В статье анализируются региональные и отраслевые аспекты воспроизводства в Сибири человеческого потенциала, который в настоящее время признается главным фактором экономического роста и социального развития. Дан прогноз социальных последствий кризиса, обсуждаются меры по преодолению социальных рисков и необходимость смены курса государственной региональной политики.
Развитие человеческого потенциала в Сибири*
З. И. КАЛУГИНА,
доктор социологических наук,
УРАН Институт экономики и организации промышленного
производства СО РАН,
Новосибирск
E-mail: [email protected]
Инновационный сценарий предполагает развитие человеческого потенциала как главной составляющей национального богатства и основной движущей силы экономического роста, гораздо более важной, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Это означает, что человек рассматривается не только как объект социальной политики, но и как субъект, предпринимающий активные действия по отношению к своему здоровью, образованию, профессиональной деятельности. Однако низкий уровень жизни и нерешенность материальных проблем для большинства населения не позволяют сбалансированно распределить ответственность за формирование человеческого потенциала между государством и гражданами. Поэтому главным ориентиром современной социальной политики должен стать подъем материального благосостояния
* Статья подготовлена по материалам исследований, проводимых в рамках междисциплинарного интеграционного проекта «Демографические, этнические и социальные риски развития человеческого потенциала Сибири» и программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 28 «Экономика и социология знаний» (Субпроект «Роль экономики знания в развитии инновационного сектора Сибири: экономические и социальные аспекты»).
© ЭКО 2009 г.
населения до уровня, достаточного для индивидуального инвестирования в здоровье, образование, культуру и предполагающего смену индивидуальных мотивационных ориентаций с выживания на развитие.
Восстановительный и развивающий уровни потребления
Согласно методике Всероссийского центра уровня жизни, минимальный потребительский бюджет в денежном выражении, равный примерно двум прожиточным минимумам (ПМ), позволяет на минимальном уровне удовлетворять потребности человека в питании и приобретении более широкого набора непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума, и обеспечивает восстановительный уровень потребления. Бюджет высокого (по современным стандартам - среднего) достатка, равный примерно 6 ПМ и выше, позволяет удовлетворять рациональные физические и духовные потребности населения и обеспечивает развивающий характер потребления1.
Иными словами, потребительские бюджеты отражают стандарты потребления социальных групп, различающихся уровнем материального достатка. Доходы бедных позволяют им сводить концы с концами и вынуждают самостоятельно производить часть продуктов питания и одежды, широко применять собственный труд в домашнем хозяйстве. Более обеспеченные слои по мере роста доходов стремятся облегчить домашний труд и отказаться от собственного производства, а в перспективе - покупать все необходимые товары и услуги. Качественные изменения в потребительском поведении слоев с более высокими доходами отражаются в их стремлении получить образование и услуги здравоохранения более высокого уровня, чем обеспечивают бесплатные государственные гарантии. Иными словами, эти группы населения
1 Бобков В. Н, Литвинов В. А, Гулюгина А. А., Зубрилин Ю. В. Основные показатели доходов и уровня жизни населения по федеральным округам Российской Федерации во II квартале 2006 г. //Мониторинг доходов и уровня жизни населения. 2006. № 2.
располагают доходами, позволяющими им тратить больше средств на образование, профессиональный рост и развитие2.
По данным всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (шестая волна), проводимого Центром социокультурных изменений Института философии РАН (рук. Н. И. Лапин), проблема доступности медицинского образования (большие очереди, недостаточная профессиональная квалификация врачей, дороговизна лекарств) - одна из наиболее острых проблем, волнующих россиян. Доли респондентов, отметивших эти недостатки, - соответственно 41, 35 и 23%. Индекс доступности образования (разница между долями положительных и отрицательных ответов + 100) по всероссийскому массиву составил 98, следовательно, отрицательные ответы превалируют. При этом наиболее остро эту проблему ощущают лица с низким материальным достатком и люди, не занимающие руководящие посты. Только в двух верхних материальных слоях (из шести) индекс доступности образования превысил 100, у руководителей он составил 1663. Такая ситуация вполне объяснима, если учесть, что примерно 60 студентов из 100 обучаются на платной основе, что предопределяет неравные стартовые условия для молодежи из разных доходных и социальных слоев общества.
