18. Челенков А. Инновационная составляющая сервисных продуктов предложений // Маркетинг. 2000. № 3.
19. http://www.marketingsherpa.com/
20. http://www.mediarevolution.ru/advertiser/brands/1829.html
21. http://www.mediarevolution.ru/advertiser/markets/1840.html
22. http://www.reklamodatel.ru/
23. www.Digg.com
24. www.MySpace.com
25. www.YouTube.com
26. http://www.smonews.ru/
УДК 338.46
развитие бытового обслуживания населения в сельской местности московской области. часть ii
Шадская Ирина Геннадьевна, кандидат экономических наук, преподаватель,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The market analysis of public services suggests that the increasing remoteness of a territory from the metropolitan area results in universal problems. The author examines the role of development and implementation of municipal programs for the expansion of local market and the service industry in rural areas of Moscow region. The marketing approach determines the needs of people in household services, consumer preferences, and the potential demand.
Анализ рынка бытовых услуг позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на разный уровень его развития по мере удаления территории от мегаполиса, можно отметить общие проблемы. Их решение возможно посредством разработки и реализации муниципальных программ развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области.
Key Words: consumer services, rural population
Ключевые слова: бытовое обслуживание, сельское население
Развитие бытового обслуживания населения в границах определенной территории или того или иного поселения направлено на решение экономических и социальных задач. Среди социальных задач, постановка и решение которых особенно актуальны, особенно можно выделить задачу формирования современной социальной инфраструктуры села.
Социальная инфраструктура сельской местности региона представляет совокупность отраслей, секторов экономики и видов деятельности, функционирование которых направлено на удовлетворение потребностей населения в услугах различного рода, обеспечивающих воспроизводство и всестороннее развитие человека, расширение границ свободного времени, а также комфортные условия проживания на данной территории постоянного и времен-
ного населения. Последнее особенно актуально для сельских территорий, входящих в состав городских агломераций.
Постановка и решение проблем развития социальной инфраструктуры села в настоящее время связаны с кризисным состоянием социальной сферы в сельских регионах, огромными диспропорциями в условиях жизни сельского и городского населения страны.
Основными задачами в сфере бытового обслуживания сельского населения являются: восстановление базовых производственных мощностей в райцентрах и других поселениях по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения; восстановление стационарной приемной сети бы-
тового обслуживания в сельских поселениях и возобновление выездных форм обслуживания сельского населения городскими предприятиями; удовлетворение платежеспособного спроса жителей села на основные виды бытовых услуг, включая услуги, связанные с ведением личного подсобного хозяйства; обеспечение доступности отдельных видов бытовых услуг пенсионерам и другим, наиболее социально уязвимым, группам сельского населения[1].
Бытовое обслуживание населения как элемент социальной инфраструктуры сельской местности региона представляет собой совокупность видов деятельности, результатом которых является предоставление разнообразных бытовых услуг, удовлетворяющих потребности населения постоянно или временно проживающего на территории сельского муниципального образования, а также формирование совокупных условий комфортного проживания или относительно короткого пребывания любого человека в любой период времени в данной местности региона.
Главной чертой, присущей рынку бытовых услуг, является его локальный характер и распространение деятельности предприятий бытового обслуживания на территорию в границах одного населенного пункта или нескольких населенных пунктов, но при высокой развитости транспортной инфраструктуры.
Размеры, количество предприятий бытового обслуживания населения, объемы оказываемых услуг определяются особенностями, присущими конкретной территории: плотностью и половозрастным составом населения, его покупательной способностью, средним уровнем жизни населения, традициями и культурой потребления.
Как показывает проведенный анализ статистических и отчетных данных, в Московской области уровень развития бытового обслуживания выше, чем в целом по России. В 2007 году в расчете на душу населения годовой объем бытовых услуг по стране составлял 2328 руб., тогда как по г. Москве — 4552 руб. и по Московской области — 4670 руб. По данным Правительства Московской области за 2007 год, объем платных услуг населению составил свыше 127 млрд руб., в том числе бытовых услуг — 31 млрд руб. Темп роста объема бытовых услуг достиг уровня 116,8%.
