Научная статья на тему 'Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента'

Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
DESIGN / PROJECT ADMINISTRATION / COMPANY / ADVANCED TRAINING / CERTIFICATION / CERTIFICATE / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT MANAGER / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / КОМПАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СЕРТИФИКАТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсакова Анастасия Владимировна, Копысова Анастасия Александровна, Синяева Ольга Юрьевна

В статье изложены предпосылки возникновения необходимости подготовки специалистов в сфере проектного менеджмента. Описано развитие образования по проектному управлению в соответствии с четырьмя ступенями бизнес-образования в России. Рассмотрены различные сертификации проектных менеджеров и их реализация на рынке труда и проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корсакова Анастасия Владимировна, Копысова Анастасия Александровна, Синяева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Business Education and Project Management Certification

The article outlines the prerequisites of the need to train professionals in project management. It describes the development of education in project management in accordance with the four stages of business education in Russia. It examines various certifications of project managers and their implementation in the labor and design market.

Текст научной работы на тему «Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента»

Корсакова А.В., Копысова А.А., Синяева О.Ю. Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 17-32. — doi: 10.18334/lim.3.1.2100

Язык публикации: русский

Leadership and Management, 2016, Volume 3, Issue 1

Development of Business Education and Project Management Certification

Anastasia Korsakova1, Anastasia Kopysova1, Olga Sinyaeva1®

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

The article outlines the prerequisites of the need to train professionals in project management. It describes the development of education in project management in accordance with the four stages of business education in Russia. It examines various certifications of project managers and their implementation in the labor and design market.

KEYWORDS_

design, project administration, company, advanced training, certification, certificate, project management, project manager

CITATION_

Korsakova, A.V., Kopysova, A.A., Sinyaeva, O.Yu. (2016). Development of Business Education and Project Management Certification. Leadership and Management, 3(1), 17-32. doi: 10.18334/lim.3.1.2100

JEL: I23, J44, O20 Original Research Language: Russian

Received: 19 Nov 2015, Published: 30 Mar 2016

© Korsakova A.V., Kopysova A.A., Sinyaeva O.Yu. / Publication: Creative Economy Publishers ^■«■¡■ili This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: siniaeva@list.ru

HIGHLIGHTS

► certification primarily confirms the ability to build the project management system

► the IPMA Delta model established in 2010 to certify companies is in great demand and used to assess not only individual expertise of managers, but also the willingness of the whole company to implement the project

► in practice, real-world experience is more valuable than even an international certificate

► a project-based approach can be successfully applied in launching of a variety of organizational innovations, preparation to enter new markets, in mergers and in non-traditional areas of social and public life

Лидерство и менеджмент, 2016, Том 3, Выпуск 1

Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента

Анастасия Корсакова1, Анастасия Копысова1, Ольга Синяева1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье изложены предпосылки возникновения необходимости подготовки специалистов в сфере проектного менеджмента. Описано развитие образования по проектному управлению в соответствии с четырьмя ступенями бизнес-образования в России. Рассмотрены различные сертификации проектных менеджеров и их реализация на рынке труда и проектирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

проект, управление проектом, компания, повышение квалификации, сертификация, сертификат, проектный менеджмент, проектный менеджер

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Корсакова А.В., Копысова А.А., Синяева О.Ю. Развитие бизнес-образования и сертификация в области проектного менеджмента // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 17-32. — Сок 10.18334/Ит.3.1.2100

JEL: I23, J44, 020

Язык публикации: русский

© Корсакова А.В., Копысова А.А., Синяева О.Ю. / Публикация: Издательство «Креативная экономика»

Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: siniaeva@list.ru

ТЕЗИСЫ

► сертификация, прежде всего, подтверждает умение построить систему управления проектом

► пользуется большим спросом учрежденная в 2010 году сертификация организаций IPMA Model Delta, позволяющая оценить не только индивидуальные компетенции менеджера, но и готовность в целом компании к реализации проекта

► на практике реальный опыт имеет большую цену, чем наличие даже международного сертификата