Исходя из вышеизложенного, отношение величины заработной платы (доходов) какой-либо социальной группы (отраслевой, региональной, социально-демографической) к минимальному потребительскому бюджету может рассматриваться в качестве соответствующего индекса воспроизводства человеческого потенциала.
Отраслевой индекс воспроизводства человеческого потенциала
Рассмотрим эти проблемы на примере Новосибирской области, которая по многим социально-экономическим параметрам
2 Бобков В. Н. Трудное выздоровление России // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 3.
3 Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации //Социс. 2009. № 1. С. 39.
в 2000-2008 гг. опережала другие регионы Сибири, а темпы ее развития превышали среднероссийский уровень. За этот период в области почти в 4 раза возросла реальная заработная плата, в 3,1 раза увеличились реальные доходы населения; в 3,2 раза сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В 2008 г., когда стали сказываться негативные последствия мирового финансового кризиса, тенденция опережающего развития Новосибирской области сохранилась.
Расчеты отраслевого индекса воспроизводства человеческого потенциала показали, что в 2007 г. обеспечивающий развитие человеческого потенциала бюджет имели только работники финансовой сферы. Заработная плата работников отраслей промышленности, строительства, транспорта обеспечивала простое воспроизводство человеческого потенциала. А у работников сельского хозяйства и непроизводственных отраслей она была ниже минимального потребительского бюджета, что не позволяло им даже на самом минимальном уровне восстанавливать свой человеческий потенциал (рис. 1).
Число ПМ 7 6 5 4 3 2 1
Рис.1. Индекс воспроизводства человеческого потенциала по видам экономической деятельности в Новосибирской области в 2007 г. (число ПМ в заработной плате; горизонтальная линия - минимальный потребительский бюджет)
Иными словами, все, кто лечат, учат, кормят и обслуживают население, не располагают достаточными ресурсами для
0
повышения своего общеобразовательного уровня, квалификации и для полноценного отдыха. Представители этих отраслевых групп больше озабочены тем, чтобы найти дополнительные источники дохода по месту основной или на дополнительной работе. Практика такова, что большая часть врачей, учителей, работники других обслуживающих отраслей, как правило, работают на полторы-две и более ставки.
В совокупности примерно треть занятых в экономике области имели заработную плату ниже минимального потребительского бюджета (это зона истощения человеческого потенциала), более 60% - располагали ресурсами для простого воспроизводства человеческого потенциала и только 2% - для его развития (рис. 2). В 2008 г. средняя номинальная заработная плата увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 28,1%, а реальная (с учетом индекса потребительских цен) -на 12,7%4. Однако это несущественно отразилось на условиях воспроизводства человеческого потенциала области, так как душевые денежные доходы населения ниже и составляют примерно 0,8 от уровня заработной платы. Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов за 2008 г. свидетельствует о том, что не менее 40% населения области не располагали доходами, достаточными для воспроизводства человеческого потенциала хотя бы на самом минимальном уров-не5. Негативные последствия такой ситуации очевидны.
Что же государство? Может быть, оно взяло на себя все тяготы по воспроизводству квалификации этой категории работников? В советские времена была разработана и успешно функционировала система регулярной переподготовки и повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время государство и работодатели не уделяют должного внимания повышению квалификации. По расчетам Академии народного хозяйства при правительстве РФ, затраты работодателей (частные и государственные) на образование одного сотрудника за средний период его профессиональной деятельности сильно
4 Социально-экономическое положение Новосибирской области. Новосибирск: ФСГС, 2009. С. 77.
5 Там же.