О весьма значимой роли бытового обслуживания в социально-экономическом развитии
Московской области говорит тот факт, что на его долю в структуре платных услуг населению приходится 20,6%, тогда как в целом по стране этот показатель достигает 10%, а по Москве — 7,4%.
Анализ развития предприятий бытового обслуживания населения в Московской области показал, что рынок бытовых услуг развивается преимущественно в тех муниципальных образованиях, где сосредоточены городские поселения и достаточно высока плотность населения. Эти территории являются наиболее развитыми, они преимущественно занимают центральную и среднюю зоны Московской агломерации.
О неравномерном развитии различных групп бытовых услуг говорят показатели структуры рынка бытовых услуг. В Московской области в объеме бытовых услуг основную долю занимают услуги по ремонту и строительству жилья (около 60%). Названная группа услуг развивается наиболее высокими темпами (в 2007 году — 129,7%). Высокие темпы роста характерны для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств — 124,7 %; ритуальных услуг — 108,8%; услуг парикмахерских — 104,9%, тогда как в других сегментах рынка бытовых услуг развитие происходит более медленными темпами, а в отдельных случаях наблюдается спад объемов услуг.
В некоторых муниципальных образованиях, расположенных в основном в сельской местности, сейчас ощущается острый дефицит объектов бытового обслуживания.
Диспропорции в развитии локальных рынков бытовых услуг в Московской области и связанные с ними проблемы уровня жизни населения обусловлены влиянием двух групп факторов. Первая группа объединяет общие факторы, определяющие относительно невысокий уровень социально-экономического развития сельских районов рассматриваемого региона (сельскохозяйственный профиль экономики, низкий финансовый потенциал, плохо развитая социальная инфраструктура, ярко выраженный процесс урбанизации, интенсивная маятниковая миграция, усиливающееся влияние сезонности в социально-экономических процессах).
Вторую группу составляют частные факторы, наиболее тесно связанные с развитием сферы бытовых услуг в сельской местности (низкая плотность населения, невысокие до-
ходы постоянно проживающего в сельской местности населения; неразвитость общей производственной инфраструктуры региона, перенос потребительского платежеспособного спроса из сельского района в город, невысокая культура и традиционно низкая эффективность ведения домохозяйства).
Объем платных услуг населению характеризуется значительными колебаниями по муниципальным образованиям области. Высокий показатель объема платных услуг на душу населения наблюдается в тех муниципальных образованиях, где имеются крупные города с хорошо развитой инфраструктурой или зоны отдыха с набором услуг для групп населения с высокими доходами.
На территории с высокой долей сельского населения сфера услуг имеет очень низкий уровень развития, что является одним из признаков общих диспропорций в экономике и социальной сфере сельской местности.
Потребности населения в бытовых услугах в сельской местности из-за низких доходов медленно реализуются в платежеспособный спрос. Невысокая плотность населения, неразвитость производственной инфраструктуры, а во многих случаях ее полное отсутствие препятствует формированию современного рынка бытовых услуг. Так, на начальном этапе рыночных реформ была полностью уничтожена инфраструктура бытового обслуживания населения в сельской местности (закрыты пункты приема заказов, закрыты или перепрофилированы Дома быта, ремонтные мастерские, ателье и т.д.; ликвидированы или полностью изношены основные производственные фонды).
Увеличивающаяся дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню развития потребительского рынка и услуг, качеству реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания, в особо сложное положение поставила сельских жителей региона, в большинстве своем относящихся к малообеспеченным группам населения.