► проектный подход может быть успешно применен в процессе запуска различных организационных нововведений, подготовки к выходу на новые рынки, в процессе слияний, в нетрадиционных сферах социально-общественной жизни

Об авторах:

Корсакова Анастасия Владимировна, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Копысова Анастасия Александровна, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Синяева Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры государственного управления Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (siniaeva@list.ru)

Введение

Как известно, проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов, а управление проектами - синтетическая дисциплина, объединяющая весь сложный комплекс вопросов по управлению различными функциональными областями знаний проекта (содержание проекта, сроки, стоимость, риски, персонал, коммуникации и др.)1. Чтобы понимать, как развивалось образование в области проектного менеджмента, необходимо ознакомиться с предпосылками его возникновения.

Возникновение потребности в подготовке проектных управленцев

Методы и инструменты, послужившие основой формирования отечественного управления проектами, начали разрабатываться в СССР еще в XX веке, однако говорить о становлении проектного менеджмента в России в современном международном понимании можно только начиная с 1990-х годов. В 1950-60-е формируется база инструментов и различных подходов, в 1970-90-е развивается практический подход с упором на стандартизацию руководства отдельными проектами. Сама концепция Management by projects возникает в 1990-е годы. Управление проектами приходит на предприятия, создаются корпоративные системы управления проектами (КСУП)2. Впервые проектное управление было применено в строительном комплексе России, затем эта методика стала применяться в машиностроительной промышленности, металлургии, в IT-сфере, разработке месторождений полезных ископаемых и т. д.

Однако возникает потребность в подготовке профессиональных кадров и разработках в области проектного менеджмента, вызванная появлением конкретных практических задач по управлению масштабными проектами (задач с определенными параметрами: проектным циклом, затратами, временем, результатами); необходимостью быстрой реакции на изменчивость рынка и координации действий многих участников в процессе реализации проекта. В октябре 1990 года создается Советская (ныне Российская) ассоциация управления проектами - СОВНЕТ, а в 1991 году Россия вступает в Международную ассоциацию УП. Ознакомимся с сегодняшней ситуацией. В Ассоциации управления проектами США (PMI) состоит более 400 тыс. человек,

1 Управление проектом. Основы проектного управления (2010; С. 20-22). М.: Кнорус.

2 Управление проектами: фундаментальный курс (2013; С. 17-19). М.: ИД ВШЭ.

в Российской - около 900; в США порядка 300 тыс. менеджеров проектов, прошедших профессиональную сертификацию, в России - около 4000. Профессиональное управление проектами, необходимое для повышения эффективности всей экономики страны требует профессионально подготовленных специалистов.

Ступени образования

Чтобы проследить развитие образования в проектном управлении, необходимо разобраться в том, как оно соответствовало уровням бизнес-образования вообще.

На рынке бизнес-образования России выделяют четыре ступени:

— Первая ступень - высшее образование (Undergraduate (basic) Education).

Первое высшее образование предусматривает получение первой квалификации по классификатору специальностей.

— Вторая ступень - профессиональная переподготовка (Executive Development).

Эта модель образования подготавливает к профессии, практической работе, как правило, в нижнем или среднем звене.

—Третья ступень - повышение квалификации (Management Training).

Подтверждается государственным удостоверением о повышении квалификации. Обычно это краткосрочные программы в различных областях управления, направленные на актуализацию и модернизацию знаний действующих управленцев.

— Четвертая ступень - мастер делового администрирования (Master of Business Administration, MBA).

Предусматривает повышение квалификации менеджера-практика до уровня профессионала-руководителя среднего или высшего звена. Успешное прохождение программы подтверждается дипломом о дополнительном образовании с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА)3.

Вторая и третья ступени

В начале 1990-х гг. в отношении управления проектами можно говорить только о появлении второй и третьей ступеней.

3 Бизнес-образование в России. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Бизнес-образование_в_России

Программы профессиональной переподготовки можно назвать долгосрочными программами фундаментального образования, они дают глубокие знания и профессиональные навыки в области управления проектами и других сферах. Повышение квалификации - это обучение, позволяющее последовательно совершенствовать профессиональные и экономические знания, умения и навыки, гарантирующее рост мастерства по имеющимся профессиям.

