Научная статья на тему 'Развитие аудиовизуальной культуры студентов в системе общего и профессионального музыкального образования'

Развитие аудиовизуальной культуры студентов в системе общего и профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / AUDIO-VISUAL CULTURE / MUSICAL CULTURE / TECHNOLOGY OF AUDIO-VISUAL CULTURE / EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна

В статье определяются структура и содержание компонентов развития аудиовизуальной культуры студентов, даётся характеристика личностно-ориентированной технологии формирования аудиовизуальной культуры студентов в сфере музыкально-педагогического профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ audio-visual culture of in the general and vocational musical education

The article defines the structure and contents of the components of students’ audio-visual culture, gives the description of student-oriented audio-visual culture development technology in musical-pedagogical vocational education

Текст научной работы на тему «Развитие аудиовизуальной культуры студентов в системе общего и профессионального музыкального образования»

Ю. В. Величко

(г. Саранск)

РАЗВИТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ культуры студентов в системе ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определяются структура и содержание компонентов развития аудиовизуальной культуры студентов, даётся характеристика личностно-ориентированной технологии формирования аудиовизуальной культуры студентов в сфере музыкально-педагогического профессионального образования

Одним из важнейших инновационных процессов в системе современного образования является выявление приоритетных направлений и разработок в области новых технологий, связанных с организацией процесса обучения. В частности, это касается развития аудиовизуальной культуры личности, что выступает необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки современного учителя [1, с. 12]. Данное личностное образование обеспечивает формирование навыков деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных дисциплинах и образовательных областях, культуре, искусстве и в окружающем мире. Поэтому очевидной становится тенденция постоянного совершенствования технологий вузовского образования, связанных с формированием способностей личности к восприятию, переработке и передаче звуковой и визуальной информации.

Аудиовизуальная культура личности широко представлена в современном гуманитарном знании: философии и культурологии (Э. Г. Багиров, В. Ю. Борев, М. С. Каган и др.], социологии (П. С. Писарский, В. С. Собкин и др.], психологии (А. А. Леонтьев, А. В. Толстых, П. М. Якобсон и др.], педагогике (О. А. Баранов, И. В. Вайсфельд, Н. С. Горницкая, С. Н. Пензин, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. В. Шариков, Н. Ф. Хилько; К. Бэзэлгэт, К. Ворсноп, Л. Мастерман, К. Тайнер, Э. Харт и др.], выступает многоаспектным и многоплановым процессом и рассматривается применительно к культуре личности, а также с точки зрения различных систем образования (общее образование, профессиональное образование и др.].

Согласно принятым в настоящее время представлениям аудиовизуальная культура личности выступает как важнейшая состав-

ляющая её медиакультуры. Она характеризуется системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать аудиовизуальный медиатекст, заниматься аудиовизуальным медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа и формируется в процессе медиаобразования [5].

В современной профессиональной подготовке педагога-музыканта аудиовизуальная культура становится одной из универсальных основ его музыкальной культуры и поэтому обуславливает изучение внешних и внутренних закономерностей и проявлений, раскрывающих все грани феномена аудиовизуальной культуры в педагогическом процессе, учитывающего специфику музыкального искусства, художественно-эстетической (в частности, музыкальной] культуры, музыкального образования.

Являясь результатом общего и профессионального музыкального образования и профессиональной социализации, аудиовизуальная культура студента предполагает наличие:

а] необходимого потенциала знаний в сфере аудиовизуальных коммуникаций, способностей к восприятию, анализу, интерпретации и оценке с профессионально-нравственных позиций аудиовизуальной музыкальной информации, поступающей с электронного формата (телевизионного, компьютерного, интернетного и пр.], аудиовизуального и музыкального мышления;

б] технологической и психологической готовности к экстериоризации, актуализации данного потенциала в различных ситуациях профессиональной деятельности, а также способности его компетентного использования, транслирования в детскую среду, формирования у ребенка творческого этико-эстети-

ческого отношения к воспринимаемым музыкальным явлениям.

Необходимо конкретизировать понятие «аудиовизуальная музыкальная информация (текст, произведение]», которое в нашем понимании выступает как музыкальная информация, функционирующая в сфере аудиовизуальных (электронных, экранных] каналов коммуникации: экранных искусств, системы Интернет, мультимедиа и др. Аудиовизуальная музыкальная информация - это медиатекст или художественный аудиовизуальный текст, имеющий прямое отношение к искусству. В художественной теории медиаобразования (О. А. Баранов, С. Н. Пензин, Ю. Н. Усов и др.] данный вид информации рассматривается как «многоканальная коммуникативная художественно-образная система» [4, с. 100].

