Научная статья на тему 'Развитие частной и корпоративной благотворительности в России: поведенческий анализ'

Развитие частной и корпоративной благотворительности в России: поведенческий анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ / КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ / DEVELOPMENT OF CHARITY / PRIVATE CHARITY IN RUSSIA / CORPORATE CHARITY IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лурье Алина Гавриловна

В статье рассматриваются национальные особенности развития частной и корпоративной форм благотворительности. Подчеркивается зависимость развития различных форм благотворительности от особенностей отношения общества к собственности и от экономического поведения индивидов. Выделены современные тенденции слияния частной и корпоративной форм благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of private and corporate charity in Russia: behavioral analysis

The article deals with the national peculiarities of development of private and corporate charity form. Stresses the dependence of the development of various forms of philanthropy from peculiarities of the attitude of the society to the property and of the economic behavior of individuals. Allocated modern trends of mergers of private and corporate forms of charitable activity.

Текст научной работы на тему «Развитие частной и корпоративной благотворительности в России: поведенческий анализ»

А.Г. Лурье

соискатель на степень кандидата философских наук*

Развитие частной и корпоративной благотворительности в России: поведенческий анализ

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выработки современных подходов к организации благотворительной деятельности. В мировой практике широко известны следующие субъекты благотворительной деятельности: частное лицо (гражданин), бизнес-структура (коммерческая организация), неправительственные и некоммерческие организации1. |С точки зрения содержания благотворительности выделяют три ее формы: частная, общественная и церковная2. Все эти субъектно-образованные формы благотворительности преследуют единую общественно значимую цель - помощь нуждающимся, различаясь между собой происхождением, образом действия и способами благотворения. Кроме того, в различных регионах и странах эффективны те или иные формы/институты благотворительности. Возникает проблема выбора развития той или иной формы.

В развитых странах Европы получила развитие частная модель организации благотворительности, когда личные действия, участие в волонтерских движениях или создание собственного частного фонда являются одним из главных модераторов социальных функций. В странах, где основной ресурс - это люди, их свободное время, которое они без ущерба для своего благосостояния могут выделить на помощь другим членам общества, основный мотив выбора формы благотворительной деятельности - это сострадание, участие, милосердие.

* Лурье Алина Гавриловна, е-таП: [email protected]

1 Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов; общ. ред. А.К. Голицын. М.: ЦентрПолиграф, 2001. С. 77.

2 Штрейс В.А. Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 132. ЫРЬ: ЬНр://суЬег1ептка.ги/аШс1е/пЯепотеп-blagotvoritelnosti-v-rossii-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 13.08.2013).

В США, Канаде крайне сильны позиции благотворительных организаций, перераспределяющих в обществе определенную долю ресурсов крупных корпоративных бизнес-структур. К началу XIX в. в большинстве развитых стран сформировался социально- ориентированный тип капитализма. Свобода выбора деятельности человека теоретически позволяет каждому получать неограниченную прибыль. Решение проблемы социального неравенства заключается преимущественно в том, что руководитель исправно платит налоги, а государство получает средства для финансирования социальных программ: образования, жилья, доступной медицинской помощи.

Либеральный, рыночный принцип - общество самостоятельно вырабатывает приемлемый для большинства механизм помощи нуждающимся за счет налогов, стимулирования экономики в кризисные моменты - позволяет рассматривать социальную деятельность как бизнес, который приносит в первую очередь выгоду жертвователю или донору. Это открыло новые возможности социальной помощи. Прагматический характер такого перераспределения некоторые ученые называют «на-

о

учным подходом к благотворительности»3. Основной ресурс такой благотворительности - свободные денежные средства предпринимателей. Благотворительность выступает своеобразным налогом на бизнес, а ее основные мотивы - перераспределение благ, социальная справедливость, выраженные больше в материальной поддержке социально уязвимых граждан.

На основе исследования мотивов поведения субъектов частной и корпоративной благотворительности в нашей стране целью данной статьи является выявление перспектив развития отдельных ее форм. Для чего нами поставлены следующие задачи: проследить развития частной и корпоративной благотворительности в мире и в нашей стране; рассмотреть формы организации благотворительной деятельности в

3 Ромм М.В. Теория социальной работы. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - 112 с.

