Научная статья на тему 'Развитие денежно-кредитной системы Казахстана'

Развитие денежно-кредитной системы Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парамонов Владимир Васильевич

В данной статье кратко проанализирована история становления и развития денежно-кредитной системы Казахстана в последнее десятилетие XX в. Автор приходит к выводу, что в настоящее время по ряду параметров она в определенной мере отвечает требованиям рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Kazakhstan Monetary System

This article presents the analyzes of the history of the establishing and development of the Kazakhstan the monetary system. The author comes to the conclusion that at the present by some parameters it meets requirements of market economy.

Текст научной работы на тему «Развитие денежно-кредитной системы Казахстана»

РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

В.В.ПАРАМОНОВ1

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

В данной статье кратко проанализирована история становления и развития денежно-кредитной системы Казахстана в последнее десятилетие XX в. Автор приходит к выводу, что в настоящее время по ряду параметров она в определенной мере отвечает требованиям рыночной -экономики.

Переход к двухуровневой банковской системе в условиях существования рублевой зоны.

Для экономик развитых стран общепринятой является двухуровневая банковская система. Ее формирование в Казахстане, как и в других союзных республиках, началось еще до распада СССР в соответствии с совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821., принятом в 1987 г. Однако реальная возможность формирования рыночных отношения в банковской сфере появилась только после принятия союзного Закона "О кооперации" в 1988 г. Именно тогда начали создаваться на паевых началах кооперативные банки. Впервые в Советском Союзе такой банк появился в Чимкенте. Это был "Союзбанк". Статус кооперативных дал банкам значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, использовании полученной прибыли, укреплении материально-технической базы и решении других проблем.

Последующие два года отличались динамичным развитием политической и экономической ситуации в стране. Достаточно отметить, что 10 октября 1990г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан, еще в большей степени обусловившая стремление к проведению более самостоятельной экономической политики. На этой волне в декабре 1990 г. Верховный Совет Казахстана принял Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР".

Этим законодательным актом прекращалась деятельность существовавшей до этого формально двухуровневой банковской системы, состоявшей преимущественно из государственных банков. И закладывались основы ее рыночного аналога, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а второй -коммерческими банками и иными кредитными учреждениями. Следует отметить, что ко времени принятия закона на территории республики уже действовало несколько кооперативных банков. Закон кардинально изменил статус центрального банка, сделав его независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Учредителем Государственного банка Казахской ССР выступил Верховный Совет, и ему же Госбанк был подотчетен в своей работе, предоставляя ежегодный отчет, баланс и сводный баланс банковской системы республики. Очень важным являлось также то обстоятельство, что Госбанк республики получил право разрешать учредителям создавать коммерческие банки. Законом были установлены минимальные размеры уставного фонда: для акционерных банков и банков на паевой основе - 5 млн. руб.;

- для кооперативных банков - 500 тыс. руб.; для частных банков - 50 тыс. руб.

Передача полномочий на создание коммерческих банков от Госбанка СССР казахстанскому Госбанку резко ускорила процесс их создания. Если в 1991 г. их было 72. то уже в 1992 г. - более 150. Одной из самых примечательных черт этого этапа развития банковской системы является анархия и дезорганизация данной структуры. Вызвана она была целым рядом причин:

- во-первых, самим взрывным количественным ростом коммерческих банков;

- во-вторых, распадом Союза, а значит и ломкой прежней банковской системы;

- в третьих, переходом к двухуровневой банковской системе рыночного типа;

1 Парамонов Владимир Васильевич - к.э.н.. доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

- в четвертых, недостатком сил, средств, несоответствием уровня квалификации сотрудников Госбанка, впервые столкнувшихся со сложнейшими проблемами преодоления инфляции, освоения новых форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики и осуществления надзора за деятельностью банковской системы. Их оказалось недостаточно, чтобы на том этапе обеспечить здоровое функционирование финансовокредитной системы республики.

Вообще-то ситуация с коммерческими банками того периода чем-то напоминала описанную в романе Т.Драйзера "Финансист": "Банки штатов, крупные и мелкие, возникали ! на каждом шагу: они бесконтрольно выпускали свои банковские билеты на базе ненадежных и никому неведомых активов и с невероятной быстротой вылетали в трубу или же приостанавливали платежи." Подобное развитие событий дало основание тогдашнему Премьер-министру Казахстана С.А.Терещенко заявить: "...банковская система Республики Казахстан стала одной из самых криминогенных."