Анализ рынка бытовых услуг позволяет сделать выводы о том, что несмотря на разный уровень его развития от высокого до низкого по мере удаления территории от мегаполиса, существуют следующие общие проблемы:
• наличие ярко выраженных диспропорций, которые проявляются в уровне потребления бытовых услуг населением городов и сельской местности; неразвитость производственной
инфраструктуры;
• перенос части платежеспособного спроса населения на рынок мегаполиса;
•высокая конкуренция со стороны предприятий торговли;
•наличие потенциального спроса населения г. Москвы временно или относительно постоянно проживающего на территории Московской области, а также транзитного населения, который не может быть удовлетворен в связи с отсутствием современной материально-технической базы бытового обслуживания населения. Решение перечисленных проблем возможно посредством разработки и реализации муниципальных программ развития рынка бытовых услуг.
Разработка муниципальной программы развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области должна быть направлена как на преодоление общих проблем регионального рынка бытовых услуг, так и проблем характерных для сельской местности.
Для сглаживания существующих диспропорций развития между городом и селом Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Она ставит задачу изменения условий жизни сельского населения по всем направлениям, а ее стратегические цели и задачи, а также программные мероприятия должны найти отражение в муниципальных программах развития рынка бытовых услуг.
В «Концепции социального развития села в Московской области до 2010 года» Правительством Московской области поставлена цель определения основных направлений социально-экономического развития сельских поселений области; создания правовых, институциональных, организационных и экономических условий для значительного роста уровня жизни населения; развития социально-бытовой сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Цель Программы «Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области на период до 2008 года» — достичь устойчивого социально-экономического развития области, повысить качество жизни населения посредством достижения мировых стандартов торгового и бытового обслуживания и эффективного удовлетворения потребностей
населения в высококачественных потребительских товарах и услугах по доступным ценам.
В рамках закрепленных полномочий за органами местного самоуправления (Федеральный Закон РФ от 16 октября 2003 года № Ш-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») органам управления на местах необходимо осуществлять работу по содействию развитию рынка бытовых услуг.
Задачи регулирования развития рынка бытовых услуг на муниципальном уровне должны найти отражение в программах развития муниципальных образований Московской области. Необходимо выделить цели регулирования развития рынка бытовых услуг. Такими общими целями, на которые могут быть направлены все программные мероприятия, являются:
• обеспечение комплексности обслуживания населения на территории муниципального образования;
• достижение доступности услуг населению с точки зрения их размещения по территории и времени работы предприятий, а также цен на них, с учетом уровня доходов разных групп населения;
• расширение ассортимента бытовых услуг и разработка форм обслуживания населения, отражающие потребности в услугах, как постоянного сельского населения, так и городского населения, временно проживающего в сельской местности региона.
В программах социально-экономического развития сельских муниципальных образований необходимо определить приоритетные направления развития рынка бытовых услуг, экономическую и социальную эффективность разрабатываемых мероприятий, их влияния на развитие социальной инфраструктуры и достижение комфортности проживания постоянного и временного населения.
В муниципальных программах развития локального рынка бытовых услуг встает необходимость определения типа и формата предприятий бытового обслуживания по уровню специализации и кооперирования производства, особенностям оказания услуг населению, набору и качеству предоставляемых услуг, соответствующим особенностям и возможностям развития локального рынка услуг.
Создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий сферы бытовых услуг возможно путем совершенствования нормативно-правовой базы; развития
обеспечивающей инфраструктуры (транспортной; жилищно-коммунальной; связи и др.); освоения новых способов и форм финансовой поддержки; формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере бытового обслуживания. Важны мероприятия по сохранению профиля предприятий, увеличению, по возможности, числа работников, объема реализации услуг, создание филиалов и приемных пунктов, прежде всего в отдаленных районах сельской местности, расширение ассортимента услуг.
Муниципальным органам управления также необходимо включать в программы развития локального рынка бытовых услуг мероприятия, связанные с разработкой специальных мер по обеспечению доступности бытовых услуг повседневного спроса для населения с низким уровнем дохода.
Как показывают проведенные исследования, проблема развития локальных рынков бытовых услуг в сельской местности региона носит комплексный характер, поэтому необходимо разработать методы поддержки предпринимательства со стороны регионального и муниципального управления.