После принятия постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о демонополизации внешней торговли создаются две первые бизнес-школы при Министерстве внешнеэкономических связей и в Академии народного хозяйства (1988 год), затем к ним присоединяются МИРБИС и школа бизнеса в МГИМО4. В начале 90-х отпадает необходимость в прежних высших хозяйственных кадрах, «коммерческим школам» и специальным центрам необходимо перестраиваться с переподготовки директорского корпуса, его кадрового резерва для крупных предприятий на подготовку управленческих кадров для новых хозяйственных структур, зарождающегося малого и среднего бизнеса, крупных предприятий различных форм собственности, работающих в условиях рынка и зачастую с перспективным использованием проектного управления5.

Стоит отметить, что вклад СОВНЕТ здесь играет важную роль. Сразу после учреждения Ассоциации начинают разрабатываться образовательные программы по подготовке и переподготовке специалистов в области проектного анализа и управления проектами. Специалисты прорабатывают ряд инициатив Института экономического развития Мирового банка совместно с российскими компаниями, выпускают целый ряд книг по управлению проектами на русском языке, причем не только переводных, но и отечественных, одну из которых перевели на английский язык и издали за границей6.

Кроме того, ряд учебных центров открывают курсы по повышению квалификации и тренингам по управлению проектами, учитывающие сертификационные требования IPMA. Так, ГАСИС совместно с СОВНЕТ создают кафедру «Управление проектами и программами», выполняющую функцию Учебно-консультационного центра.

4 Исследование журнала «Финанс». Режим доступа: http://www.magistr.net.ua/article/70.htm

5 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.rgs.ane.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=65:19-------&Itemid=50

6 Михайлов, Ю. (2000). Управление Проектами: Интервью с В.И. Воропаевым. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/upravlenie-proektami-intervyu

Первая ступень

Высшее образование (как первая ступень) со специальностью управления проектами появляется в России несколько позже. Первые в стране кафедры «Управление проектами» создаются в 1994 году в екатеринбургском ГТУ, а затем в 1996 в московском ГУУ. Эти кафедры сразу становятся учебными и научно-исследовательскими центрами, привлекающими ученых и практикующих управленцев.

В настоящее время в более чем 600 вузах есть специальность «Управление проектами», включая бакалавриат и магистратуру. Кроме того, практически во всех вузах есть спецкурсы или специализация по проектам, причем накладывается специфика отраслей: строительства, информационных технологий, инновационного менеджмента.

Создание НТК

В 1999 году в России подготовлена и запущена национальная программа сертификации специалистов по управлению проектами в рамках международной системы сертификации IPMA. В IPMA разработаны Международные требования по компетентности специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline, ICB), охватывающие профессиональные знания, навыки и умения, личностные качества и этический кодекс руководителя проекта. На основе ICB каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы, а также Национальные требования к компетентности (НТК), которые могут учитывать особенности национальной культуры и достижения в области управления проектами.

Российские НТК разработаны группой специалистов СОВНЕТ. На их основе реализуется сертификационная программа, которая включает четыре уровня:

— сертифицированный директор программ или проектов (уровень А);

— сертифицированный управляющий проектами (уровень В); сертифицированный управляющий международными проектами (уровень

В1);

— сертифицированный профессионал по управлению проектами (уровень С);

- сертифицированный специалист по управлению проектами (уровень D)7.

Сертифицированные специалисты

Первая в стране сертификация менеджеров проектов была проведена в декабре 1999 года. Первыми сертифицированными российскими проджект-менеджерами стали 11 человек. Как Сертифицированные управляющие проектами: А. С. Товб (сейчас -председатель правления СОВНЕТ), А. В. Цветков (сейчас - генеральный директор группы компаний ПМСОФТ); как Сертифицированный профессионал по управлению проектами: В. Н. Михеев (сейчас - вице-президент ProjectManagersClub); остальные сертифицированные первыми - специалисты по управлению проектами, среди которых члены правления СОВНЕТ, профессора ведущих российских вузов.