Наряду с количественным ростом числа банков очень быстро увеличивался их уставный капитал. Так, у КРАМДС-банка за 1992 г. он вырос в 50 раз. В целом же фонды всех коммерческих банков за этот период увеличились на 42 млрд. руб. или в 12 раз. Со своей стороны. Национальный банк также принимал определенные меры - дважды за 1992 г. поднимал размер минимальных уставных фондов. На начало 1993 г. они составляли по як-ципнепным банкам 150-200. по частным - 10 млн. пуб. В иенах 1991 г. это соответственно составляло 15,9-21,2 и 1,05 млн. руб., т.е. фактически минимальные уставные фонды | акционерных банков выросли в 3-4 раза, а частных - в 2 раза. ;

Несмотря, на казалось бы, громадные относительные показатели роста собственных капиталов банков, их было явно недостаточно для проведения активных операций на рынке кредитных ресурсов. Поэтому с 1991г. Нацбанк начал использовать переходную к рыночному распределению централизованных ресурсов форму - кредитные аукционы. Кредитные аукционы широко использовались как средство расширения и перераспределения кредитов и как инструмент денежного контроля во многих странах Центральной и Восточной Европы, пока не были созданы полноценные финансовые рынки, а также в странах СНГ. Обычно доля средств, распределяемых через кредитные аукционы колебалась в пределах от 20 до 40% общей суммы ресурсов и предоставлялась на срок от 1-2 недель до 3 месяцев. Долгосрочное же кредитование осуществлялось методом селективной кредитной политики.

Как и везде, в Казахстане к кредитным аукционам допускались только банки, выдерживающие экономические нормативы, установленные Нацбанком. В 1992 г. 30 банков, нарушившие их, лишились права участия в кредитных аукционах. Тем не менее такая жесткая, на первый взгляд, политика не приносила положительных результатов. Например, в 1992 г. было выдано коммерческим банкам Алматы централизованных кредитных ресурсов на сумму 86 млрд. рублей (сроком не более чем на 3 месяца), возврат же был обеспечен только в сумме 8,8 млрд. рублей, т.е. Национальному банку было возвращено только 10% выданных им кредитов.

Все это происходило потому, что обычным делом было нарушение элементарных правил проведения банковских операций. Часто ссуды, выдаваемые коммерческими банками за счет централизованных кредитных ресурсов, не оформлялись срочными обязательствами. За счет этих ссуд банки производили взносы страховым компаниям и платили проценты за кредит. Таким образом, определенная часть банков все активные операции осуществляла только за счет централизованных кредитных ресурсов. Следует отметить, что по мере развития банковской системы, укрепления банков второго уровня уменьшались объемы выдачи аукционных кредитов.

Нередко банки создавались одним или несколькими учредителями специально под себя. Банком "Феникс" в тогдашней Акмоле было принято на обслуживание производственное объединение по птицеводству, являющееся его учредителем с учредительским взносом 17 млн. руб. А пользовалось это объединение кредитом банка в размере от 36 до 100 млн. руб. или с превышением капитала банка от 3 до 19 раз при норме не более 40% собственных средств.

Непростой была ситуация и в сфере налично-денежного обращения. Гиперинфляция.

;;а':аБшаяся г.ослг отпуска цен в январе 1992 г.. настолько обострила эту проблему, что

потребовалось принятие специальных мер. В 1992 г. эмиссия наличных денег составила 140,9 млрд. руб. против 8,6 млрд. руб. в 1991 г. Повышенная потребность в наличных деньгах из-за выросших цен и дефицита товаров возникла уже во второй половине 1991 г. Это привело к тому, что к концу года повсеместно на территории Казахстана возникли массовые задержки выплат заработной платы, пенсий, стипендий. Отпуск цен резко ускорил темпы роста просроченной задолженности. Если на 1 января 1992 г. она составляла 1 млрд. руб., то на 1 февраля - уже 2 млрд. руб. Наибольшего размера - 16 млрд. руб. -задолженность по заработной плате достигла в июле 1992 г. В создавшейся критической ситуации 13 февраля 1992 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан «О чрезвычайных мерах по обеспечению народного хозяйства наличными деньгами». Впоследствии Конституционный суд нашел этот Указ Президента, противоречащим Конституции Республики Казахстан. На основании этого и других документов была разработана и реализована программа по преодолению кризиса наличности. Было введено обязательное 30% перечисление заработной платы в банковские вклады. Одновременно разработали и утвердили Правила обращения чеков и чековых книжек и Правила обращения на территории Республики Казахстан чеков коммерческих банков. Казахстан одним из первых в СНГ запустил в оборот для расчетов с населением чеки коммерческих банков. За счет этого в 1992г. было произведено платежей на 57 млрд. руб., что в 63 раза превысило объем таких операций в предыдущем году Благодаря этим усилиям Нацбанка, а также и увеличению поставок денег из Российской Федерации, в октябре того же года был отменен пункт 3 Указа Президента о перечислении 30% заработной платы во вклады.