РФ, выделить экономические предпосылки их развития.

Национальная модель благотворительности имеет ярко выраженную специфику, обусловленную различного рода факторами, которые можно условно объединить в три группы: этногеографические, историко-культурные и политические, и социально-экономические. Совершенно очевидно, что «научная» благотворительность не может эффективно развиваться в странах со слабо развитой экономикой либо в странах с ярко выраженными индивидуалистическими и потребительскими чертами общества. В итоге основным ресурсом благотворительности является экономическое поведение индивидов и их групп, что предопределяет развитие форм организации благотворительности.

За последние двадцать лет российское общество незаметно адаптировалось к таким реалиям рыночного общества, как социальный и предпринимательский риск, потребительский бум, неравенство в доходах. «Следствием избавления от наследия уравнительства стало доминирование индивидуальных интересов над общественными, социальное равнодушие к проблемам других»4. Вместе с тем социальные ожидания граждан продолжают возлагаться на государство, руководствуясь позицией личной неспособности влиять на социальные события и процессы. В российском обществе при достаточно высоком уровне мотивации (общественные палаты, волонтерство, блогерские движения) минимальна готовность развивать сотрудничество на уровне отношений индивида и социума, общества и государства. Резко усилившийся разрыв между элитой и массовыми группами, привыкание большинства населения к пассивной жизненной позиции создают фон определенного рода стабильности, когда ожидаемые перемены способны только ухудшить социальную ситуацию и разрушить социальный микромир. В итоге Россия существенно сдала свои позиции в

4 Волков Ю.Г. Креативный класс: поиск социологического концепта // Россия реформирующаяся: Ежегодник. 2010. Вып. 9. М.: Новый Хронограф, 2010. С. 57.

сфере благотворительности. По данным Мирового рейтинга благотворительности Gallup WorldView World Poll, Россия занимает 138-е место из 200 стран. Первое место в мире по уровню вовлеченности граждан в благотворительную деятельность делят Австралия и Новая Зеландия (57 % населения делают благотворительные пожертвования, занимаются волонтерской деятельностью и помогают незнакомым людям), США находится на пятом месте, Германия - на восемнадцатом5.

В современной России одинаково слабо развиты и индивидуалистическая, и корпоративная модели организации благотворительной деятельности, однако исторический опыт развития института благотворительности в нашей стране позволяет рассмотреть перспективы становления корпоративной благотворительности как экономического преемника дореволюционного меценатства и советской системы социального обеспечения.

Развитие различных форм благотворительности в большей степени зависит от последовательности смены экономических формаций. В феодальный период русская благотворительность формировалась исключительно под влиянием христианства. Так же, как и в Европе, церковные учреждения выступали не только как культурно-образовательные центры, но и как социальные учреждения помощи нуждающимся решениями и действиями самой церкви за счет собранных налогов и пожертвований, и действиями добровольцев (церковь тогда выступала как посредник между донором и адресатом благотворительной помощи). Основная идея церковной благотворительности - во имя Бога поделиться своим благом с нуждающимся. Но, поскольку церковь уже тогда сформировалась как организация, учреждение, решение об адресатах и формах помощи принималось не лично донором, а коллегиально, размеры помощи - милостыни определялись исходя и принципов достаточности (церковь никогда не отдавала последнее), можно

5 Мировой рейтинг благотворительности Gallup WorldView World Poll // www.worldview.gallup.com.

сказать, что церковная благотворительность была прообразом современной корпоративной благотворительности. Только церковная община в период ХУ!-ХУ!! вв. являлась примером высокого уровня организации благотворительной и другой социально значимой деятельности.

