УДК 316.4.05
БЫЧЕНКО Юрий Григорьевич — доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, 158; [email protected])
ПИХТЕЛЁВ Алексей Михайлович — адъюнкт кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, 158;[email protected])
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОЦЕНКАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического социологического исследования «Развитие человеческого потенциала в оценках военнослужащих». Анализ социологического опроса свидетельствует, что развитие человеческого потенциала военнослужащих - результат не только повышения уровня жизни военнослужащих, но и роста качества оказания образовательных и здравоохранительных услуг, повышения социальной защиты, прогрессивных (социально значимых) изменений в системе труда и быта. Уточняются факторы торможения развития человеческого потенциала военнослужащих. В настоящее время в целом накоплен положительный опыт реализации факторов развития человеческого потенциала военнослужащих национальной гвардии России: осуществлены частичное повышение уровня жизни, модернизация системы образования, а также здравоохранения, существенно улучшаются условия труда и быта военнослужащих. Для решения основных проблем развития человеческого потенциала военнослужащих в перспективе необходимы устойчивое повышение реального денежного довольствия военнослужащих, системная модернизация качества трудовой жизни военнослужащих, принятие и реализация федерального закона «О социальном развитии воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации».
Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, национальная гвардия, военнослужащий, человеческий потенциал военнослужащих
В апреле 2016 г. в России создан новый социальный институт - войска национальной гвардии Российской Федерации. На протяжении 2 лет осуществлялись крупномасштабные реформы в создаваемых структурах: формировались динамично развивающиеся воинские соединения, расширялся парк информационно-технических машин, обновлялась военная техника, расширялся научно-образовательный потенциал, компьютеризировалась военно-профессиональная деятельность. Сегодня в системах национальной гвардии созданы образовательно-инновационные центры, научные роты, аналитические экспертные советы. Возникла необходимость в модернизации факторов, обеспечивающих развитие человеческого потенциала (физических и интеллектуально-образовательных способностей и потребностей) военнослужащих.
В новых условиях реализуется социальная программа, направленная на развитие человеческого потенциала военнослужащих. Если в первые месяцы становления института войск национальной гвардии основной акцент делался на создание исполнительных и административных организационных структур, модернизацию материальной и научно-технической базы, то в настоящее время поставлена задача социальной поддержки и развития потребностей и совокупных способностей военнослужащих национальной гвардии. В постановлении Совета Федерации Федерального собрания РФ «О состоянии и перспективах строительства войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу» указывается, что в ближайшей перспективе необходимо активизировать деятельность правительства, направленную на модернизацию факторов социального развития военнослужащих национальной гвардии. Для
достижения данной цели в проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусматривается выделение Росгвардии дополнительных бюджетных ассигнований не только на социальную защиту, но и на реализацию целевых социальных проектов модернизации системы образования, здравоохранения, культуры и быта воинских частей1. В последнее время в России идет реформирование системных факторов развития человеческого потенциала военнослужащих нацгвардии. Поэтапно внедрен инвестиционный проект модернизации образовательной и здравоохранительной социальной сферы воинских частей, обновлен комплекс социального обслуживания военнослужащих и членов их семей, реформирована система их социальной защиты. Осуществлен переход от целевого обеспечения социально необходимых минимальных стандартов потребления военных акторов служебно-трудо-вой деятельности к стратегии роста человеческого потенциала семьи военнослужащего, реализована монетизация социальных льгот. В целях реформирования социальной сферы воинских частей на основании федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»2 с 1 января 2012 г. существенно повышено денежное довольствие военнослужащих [Кудаев 2016: 23].
На современном этапе реализации социальных реформ, активизации процессов развития человеческого потенциала военнослужащих национальной гвардии необходима социологическая оценка реальных результатов данного развития. Для решения данной задачи в 2018 г. проведено социологическое исследование «Развитие человеческого потенциала в оценках военнослужащих». Методом анкетирования были опрошены 862 респондента (военнослужащие). Анкетный опрос проведен в воинских частях Тамбовской обл. - 276 чел. (32,0%), Саратовской обл. -292 чел. (33,9%), Ростовской обл. - 294 чел. (34,1%). Среди опрошенных 264 чел. (30,6%) - офицеры, 598 чел. (69,4%) - солдаты, сержанты и старшины, проходящие военную службу в системе национальной гвардии по контракту. Исследованные воинские части являются типовыми микрохозяйственными военными организациями национальной гвардии РФ. В условиях полной определенности генеральной совокупности, наличия алфавитных списков исследуемого состава военнослужащих применена случайная выборка: механический отбор каждого 6-го из общего алфавитного списка военнослужащих исследуемых воинских частей.
