- производственная кооперация;
- материально-техническое обеспечение предприятий (бестарные поставки продукции). По видам специализации в отрасли различают три вида производственной кооперации:
1. Предметная или совокупная кооперация - заключается в доставке различной инкассационной продукции несколькими предприятиями на основное предприятие.
2. Кооперация деталей - отправка деталей и комплектующих на основное предприятие для производства конечной продукции рядом специализированных предприятий.
3. Поставка полуфабрикатов на основное предприятие предприятиями, специализирующимися на технологической или поэтапной кооперации или осуществляющими отдельные технологические операции.
Основным показателем уровня кооперации является доля стоимости полуфабрикатов, готовой продукции, деталей, комплектующих, полученных от других предприятий по заказу кооперации, в общей стоимости продукции предприятия. Также учитывается доля стоимости услуг, оказанных специализированными предприятиями, в общей стоимости продукции предприятия. Косвенным показателем уровня сотрудничества является количество предприятий, с которыми сотрудничает материнская компания.
Список использованной литературы:
1. Кузнецов В.В. Экономика сельского хозяйство /В.В. Кузнецов - Ростов - на - Дону:Феникс, 2018г.
2. Бусел И.П. Экономика сельского хозяйство: учебное пособие /И.П. Бусел Малихтарович. - Минск: 59 -447 с.
© Ханова О., Батыров Ш., Бяшимов Б., 2023
Ханова Огулбег, преподаватель, Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Бердиева Хумай, студент, Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова
Ашхабад, Туркменистан Оразов Мусаджелил, студент, Института Инженерно-технических и Транспортных коммуникаций Туркменистана Ашхабад, Туркменистан Ярашова Акгозел, студент, Туркменский национальный институт мировых языков
имени Довлетмаммета Азади Ашхабад, Туркменистан
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В СТРАНЕ
Аннотация
В этой статье рассматривается развитие бизнеса в стране, экономические, финансовые и социальные условия для гармоничного и эффективного развития малого и среднего бизнеса и частного
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№10 / 2023
предпринимательства, снабжение внутреннего рынка высококачественной готовой продукцией и взаимосвязь между ними.
Ключевые слова:
Бизнес, развития, продукция, предприниматель.
Hanova Ogulbeg
Lecturer,
Turkmen agricultural university named after S.A. Niyazova
Ashgabat, Turkmenistan Berdiyeva Humay Student,
Turkmen agricultural university named after S.A. Niyazova
Ashgabat, Turkmenistan Orazov Musajelil Student,
Institute of Engineering and Transport Communications of Turkmenistan
Ashgabat, Turkmenistan Yarashova Akgozel Student,
Turkmen National institute of World Languages named after Dovletmammet Azadi Ashgabat, Turkmenistan
BUSINESS DEVELOPMENT IN THE COUNTRY Annotation
The article discusses business development in the country, economic, financial and social conditions for harmonious and effective development small and medium businesses and private enterprise, supply domestic market with high-quality finished products and the relationship between them.
Keywords:
Business, development, products, entrepreneur.
В настоящее время в стране созданы благоприятные правовые, экономические, финансовые и социальные условия для гармоничного и эффективного развития малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства, а использующие их предприниматели эффективно способствуют увеличению экономической мощи Родины. Как известно, расширяются масштабы частного сектора, который является одной из важных частей экономики, и компании «Берекетли» по производству мяса и мясопродуктов, «Хасар» по производству сладко-овощная продукция, «Абаданский ковер» и другие мы видим на примере частных предприятий. Продукция, производимая на этих предприятиях, не только снабжает внутренний рынок высококачественной готовой продукцией, но и экспортируется в зарубежные страны.
В 2019-2025 годах будет оказана господдержка, включающая широкий комплекс мер и инструментов стимулирования позитивного развития бизнеса. Данная поддержка осуществляется в рамках Законов Туркменистана «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» и дальнейшей реализации Государственных программ, в том числе
Государственной программы «Повышение объем экспорта продукции, производимой в Туркменистане» и а также принятые в последние годы меры регулирования, направленные на стимулирование этой части экономики, будут осуществляться в рамках реализации законов.
В 2019-2025 годах планируется активизировать следующие направления поддержки частного сектора экономики:
- расширение доступа к финансовым ресурсам и создание благоприятных условий путем оказания финансово-кредитной и материально-технической помощи малому и среднему бизнесу за счет дальнейшего развития кредита;
- право на ведение малого и среднего бизнеса улучшение условий, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях устранения правовых, административных и организационных препятствий для ее эффективного развития;
- инвестиции субъектов малого и среднего бизнеса стимулирование, создание новых рабочих мест, дальнейшее повышение доходов и уровня жизни населения;
- государство по развитию сектора малого и среднего бизнеса улучшение использования имущества, сдача в аренду предпринимателям имущества, основных средств, в первую очередь зданий, сооружений и оборудования, которые не используются эффективно и целенаправленно;
- государственные, согласованные в установленном порядке продолжать приватизировать предприятия и объекты и преобразовывать их в акционерные общества;
- обучать работников неправительственного сектора и поддержка переработки;
- совместные предприятия и акционерные общества увеличить экспортный потенциал страны и увеличить возможности импортозамещения путем создания;
- эффективное функционирование приграничных экономических зон добиться активного участия частного сектора в расширении объема услуг;
- предоставлять информационные, консультационные услуги, дальнейшее совершенствование информационной поддержки малого и среднего бизнеса путем освещения в средствах массовой информации, организации выставок, научно-практических конференций, популяризации малого и среднего бизнеса, формирования положительного общественного мнения о его работе и возможностях.
Список использованной литературы:
1. Кузнецов В.В. Экономика сельского хозяйство /В.В. Кузнецов - Ростов - на - Дону:Феникс, 2018г.
2. Бусел И.П. Экономика сельского хозяйство: учебное пособие /И.П. Бусел Малихтарович. - Минск: 59 -447с.
© Ханова О., Бердиева Х., Оразов М., Ярашова А., 2023
Ягшыев Ахалмырат, преподаватель. Халмухаммедов Муса Халмухаммедович, студент. Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
Ашхабад, Туркменистан.
БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПАНИИ Аннотация
Миссия компании по удовлетворению жизненных потребностей рынка определяется как