По мере разделения церковной и государственной власти меняются мотивы благотворительности. Церковная благотворительность стала политизированной, конкуренция между религиями трансформировала идею помощи ближнему на помощь единоверцу, обращение в веру стало условием оказания помощи. Миссионерство, безусловно, более серьезно повлияло на развитие благотворительности в европейском и мировом масштабах. Для России последствия снижения роли церкви в благотворительности заключались в том, что государство стало более жестко контролировать деятельность благотворительных учреждений. С конца XVIII в. - середины XIX в. получили распространение нецерковные благотворительные организации, а уже к началу XX в. российское общественное призрение выработало принципы целенаправленного и адресного оказания помощи посредством реализации разнообразных форм деятельности: как открытых (пособие деньгами, продуктами и вещами; дешевое и бесплатное жилье и столовые; оплата обучения), так и закрытых (помещение призреваемых в больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома).

Корпоративная благотворительность в дореволюционной России практически отсутствовала. Капитализм аграрный не подразумевал разделения доходов пропорционально вложенным ресурсам. Индустриализация российской экономики происходила в условиях жесткой конкуренции страны со странами Европы, где успел уже развиться колониальный, империалистический капитализм. В условиях, когда необходимо управлять удаленными территориями, массами, индивидами, крайне необходим институт посредничества. Посредник должен быть соответствующе замотивирован: иметь существенный материальный

интерес и соответствовать идеологически.

В условиях масштаба производства, когда один управляющий не мог обладать широкими профессиональным знаниями, к принятию решений привлекались третьи лица - консультанты. Формировалась коллегиальная - корпоративная - модель управления экономикой. Термины «коллегиальное», «корпоративное», «кооперативное» применительно к управлению экономикой могут считаться синонимами, если отбросить некоторые организационные различия. Мало того, все эти формы управления основаны на открытости и доверии. В свою очередь, определение благотворительного общества в Европе произошло от термина «Charities» (от англ. доверие), доверительных обществ, а именно -трастов (Trusts), доверенных лиц, управляющих с определенной целью чужим имуществом. Здесь благотворителями становятся не доноры, которые пожертвовали свое имущество, а менеджеры, которым ресурсы отданы в управление. Таким образом, и управление предприятием, корпорацией, и управление благотворительным проектом (благотворительной организацией) имеют общие принципы управления.

Есть также третья категория субъектов благотворительной деятельности - исполнители: персонал благотворительных организаций, который выполняет не только благородную, но часто рутинную и непрестижную работу. Так, медицинский персонал может обслуживать нуждающихся за адекватную заработную плату, выплачиваемую благотворительным фондом. Цели деятельности медработников и саму их деятельность вряд ли можно назвать благотворительной. Поэтому благотворительностью считается неоплачиваемая деятельность, ничем не вознаграждаемая.

Итак, к настоящему времени в Европе и в США сформировалось коллективное экономическое мышление, прагматический характер которого обусловлен социально-экономическим строем и рыночными традициями. Кроме того, безличностная форма благотворительности

выгодна сильному государству, когда недопустима всякая личная вовлеченность донора в управление пожертвованными благами.

В России, напротив, прагматическое начало редко преобладало над эмоциональным. Институт частной собственности в стране развивался в условиях регулярной смены безграничной царской власти, когда одни фавориты владели собственностью всего несколько лет (десятилетий). Родство царской фамилии с иностранными (в основном, немецкими) династиями часто приводило к переселению в Россию иностранных семейств, близких к правящим кругам. Понимая свой временный статус, чуждые русским традициям и бедам, иностранные соправители в разные времена приводили страну к дефициту бюджета, росту социальной несправедливости и напряженности. Однако ту же роль, безусловно, играли и русские фавориты. Нередко случайно избранные правителями, без соответствующего происхождения, образования, опыта, эти люди стремились к удовлетворению либо личных амбиций, либо к обогащению, были далеки от благотворительности. А институт управляющих (поместьями, заводами, торговыми фирмами) носил чисто экономический характер: управляли бизнесом, а не людьми.

Несправедливое распределение благ и должностей, нестабильность правовых институтов собственности, отсутствие каких-либо прав и возможностей в достижении адекватного качества жизни честным трудом большинства населения сформировали особенный тип экономического мышления, который метко охарактеризован действием «либо украсть, либо отобрать». Поэтому крупный бизнес в период аграрного капитализма (ХУ!!-ХУ!!! вв.) не разработал механизмов корпоративной благотворительности, русская благотворительность была в большей степени частной. Это были и ресурсы, и деятельность всех категорий граждан: от императрицы до купцов и мещан.