Категорию «развитие человеческого потенциала» мы применяем в классическом ключе - как результат реализации инвестиций в систему социально-экономических факторов: это уровень жизни, военно-организационные социально-экономические системы образования, здравоохранения, условия труда и быта военнослужащих. В конечном итоге развитие человеческого потенциала -это рост физических, интеллектуально-образовательных способностей, а также мотивационной культуры человека [Быченко 2009: 88].
Участники опроса связывают развитие человеческого потенциала не только с ростом уровня жизни, повышением эффективности образовательной и здравоохранительной системы военной организации (52,0%), но и с преодолением
1 Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О состоянии и перспективах строительства войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Доступ: http://docs.cntd.ru/document/555628979 (проверено 01.09.2018).
2 Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 18.07.2017). - Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Доступ: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07112011-п-306^^ (проверено 08.12.2017).
социальных проблем реализации военной службы (46,9%), созданием условий нормальной жизнедеятельности семьи военнослужащего (33,2%).
Представленные компоненты факторов развития человеческого потенциала в целом отражают методологию, принятую в современных научных источниках. Здесь факторы развития человеческого потенциала объединяются в 3 основные подсистемы: 1) рост уровня жизни акторов (оценка уровня обеспеченности акторов необходимыми для жизнедеятельности материальными, а также духовными благами) [Немоляев, Пихтелев 2017]; 2) реализация образовательной и здравоохранительной системы (оценка образовательного роста, восстановления здоровья работников [Ерохина 2007 : 123]); 3) социально значимые изменения в системе культуры труда [Баландина 2016: 39], быта и досуга (оценка трансформаций повседневной деятельности работников).
Таким образом, исследование развития человеческого потенциала военнослужащих воинских частей предполагает анализ четырех базовых социальных сегментов: это совершенствование уровня жизни, образовательно-профессиональное развитие, прогрессивные (социально значимые) изменения в системе труда и быта, ожидаемые социальные изменения военнослужащих.
Рассмотрим практику реализации факторов развития человеческого потенциала военнослужащих национальной гвардии на основе анализа данных проведенного социологического опроса.
1. В оценках уровня жизни военнослужащих национальной гвардии прослеживается устойчивая тенденция роста. 72,4% респондентов констатируют рост уровня жизни, повышение эффективности программ социального развития, рост материального благополучия семей военных. При решении материальных проблем военнослужащие ориентированы на обращение к представителям военной администрации. Новые демократические механизмы решения материальных проблем в системе национальной гвардии функционируют достаточно слабо. Так, только 3,5% военнослужащих решают социально-экономические проблемы через обращение в службу социально-психологической работы воинской части, 1,6% ориентированы на обращение в общественные организации. По сути, военнослужащие отмечают действие старого командно-административного механизма выявления, оценки и решения социальных проблем. Представители формальной военной администрации (командиры-руководители, а также представители прокурорского надзора и контроля) являются основными субъектами данной деятельности. Демократические механизмы социального контроля в воинских частях только зарождаются и действуют преимущественно в рамках формальной отчетной документации.
Рассмотрим непосредственную практику развития человеческого потенциала военнослужащих по параметру роста уровня жизни. С января 2012 г. в России была осуществлена монетизация социальных льгот военнослужащим всех силовых структур, существенно повысился уровень их жизни. Денежное довольствие военнослужащих в среднем повысилось в 2, а по некоторым категориям военнослужащих - и в 3 раза, военные пенсии повысились в 1,6 раза (произошел резкий скачек уровня жизни семей военнослужащих). При этом в последующие периоды существенной индексации денежного довольствия военнослужащим, пособий членам их семей не последовало. Последнее привело к приостановке роста качественных показателей уровня жизни военнослужащих. Данная гипотеза подтверждается результатами проведенного социологического исследования.
В целом военная социальная реформа положительно оценивается респондентами. 64% считают, что замена льгот денежными выплатами привела к существенному увеличению бюджета семьи военнослужащего. 66,8% военно-
служащих считают, что надбавки, осуществленные в 2012 г., поглотила инфляция. Реальной денежной индексации денежного довольствия респонденты не видят. 51,7% опрошенных считают, что материальное состояние семьи военнослужащего сегодня неуклонно продолжает ухудшаться. Большинство военнослужащих считают, что диспропорции в системе материального обеспечения снижают эффективность всей системы материального стимулирования акторов военных организаций национальной гвардии. В 2018 г. только 38,7% опрошенных полагали, что их заработная плата соответствует осуществляемой служебно-трудовой деятельности. 40,8% отмечают соответствие в некоторой мере, а 20,4% респондентов констатируют несоответствие заработной платы служебно-трудовому вкладу. Снижение эффективности трудовой мотивации не противоречит общему ожиданию роста материального обеспечения военнослужащих. Поэтому сохраняется достаточно высокий уровень оценки трудовой мотивации военной организации: 45,3% военнослужащих система служебно-трудовой мотивации устраивает, 37,6% респондентов она устраивает частично.
