Развитие
человеческого
капитала:
институциональное проектирование
Продолжение. Начало в №1
о х х
5
X
Сергей Кристиневич,
доцент кафедры экономической теории Брестского государственного технического университета, кандидат
экономических наук
Учитывая многоаспектность и полифункциональность сферы человеческого капитала (ЧК), возникает необходимость проведения анализа на уровне предельно общих категорий, что дает возможность избежать частных моментов его развития, поверхностности и излишней дискриптивности, при этом повысить объективность, достоверность и обоснованность полученных выводов. Наличие общих характеристик в исследуемой области позволяет выделить институциональный кластер развития человеческого капитала по следующим признакам:
■ по потребительским свойствам: квазиобщественное благо;
■ по субъектам: государство, фирмы, домохозяйство;
■ по типу связей: общие системообразующие институты;
■ по области приложения: человеческий капитал;
■ по функциональному назначению: развитие человеческого капитала.
С позиций потребительских свойств любой экономический институт можно рассматривать как общественное благо. В нашем случае, исследуя поэлементно сферу развития человеческого капитала (образование, здравоохранение и др.), можно заключить, что институциональный кластер состоит из институтов, обладающих характеристиками квазиобщественных благ. Выделение
Институты Причина потери институциональной эффективности Субъект институциональной политики Возможные направления по повышению институциональной эффективности
(и г 2 Инвестирование в человеческий капитал Несоответствие содержания института требованиям национальной модели и глобальным тенденциям развития экономики Государство + частный сектор Государственно-частное партнерство
& а о о о Государственное регулирование сферы развития человеческого капитала Бремя завышенных обязательств со стороны государства Государство Распределение ресурсов и рисков между государством и фирмами
<и тс и и Динамичность нормативных актов Высокая скорость изменений формальных институтов вызывает увеличение Государство Стабилизация законодательства
трансакционных издержек
Непрерывное образование Не обеспечивает необходимое создание кадрового потенциала инновационного Государство + частный сектор Национальная система стандартов
развития экономики
а» 3 Система многоканального финансирования,
1-и включая субсидии, грантовую поддержку, кон-
Т Финансирование науки и образования Недостаточное развитие и использование рыночных инструментов финансирования Государство + частный сектор тракты «человеческий капитал» (выплата процентов от будущих доходов), налоги на будущие заработки выпускника, определяемые доходом схемы выплат по кредиту, именные займы, индивидуальные образовательные счета и др.
данного признака обусловлено тем, что эти институты имеют как свойства общественного блага (высокая социальная значимость, низкая инвестиционная привлекательность, внешний эффект от потребления, высокие издержки рыночной координации), так и частного. Кроме того, их эффективность обусловливает не только индивидуально ориентированный результат, но и общественный. Отсюда следует, что бремя по повышению институциональной эффективности развития человеческого капитала может быть распределено между субъектами институционального предпринимательства: государством, фирмами, домохозяйствами.
Содержание институционального кластера подразумевает выделение в его структуре системообразующих и частных институтов. Первые характеризуют устоявшуюся систему отношений по всем элементам кластера, тем самым выступая объектом институциональной политики и передаточным механизмом воздействия на вторых, вторые -только по отдельным элементам кластера.
Существование полиаспект-ности и многогранности экономических отношений в сфере развития человеческого капитала обусловливает невозможность детального описания и всестороннего учета отношений в рамках
исследуемого институционального кластера. Исходя из этого, выделим системообразующие институты развития ЧК и некоторые частные для Республики Беларусь (табл. 1).
Институт инвестирования в человеческий капитал представляет собой сложившуюся устойчивую систему социально-экономических отношений между субъектами институциональной политики, проявляющуюся в форме стандартов поведения, стереотипов мышления, правил и механизмов принуждения к исполнению этих правил по поводу инвестиционной стратегии развития ЧК. Данный институт
в условиях Республики Беларусь может быть охарактеризован как латентно неэффективный, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, из-за существования завышенных финансовых обязательств со стороны государства; во-вторых, как следствие первого, из-за принципа «остаточного финансирования» сферы развития человеческого капитала.