Собственная валюта - самостоятельная денежно-кредитная политика.

Значительной вехой, определившей дальнейшее направление развития кредитнобанковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 г. новых законов: «О Национальном банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О валютном регулировании в Республике Казахстан». Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единый закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" уже совершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям, являлся слишком общим, не разграничивал функции центрального банка и коммерческих банков, не определял их правового статуса, что, в конечном счете, приводило к нарушениям действующего законодательства. При этом функции и задачи Госбанка Казахстана формировались исходя из его статуса республиканской конторы Госбанка СССР, которая фактически не наделялась достаточными правами по контролю и надзору за деятельностью вновь создаваемых коммерческих банков и принятию к ним в необходимых случаях соотвествующих мер воздействия.

Закон «О Национальном банке Республики Казахстан» закрепил независимость Нацбанка от Правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и Президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи центрального банка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банков, расчетов и валютных отношений. Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Нацбанка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Нацбанка, порядок их формирования и распределения прибыли, полученной Нацбанком.

Очень важными новшествами закона было предоставление Нацбанку специальных полномочий по разрешению проблем, возникающих в процессе создания банков, их ликвидации, а также установление перечня достаточно жестких экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой. При этом Нацбанк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность банков второго уровня. Контрольные и надзорные функции Нацбанка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать

Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус, Он был направлен на то, чтобы повысить ответственность коммерческих банков, содействовать регулированию денежно-кредитной системы, ее быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Эго диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.

Новый закон «О валютном регулировании в Республике Казахстан» в значительной степени либерализовал отношения в этой сфере. Им было закреплено право свободного вывоза и ввоза валютных ценностей при наличии документов, подтверждающих законность их приобретения. Тем самым предприятия и организации Казахстана поощрялись к получению прибыли в иностранной валюте. В тот период страна испытывала в ней острый дефицит. Наряду с поощрением собственных производителей стимулировались и иностранные инвесторы, которые теперь могли без страха за свои собственные деньги инвестировать их в казахстанскую экономику. Закон также разрешил проведение обменных операций не только уполномоченным банкам, но и обменным пунктам. Гражданам, для которых наличие на руках американских долларов еще несколько лет назад приравнивалось почти к государственной измене, открытие обменных пунктов представлялось почти революционным шагом. Доллары как самое надежное средство хранения, приумножения капитала и платы уже де-факто имели хождение на территории страны. Теперь де-юре устанавливались правила.

В полной мере этот закон, как и другие, регулирующие эту сферу, заработал только после 15 ноября 1993 г., когда был сделан важнейший шаг на пути к проведению самостоятельной денежно-кредитной политики - Казахстан получил собственную валюту. С принятием новых банковских законов, введением национальной валюты центральному банку Казахстана наконец-то представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля, развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, устанавливаемых Национальным Банком.

Итак, с введением национальной валюты началась настоящая работа по управлению и регулированию денежно-кредитной системой Казахстана. Встал вопрос о необходимом количестве банков в стране, способных своевременно и надежно обеспечить экономику денежными ресурсами. Изучение мировой практики показывает, что количество банков второго уровня значительно различается по странам. Так, в США их насчитывается 10922 (1993 г.), в Германии - 270 (1993 г.), в Италии 176 (1993 г.), в Японии всего 140 коммерческих банков. Опыт функционирования банковской системы промышленно развитых стран показывает, что сущность проблемы состоит не в количестве банков, а в том, насколько эти банки платежеспособны, насколько эффективно они перераспределяют средства между собирателями и инвесторами и как быстро, своевременно и с минимальным риском решают проблемы ликвидности на денежном рынке.

