Научная статья на тему 'Развитие человеческих ресурсов в российской Федерации'

Развитие человеческих ресурсов в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1462
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ЧР) / ПЕРСОНАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / HUMAN RESOURCES / PERSONNEL / HUMAN CAPITAL / ECONOMY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлова Ксения Андреевна, Кочеткова Рузалия Маратовна, Анюрова Наталья Николаевна

Раскрываются основные направлении развития человеческих ресурсов в России и оценивается их текущее состояние. Государство определяет и вырабатывает общую стратегию развития всей страны, результатом реализации которой будет определённый уровень развития человеческого потенциала, законодательно закрепляет основы бытия человека в семье и обществе, регламентирует хозяйственные, а также трудовые отношения в обществе, отвечает за состояние природной среды, напрямую влияющей на условия жизни человека. Основным параметром воздействия на человеческий потенциал является государственный бюджет, уровень образования, здравоохранения, культуры, науки, системы социального страхования и социальной защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reveals the main direction of human resources development in Russia and assesses their current status. The state determines and develops a general strategy for the development of the whole country, the result of which will be a certain level of human development, legislates the basis for the existence of man in the family and society, regulates economic, as well as labor relations in society, is responsible for the state of the natural environment directly affecting on the conditions of human life. The main parameter of the impact on human potential is the state budget, the level of education, health, culture, science, the system of social insurance and social protection

Текст научной работы на тему «Развитие человеческих ресурсов в российской Федерации»

Долганова Виктория Александровна, старший инспектор, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, магистрант Ульяновского государственного технического университета.

Стеклова Ольга Евгеньевна, преподаватель кафедры «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент.

Поступила 03.11.2017 г.

УДК 331.08

К. А. КОТЛОВА, Р. М. КОЧЕТКОВА, Н. Н. АНЮРОВА

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раскрываются основные направлении развития человеческих ресурсов в России и оценивается их текущее состояние. Государство определяет и вырабатывает общую стратегию развития всей страны, результатом реализации которой будет определённый уровень развития человеческого потенциала, законодательно закрепляет основы бытия человека в семье и обществе, регламентирует хозяйственные, а также трудовые отношения в обществе, отвечает за состояние природной среды, напрямую влияющей на условия жизни человека.

Основным параметром воздействия на человеческий потенциал является государственный бюджет, уровень образования, здравоохранения, культуры, науки, системы социального страхования и социальной защиты.

Ключевые слова: человеческие ресурсы (ЧР), персонал, человеческий капитал, экономика, развитие.

Экономика постиндустриального общества внесла свои коррективы и принципиальные изменения в отношения к факторам производства. Если в основе развития индустриальной эпохи лежало, в первую очередь, оборудование и промышленность, то на постиндустриальном этапе их место заняли высокие технологии и высокие темпы технологической реновации производства и сферы услуг. Вследствие этого во всём мире всё больше прослеживается зависимость развития экономики стран от качественных показателей ЧР, которыми они обладают. Таким образом, показатели, которые выражают качество ЧР, во многом начинают влиять на основные параметры социально-экономического развития.

На данный момент в Российской Федерации сохраняется структура накопленного капитала, которая больше присуща индустриальному обществу (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что природный капитал составляет 72%, а человеческий и физический капиталы - по 14% в общей структуре капитала РФ.

© Котлова К. А., Кочеткова Р. М. Анюрова Н. Н., 2017

Капитал

Челов еческий 14%

Физический

14%

Природный .••'

72%

Рис. 1. Структура капитала РФ

В докладах о развитии человеческого потенциала в мире, подготовленных Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН), сообщается о высоких показателях качества ЧР, которыми располагает Российская Федерация. Основополагающим показателем, в докладах ПРООН является индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП). Это такой показатель качества, который учитывает:

1) факторы благополучия населения (ВВП на душу населения),

2) факторы здорового образа жизни (предполагаемая продолжительность жизни);

3) уровень образования и культуры населения.

Стоит отметить, что цифры и данные, которые ежегодно получает ПРООН, относят Россию к группе индустриальных государств со средним уровнем развития (табл. 1).