Таким образом, социальная реформа военной организации России в 2012 г. привела не только к существенному повышению материального довольствия военнослужащего, но и комплексному росту уровня жизни его семьи. Последующее замораживание экономической индексации материального довольствия постепенно обесценивает возросшее денежное довольствие военнослужащих. В последние годы проявляется постепенное и неуклонное снижение уровня жизни семей военнослужащих национальной гвардии, вследствие чего снижается эффективность служебно-трудовой мотивации акторов воинских частей. В 2018 г. резко возрастает значение традиционных (экономических) факторов служебно-трудовой мотивации.
84,0% респондентов определяют заработную плату, премии и дополнительные выплаты как основной фактор служебно-трудовой мотивации. Падает значение системы социально-экономических факторов служебно-трудовой мотивации. При этом 48,7% военнослужащих по-прежнему мотивированы на достижение военно-профессионального роста. 32,5% ориентированы на построение карьеры как основного социально-экономического фактора слу-жебно-трудовой мотивации. Существенно сокращается мотивационное значение социокультурных факторов служебно-трудовой деятельности. Только 19,3% респондентов считают самореализацию и трудовое творчество, а 16,7% военно-организационную культуру основными социокультурными факторами служебно-трудовой мотивации военнослужащего.
2. В оценках образовательно-профессионального развития наблюдается, с одной стороны, количественный рост образовательных и научно-инновационных программ в системах национальной гвардии, с другой - снижение качественных характеристик процессов образовательного развития, сохранение узости, формальности, практической оторванности целей, задач, технологий процесса информационного обучения субъектов военной организации. Практически все военнослужащие совмещают служебно-трудовую деятельность с общеобразовательным, а также военно-профессиональным развитием, приобретением новых навыков, формальным повышением собственной квалификации. 81,5% респондентов считают современными и эффективными процессы общего социально-образовательного развития акторов воинских частей. В то же время респонденты указывают на недостатки в узком военно-профессиональном сегменте развития военнослужащих: это отсутствие связи учебных программ с конкретным местом служебно-трудовой деятельности (39%), падение заинтересованности военнослужащих в повышении квалифи-
кации (33%), отсутствие действенных социальных и экономических факторов стимулирования профессионально-образовательной деятельности (27,2%), неэффективность подсистем военно-профессионального информационного образования (24,1%). Военнослужащие подчеркивают, что социально-образовательное развитие должно быть связано не только с акторами внутреннего социума воинских частей, но и с субъектами ее внешней социальной среды. Так, в частности, респонденты выделяют проблемы, связанные с социально-образовательным развитием членов семьи военнослужащего (28,2%), неэффективной работой воинских частей с учащимися школ, ориентирующимися на военно-профессиональный выбор и планирующими поступление в военные институты (33,6%).
Таким образом, в воинских частях национальной гвардии расширяется комплекс социально-образовательного и военно-профессионального развития. Последнее характеризуется двойственными процессами. С одной стороны, в целом повышается уровень формального (документально декларируемого) профессионализма военнослужащих. С другой стороны, сохраняется оторванность целевых образовательно-профессиональных программ от потребностей военно-профессиональной практики, по-прежнему применяются схоластические формы базовой и промежуточной информационной подготовки и переподготовки военных специалистов. Большинство военнослужащих на практике не могут эффективно осуществлять работу с информационными потоками, современная информационная техника используется в ограниченном режиме, что не позволяет ее оптимально применять. В итоге военнослужащие не подготовлены к современной деятельности по сбору, ранжированию, анализу, систематизации профессиональной информации, информационно-образовательной адаптации, имеют затруднения в процессе диагностирования информационных процессов внешней и внутренней среды воинской части. Система оценки и контроля образовательных процессов в воинских частях ориентирована на диагностику роста общих военно-профессиональных знаний и умений, отсутствуют эффективные стимулирующие социальные и экономические факторы информационно-профессионального роста профессионального потенциала военнослужащих. Социально-образовательное развитие военнослужащих имеет узконаправленное проявление: формально разрабатываются внешние социально-образовательные проекты для военнослужащих-контрактников (при этом акторам не созданы ни временные, ни экономические, ни административные условия для получения внешнего дополнительного гражданского образования без отрыва от осуществления непосредственной служебно-тру-довой деятельности), социально-образовательное развитие оторвано от процессов образовательного развития других членов семей военнослужащих, не осуществляется эффективная образовательно-воспитательная, а также шефская деятельность с учащимися школ как потенциальными представителями будущего пополнения рядов современных воинских частей России.