2,2
33,6
□ Зарплата до 2 ПМ
□ Зарплата от 2 до 6 ПМ
□ Зарплата от 6 ПМ и выше
Рис. 2. Распределение численности занятых в Новосибирской области по ресурсному обеспечению воспроизводства человеческого потенциала в 2007 г., %
варьируют по видам экономической деятельности. Так, расходы на дополнительную подготовку учителя составляют 30-60 тыс. руб. При таких затратах на переобучение учительского корпуса, по мнению директора Центра экономики непрерывного образования Т. Клячко, немыслимо поднять качество обучения на тот уровень, который требуется стране. Для сравнения: в системе госслужбы на переподготовку одного служащего затрачивается 150-200 тыс. руб., в сфере малого бизнеса - от 50 тыс. руб. до 1,5 млн руб. Больше всего на подготовку работника уходит средств в среднем бизнесе -от 2,5 до 3 млн руб.6
Выделяются три группы стран по уровню развития человеческого потенциала: с высоким (более 0,8), средним (от 0,5 до 0,8) и низким (менее 0,5) индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). В первую группу входит около 50 наиболее развитых стран. Вторая, самая многочисленная, включает около 90 стран. Россия по рейтинговым оценкам входила в 2004 г. в первую двадцатку второй группы и занимала 65-е место среди 177 стран мира7. В 2005 г. Россия переместилась в первую группу стран, которая расширилась до 70, но при этом спустилась на две строчки рейтинга, заняв 67-е место8. Перемещение России в первую группу объясняется ростом ВВП на душу населения. Другие частные индексы внесли слабый вклад в эту динамику.
6 От обучения на всю жизнь - к обучению через всю жизнь (http:// www.strf.ru/Lfnf).
7 http://raiting.rbc. ru
8 Коммерсант. 2007. 28 ноября.
Региональные различия
Из стран бывшего СССР Россию опережают Литва, Эстония, Латвия (43-45-е места соответственно) и Белоруссия (64-е место). В Белоруссии был ниже уровень доходов, но выше продолжительность жизни и ниже доля неграмотных9.
Для большинства регионов Сибири характерна недостаточная ресурсная обеспеченность воспроизводства человеческого потенциала, что отражается на уровне его развития. По данным за 2004 г., только два сибирских региона (Томская и Омская области) имели ИРЧП выше среднего по России: соответственно 0,799 и 0,794. Томская область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу и электронному правительству, проводимом Мининформсвя-зи России и Институтом развития информационного общества. Красноярский край имел более высокие индексы дохода и душевого ВРП, но уступал по показателям средней продолжительности жизни населения и индексу долголетия. Самый высокий индекс образованности населения был зафиксирован в Новосибирской области, но она занимала более низкие позиции по индексу дохода и душевого валового продукта.
Наиболее бедственное положение наблюдалось в республиках Тыва, Алтай и Читинской области, которые занимали по индексу развития человеческого потенциала соответственно 79-, 75- и 76-е места в рейтинге регионов РФ. Одна из причин - сохранение высоких масштабов бедности населения (табл. 1).
Однако, несмотря на положительные тенденции последних лет, в 2007 г. доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, во всех регионах Сибирского федерального округа (СФО), за исключением Кемеровской области, была выше, чем в России в целом. При этом в половине регионов округа уровень бедности превышал 20%-ю отметку. Во всех субъектах СФО среднедушевые месячные доходы населения были ниже среднероссийского уровня. Только Красноярскому краю в 2007 г. удалось по этому показателю достичь уровня Федерации (табл. 2). Причем в республиках Алтай и Тыва
9 Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации //Социс. 2009. № 1. С. 35.
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие по регионам Сибири в 2004 г.
ВРП, Индекс дохода, доли ед. Ожи-дае-мая продолжи-тель-ность жизни, лет Индекс дол- Грамот- ность, % Доля учащихся в воз-рас- те 7- 24 лет, % Индекс обра- ИРЧП, Место в рей-тин-
Регион дол., ППС голе-тия, доли зова-ния, доли доли ед. ге ре-гио-
ед. ед. нов
РФ
Российская Федерация 9922 0,767 65,3 0,671 99,0 73,7 0,906 0,781
Томская область 12512 0,806 65,4 0,673 98,9 77,7 0,918 0,799 5
Новосибирская обл. 7519 0,721 65,6 0,676 98,8 79,3 0,923 0,773 16
Красноярский край 11466 0,791 63,6 0,643 99,0 72,4 0,901 0,779 13
Омская обл. 11945 0,798 65,7 0,678 98,7 74,5 0,906 0,794 7
Иркутская область 7756 0,726 60,8 0,597 99,1 74,1 0,908 0,744 51
Кемеровская область 9400 0,758 62,2 0,621 98,9 69,2 0,890 0,756 35
Республика Хакасия 6285 0,691 62,4 0,623 98,8 73,7 0,904 0,739 56
Алтайский край 4856 0,648 65,5 0,676 98,2 68,3 0,882 0,735 62
Республика Бурятия 6180 0,688 61,1 0,602 98,8 70,4 0,893 0,728 69
Республика Алтай 4494 0,635 61,1 0,602 98,3 73,2 0,899 0,712 75
Читинская область 5532 0,670 59,3 0,572 98,8 68,4 0,887 0,709 76
Республика Тыва 3125 0,574 56,5 0,525 99,1 73,1 0,904 0,668 79
Источник: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007 гг./Под ред. С. Н. Бобылева и А. Л. Александровой. М.: Весь Мир, 2007. С. 128-131.