Таблица 1 Индекс человеческого развития стран мира

(United Nations Development Programme: Human Development Index 2016)

Место Государство ИЧР

1 Норвегия 0.944

2 Австралия 0.935

3 Швейцария 0.930

4 Дания 0.923

5 Нидерланды 0.922

6 Германия 0.916

6 Ирландия 0.916

8 Соединённые Штаты Америки 0.915

9 Канада 0.913

9 Новая Зеландия 0.913

50 Беларусь 0.798

50 Россия 0.798

52 Оман 0.793

52 Румыния 0.793

52 Уругвай 0.793

55 Багамские Острова 0.790

56 Казахстан 0.788

Сопоставляя данные о структуре капитала и данные ПРООН об индексе развития человеческого потенциала, можно сделать вывод о существование некоторых проблем с продуктивным использованием человеческого капитала в Российской Федерации.

По данным статистики уровень образованности и образования населения РФ высокие, однако в рейтинге ООН Россия занимает лишь 50 место. Кроме того, среди множества стран, близких к России по индексу развития человеческого потенциала, наша страна не в лучшую сторону выделяется уровнем предполагаемой продолжительности жизни (70,5 лет в 2016 году).

По сведениям различных источников, ряд государств, схожих с Россией по значению индекса развития человеческого потенциала (от 0,80 до 0,70), а это более 50 государств, близкий показатель по продолжительности жизни имеют

(от 70 лет и ниже) только Казахстан, Киргизия, ЮАР, Гайана и Мьянма.

Если качество оказываемых медицинских услуг страны ставит Россию на одну строчку с такими государствами, как Мьянма и Гайана, то показатели качества образования населения, как уже выше рассматривалось, наоборот, соответствует уровню развитых стран мира (с ИРЧП с 1 по 19 места), а также большинству государств, входивших в организацию стран Варшавского договора и республик, числившихся в составе СССР.

Что касается образования и науки, то по статистическим данным предыдущих лет (рис. 2), государственные расходы на образование целенаправленно снижались с 5% ВВП в 1980 году до 3,1% в 2002 году. В аналогичном положении оказалась и отечественная наука - с отметки в 3% ВВП в 1990 году финансирование такой важной отрасли для государства неуклонно снижалось. Лишь в 2002 году цифры по данному показателю начали показывать рост.

В большинстве стран с высоким показателем развития экономики доля расходов государства на образование колеблется в диапазоне от 4,5 до 6,5% от всех государственных затрат. Можно считать эти данные весьма высоким показателем от размера общего бюджета стран (рис. 3).

Из рисунка 3 видно, что расходы на здравоохранение являются сопоставимыми с расходами на образование или превышают их. Наиболее ярко это видно на примере США, расходы на военно-промышленный комплекс которого в 2016 году составили 3,3% ВВП, тогда как финансирование здравоохранения в том же году достигло рекордных 15,7%. Это говорит о том, что США очень много внимания уделяют потенциалу штатов. Те же тенденции прослеживаются и европейских странах, таких как Великобритания и Франция. В России военные расходы в 2016 году составили 5,3% ВВП, расходы на образование и здравоохранение соответственно 3,8 и 5,4% ВВП, что, очевидно, недостаточно для формирования и развития человеческих ресурсов.

Кроме того, численность сотрудников, которые занимались разного рода изысканиями в научной сфере в 90-е годы, сократилась к 2016 году почти на 50%. По данным ЦИСН (Центра исследования статистики и науки), в 2004 году численность научных исследователей в российской науке составляла 415 тыс. человек. Это говорит о том, что ближе к середине 2000-х годов началось постепенное восстановление института образования и науки.

Рис. 2. Уровень расходов на систему образования в РФ за период 1980-2002 гг. (в % от ВВП)

Рис. 3. Уровень расходов государств на образование, здравоохранение, военно-промышленный комплекс за 2016 г.

Рассматривая данные Института народнохозяйственного прогнозирования, в период реформ сферу науки покидало значительное число работников: эмигрировали, меняли сферу деятельности. Но даже после такого массового оттока из данной сферы с начала наступившего века число занятых в НИОКР в числовом выражении в расчете на 1 млн человек населения в России превысило аналогичные показатели Германии, Австрии, Великобритании, Франции.