Для адекватного восприятия аудиовизуальных музыкальных произведений обучающимся необходимо освоить язык аудиовизуальной культуры, особенности аудиовизуального текста.

Вместе с тем мы характеризуем понятие «аудиовизуальная культура студента» как многосоставное, которое представляет собой совокупность нескольких признаков: личностно-значимого, интеллектуально-познавательного, эмоционально-оценочного, деятельностно-практического. Наполнение содержания названных признаков исходит из методологических подходов: как психологопедагогических (социокультурный, интегративно-целостный, личностно-ориентированный, аксиологический, креативный как методологический принцип педагогики и др.], так и специфических, касающихся непосредственно музыкального образования и образования в области культуры и искусства в целом (например, интонационного и др.].

Содержание личностно-значимого признака аудиовизуальной культуры студента выражается в устойчивых потребностях, мотивах поведения и деятельности, социальнопсихологических установках и ценностных ориентациях личности в эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с аудиовизуальной музыкальной информацией; познавательно-интеллектуальный признак проявляется в комплексе специальных теоретических и эстетических знаний (выразительные средства музыки и экранных искусств, специфика и особенности аудиовизуальной музыкальной информации], художественно-эстетической информированности (знание аудио-

визуальных музыкальных произведений, творчества отдельных композиторов, режиссеров]. Эмоционально-оценочный включает способности личности в области художественно-эстетического восприятия, эмоционального переживания и оценки аудиовизуальных музыкальных произведений; деятельностно-практический признак конкретизируется в самообразовании средствами аудиовизуальной информации, умениях и навыках использовать данный вид информации в профессионально-педагогической деятельности.

На основании содержания рассматриваемого личностного образования и для решения проблемы развития аудиовизуальной культуры студентов в сфере профессионально-педагогического музыкального образования был разработан и реализован ряд технологий формирования аудиовизуальной культуры личности: интерактивных, креативных и др. В данной статье будет охарактеризована личностно-ориентированная технология формирования аудиовизуальной культуры студентов, которая может быть реализована в процессе преподавания факультативных курсов, курсов по выбору, входящих в вариативную часть структуры ООП ВПО, курсов системы дополнительного вузовского образования, интегрирована в дистанционное музыкальное обучение, в структурные модули дисциплин базовых курсов музыкально-инструментальной или музыкально-теоретической подготовки.

Технология формирования аудиовизуальной культуры студентов педагогического вуза разрабатывалась с учётом следующих методологических ориентиров.

Личностный подход рассматривает личность как цель образовательного процесса с учётом её деятельностного, творческого начала, уникальности, признаёт право на нравственную, интеллектуальную свободу, ориентирует на исследование человека как субъекта, носителя жизненной позиции, способного к саморазвитию [4, 8].

Личностный подход предполагает реализацию принципов личностно-ориентированного вида обучения: индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания личности. На практике актуализация данных принципов выражается в создании микрогрупп обучающихся с учетом уровня их личностного развития. При реализации рассматриваемой технологии образования микро-

группы обучаемых создаются на основе результатов диагностики аудиовизуальной культуры личности: личностно-значимого, познавательно-интеллектуального, эмоционально-оценочного, деятельностно-практического критериев и уровней их сформиро-ванности. Для каждой группы разрабатываются специальные тренинговые задания и упражнения, которые позволяют «подтянуть» каждую из групп студентов на более высокий уровень развития личностных критериев. Обучение в группах способствует лучшему взаимодействию, развивает культуру диалога обучающихся внутри микрогруппы, а также активизирует общение между студентами и преподавателем. В процессе диалогического общения, организованного с помощью интерактивных методов обучения, происходит развитие личностных образований: мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, деятельностно-практической и других сфер личности.

Креативный подход (В. С. Шубинский и др.] рассматривается как методологический принцип структурирования и исследования сущностно-креативных процессов и явлений, реализации идеи развития творческой личности. Этот подход учитывается в определении задач и содержания учебно-воспитательного процесса, разработке преподавателем любого современного учебно-методического обеспечения. Направлен на задействование в педагогических моделях сущностно-креативных психологических основ (художественный интерес, творческие способности и т. д.] и экстраполяцию закономерностей творчества на все процессы личностного роста [6].

Социокультурный подход (П. А. Сорокин,

Н. И. Лапин] рассматривает личность в контексте её взаимодействия с социумом (общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами] и определенным типом культуры. Данный подход ориентирован «не столько на передачу жизненного опыта..., сколько на подготовку молодых людей к самостоятельной жизни в трансформирующемся обществе» [3, с. 42].