Жесгкая селекция коммерческих банков - основной путь укрепления банковской системы.

Своего пика количественного роста, как следует из нижеприведенных данных, коммерческие банки в Казахстане достигли в конце 1993 г., когда их число составило 204 единицы.

Таблица!

Количество действующих в Казахстане банков___________________

Годы 12.91 12.93 12.95 12.97 12.99 12.00

Кол-во банков 70 204 130 82 55 48

Источник: НБК Статистический бюллетень № 12 (73), 2000, с.78

После этого началось их постоянное сокращение путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных. Во-первых, понесли существенные потери банки, активно кредитовавшие промышленные предприятия и новообразованные коммерческие фирмы под высокие проценты. Это связано с тем, что в условиях высокой инфляции промышленные предприятия практически не имели возможности платить большие проценты из-за относительно длительного производственного цикла, а вновь создаваемые фирмы, как правило, не имели залоговых гарантий и могли с вероятностью 50 на 50 % возвратить или не возвратить кредиты. Нередко руководители банков выдавали кредиты за взятки или просто своим родственникам. В условиях отсутствия залогового обеспечения или твердых гарантий большинство этих кредитов были обречены быть отнесенными на убытки. Кроме того, отсутствие на начальном этапе законодательства, определяющего ответственность заемщиков за возврат кредита, а также и процедуру перехода заложенного имущества во владение банков, очень осложняли процесс погашения кредитов.

Во-вторых, кризис коснулся тех банков, которые проводили политику расширения, присоединения к себе мелких убыточных банков, производя большие вложения в недвижимость и выдавая крупные кредиты одному или нескольким связанным заемщикам.

В третьих, лицензии были отозваны у множества мелких банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального Банка, имели большие невыполнимые обязательства. Недостаточность капитала являлась следствием низкой банковской прибыли, уровень которой был обусловлен большими объемами невозвращенных кредитов.

В четвертых, в убыток работали банки, остро нуждавшиеся в ликвидных средствах. Поэтому они занимали деньги под очень высокие проценты, что делало невозможным их прибыльную работу в условиях низкой маржи.

В 1990-1993 гг. в банковской системе доминировали пять специализированных коммерческих банков: Агропромбанк, Туранбанк, Кредсоцбанк, Алембанк и Сбербанк. С 1994 г. под влиянием общих экономических процессов произошли структурные изменения, связанные определенным образом и с кризисом банковской системы России, в результате чего Нацбанк отозвал лицензии у 28 банков. Среди них был один из крупнейших банков в Казахстане - КРАМДС-банк. Этот банк, имевший до того хорошие позиции, не сумел избежать проблем ликвидности, связанных с неэффективным размещением активов и оттоком крупных клиентов в банки-конкуренты. На момент отзыва лицензии 60% кредитного портфеля состояло из убыточных кредитов, 4% из сомнительных и только 0,5% всей суммы выданных кредитов имело реальное обеспечение. В результате банк не имел доходов и фактически являлся убыточным. Общая сумма обязательств банка перед вкладчиками - физическими и юридическими лицами составляла 3 млрд. тенге (в 1996 г. обменный курс доллара составлял 1 доллар. = 67,3 тенге).

В кризисном состоянии находились такие крупные банки Казахстана, как Туранбанк и Алембанк. Поскольку от деятельности финансовых учреждений во многом зависела экономическая ситуация в стране, по предложению Нацбанка государство выкупило эти банки за 25 млн. долл. США. В результате был создан новый государственный банк -«Туран-Алем Банк». Сделано это было на основании изменений, внесенных в декабре 1996 г. в Указ Президента, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Нацбанк получил право по согласованию с Правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала, т.е. осуществлять принудительный выкуп акций и реализовывать их новому инвестору по цене приобретения.

За период с 1991 г. наибольшее сокращение пришлось на 1995 г., когда численность банков уменьшилась на 54 единицы в результате ухудшения их финансового состояния. В том же году Национальный банк, усиливая функцию надзора за деятельностью коммерческих банков, отозвал лицензии из-за недостатков в работе у 68 банков. В результате ужесточения политики Нацбанка из 184 банков с 1042 филиалами, действовавших в конце 1994 г., в Казахстане на конец 2000г. осталось 48 банков с 418 филиалами. Оставшиеся можно разделить на следующие группы. Во-первых, единственный

банк со 100% государственным капиталом - «Эксимбанк Казахстан», проводивший низкорискованную, низкодоходную политику управления активами. К этой же группу можно отнести Народный сберегательный банк с государственной долей в уставном капитале в размере 33,3%.