Таблица 2
Уровень доходов и бедности населения в регионах Сибири, 2004-2007 гг.
Регион Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %
2004 2005 2006 2007 2004 2005 2006 2007
Российская Федерация 6410 8112 10196 12601 17,6 17,7 15,2 13,4
Сибирский ФО 5267 6680 8346 10286 - - - -
Республика Алтай 3419 4334 5470 6934 36,8 36,4 36,8 33,5
Республика Бурятия 4672 6044 7020 8892 38,3 32,6 29,7 24,4
Республика Тыва 3385 4099 4720 5817 47,3 45,3 41,3 35,9
Республика Хакасия 4441 5141 6367 7982 26,9 27,2 24,3 20,2
Алтайский край 3496 4580 6256 7438 31,3 25,4 19,8 20,7
Красноярский край 6408 7710 9640 12654 23,0 21,7 19,6 16,6
Иркутская область 5419 7041 8684 10078 29,2 21,6 19,3 18,5
Кемеровская область 6162 7813 9443 11700 16,3 13,0 11,7 11,0
Новосибирская область 4969 6650 8399 10317 25,7 21,9 20,7 18,2
Омская область 5427 6916 8993 11318 17,8 16,3 15,8 14,5
Томская область 6473 8076 9896 11890 18,8 16,6 14,6 13,6
Читинская область 4800 5887 7081 8212 28,8 26,2 23,8 23,2
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2008. С. 157-158, 178-179.
среднедушевые доходы населения были ниже величины минимального потребительского бюджета. Это говорит о том, что население этих республик не имеет возможности воспроизводить свой человеческий капитал даже на самом минимальном уровне за счет собственных ресурсов. Эти республики
представляют, по существу, зоны социального бедствия и истощения человеческого капитала.
В целом по стране повышение уровня жизни населения, происшедшее в последнее время, дало положительные результаты: с 2005 по 2007 гг. ожидаемая продолжительность жизни при рождении россиян увеличилась в среднем на 2,2 года, в том числе мужчин - на 2,5, а женщин - на 1,5 года. По Сибирскому федеральному округу это увеличение было более заметным и составило соответственно 3; 3,3 и 2 года10.
Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство человеческого потенциала (на уровне нынешних стандартов), средняя номинальная заработная плата должна быть повышена не менее чем вдвое, а в отраслях социальной сферы и сельском хозяйстве - в 5-6 раз.
Для закрепления положительных тенденций необходима целенаправленная социальная политика государства, в том числе ориентированная на сохранение и развитие национальных автономий. В докладе о развитии человеческого потенциала за 2006/2007 гг. говорится о том, что одним перераспределением федеральных ресурсов эту проблему решить невозможно. Нужны действенные институциональные механизмы стимулирования самих регионов. Кроме того, только сочетание экономического роста и распространения здорового образа жизни способно решить проблему низкой продолжительности жизни россиян.
Как повлияет финансовый кризис?
В настоящее время ситуация усугубилась вследствие глобального финансового кризиса и экономического спада. Продолжительность экономического спада продлится, по нашим оценкам, не менее 18 месяцев, а социальные последствия будут сказываться в течение более длительного времени. По характеру и силе возможных негативных социальных последствий можно выделить четыре периода.
В первой половине 2009 г. правительство РФ за счет государственных резервов будет способно выполнять свои
10 Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2008. С. 84-85.
социальные обязательства: финансирование приоритетных национальных проектов, индексация и регулярная выплата пенсий; гарантированная оплата труда в бюджетной сфере, финансирование антикризисных мер на рынке труда.