3. Существенно повышается оценка практик развития военнослужащих по параметру прогрессивных (социально значимых) изменений в системе труда и быта. По данной системе устойчиво сохраняется положительная динамика. Анализ ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете качество трудовой жизни военнослужащих?» - показал, что военнослужащие в целом удовлетворены изменениями в системе трудовой жизни, 25,8% респондентов качество трудовой жизни оценивают на «отлично», 37,6% - на «хорошо».
Недостатки данной системы заключаются в жесткой, ограничивающей свободу и творчество излишней тотальной регламентации трудовой жизни, сохранении постоянных стрессовых ситуаций на работе, в косности и заорганизо-
ванности системы охраны служебно-трудовой деятельности военнослужащих, неэффективности профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья.
В то же время подавляющее большинство военнослужащих высоко оценивают изменения в сфере здравоохранения в воинских частях. Системные мероприятия по поддержанию здоровья военнослужащих получили высокую оценку респондентов: 91,4% считают данную систему эффективной. В качестве основных недостатков в сфере социальных услуг здравоохранения указывается недостаточное оснащение медицинских учреждений новейшим лечебным и диагностическим оборудованием, слабый контроль руководства медицинских учреждений за работой врачей.
По-прежнему сохраняются существенные проблемы в системе качества бытового обслуживания семей военнослужащих. В целом все семьи военнослужащих обеспечены жильем, но оно не всегда соответствует определенным законом параметрам и требованиям. 42,2% военнослужащих имеют проблемы с качеством жилья (согласно требованиям законодательства). Их семьи нуждаются в улучшении условий проживания. 25,9% военнослужащих не имеют оперативного доступа к транспорту (для проезда от места жительства до места служебно-трудовой деятельности). 21,1% респондентов указывают на необеспеченность их детей местами в детском саду по месту проживания, 15,1% - на плохие общие бытовые условия (условия отдыха, организация досуга, бытового обслуживания).
Таким образом, развитие условий труда и быта военнослужащих национальной гвардии можно охарактеризовать как положительно осуществляемый процесс. В целом динамика положительная, но имеются существенные пробелы и недостатки. Устранение последних связано с внедрением социальных паспортов развития воинских частей РФ. В рамках данных социальных паспортов уместно разработать требования по направлениям и срокам реализации социального развития военнослужащих, конкретные планы, а также формы контроля их выполнения, уточнить федеральные, региональные, внутриорганизационные источники финансирования, методы учета, оценки, анализа систем труда и быта военнослужащих, диагностики состояния социальной сферы воинских частей и соединений.
Проанализировав итоги проведенного исследования, необходимо отметить положительную общую тенденцию, определяющую процесс развития человеческого потенциала военнослужащих национальной гвардии России: рост уровня жизни, образовательно-профессионального развития, прогрессивные изменения в системе труда и быта. В целом повышается материальное обеспечение, модернизируется система здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой и бытовой жизнедеятельности военнослужащих. При этом развитие человеческого потенциала на практике в целом не направлено на решение всех проблем воинских частей России. С одной стороны, оно определяет социальные условия оптимизации хозяйственной, административной деятельности военнослужащих, с другой - предполагает постоянное обновление государственных технологий его реализации.
В России выявлены неоднозначные процессы развития человеческого потенциала военнослужащих. На начальном этапе военной реформы (2012 г.) произошел существенный рост денежного довольствия, повысился уровень жизни военнослужащих, активизировались процессы профессионального развития акторов военно-профессионального труда, возросла эффективность практик служебно-трудовой деятельности. Приостановка финансирования социальных реформ, замораживание заработной платы военнослужащих, отказ от дальней-
шей модернизации систем образования, здравоохранения, социокультурного сектора воинских частей определило существенное замедление процессов развития человеческого потенциала военнослужащих России. Данная негативная тенденция привела к приостановке роста эффективности служебно-тру-довой деятельности военнослужащих, а в перспективе может способствовать формированию факторов ее снижения. В современных условиях необходимо решать основные проблемы развития человеческого потенциала военных организаций через внедрение таких оптимизирующих механизмов, как 1) разработка и реализация социальной программы устойчивого повышения реального денежного довольствия военнослужащих; 2) системная модернизация качества трудовой жизни военнослужащих; 3) принятие и реализация федерального закона «О социальном развитии воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации», включающего в себя как минимум два раздела: направления модернизации государственной социальной политики по обеспечению социального развития воинских частей и положения по разработке, внедрению и контролю соблюдения социальных паспортов развития воинских частей РФ.