В 2013 году была проведена первая сертификация консультантов по управлению проектами 1РМА®-СОВНЕТ. Г. Л. Ципес, первый сертифицированный консультант по управлению программами и портфелями проектов, в настоящее время является главным консультантом департамента управленческого консалтинга ООО «ИБС Экспертиза» и вице-президентом СОВНЕТ8.

Сейчас по системе IPMA-СОВНЕТ сертифицированы почти 3000 человек. Развитие применения управления проектами и рост необходимости в сертифицированных специалистах в России подтверждается повышением спроса на получение сертификаций IPMA. Компании, сертифицировавшие своих специалистов, представляют самые разные области: строительство, топливно-энергетический комплекс, атомную энергетику, банковскую сферу, торговые сети и т. д.

Четвертая ступень

Четвертая ступень бизнес-образования в области проектирования окончательно закрепляется в России с утверждением в 2000 году Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Министерством образования диплома мастера делового администрирования(МВА) и разработки государственных требований к российским программам МВА.

7 Подготовка кадров для управления проектами (2003). Открытые системы. СУБД, 12. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2003/12/183706/

8 Сайт Национальной ассоциации управления проектами «СОВНЕТ».

На сегодняшний день управление проектами в качестве специализации программы MBA занимает высокое четвертое место по

й9

заинтересованности слушателей

Какал специализация программы МВА Вам наиболее интересна?

Телеком

Строительство и недвижимости

Друг«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логистика

Международный бизнес Управление проектами Управление НР* Информационные технологии Финансовый менеджмент Маркетинг и продажи Стратегический менеджмент

□ 3,9% (12)

п 7.5% (23)

3-6% (11)

□ 3,2% (Ю)

3 3-2% (10)

□ 9.4% (29)

5.2% (16)

□ 7.1% (22)

□ 9.7% (30)

п 16.2% (50)

30,i% (95)

Рисунок. Приоритетность специализаций программ MBA10

Специализированные центры

Важный шаг в развитии образования по вопросам проектирования - не просто открытие направления или программы в вузе или бизнес-школе, а учреждение специализированных исключительно в этой области учебных центров.

Один из них - Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ. Школа является подразделением системы дополнительного образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и была создана в разгар мирового финансового кризиса, в июле 2009 года. Несмотря на не слишком удачный момент для запуска такого проекта тогда начали быстро развиваться и сейчас продолжают функционировать программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, а также программа «МВА - Управление проектами»11.

Еще один такой центр - Университет Управления Проектами, работавший как специализированный Учебный центр на базе

9 MBA в Москве и России. Режим доступа: http://m.mba.su/?smallView=1

10 Рисунок. Приоритетность специализаций программ MBA. Режим доступа: https://www.mba.su/questioning/specialization_mba/result/

11 О школе. Режим доступа: https://pm.hse.ru/about

ЗАО «ПМСОФТ». Группа компаний ПМСОФТ была создана в 1993 году группой квалифицированных специалистов по управлению социально-экономическими системами. Начав свою деятельность с отдельных продаж специализированного программного обеспечения для project менеджмента, сейчас ПМСОФТ предоставляет полный комплекс услуг в управлении проектами, программами и портфелями проектов на рынке России, стран СНГ и Балтии.

Университет Управления Проектами - это учреждение, дающее универсальное образование в области проектного управления. В 2009 году Университет стал отдельным юридическим лицом. Подготовка специалистов проходит на основе ведущих международных и национальных стандартов по управлению проектами (PMBoK, ICB, НТК и др.) и практического опыта российских и зарубежных специалистов в этой области. Кроме того, Университет является специализированным учебным центром по программам подготовки сертификации IPMA-СОВНЕТ, курсам по методологии управления проектами, отраслевым программам (строительный менеджмент) и курсам по работе с программным обеспечением. УУП также поддерживает программы управления вузов, проводя ежегодный конкурс студенческого проекта, в котором принимают участие около 120 высших учебных заведений страны12.