Во-вторых, банки, которые при значительных убытках были выкуплены правительством, а их долги покрыты правительственной гарантией. Как уже указывалось выше, это Туранбанк, Алембанк, а также Казкредсоцбанк.

В третьих, банки, которые поддерживались, как Казкоммерцбанк, властными структурами.

В четвертых, банки, отдававшие предпочтение низкорискованным операциям (валютнообменные операции, конвертация безналичных денег в наличные, межбанковские кредитные операции, вложения в государственные ценные бумаги или кредитование отдельных «своих» отраслей). Это такие как Центрокредитбанк, Темирбанк, Нефтебанк.

И последняя группа - банки, образованные с иностранным участием и управлявшиеся иностранными менеджерами (Абн Амробанк, Тексако банк, КЗИ банк). Они очень грамотно вели дело с точки зрения управления рисками..

По форме собственности оставшиеся банки делились следующим образом: государственных банков - 1, межгосударственных - 1, с участием иностранного капитала -16, прочих - 30. По собственному капиталу банки второго уровня делились следующим образом (см. Табл. 2).

Таблица 2

Группировка действующих банков второго уровня (БВУ) по собственному капиталу

(на конец периода)

Доля. % Оплаченный уставный капитал в пределах млн.тенге Всего БВУ Оплаченный уставной Капитал, млн.тенге (всего)

<5 5-20 20-80 80-130 130- 500 500-1300 >1300

12.95 45 24 25 21 11 3 1 130 10292

Доля, % 34,62 18,46 19,23 16,15 8,46 2,31 0,77 100,00

12.96 17 10 27 28 11 4 4 101 17873

Доля. % 16.83 9,90 26,73 27.72 19.89 3,96 3,96 100.00

12.97 8 3 17 25 18 5 6 82 27997

Доля. % 9.76 3,66 20,73 30,49 21,95 6,10 7.32 100,00

12.98 3 2 7 15 24 13 7 71 41797

Доля, % 4,23 2,82 9,86 21,13 33,80 18,31 9,86 100,00

12.99 - 1 3 1 21 21 8 55 52689

Доля. % - 1,82 5.45 1.82 38.18 38.18 14,55 100.00

12.00 - - 1 - 8 25 13 47 68827

Доля. % - - 2.13 0.00 17.02 53.19 27.66 100.00

Источник: НБК Статистический бюллетень № 12 (73),с.78

Данные табл. 2 показывают, что степень концентрации банковского капитала за рассматриваемый период росла высокими темпами. Если в 1994 г. маломощных банков с собственным капиталом от 5 до 80 млн. тенге было 94 и на них приходилось почти три четверти оплаченного уставного капитала (72,31%), то в 2000 г. остался один такой банк и его доля составила 2,13%. Теперь к категории маломощных следует отнести банки с оплаченным уставным капиталом 130-500 млн. тенге, количество которых снизилось до 8, а доля упала с 33,8% в 1998 г. до 17,02% в 2000 г. Соответственно к категории средних можно отнести банки с капиталом от 500 -1300 млн. тенге. Их количество увеличилось до 25. а доля превысила половину (53,19%) оплаченного уставного капитала. И на 13 самых

мощных банка приходится 27,66%. Собственный капитал банков за 7 лет вырос в 6,8 раза или с 10292 млн. тенге до 68827 млн. тенге, в среднем на один банк в конце 2000 г. приходилось 1,5 млрд. тенге уставного капитала, или 10,3 млн. долларов США. Для сравнения в России - 5,7, в Украине - 4,2, в Кыргызстане - 1,2 млн. долларов США.