Ситуация меняется по мере индустриализации экономики. Для дореволюционного предпринимательства конца XIX - начала ХХ в. харак-

терной была концепция служения бизнеса обществу. Отдельно следует выделить крупные пожертвования купцов и промышленников Коноваловых, Морозовых, Красильщиковых, Рябушинских и др. Безусловно, благотворительная деятельность этих крупных предпринимателей имела и второстепенные цели: создание приемлемых условий жизни и работы эксплуатируемых рабочих, подъем уровня медицины и образования с целью увеличения потребителей производимой продукции и пр.

Социалистические революционные идеи, реализованные в СССР, уничтожили благотворительность как институт. Инициатива личности была заменена единой массовой идеологией, в основе которой лежали социальное равенство и справедливое перераспределение результатов коллективного труда. Отношение к собственности как к краже служило основанием ее изъятия и перераспределения между всеми членами, в том числе и социально уязвимыми. Добровольное жертвование части своего небольшого личного имущества означало признание наличия факта социального неравенства в обществе, противопоставлявшего личность донора государству и обществу. В то же время на фоне отсутствия частной благотворительности советскую систему социальной поддержки малоимущих можно считать родственной системе корпоративной благотворительной деятельности. Хотя бы потому, что государство на протяжении всей истории своего существования не решило и не способно решить всех социальных проблем общества.

В период перестройки в России и других бывших республиках СССР развили деятельность иностранные благотворительные организации, которые условно можно разделить на следующие группы: организации по распространению гуманитарной помощи в рамках международных социальных, медицинских, образовательных программ; разведчики, которые, служа общим целям благотворительности, исследовали национальные особенности, менталитет, состояние экономических рынков нашей страны; глобалисты, которые включили Россию в список

стран-реципиентов благотворительной помощи в целях только формального расширения географии своей деятельности; организации, которые под прикрытием благотворительности занимаются неафишируемыми видами деятельности (сетевой маркетинг, политика, финансовые операции, сектантство, терроризм). Однако сама идея «западной» благотворительности вскоре была дискредитирована в связи с несовершенством управления в таких организациях: раздутые штаты организация, непрофессионализм работников, финансовые манипуляции, формализм, конфликты с государственными структурами и властью.

Частная благотворительность, традиции и мотивы которой более 70 лет были забыты, в перестроечной России не получала развития по многим причинам: криминализация общества, пассивность граждан, не привыкших проявлять инициативу, уничтоженный опыт взаимопомощи, взаимного доверия, низкий уровень жизни 70 % населения; отсутствие стимулов со стороны государства и пр.

В современной России более развита корпоративная благотворительность: пожертвования крупного бизнеса составляют 11 % от чистой прибыли. Здесь надо различать два основных варианта. Первый -корпоративная филантропия, средства на которую идут из прибыли организации, а выбор объектов благотворительной деятельности осуществляет либо владельцы, либо совет директоров, либо специальный отдел компании. Часто такие пожертвования преследуют спонсорские или благотворительные цели. Реже у корпорации есть собственная долгосрочная филантропическая программа в здравоохранении, образовании или культуре. Примерами корпоративной филантропии могут быть McDonalds, Apple, Xerox Foundation, Nestle, Hewlett-Packard и другие. Среди крупных российских компаний, активно занимающихся благотворительностью, можно отметить «ЛУКОЙЛ», «Интеррос» и некоторые банки. Все больше в благотворительные акции вовлекается мелкий и средний бизнес, особенно на региональном уровне. Как правило, для

небольших компаний более естественно спонсорство.

Второй тип - это фонды, которые образованы корпорацией (тогда его называют корпоративным фондом) или владельцем компании (тогда это частный фонд). Примеры российских корпоративных фондов -Благотворительный Резервный Фонд (БРФ), благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ».