Институт инвестирования, являясь системообразующим в институциональном кластере, определяет неэффективность его отдельных элементов (частных институтов): содержание образования в соответствии с текущими и перспективными потребностя-
Источник финансирования
Страна Производство Госбюджет Зарубежные источники Другие национальные источники
Республика Беларусь 30 64 4 1
Германия 68 28 4 0
Финляндия 67 25 7 1
Швеция 66 24 7 3
Дания 60 28 10 3
Бельгия 60 25 12 3
Словения 59 34 6 1
Чешская Республика 57 39 3 1
Франция 52 38 7 2
Нидерланды 51 36 11 1
Великобритания 45 32 17 6
Венгрия 43 45 11 1
Латвия 33 58 8 2
Польша 33 57 7 3
Болгария 28 64 8 1
Литва 26 54 14 6
Таблица 1.
Элементы
институционального
кластера развития
человеческого
капитала
в Республике
Беларусь
Источник:
собственная
разработка
Таблица 2. Структура затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования в Республике Беларусь и некоторых странах ЕC (2006 г.), %
50,0 6,9 ■ 14,3 9,1 19,7
48,6 12,1 12,7 7,5 19,1
51,5 10,5 11,9 | 7,6 18,5
58,7 5,1 ^юц ■ 6,3 17,5
64,8 1,9 9,8 ■ 6,9 16,6
45,7 0,9 38,6 1 5,3 9,5
Средства бюджета (средства бюджета и бюджетные ассигнования на содержание вузов)
Средства внебюджетных фондов
Собственные средства научных организаций
Средства иностранных источников
Средства других организаций
О X X
5
X
Рис. 1.
Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования [2]
ми рынка труда, обновление материальной базы, существование исследовательских университетов, оплата труда преподавателей, грантовая поддержка, система образовательных кредитов и т.д.
Результатом потери эффективности формирующегося института финансирования науки и образования (частного по отношению к институтам инвестирования в человеческий капитал и государственного регулирования сферы развития ЧК) выступает снижение качества создаваемых в этом секторе продуктов и услуг.
0,40
0,35
0,30
0,39 0,37 0,38 0,38 0,35
0,32 0,31
2004 2005* 2006 2007 2008* 2009
Рис. 2.
Ассигнования на науку из средств республиканского бюджета к ВВП [3] * Данные уточнены по сравнению с опубликованными ранее
Значительная проблема, выделяемая в системе образования и научной сфере, - традиционное недофинансирование, характеризующееся диспропорциональностью и принимающее институционализированные формы. На существование и устойчивость данного явления, неадекватность структуры финансирования указывает диспропорциональность затрат: если в высокотехнологичных странах львиная доля финансовых ресурсов приходится на собственные средства компаний, то в Беларуси основная часть финансового бремени ложится на бюджет (табл. 2, рис. 1). Причем
наметилась тенденция сокращения удельного веса финансирования из иностранных источников.
Объемы финансирования науки иллюстрируют рис. 2 и 3.
Существующий институт финансирования науки и образования по нисходящей причинной связи кроме формирования низкокачественного человеческого капитала порождает ряд сопутствующих проблем:
а) неадекватный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, подрывающий основы академического поведения и распространяющий институт репетиторства;
б) физический и моральный износ материально-технической базы (инженерные специальности), ориентирующий на обучение по устаревшим или уже не использующимся в мировой практике технологиям;
в) рассогласованность целей на различных уровнях институциональной системы развития человеческого капитала сопровождается проблемой накопления и сохранения национального человеческого капитала. Суть
ее сводится к противоречию между целевыми функциями макроэкономической политики. Выравнивание торгового баланса Беларуси предполагает наращивание экспорта образовательных услуг, что обусловливает стимулирование притока иностранных студентов. Стоимость обучения для них значительно выше, чем для граждан нашей страны, что, естественно, предполагает гарантию определенного «социального пакета» (в виде, например, мест в
общежитии) со стороны принимающего вуза для первых. Последнее выступает значительным ограничением доступа к образованию, особенно для иногородних выпускников и выпускников сельских школ Беларуси.