Лицензии на проведение банковских операций стали выдаваться банкам, обладающим уставным капиталом эквивалентном 500 тыс. долларов США. Для получения лицензии на осуществление операций в иностранной валюте, привлечение денежных вкладов населения, а также для открытия своей филиальной сети капитал банка должен был на конец 1997 г. в долларовом эквиваленте составлять не менее 1,5 млн. или же более 113 млн. тенге. На 1 января 2001 г. этот показатель был увеличен до 1 млрд. тенге, или 7 млн. долл. США. Все банки, имевшие уставный фонд ниже указанного норматива, были обязаны довести его до указанных размеров. Следствием концентрации банковского капитала были изменения, происшедшие за эти годы в динамике, объемах и структуре кредитных вложений в экономику страны.

Таблица 3

Динамика и структура кредитных вложений в экономику Казахстана банками второго

уровня

Наименование показателей 1994 1998 2000

Кредитные вложения в экономику, всего в млн.тенге 44683 93400 276182

в том числе: краткосрочные в млн.тенге 42733 57900 141195

Доля краткосрочных кредитов в % 95,6 62,0 51,8

Долгосрочные и среднесрочные кредиты в млн. тенге 1950 35500 132987

Доля долгосрочных кредитовв в % 4,4 38,0 48,2

Доля долгосрочных кредитов в ВВП в % 0,5 2,0 5,2

Источники: Статистический ежегодник Казахстана за 1994 год. Госкомстат РК, Алматы: 1995, с.261-262; НБК Статистический бюллетень 2001 - № 1, с.25.

В начале 90-х годов в условиях разбалансированности экономики доля долгосрочных кредитов снизилась почти в 6 раз - с 27,4% в 1990 г. до 4,7% в 1993 году. С 1994 г. благодаря жесткой политике Нацбанка, выполнению краткосрочных программ преобразования банковской системы Казахстана удалось изменить направленность этого процесса. При общем росте кредитных вложений за семь лет в 6,2 раза доля долгосрочных кредитов с 4,4% в 1994 г. выросла до 48,2% в 2000 г., в абсолютном выражении с 1950 млн.тенге до 132987 млн. тенге, или в 68 раз. Относительно же ВВП доля долгосрочных кредитов в нем увеличилась в 10 раза за эти годы и составила 5,2%. И все же этого было недостаточно, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Для сравнения в 1991 г. этот показатель был равен 8,8%. Если же пересчитать объемы кредитных вложений в долларах по курсу тенге, то за семь лет они выросли в полтора раза, при этом объемы долгосрочного кредитования увеличились в 17 раз. Кроме того, одним из существенных недостатков являлось то, что в общей сумме кредитов на приобретение основных средств, реконструкцию и развитие производства направлялось 15,8%, в то время как на пополнение оборотных средств - 61,6%. При этом долгосрочное инвестирование реального сектора сдерживалось по следующим причинам:

из-за недостатка долгосрочных кредитных ресурсов у банков;

- из-за высоких рисков кредитования;

нехватки конкурентоспособных высокодоходных проектов; недостатка опыта управления кредитами;

законодательным запретом на участие банков в предпринимательской деятельности, не относящейся к банковской;

низким уровнем подготовки проектов, под которые привлекается кредит; низкой квалификацией менеджеров предприятий.

Тем не менее, успешное развитие банковской системы явилось основой динамичного снижения как ставок рефинансирования, так и кредитования.

С января 1994 г. по январь 2001 г. ставка рефинансирования снизилась с 270 до 14%, соответственно ставки кредитования банками второго уровня - до 17,1%. (по кредитам, выданным в тенге).

Прямая зависимость: рост доверия населения - рост вкладов.

Как известно, без наличия значительного объема сбережений населения, находящихся на депозитах, невозможен устойчивый экономический рост. В последние годы заметно возросло доверие населения Казахстана к банковской системе. За 1994-2000 гг. общая сумма вкладов увеличилась с 5371,32 млн. тенге до 91683,0 млн. тенге или в 17 раз. Но особенно стремительный рост (в 1,7 раза) отмечен за 1999-2000 гг., что можно объяснить работой, проведенной Национальным банком и Ассоциацией финансистов.

После апрельских событий 1999 г. (о них будет сказано ниже) остро встал вопрос об укреплении доверия населения к банковской системе. Данная проблема рассматривалась на 1-м Конгрессе финансистов Казахстана в мае 1999 г. Для ее решения был предложен проект «Программа защиты и стимулирования сбережений», в обсуждении которого принял участие Президент Казахстана Н.А. Назарбаев На 2-м Конгрессе финансистов, состоявшемся 15 ноября 1999 г., рассматривался проект «Правил обязательного коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан», который, впоследствии, был принят. Согласно этим правилам банк не просто может, а обязан участвовать в системе коллективного страхования, если он:

- имеет лицензию на привлечение депозитов физических лиц;

- отнесен к первой группе по переходу к международным стандартам, либо уже перешел к ним;

- является дочерним банком, чей родительский банк - нерезидент Республики Казахстан имеет рейтинг не ниже категории «А» любого из ведущих рейтинговых агентств.

