — доступные всем студентам курса;
° персональный почтовый ящик;
• чат (Chat) - online-аудитория;
° доска для рисования (Whiteboard) - графический редактор типа Paint, содержимое окна которого оказывается доступным другим участникам on line-аудитории;
• проверка знаний;
• задания;
• предварительное тестирование - самопроверка;
• тестирование знаний.
Персональные данные студента:
• указания для студента;
• статистика учебных занятий;
® персональные страницы.
Отметим, что студенту учебные материалы предоставляются как гипертекстовые учебники, так и на CD-ROM для автономного изучения. Последнее обстоятельство позволяет передавать большие объёмы мультимедийной информации наиболее дешёвым и эффективным способом, не связанным с проблемами пропускной способности телекоммуникационных каналов. Важными элементами обучения являются система полнотекстового поиска по материалам учебных курсов, глоссарий, конспекты учебников и средства вывода необходимых разделов на печать. Среди средств опПпе-общения нельзя не отметить «Доску для рисования» (Whiteboard) - развитый инструмент для обмена информацией с помощью графических изображений, создаваемых участниками дистанционного обучения в окне браузера подобно тому, как это может происходить у обычной доски при обсуждении того или иного вопроса на семинаре в процессе очного обучения.
Кучепатова Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Ульяновского государственного технического университета.
Хазраткулова Анжелика Валерьевна,
старший преподаватель Длсизакского политехнического института, Узбекистан.