В начале 90-х в активно появляющихся школах предлагались в основном краткосрочные программы обучения, проводящие ликбез по отдельным блокам экономических дисциплин, во многих вся учеба состояла в экспресс-изучении английского языка и стажировках за границей. Однако постепенно спрос изменяется в пользу дженералистских программ и глубокого освоения теории и практики. Поэтому и в программах по проектному менеджменту сегодня часто учебный план состоит из достаточного количества дисциплин, определяющих базовую подготовку современного проектного управленца высокой квалификации, владеющего широким кругом управленческих, экономических и финансово-инвестиционных компетенций. Наиболее востребованными сегодня являются именно долгосрочные программы профессиональной переподготовки менеджеров проектов (более 500 часов), а не краткосрочные. Для усиления практической направленности проводятся семинары и круглые столы, на которые приглашаются ведущие специалисты-практики, занимающие лидирующие позиции

12 Сайт Университета Управления Проектами.

в области управления проектами; деловые игры, практикумы, кейсы из реальных деловых ситуаций.

Сертификация PMIPMP

Кроме программы подготовки IPMA, профессиональную сертификацию в области управления проектами - «Специалист в области управления проектами» (Project Management Professional - PMP) - можно получить в Институте менеджеров проектов (PMI - Project Management Institute). Сертификация PMI PMP® является сегодня одной из самых распространенных в мире: около 150000 профессионалов в области проектного менеджмента в 120 странах. В России эту сертификацию проводит Московское отделение PMI. Получение этого престижного сертификата требует наличия соответствующего образования, опыта работы, признания профессионального кодекса и сдачи экзамена.

Исторически сложилось, что сертификат PMP® более распространен в США и Канаде и поэтому чаще требуется американскими компаниями, а сертификат IPMA - в Европе и европейских организациях. Поэтому в выборе сертификации специалисты руководствуются «направленностью» своей компании или планами по трудоустройству. Кроме того, сертификация PMI PMP популярна в основном в ИТ-и телекоммуникационных компаниях, а IPMA - в инженерной отрасли и строительстве13.

Реализация сертификации

Чем, как правило, руководствуются специалисты, решившие пройти сертификацию? Часть управленцев проектами специально проходят сертификацию, чтобы получить международный сертификат, возможность работать в других странах. Во многих компаниях международный сертификат считается необходимым условием приема на работу или продвижения по службе, сертификация может быть прописана в системе KPI организации. Кроме того, сегодня в большинстве проектов, в которых принимают участие компании с иностранным капиталом, существует специальное требование - должно быть как минимум два сертифицированных специалиста в команде, работающей над проектом. В таких компаниях, как, например, Verizon и Deloitte, без PMP не может быть и разговора о приеме на работу, в Canon можно

13 Международная сертификация для проектных менеджеров. Режим доступа: http://www.pmt.kz/pm/international/item/79-systems.html

устроиться без сертификата, но с условием его получения в течение полугода с момента принятия на работу.

Сертификация, прежде всего, подтверждает умение построить систему управления проектом. Однако в России имеют место два противоположных случая. В первом «бумажки» и «корочки» будут не важны, все внимание будет уделяться исключительно профессиональному опыту. Интересное резюме часто вызывает большую заинтересованность в кандидате, чем упоминание в нем сертификата. Во втором, более печальном, случае, наоборот, роль будет играть только наличие сертификата, причем работодатель может даже не разбираться в его специфике. Тем не менее фактическое умение управлять проектами не обязательно связано с сертификацией. Как правило, все сертификаты (особенно PMP, который, в отличие от IPMA, полностью строится на тесте) содержат прохождение теста, а успешность зачастую зависит не от знаний и умений, а от правильно подобранного метода его прохождения. Поэтому знак равенства между сертификатом и профессионализмом в проектном менеджменте ставить можно далеко не всегда14.