Программы поддержки развития сферы бытовых услуг должны реализовываться путем создания правовых и экономических условий и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности соответствующих программных объектов и повышения уровня развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных, а также сферы бытовых услуг.
Привлечение инвестиций осуществляется путем проведения комплекса работ по поиску инвесторов, заинтересованных в создании конкретных предприятий; содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций. Кроме того, необходимо развивать инвестиционную и предпринимательскую активность населения, проживающего в сельской местности региона.
Наблюдается тесная взаимосвязь между уровнем развития локального рынка бытовых услуг в сельской местности, социальной инфраструктуры, а также экономическим и социальным развитием муниципальных образований и региона в целом.
Развитие социальной инфраструктуры в сельской местности и локального рынка быто-
вых услуг должно основываться на учете специфики сельских домохозяйств и образа жизни сельских жителей.
Учитывая особенности сельской местности рассматриваемого региона, которые проявляются в формировании довольно большого сегмента локального рынка бытовых услуг, ориентированного на более высокий платежеспособный спрос временного населения и более высокую культуру потребления, необходимо отметить, что развитие социальной инфраструктуры в сельской местности Московской области нельзя осуществлять исходя только из специфики жизни сельского населения и функционирования сельских домохозяйств. Специфика жизни на селе, особенности функционирования сельских домохозяйств должны учитываться в программных мероприятиях частично, а весь комплекс мер следует ориентировать на создание условий для достижения уровня потребления бытовых услуг всем наличным населением, близкого к городскому уровню:
• размещение объектов различных типов и специализации в соответствии с градостроительным планированием развития территории Подмосковья и с учетом достигнутых уровней обеспеченности населения бытовым обслуживанием;
•развитие сети бытового обслуживания населения в сельских населенных пунктах, а также на территории дачных и садоводческих объединений;
•внедрение гибких систем ценообразования в сфере бытовых услуг (учитывающих сезонный спрос; требования к качеству услуг и форме обслуживания; для высокодоходных слоев населения и для населения с низкими доходами; применение системы дисконтных скидок и т.д.);
•распространение потребительского кредита и обеспечения его доступности различ-
ным категориям населения области;
•защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
Таким образом, муниципальные программы развития бытового обслуживания населения в сельской местности Московской области должны учитывать региональные особенности развития локальных рынков, отражать программные цели и задачи по развитию села как в России, так и в рассматриваемом регионе.
Для постановки и решения различных задач по совершенствованию деятельности предприятий сферы услуг и повышению эффективности управления, необходимо применение маркетингового подхода, т.е. применение методов, инструментов и технологий маркетинга. Названный подход необходим для определения потребностей населения в бытовых услугах, потребительских предпочтений по видам услуг, их качеству, набору, формам обслуживания, а также потенциального спроса, который формируется на локальных рынках такого специфического региона, которым является Московская агломерация.
Необходимость проведения маркетингового исследования рынка бытовых услуг в сельской местности Московской области связана с тем, что поселения, расположенные в сельской местности региона, имеют свою специфику (транспортная приближенность к крупному городу-центру городской агломерации — г. Москве, в зонах коттеджной и дачной застройки большая численность наличного населения, разветвленность дорог и т.д.). Кроме того, состав населения таких территорий значительно отличается от сельских районов других регионов страны.
Следовательно, организация бытового обслуживания жителей сельской местности Московской области должна иметь отличительные характеристики по сравнению с городскими и сельскими населенными пунктами других регионов России.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858.
2. Закон Московской области от 3 ноября 2007 года № 192/2007-0З «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2008 год».
3. Постановление Правительства Московской области от 10 ноября 2003 года №645/40 «О концепции социального развития села в Московской области до 2010 года».
4. Программа развития потребительского рынка и услуг на территории Московской области до 2008 года. Утв. постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2003 года № 742/47.
5. Котилко В.В., Федюшина И.Ю., Орлова Д.В. Социальная сфера Подмосковья. М.: СОПС, 2005.