Институт непрерывного образования, находясь на стадии формирования в нашей республике, требует создания системы национальных стандартов, адекватных требованиям перспективной модели белорусской экономики. Результатом эффективного функционирования указанного института является не только развитие человеческого капитала, но и возможность быть потребителем продуктов современного технологического прогресса. Субъекты, не попадающие в этот сегмент, остаются за границей его распределения, оказываясь в маргинальной зоне.
Рассмотренные системообразующие институты (инвестирования в человеческий капитал и государственного регулирования данной сферы) и частные (непрерывного образования, финансирования науки и образования) требуют приложения действенных политических инструментов. Кроме того, потери эффективности связаны с функционированием института динамичности нормативных актов, который основывается на положении, что высокая скорость изменений формальных институтов вызывает увеличение трансак-ционных издержек. Приведенные данные свидетельствуют об активной институциональной динамике в основных человекоформирующих отраслях (табл. 3).
Представленная институциональная динамика проявляется во множественных изменениях и дополнениях, принимаемых к нормативно-правовым актам, регламентирующим развитие человеческого капитала. Выявленные потери в этой сфере обусловливают необходимость нивелирования наблюдаемого в Республике Беларусь институционального провала на основе механизма институционального проектирования.
Последовательная и системная экономическая политика предполагает внесение в конкретный институциональный проект поправок на тип институциональной матрицы и ценностно-ментальные особенности общества. Таким образом, институциональный проект развития ЧК должен учитывать:
■ зависимость от предшествующей траектории развития (path dependence);
■ степень комплементарности трансплантируемых институтов, предусматривающую рациональную последовательность институциональных изменений;
■ формирование институциональных ожиданий, стимулирующих развитие человеческого капитала;
■ согласованность с ресурсными и технологическими ограничениями.
Прежде чем описывать содержание, особенности и детерминанты институциональной матрицы Республики Беларусь, следует определиться с используемым категориальным аппаратом. Под этим термином понимают устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер -экономической, политической и идеологической [6]. Теория институциональных матриц выделяет в общественной структуре институты, существующие независимо
от культурного контекста, вне цивилизационно обусловленных форм, в которых они реализуются на разных этапах исторического развития.
Используя в качестве теоретико-методологической основы теорию институциональных матриц [7], теорию раздаточной экономики [8], существующие подходы и разработки в области формирования институциональной структуры отечественной экономики [9], представим компаративный анализ системы базовых институтов белорусской институциональной матрицы и базовых институтов современной рыночной экономики (табл. 4).
Представленная в общем виде институциональная матрица детерминирует имманентные ей дисфункциональные институты развития человеческого капитала. В приложении к Республике Беларусь предлагаемая траектория институциональных изменений должна основываться на внедрении института государственно-частного партнерства (ГЧП) в человекоформирующую сферу - институционально и организационно оформленное взаимодействие на выгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и социально значимых проектов и программ [10].
Объективной причиной возникновения институтов ГЧП в сфере развития человеческого капитала должен выступить факт
1,00
0,80
0,60
0,96*
0,61 0,63 0,68 0,66 0,75 0,65
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
завышенных финансовых обязательств со стороны государства и, как результат, неадекватное и несвоевременное финансирование человекоформирующих отраслей.
Предпосылками внедрения института ГЧП в Республике Беларусь могут быть:
■ курс на либерализацию;
■ дефицит государственных финансовых ресурсов;
■ высокая степень мобильности бизнеса, быстрота принятия решений, использование технических и технологических изменений;
■ содержание институционального кластера, состоящего из институтов, обладающих характеристиками квазиобщественных благ.
ГЧП позволяет избежать как недостатков прямого государственного регулирования, так и провалов рынка.
Основными признаками ГЧП являются:
■ средне- и долгосрочный характер отношений;
■ представительство сторон государства и частного сектора;
■ фиксация отношений (контрактная форма);
Наименование Изменения и дополнения Таблица 3.