Кроме того, есть проекты, где только набор управленческих знаний или сертификация не работают. В них требуется знание менеджером предметной области, то есть отраслевой специфики конкретного проекта. Этому сертификация не научит. Как показывает практика, при работе организации-заказчика с консультационной профессиональной компанией около 80 % случаев выбора руководителя проекта - это выбор именно «менеджера-предметника». «Берем проверенного специалиста конкретной предметной области, обучаем его управленческим вещам. Задача менеджера - обязательно понять, что его окружают люди, имеющие что-то, чего у него нет; собрать эту информацию, обобщить в модель, которую он имеет в виде единого проекта, а потом вернуть на них же в виде задач - это и есть искусство менеджмента проекта», - отмечает А. В. Полковников, президент СОВНЕТ15. Кроме того, сертификация отдельного менеджера проектов не обеспечивает ему успешность по приходу в компанию, где технологии проектного менеджмента не применяются. Результат деятельности всегда зависит от способности команды мыслить и работать в той системе, в которой мыслит и работает менеджер. Поэтому уже пользуется большим

14 Зачем менеджеру проектов сертификат [Пост в блоге] (2016, 6 марта). Режим доступа: http://psilonsk.livejournal.com/9613.html

15 Алексей Полковников на конференции Whale Rider 2011 [Видео] (2012, 26 июня). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XBalWiGbg2I

спросом учрежденная в 2010 году сертификация организаций IPMA Model Delta, позволяющая оценить не только индивидуальные компетенции менеджера, но и готовность в целом компании к реализации проекта.

Заключение

Сертификация, таким образом, является важной составляющей гарантии успешности проектного менеджера, по крайней мере, при приеме на работу. Однако единой системы привилегий ее обладателей не существует, реальная ценность зависит от отрасли, принятых организацией норм, ее опыта в технологиях проектного менеджмента. На практике чаще возникают ситуации, когда реальный опыт имеет большую цену, чем наличие даже международного сертификата.

В современном мире значение и применение проектов растет во всех областях. Проекты реализуются отдельными людьми, организациями (частными и государственными), регионами, правительствами стран и т. д. Управление проектами - это способ достичь цели с наибольшей эффективностью, то есть с оптимальным соотношением результата и издержек.

Традиционно проекты существуют в строительстве (важным примером является Институт бизнеса в строительстве и управления проектом в ГУУ - именно там открывается первая в стране кафедра управления проектом), разработке новых продуктов и процессов в различных секторах экономики. Люди, занятые в этих сферах, входили в основной состав слушателей различных программ по управлению проектами в прошлом веке и начале этого. Но мировая практика последнего десятилетия свидетельствует о том, что проектный подход может быть успешно применен в процессе запуска различных организационных нововведений, подготовки к выходу на новые рынки, в процессе слияний, в нетрадиционных сферах социально-общественной жизни и т. д. В конечном счете речь идет об организации проектно-ориентированного управления эффективным развитием не только бизнеса, но и фактически всеми сферами.

ИСТОЧНИКИ:

Алексей Полковников на конференции Whale Rider 2011 [Видео] (2012, 26 июня). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XBalWiGbg2I

Бизнес-образование в России. Режим доступа: http://www.e-

хеси^е.ш^^/^ех^р/Бизнес-образование_в_России

Зачем менеджеру проектов сертификат [Пост в блоге] (2016, 6 марта). Режим доступа: http://psilonsk.livejournal.com/9613.html

Исследование журнала «Финанс». Режим доступа: http://www.magistr.net.ua/article/70.htm

Международная сертификация для проектных менеджеров. Режим доступа: http://www.pmt.kz/pm/international/item/79-systems.html

Михайлов, Ю. (2000). Управление Проектами: Интервью с В.И. Воропаевым. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/upravlenie-proektami-intervyu

О школе. Режим доступа: https://pm.hse.ru/about

Подготовка кадров для управления проектами (2003). Открытые системы. СУБД, 12. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2003/12/183706/

Рисунок. Приоритетность специализаций программ MBA. Режим доступа: https://www.mba.su/questioning/specialization_mba/result/

Сайт Национальной ассоциации управления проектами «СОВНЕТ».

Сайт Университета Управления Проектами.

Управление проектами: фундаментальный курс (2013; С. 17-19). М.: ИД ВШЭ.

Управление проектом. Основы проектного управления (2010; С. 20-22). М.: Кнорус.

MBA в Москве и России. Режим доступа: http://m.mba.su/?smallView=1

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.rgs.ane.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=65:19— &Itemid=50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.