В этом направлении совместно с регионами разработана программа антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда. Каждый регион на эти цели получил от 200 до 400 млн руб. и более. Повышено, хотя и незначительно, пособие по безработице, организуется опережающее профессиональное обучение кадров по тем профессиям и специальностям, которые завтра могут быть востребованы на рынке труда. Тем самым создается, по выражению В. В. Путина, «платформа для посткризисного развития». России дается шанс в этот период заняться проблемой наращивания человеческого капитала.
Рассчитывать на сознательность работодателей и их перспективное мышление не приходится. Государство должно здесь играть ведущую роль. Вместо того чтобы поддерживать неэффективные финансовые структуры и предприятия, более целесообразно вкладывать средства в развитие человека, особенно молодежи.
По данным Министерства образования РФ, около 12% выпускников вузов не смогут найти работу. Это, прежде всего, специалисты в области экономики и другие гуманитарии, которых в последние годы был переизбыток. В связи с этим актуализируется вопрос о совершенствовании методики прогнозирования запросов рынка труда по отдельным специальностям и профессионально-квалификационным группам.
Организация общественных работ и временных рабочих мест облегчает положение отдельных безработных, но кардинально проблему безработицы это не решает: как правило, предлагается временная или сезонная малоквалифицированная работа по уборке улиц, озеленению, работа в социально значимых учреждениях, например, в здравоохранении. Длительная занятость на вторичном рынке труда может привести к деквалификации кадров. Тем не менее в период массового высвобождения рабочей силы она пользуется спросом у отдельных категорий граждан.
Во второй половине 2009 г. государственные резервы, направляемые на социальные нужды, на наш взгляд, будут исчерпаны, что может привести к замораживанию пенсий, заработной платы и социальных выплат, значительному росту безработицы, ощутимому снижению доходов населения, увеличению масштабов бедности. На первую половину 2010 г., скорее всего, придется пик социальных лишений, который будет характеризоваться ростом регистрируемой безработицы до 5-7%, а общей - до 10-15%, расширением масштабов бедности населения до 30-40%, «схлопыванием» среднего класса, уменьшением ожидаемой продолжительности жизни.
В конце января 2009 г. общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила в России 6,1 млн человек, или 8,1% экономически активного населения, а официально зарегистрированных - 1,7 млн человек, в том числе 1,4 млн человек получают пособие по безработице11.
Во второй половине 2010 г., вероятнее всего, произойдут стагнация и постепенный переход экономики к концу периода на траекторию посткризисного развития. Общий экономический рост, реализация системы мер, предпринимаемых правительством РФ и региональными властями, по сдерживанию безработицы и улучшению ситуации на рынке труда, приведут к повышению занятости населения, снижению безработицы, стабилизации и постепенному росту доходов населения.
В целом финансовый кризис и экономический спад усилят социальные риски:
• свертывание социальных программ;
• крах ипотечной жилищной программы;
• сокращение сегмента платного образования;
• спад социальной деятельности бизнес-организаций;
• всплеск преступности и общественного неповиновения, протестного поведения населения;
• рост социальной напряженности в обществе, потеря доверия к власти;
• массовое высвобождение рабочей силы.
11 http://www.gks.ru/bgd/free/b09_00/IssWWW.exe/Stg/d01/6-0.htm
Все это в совокупности может привести к откату социального развития не только Сибири, но и страны в целом до уровня конца 1990-х - начала 2000-х годов.
Как преодолеть социальные риски? Ответ очевиден - принимать превентивные меры.
Известно, что более половины молодежи в настоящее время обучается на платной основе, но в связи со снижением благосостояния населения во время кризиса не все из них смогут продолжить учебу. Правительство уже приняло ряд мер: увеличено число бюджетных мест, учебным заведениям разрешено переводить на очное обучение успешно обучающихся студентов, некоторые вузы снижают плату за обучение. К тому же правительство готово (пока на словах) предоставлять молодежи образовательные кредиты.
И наконец, самое главное, - необходимо создавать новые рабочие места. За счет чего? Китай, например, решает эту проблему за счет развития внутреннего рынка. Главный приоритет для Китая - развитие инфраструктуры села. А кто мешает России это сделать? Более четверти населения России проживает в сельской местности, где нет ни дорог, ни коммуникаций, ни развитой социальной инфраструктуры. Кто мешает в России создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса?