нормативного акта 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Институцио-
Закон «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007 г. • • • • • • • • • • • нальная динамика в основных
Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.2005 г. • • • человеко- формирующих сферах Республики Беларусь
Закон «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. • • • • • • • • • • Источник: составлено автором
Закон «Об образовании» от 21.10.1991 г. • • • • • • • • • • на основе данных
Закон «Об основах государственной научно- технической политики» от 19.01.1993 • • • [4, 5]
Закон «О научной деятельности» от 21.10.1996 г. • • •
Рис. 3.
Внутренние
затраты
на научные
исследования
и разработки,
в % к ВВП [3]
* Ростзатрат
произошел за счет
капитализации
результатов
НИОКР РУП
«Белорусский
металлургический
завод»
Таблица 4. Компаративный анализ базовых институтов институциональной матрицы Республики Беларусь и базовых институтов современной рыночной экономики Источник:
разработано автором на основе [7-9]
о х
X
5
X
Содержание Рыночная экономика Критерий Республика Беларусь Содержание
Предполагает закрепление обособленных объектов во владении отдельных лиц, групп лиц или организаций, использующих эту собственность в соответствии со своими интересами. При частной собственности взаимодействия между хозяйствующими субъектами осуществляются самостоятельно и регулируются законами рынка Частная собственность Форма собственности Институт государственной собственности Государство, являясь владельцем основных ресурсов, несет ответственность за их использование в интересах всего общества, задает и опосредует экономические связи
Преобладают организации, создаваемые частными лицами с целью получения прибыли на рынке Частные Формы организации Государственная Учреждается республиканскими или местными органами государственной власти, обеспечивающими ее всеми необходимыми производственными ресурсами, при этом вся хозяйственная деятельность полностью регулируется государством
Все хозяйствующие субъекты являются самостоятельными и между ними формируются горизонтальные отношения на основе контрактов (договоров) Контрактная (договорная) модель Модели управления Административная модельуправ-ления Характеризуется иерархическим устройством, при котором нижестоящие звенья управления находятся в прямом подчинении вышестоящего звена, концентрирующего в своем распоряжении финансовые и материальные ресурсы
Частно-контрактные организации Тип организации Государственно-административные организации
Конкуренция Механизмы функционирования организаций Государственный план
В соответствии с условиями контрактов Финансовый механизм Нормативный порядок
Цена Виды сигналов Жалобы
Преобладающие неформальные институты
Сложный утилитаризм Слабость трудовой этики
Инициативность Одобрение бедности
Индивидуализм Коллективизм
Симбиоз консерватизма с инновационностью Традиционализм
Либерализм Государственный патернализм
Личностная реализация Мобилизационное сознание
■ совместное объединение ресурсов для осуществления деятельности;
■ распределение рисков, расходов и результатов между сторонами в соответствии с объемами их участия в реализации проекта.
Мотивация участия в партнерстве частного сектора:
■ наличие экономических и неэкономических выгод;
■ получение конкурентных преимуществ;
■ распространение информации о компании в среде потребителей продукции и услуг;
■ обеспечение доступа к государственному финансированию и государственной инфраструктуре [11].
Так, например, регулирующая и координирующая функция института ГЧП в сфере образования может реализовываться посредством механизмов:
■ в сфере управления имуществом и инвестиционной деятельности;
■ в области экономической поддержки учреждений образования;
■ в управлении содержанием образования;
■ в научно-исследовательской и научно-практической деятельности [11].
Содержание механизмов ГЧП в сфере образования и область применения отображены в табл. 5.
Достижение высокого качества образования наряду с тенденцией всеобщего охвата им возможно при симбиозе государственных целей и опыта хозяйствования, ответственности бизнеса.
Таким образом, система институциональных изменений, содержащая цели, методы, механизмы развития человеческого капитала, основанные на принципах последовательности, целенаправленности, взаимосвязи и взаимообусловленности, может быть представлена в виде концепции институционального проектирования развития чело-
веческого капитала в Республике Беларусь, структура которой предполагает последовательную реализацию трех этапов.