Список литературы
Баландина Т.М. 2016. Механизм комплексного развития инновационной организационной культуры. — Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей. Новосибирск: Изд-во НВИВНГРФ.
Быченко Ю.Г. 2009. Регулирование процессов развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития. - Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 4. С. 87-91.
Ерохина Н.А. 2007. Социальная оценка персонала в условиях совершенствования системы управления организацией. - Вестник Поволжской академии государственной службы. № 12. С. 122-127.
Кудаев А.В. 2016. Этапы развития системы социальной защиты военнослужащих России. — Профессионализм военнослужащего: стратегия и перспективы развития в современной России: сборник научных статей. Саратов: Наука.
Немоляев В.В., Пихтелев А.М. 2017. Конструирование социально-профессионального развития офицеров национальной гвардии России. - Вестник Поволжского института управления. № 3(17). С. 95-101.
BYCHENKO Yuriy Grigor'evich, Dr.Sci. (Soc.), Professor; Professor of the Chair of Humanities and Social Sciences, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (158Moscovskaya St, Saratov, Russia, 410012; [email protected])
PIKHTELYOV Aleksei Mikhailovich, postgraduate student at the Chair of Humanities and Social Sciences, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (158 Moscovskaya St, Saratov, Russia, 410012;[email protected])
HUMAN DEVELOPMENT IN THE MILITARY PERSONNEL'S ASSESSMENTS
Abstract. The paper presents the results of the empirical sociological research «Human Potential Development in the Evaluation of the National Guard Troops Servicemen of the Russian Federation». The analysis of the sociological survey
shows that the development of the human potential of servicemen is not only the result of an increase in the standard of living of servicemen, but also of an increase in the quality of educational and health services, increase of social protection, and progressive (socially significant) changes in the labor and welfare system. The factors that hamper the development of the human potential of military personnel are clarified.
The authors make a conclusion that at present there is a generally accumulated positive experience in the implementation of human development factors for the National Guard servicemen of Russia. It is a partial increase in the standard of living, modernization of the education system and health care and working conditions and significant improvement of the life of military personnel. To solve the basic problems of the development of human potential of servicemen the authors propose: 1) a steady increase in the real monetary allowance of servicemen; 2) systemic modernization of the quality of working life of military personnel; 3) the adoption and implementation of the Federal Law «On the Social Development of Military Units of the National Guard Troops of the Russian Federation».
Keywords: human potential development, National Guard, serviceman, human potential of servicemen
УЗЮМОВА Наталья Владимировна — аспирант департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
предварительная адаптация новых сотрудников как фактор социальной эффективности корпоративной культуры
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния корпоративной культуры организации на социальную эффективность адаптации новых сотрудников. Особое значение в данном процессе играет предварительная адаптация. Автор рассматривает теоретические аспекты данной проблематики, формулирует собственное определение социальной эффективности управления адаптацией новых сотрудников и предлагает критерии ее оценки. Статья также содержит результаты эмпирического исследования, проведенного автором.
Ключевые слова: адаптация новых сотрудников, корпоративная культура, социальная эффективность управления корпоративной культурой
Повышение конкурентоспособности российской экономики и социально-инновационного потенциала общества в целом возможно только в условиях высокой социальной эффективности на каждом из уровней организации общества. Между тем еще не сформирована устойчивая, принимаемая большинством методика оценки эффективности управленческой деятельности, в т.ч. при адаптации сотрудника на новом рабочем месте. Данная ситуация характерна даже для крупных международных компаний, текучка кадров в которых оборачивается значительными потерями. Одним из возможных решений является развитие такой корпоративной культуры организации, которая способствовала бы наиболее эффективной социальной адаптации сотрудников. Рассмотрим такие аспекты более подробно.
Корпоративную культуру компании можно охарактеризовать как «комплекс разделяемых всеми поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, которые организация создает по мере того, как она учится преодолевать препятствия внутреннего и внешнего характера на пути к процветанию» [Oden 1997: 32].
Наибольший интерес к культуре как методу непрямого управления существует в компаниях, работающих в сфере интеллектуальных услуг, где изменчи-