Приоритеты социальной политики и механизмы ее реализации
Вызовы времени диктуют необходимость смены курса государственной региональной социальной политики. Она должна способствовать тому, чтобы социальные выгоды от экономического развития Сибири получали не только федеральный центр и экономические агенты рынка, но и все население региона. Несогласованность социальной и экономической политики в 1990-е годы привела к тому, что основные национальные ресурсы были переданы в процессе приватизации в частные руки, что при отсутствии эффективной налоговой системы и механизма сбора налогов лишило государство ресурсов, необходимых для решения острых социальных проблем.
Основными приоритетами региональной социальной политики должны быть следующие.
1. Переход от экспортно-сырьевой экономики к инновационной как способ преодоления зависимости благополучия регионов от наличия природных ресурсов.
2. Опережающие инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и развитие человека.
3. Сбалансированное распределение социальной ответственности между государством, бизнесом и населением при ведущей роли государства в обеспечении минимальных социальных гарантий и взимании части природной ренты на реализацию крупных социальных программ. Ключевой задачей региональных властей является создание институциональных, ресурсных и организационных условий для реализации стратегии развития, а также мониторинг ее осуществления и достигаемых результатов.
4. Создание условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать себе социально приемлемый уровень жизни самостоятельно, что могло бы существенно снизить социальную нагрузку на бюджет. При этом принципиальное значение имеет значительное повышение оплаты труда, обеспечивающее достойный уровень жизни населения. Этому мог бы способствовать переход на новые, взаимоувязанные социальные стандарты, предполагающие согласование минимальной оплаты труда, пенсий, стипендий с прожиточным минимумом, величины пенсий - со средней зарплатой по стране; соответствие прожиточного минимума реальной стоимости жизни в Сибири. Это обеспечило бы социально приемлемый уровень жизни населения региона.
5. Компенсация государством воздействия неблагоприятных природно-климатических условий и территориальной оторванности населения Сибири от рекреационных и культурных центров страны.
6. Увеличение количества высокотехнологичных, а равно и высокооплачиваемых рабочих мест и мотивированности населения к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда вследствие расширения инновационного сегмента экономики.
7. Развитие институтов страхования социальных рисков на основе партнерства государства, бизнеса и населения.
Для сдерживания социального коллапса во время финансового кризиса предлагаются следующие меры.
♦ Усиление роли государства в экономической и социальной сферах.
♦ Изменение политики формирования и распределения доходов населения путем введения прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, превентивные меры по индексации пенсий и социальных пособий, повышение размера минимальной оплаты труда.
♦ Оптимизация распределения и использования природной ренты с учетом интересов государства, энергосырьевых компаний, территорий и населения.
♦ Сохранение курса на инновационное развитие страны, поддержка научных разработок в прорывных направлениях науки и техники.
♦ Концентрация интеллектуальной мысли на разработке антикризисных мер и поиске путей выхода страны на траекторию устойчивого развития.
♦ Срочные меры по стабилизации ситуации на рынке труда: переподготовка и переориентация высвобождающихся кадров на работу в отрасли, где последствия кризиса не столь велики; формирование региональных банков вакансий в целях повышения территориальной мобильности кадров.
♦ Всесторонняя поддержка социально уязвимых групп: пожилых, инвалидов, семей с малолетними детьми, а также молодежи. Молодое поколение, родившееся в середине 1980-х годов, не испытавшее на себе всех трудностей перестроечного периода, окажется не готовым к социальным лишениям. В условиях финансового кризиса нетрудоустроенная молодежь, лишенная из-за снижения уровня жизни возможности продолжать обучение на платной основе, станет наиболее проблемной и незащищенной группой. В совокупности с офицерами запаса, уволенными из армии в связи с сокращением Вооруженных сил, они составят «взрывоопасную» социальную группу, способную не только на протестное поведение, допустимое в рамках закона, но и на общественный взрыв. Среднее поколение, имеющее социальный опыт, приобретенный за годы радикальных либеральных реформ, будет наиболее подготовлено к преодолению трудностей.
Реализация такой социальной политики обеспечит социальное благополучие населения, адекватное вкладу Сибири в развитие России, увеличит ресурсную базу воспроизводства человеческого потенциала, будет способствовать интегриро-ванности Сибири в единое социально-экономическое российское пространство и формированию гражданского типа социальной конфигурации региона.