1-й - цель и принципы. Содержит анализ существующей институциональной системы в этой сфере, позволяет выделить системообразующие элементы институционального провала, обосновать причины дисфункциональ-ности институтов, сдерживающих развитие человеческого капитала; определяет цель и принципы его институционального проектирования, включает компаративный анализ базовых институтов белорусской институциональной матрицы и современной рыночной экономики, что позволяет корректировать проект с учетом ценностно-ментальных особенностей.
2-й - направления, методы и механизмы. Включает обоснование траектории, методов и механизмов институционального проекта развития человеческого капитала.
Наименование механизма Область применения
Механизмы в сфере управления имуществом и инвестиционной деятельности • Сдача объектов недвижимого имущества в аренду для аутсорсинга неосновных видов деятельности. • Передача объектов недвижимого имущества в концессию. • Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества на основе инвестиционного контракта. • Реализация инвестиционных проектов на основе договора аренды. • Участие в создании новых юридических лиц.
Механизмы в области экономической поддержки учреждений образования • Передача имущества, поддержка и модернизация образовательной инфраструктуры в рамках согласованных с компанией проектов. • Стипендиальная и грантовая поддержка студентов, аспирантов, сотрудников. • Создание целевого капитала. • Образовательное кредитование.
Механизмы в области управления содержанием образования • Совместные образовательные проекты (учебные программы, конференции, семинары). • Участие профессорско-преподавательского состава в корпоративных образовательных программах. • Заказы на подготовку специалистов. • Проекты в области издательской деятельности. • Создание образовательных центров или иных образовательных структур, направленных на осуществление программ в области подготовки или переподготовки собственных и иных кадров.
Механизмы в области научно-исследовательской и научно-практической деятельности • Совместные исследовательские проекты. • Создание совместной научной лаборатории (кафедры) для осуществления научной и научно-технической деятельности. • Создание институциональных структур, содействующих развитию деятельности в области науки и инноваций (научно-исследовательские центры, технопарки и т.д.).
3-й - оценка эффективности институционального проекта. Рассматривает возможные выгоды и издержки при реализации институционального проекта, сценарии ожидаемой результативности, типологию компенсаторных механизмов, обоснование методической схемы мониторинга.
Количественную оценку реализуемому институциональному проекту позволяет дать анализ в системе «выгоды - издержки». Их виды, сопутствующие осуществляемому изменению институтов, выделены нами на основе [12], причем система выгод имеет природу долгосрочного характера.
Оценка результативности институционального проекта позволяет рассматривать три сценария: наличие положительного эффекта, отрицательного или же его отсутствие.
Немаловажным элементом, прямо влияющим на успешность проводимых изменений, является действенность компенсационных инструментов. Степень противодействия со стороны экономических и политических агентов, утративших выгоды после проведения реформ, определяется в зависимости от характера компенсаций. Вопрос об их размерах может решаться, по крайней мере, в двух плоскостях:
■ во-первых, сравнением объема компенсаций и прироста выгоды от проводимых измене-
ний: если первые превышают последние, то реформа лишена экономического смысла;
■ во-вторых, институциональный проект становится осуществимым, если он допускает псевдо-Парето-улучшение, то есть прирост выгоды, которую ожидают получить субъекты институциональных изменений. Ее должно хватить для обеспечения приемлемой компенсации лишь для тех групп, которые в состоянии эффективно препятствовать такому изменению. Потери других экономических и политических агентов не принимаются во внимание [13].
Приведенная в концепции типология компенсаций не ограничивается последним аспектом и позволяет учитывать интересы различных субъектов.
Завершающим этапом реализации институционального проекта, согласно представленной концепции, является осуществление мониторинга с целью поддержания эффективности институтов развития человеческого капитала. Проведение мониторинга может производиться по следующей методической схеме. Теоретический этап: ■ формулировка цели и задач мониторинга;
Выгоды
В1 - снижение трансакционных издержек;
В2 - выгода от существования эффективных правил;
В3 - выгода от внедрения нового института;
В4 - выгода агента от принятия варианта решения;
В5 - выгода государства от следования другими
экономическими агентами принятой норме;
В6 - выгоды других агентов от следования новой норме;
В7 - выгода от эффективного использования ресурсов;
В8 - выгоды от эффективного использования
человеческого капитала.