Существуют различные варианты традиционной корпоративной благотворительности: спонсорство фестивалей искусств, концертов, различных спортивных состязаний. Такая благотворительность часто служит второстепенным целям: получение конкурентных преимуществ, формирование положительного имиджа компании, поддержание лояльных отношений с властью, т. е. действует принцип «заработал - пожертвовал - получил выгоду от пожертвования». Такую благотворительность трудно назвать жертвенной, так как спонсор не жертвует сам по себе ничем, а только тратит некоторую часть прибыли своей корпорации на благотворительные цели.

Еще одна проблема благотворительности заключается в отсутствии эффективной обратной связи между спонсором и благотворительной организацией. Следующая постоянная проблема - нехватка специалистов и менеджеров благотворительных организаций - скорее всего, решится сама собой в ближайшие годы, когда многие опытные руководители будут искать возможности реализовать себя не только в бизнесе, но и в сфере социального предпринимательства

Основные мотивы экономического поведения субъекта благотворительности выступают как способ разрешения проблемы выбора формы организации благотворительной деятельности. Частная благотворительность, именуемая меценатством, во всех отношениях обусловлена действиями частных лиц или частной компании. Со стороны граждан практикуется: перечисление денежных средств; сбор вещей; волонтер-ство; уход на дому; соседская помощь.

Говоря о современной благотворительности в РФ, следует подчеркнуть, что причины и мотивы частных лиц-благотворителей сильно эволюционировали. Благотворительность в известном смысле становится практической религией современного делового человека. Это современная, «творческая» благотворительность, когда донор вовлечен в развитие организации и тратит не только деньги, но и свое время, и творчество.

Таким образом, частная благотворительность в России не способна эффективно развиваться в текущих социально-экономических условиях и, что особенно важно, в условиях формирования потребительской, «рыночной» философии, экономического мышления, основа которого -получение собственной выгоды и удовлетворение личных потребностей. Жертвование средств обнищавщего населения в пользу еще более бедных сограждан не может считаться благотворительностью в ее новом, атеистическом понимании.

В большей мере в России способна развиваться корпоративная модель благотворительности, в которой основное место занимает не жертвователь (донор) с его часто психологическими мотивами благотворительности, а менеджер, управляющий бизнес-процессами крупной благотворительной организации, ресурсы которой формируются за счет крупных предприятий, в основном корпораций с обезличенными собственниками-акционерами (акционером в том числе может выступать и государство). Главной целью менеджмента в корпоративной благотворительной деятельности является эффективный подход к управлению ресурсами корпорации.

Итак, развитие различных форм благотворительности в большей степени зависит от последовательности смены мотивов экономического поведения, принятых в обществе. В условиях несовершенства внешней среды благотворительности в России и при наличии сильных традиций частной благотворительности крупных собственников возможно слияние

частной и корпоративной форм благотворительной деятельности: крупный собственник, отрицающий эффективность благотворительной деятельности в целом, решает самостоятельно творчески управлять собственными ресурсами, выделяемыми им на благотворительную деятельность. Тогда следует различать цели такой благотворительности: ее субъект как донор решает принести пользу обществу, субъект как управленец решает максимально повысить эффективность расходования средств донора. Задача современной социальной философии в этом плане - привести эти часто противоречащие цели и задачи к общему решению, которым, безусловно, должна быть идеология новой «творческой» благотворительности, трансформирующей старые и формирующей новые социальные процессы, технологии, развивающей новые гуманитарные идеи.

Лурье А.Г. Развитие частной и корпоративной благотворительности в России: поведенческий анализ. В статье рассматриваются национальные особенности развития частной и корпоративной форм благотворительности. Подчеркивается зависимость развития различных форм благотворительности от особенностей отношения общества к собственности и от экономического поведения индивидов. Выделены современные тенденции слияния частной и корпоративной форм благотворительной деятельности.

Ключевые слова: развитие благотворительности, частная благотворительность в России, корпоративная благотворительность в России.

Lurye A.G. The development of private and corporate charity in Russia: behavioral analysis. The article deals with the national peculiarities of development of private and corporate charity form. Stresses the dependence of the development of various forms of philanthropy from peculiarities of the attitude of the society to the property and of the economic behavior of individuals. Allocated modern trends of mergers of private and corporate forms of charitable activity.

Key words: development of charity, private charity in Russia, corporate charity in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.