Объектом гарантирования являются деньги, размещенные физическими лицами в банках на срочные (но не до востребования) депозиты в национальной валюте, долларах США и евро. По этим правилам не являются объектом гарантии деньги, размещенные на депозитах в банках руководящими работниками и акционерами, владеющими более чем 5% акций банка.

В декабре 1999 г. был создан «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц» в форме закрытого акционерного общества. Его учредителем выступил Национальный банк Казахстана, который внес в уставный капитал I млрд. тенге. В соответствии с законодательством фонд освобождается от уплаты государственной пошлины, налогов и сборов. Его объявленный уставный капитал составляет I млрд. тенге. Помимо уставного капитала формируется резерв для возмещения фонда, который создается за счет обязательных квартальных взносов банков-учредителей. Согласно уставу не менее 80% активов фонд обязан размещать в государственные ценные бумаги, остальное на депозитах Национального банка. За 2000 год финансовый доход составил составил 116,7 млн. тенге В идеале возмещение по депозитам должно производиться исключительно из средств резерва. Но правила допускают при необходимости использование уставного капитала.

Фонд вернет каждому депозитору ликвидируемого банка-участника его вклад в следующем порядке (курс тенге колеблется в пределах 1$ - 150 тенге): по вкладам до 200 тыс. тенге - 100%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по вкладам от 200 до 400 гыс. тенге - 200 тыс. + 80% от суммы, превышающей 200

тыс. и т.д. При этом максимальный размер возмещения одному вкладчику банка-участника составляет 1 млн. тенге. Вклады одною вкладчика в одном банке суммируются и рассматриваются как один вклад. В сентябре 2000 г. в правила гарантирования были внесены изменения, в соответствии с которыми вкладчики получили гарантию возврата

денег в той валюте, в которой они были доверены банку. Изначально правила

гарантировали возмещение по этим вкладам только в тенге.

В 2000 г. участниками системы гарантирования вкладов являлись 19 банков второго уровня. Результаты налицо: помимо роста вкладов значительно с 66,3% в 1998 году до 39% в 2000 г. снизилась доля Народного сберегательного банка, что также свидетельствует об укреплении доверия населения.

Как показывает мировой опыт, устойчивый экономический рост начинается при достижении доли сбережений в ВВП 15% и выше. Например, в Японии в период наиболее высокого экономического роста (1961-1973 гг.) этот показатель колебался в пределах 35-36%. В Китае в 1978-1994 гг. он был близок к 40%. В Казахстане в 1994 г. доля сбережений в ВВП составляла 1,3%, а в 1998 г. 1,8%, в 2000 г. - 3,5%.

Во втором полугодии 1998 г. произошло резкое ухудшение экономической ситуации в Казахстане, вызванное падением цен на нефть, а также финансовым кризисом в России. Достаточно сказать, что в 1998 г. по сравнению с 1997 г. объемы экспорта сократились почти на 15%, тенге резко подорожал по отношению к российскому рублю и валютам других стран СНГ, и в результате казахстанские товары стали неконкурентноспособными. В этих условиях 6 апреля 1999 г. Правительство и Национальный банк объявили о решении перейти от регулируемого к свободно плавающему обменному курсу тенге. При этом Нацбанк взял на себя обязательство “не допускать колебаний курса, превышающих рациональные ожидания”, т.е. это плавание нельзя назвать абсолютно свободным.

Были приняты меры, обеспечивающие защиту вкладов физических лиц. При условии не изъятия своих тенговых депозитов в течение 9 месяцев им была предоставлена возможность их 100% конвертации в доллары США по курсу 88,3 тенге за доллар. Юридические лица пол)чили право 30% конвертации своих тенговых депозитов при условии их неизъятия в течение 6 месяцев. Накопительным пенсионным фондам была представлена возможность добровольной конвертации их портфелей тенговых государственных ценных бумаг в 5-летние валютные государственные ценные бумаги. Казахстана Эти и другие меры позволили обеспечить желаемое - сохранить устойчивость банковской системы.