Издержки
С1 - издержки активизации альтернативных институтов;
С2 - издержки компенсации;
С3 - издержки дисфункции института;
С4 - краткосрочный рост трансакционных издержек;
С5 - издержки политического решения;
С6 - издержки механизма принуждения;
С7 - издержки экономических агентов
от следования вводимой норме;
С8 - издержки технической реализации.
Выгоды >издержек Положительный эффект
Выгоды <издержек Отрицательный эффект
Выгоды = издержкам Отсутствие эффекта
Таблица 5. Содержание механизмов ГЧП в сфере образования Источник: [11]
Рис. 4.
Оценка институционального проекта в системе «выгоды -издержки» Источник: собственная разработка
■ разработка статистического инструментария (выбор показателей);
■ правовое обеспечение мониторинга (утверждение инструментария).
Статистический этап:
■ сбор данных;
■ стандартизация показателей;
■ расчет интегральных показателей.
Оценочный этап:
■ оценка состояния внедренных институтов развития;
■ интерпретация оценки [14]. Осуществление мониторинга
позволит поддерживать эффективность институтов развития человеческого капитала и своевременно нивелировать возникающие дисфункции посредством управляемых воздействий со стороны субъектов институциональных изменений.
Литература
I. Шимов В.Н. Теоретические и практические аспекты структурной трансформации экономики Беларуси: посткризисный контекст // Белорусский экономический журнал. 2010, №2. С. 4-19.
2.О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2007 г.: Аналитический доклад / А.Н. Коршунов [и др.]. - Мн., 2008.
3.Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2009: Стат. сб. - Мн., 2010.
4. Правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://minzdrav.by/ med/íbp/íbp_l íst.php?p rg=2.
5. Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www.pravo.by/WEBNPA/text. asp?RN=V19302105.
6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - М., 2001.
7. Теория институциональных матриц. Электронный ресурс: http://www.kirdina.ru/book/tree.shtml.
8. Бессонова О.Э Раздаточная экономика России. Эволюция через трансформации. - М., 2006.
9. Дорина Е.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: БГЭУ. - Мн., 2007.
10. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009, №3.
C. 17-34.
II. Методические рекомендации для учреждений высшего профессионального образования по использованию механизмов ЧГП / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. - М., 2010.
12. Hardin R. Institutional Knowledge and the Role of Institutions // Доклад на конференции ISNIE'99, The 3rd Annual Conference of the International Society for New Institutional Economics, September 16-18, 1999, Washington,
D.C., USA. Электронный ресурс: http://www.isnie.org/ ISNIE99/ISNIEPanels830.htm.
13. Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений: учебное пособие. - М., 2009.
14. Цыцарова Т.Е. Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: Самарский гос. экон. ун-т. - Самара, 2009.
Белорусская
перспективы сотрудничества
Международная миграция ученых является сложным, недостаточно изученным до настоящего времени процессом, что затрудняет оценку его влияния на развитие научной и образовательной системы. Особое внимание уделяется мерам по нейтрализации последствий «утечки мозгов», в связи с чем многие государства стали проводить активную политику по использованию возможностей научной диаспоры.
В современной трактовке под ней понимается сообщество ученых - выходцев из одной страны, продолжающих научные исследования за рубежом, стремящихся поддерживать отношения друг с другом, а также с оставшимися на родине коллегами.
Еще в 90-е гг. в странах, в наибольшей мере потерпевших от оттока высококвалифицированных кадров, на государственном уровне стали вырабатываться
подходы, ориентированные на возвращение соотечественников, выехавших на работу за границу. С начала этого века количество людей, вернувшихся на родину из-за рубежа, выросло в 10 раз [1]. В Бразилии, Китае, Индии, Польше и других традиционных экспортерах интеллектуального капитала в результате обратного потока мигрантов создается позитивный волновой эффект, поскольку начинают образовываться сообщества возвращающихся,