Число проектных организаций в 1993-2000 гг. сократилось в четыре раза. По данным исследований 1996 года, престижность профессии учёного составила 6% и в 1999 году -5%. В то же время престиж профессии «коммерсант» по данным тех же лет составил 50% и профессии журналиста - 15%. Утрата высокого статуса научными работниками привела к стремительному старению научных кадров, которые не успевали передавать свои умения и навыки молодому поколению [3]. Ещё одной проблемой для российской науки и развития человеческих ресурсов остаётся продвижение научных разработок, их реализация на производстве.

Таким образом, важнейшими проблемами развития человеческих ресурсов являются, во-

первых, недостаточное финансирование в сферу здравоохранения, что обостряет демографическую ситуацию в стране, в сферу образования, влияющую на развитие и получение новых знаний и навыков, в сферу науки и культуры, что, к сожалению, влечёт за собой миграцию человеческих ресурсов за пределы страны. Во-вторых, все данные проблемы имеют взаимосвязь друг с другом, а также оказывают влияние на мотивацию - внутреннее побуждение человеческих ресурсов к развитию.

Основными направлениями развития человеческих ресурсов России являются повышение роли государства в решении проблем, связанных с финансированием сферы образования и здравоохранения, науки и инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Россия: экономический рост / Ю. М. Воронин, В. Р. Веснин, А. З. Селезнёв, Л. Г. Чередниченко. - М. : Издательский дом «Финансовый контроль», 2016.- 75 с.

2. Ленская С. А., Эскиндаров М. А., Мосин В. В. Интеллектуальный капитал - фактор экономического развития современной России. -М., 2014. - С. 99-101.

3. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики, 2016. - №2. -С.11-13.

4. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. - М. : Экономика, 2015. - 532 с.

Кочеткова Рузалия Маратовна, заведующая кафедрой «Управление персоналом» УлГТУ, кандидат экономических наук, доцент. Анюрова Наталья Николаевна, адвокат, доцент кафедры «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета по совместительству, автор более 10 научных работ

Поступила 13.11.2017 г.

Котлова Ксения Андреевна, специалист по закупкам, ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю. Ф. Горячева, магистрант УлГТУ.

УДК 331.108 (73+520)

А. А. САФЕЙКИНА, О. Е. СТЕКЛОВА

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Рассматриваются основы формирования системы мотивации персонала в США и Японии. Ключевые слова: мотивация, трудовая деятельность, оплата труда.

Если сравнивать российские подходы к построению системы мотивации с зарубежными странами, то можно отметить значительные отличия, несмотря на то, что используются одинаковые теории мотивации труда. Сегодня больших успехов в мотивации трудовой деятельности персонала достигли такие страны, как США и Япония.

Характеризуя японскую систему мотивации трудовой деятельности персонала, следует отметить, что своих успехов в экономике Япония достигла с помощью трёх принципов ведения трудовой политики [1]:

- персонал нанимается пожизненно, что позволяет ввести человека в полной мере в специфику его работы, а также заниматься повышением квалификации и саморазвитием в той именно сфере, в которой он осуществляет свои трудовые функции;

- используется система старшинства при определении заработной платы и дальнейшего служебного повышения. Данный принцип полезен в первую очередь для карьеристов; именно те люди, которые имеют большой объём знаний,

© Сафейкина А. А., Стеклова О. Е., 2017

навыков и умений, а также жизненного опыта, получают продвижение по карьерной лестнице;

- введение профсоюзов внутри фирмы. Данный принцип в полной мере отражает заботу государства о том, чтобы руководство организации обеспечивало всеми условиями труда работников, а также несло ответственность за нарушения этих условий.

В России такой опыт присутствует. В соответствии с Трудовым кодексом работники имеют право создавать и входить в профсоюзы, а также обращаться к ним по вопросам нарушения условий труда [1].

Благодаря этим принципам Япония повысила уровень производительности труда, стала терять меньше времени в различных забастовках, протестах, простоях, легче внедрять новые технологии, обладать большими возможностями в контроле качества продукции и производить быстрее и больше высококачественной продукции, чем другие страны.

Именно японские методы управления считают одной из важнейших составляющих «японского экономического чуда». В период быстрого подъёма экономики система менеджмента, отлаженная и приспособленная к японским условиям и японской психологии, работала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.