Будущее банковской системы Казахстана в валютном союзе.

За истекший период в Казахстане фактически заново была создана двухуровневая банковская система, в значительной степени отвечающая современным требованиям. Неизмеримо повысилась роль Национального банка. Проводимая им самостоятельная денежно-кредитная политика учитывала экономические реалии этих лет и была адекватна им. Одно из самых существенных достижений этой политики - остановка гиперинфляции: с 2153% в 1993-м до 9,8% (на конец периода) в 2000 г., а, как свидетельствует мировой опыт, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Благодаря реализации Программ по переходу на международные стандарты учета и отчетности коммерческие банки Казахстан, начиная с этого года, соответствуют данным требованиям. На Западе это оценили, и Казахстан первым и пока единственным из стран С НГ получил от инвестиционного агентства Moody’s инвестиционный рейтинг, открывший его банкам доступ к дешевым западным ресурсам.

В силу целого ряда причин крупнейшим казахстанским банкам становился тесно в национальных границах, и они вслед за промышленным капиталом начинают искать приложение своих сил за их пределами. В этом году было заключено соглашение о приобретение контрольного пакета акций московского «Межрегионального банка развития предпринимательства» Казкоммерцбанком. Но это уже второй выход казахстанских банков на российскую кредитно-банковскую сцену. В 2002 г. «ТуранАлембанк» купил российский Славинвестбанк.

Но наиболее интересным является следующее обстоятельство. Для финансистов Казахстана характерно глубокое понимание того, что, несмотря на успехи в развитии денежно-кредитной системы, тенге не интересен мировым финансовым рынкам и в силу этого обречен на прозябание на обочине глобальной финансовой системы. Потому III Конгрессу финансистов Казахстана в феврале 2003 г. был представлен проект Концепции развития финансового сектора страны. Ее главным пунктом является план интеграции финансовых систем стран-участниц такого проекта. Причем при наличии политической

воли всех сторон он вполне реализуем. На подготовительном этапе к созданию единого валютного союза предполагается расширить таможенный союз, существующий в рамках ЕвраАзЭС, а создание реально работающего такого союза, по мнению авторов Концепции, возможно уже в течение 1-2 лет. С 2005 г. предполагается приступить к созданию валютного союза. К этому моменту должны быть сняты препятствия на пути движения товаров и всех факторов производства: капитала, услуг, рабочей силы и т.д.

Ключевые критерии прописаны в Концепции четко: уровень инфляции - не более 5%, дефицит государственного бюджета не более 3%, отношение государственного долга к ВВП

- менее 50%. И как только наберется достаточное количество стран, отвечающих им, можно будет принять решение о начале деятельности совместного валютного союза.

Ему должна предшествовать единая платежная система стран-участниц, основанная на национальных валютных системах и работающая в режиме реального времени, а также механизм конверсии национальных валют стран ЕвраАзЭС с использованием единой расчетной единицы. Последняя, по всей видимости, будет соответствовать принципу «валютной змеи» и затем станет основой единой валюты.

Следующий этап - создание Евразийского валютного института (ЕАВИ), в который должны войти центральные банки всех стран-участниц валютного союза. Им предстоит сформировать валютные резервы этого института. На этот этап разработчики отводят три года.

Далее при благоприятных условиях все может пойти по знакомому сценарию введения в наличный оборот евро: национальные валюты фактически превратятся в знаки единой новой валюты (Назарбаев уже предложил ее назвать «алтын»), что позволит пересчитать в нее все активы и пассивы, выполнить двойную маркировку прейскурантов и финансовых инструментов, провести все операции по безналичному обороту в единую валюту. И заключительный этап - введение в оборот наличной валюты.

По сути дела предложенная Концепция - это сценарий создания единого экономического пространства на евразийской территории бывшего Советского Союза, довольно детально проработанный по этапам и инструментам. Хочется надеяться, что не в столь отдаленном будущем он будет реализован.

DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN MONETARY SYSTEM

V.V.PARAMONOV, PH.D (ECONOMICS)

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, 117198, Russia

This article presents the analyzes of the history of the establishing and development of the Kazakhstan the monetary system. The author comes to the conclusion that at the present by some parameters it meets requirements of market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.