Социокультурный подход позволяет учитывать механизм взаимоотношений между личностью, открытой для активного диалога с коллективными субъектами (преподавателем, студентом и другими представителями социума], и произведениями искусства - аудиовизуальным музыкальным произведени-

ем - в их единении и синтетическом сопряжении.

Педагогическое интерактивное взаимодействие усиливает позитивное влияние аудиовизуальной культуры, рассматриваемой как тип современной культуры и часть социальной среды, на ценностную позицию личности и её взгляды в сфере искусства и явлений музыкальной действительности, а также способствует нейтрализации деструктивных факторов воздействия аудиовизуальной музыкальной информации на личность.

Художественная теория медиаобразования (О. А. Баранов, С. Н. Пензин, Ю. Н. Усов и др.] направлена на развитие эстетического (художественного) восприятия, в процессе которого осознаются основные законы и язык художественных медиатекстов [5].

В основе художественного восприятия аудиовизуальной музыкальной информации лежит диалог, анализ языка и авторской концепции аудиовизуального художественного произведения. Происходит процесс музыкальной коммуникации (музыкального, художественного диалога], то есть «процесс сопереживания, взаимопонимания и взаимовлияния», внутри которого основными функциями коммуникации выступают: «познавательно-оценочная, личностно-ориентированная и интерактивная» [2, с. 20].

Музыкальное произведение в данном случае обогащается синтетическим полихудоже-ственным контекстом, поэтому диалог между обучаемым, педагогом и аудиовизуальным произведением имеет определённую специфику существования.

Технология формирования аудиовизуальной культуры студента имеет следующее структурное наполнение:

- целевой блок (цель, задачи формирования аудиовизуальной культуры личности в профессионально-педагогической сфере музыкального образования],

- содержательный блок (реализация содержания музыкально-педагогического образования через личностно-значимый, познавательно-интеллектуальный, эмоциональнооценочный, деятельностно-практический компоненты аудиовизуальной культуры личности],

- процессуальный блок (комплексная диагностика уровня сформированности аудиовизуальной культуры; формы - лекционные, практические занятия в интерактивных формах и др., методы - анализа аудиовизуаль-

ных музыкальных произведений, мозгового штурма, имитационные игры и др., средства

- создание ситуаций художественно-познавательного характера и др.].

Цель - это развитие духовно-нравственного потенциала личности как важной составляющей мировоззрения, интеллектуальноэмоциональной сферы, формирование музыкальной культуры в интегральном единстве с педагогической и информационно-коммуникативной профессиональной культурой специалиста.

Задачи формирования аудиовизуальной музыкальной культуры личности дифференцируются на образовательные - освоение комплекса знаний об особенностях аудиовизуального художественного языка и функционировании музыкального искусства в системе аудиовизуальных средств коммуникации; о содержании современных аудиовизуальных технологий и инновационных процессов в сфере музыкального воспитания, развития и образования учащихся и др.; развивающие - развитие аудиовизуального музыкального восприятия студентов на основе выполнения тренинговых заданий и упражнений; аксиологические - формирование ценностных ориентаций студентов в сфере аудиовизуальной музыкальной информации и устойчивой мотивации музыкально-педагогической деятельности.

Важным элементом личностно-ориентированной технологии внутри процессуального блока становятся диагностика и учет уровня сформированности аудиовизуальной культуры личности студента. Диагностика включает определение критериев и уровней сформированности данного качества, использование способов количественного выражения полученных данных. Для этого применяется такая совокупность методов исследования, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения, интервью, игра, совместный просмотр и анализ аудиовизуальной музыкальной информации, анализ продуктов деятельности и другие. Диагностирующие исследования позволяют увидеть результаты сформированности аудиовизуальной культуры личности как на начальном, так и на последующих этапах её развития.

Содержание музыкально-педагогического образования при построении личностно-ориентированной технологии реализуется через совокупность компонентов: личностно-значимого, познавательно-интеллектуального,

эмоционально-оценочного и деятельностнопрактического. Данные компоненты структурно взаимосвязаны между собой. Эмоционально-оценочный компонент при этом является системообразующим. Он направлен на развитие аудиовизуального музыкального восприятия личности, затрагивающего психологические механизмы понимания, интерпретации и оценки аудиовизуальной музыкальной информации.

Личностно-значимый компонент формирования аудиовизуальной музыкальной культуры включает следующие задачи: развитие художественно-эстетических, нравственных, информационно-познавательных потребностей и мотивов взаимодействия студентов с аудиовизуальной музыкальной информацией; формирование эмоционально-эстетической установки на восприятие аудиовизуальных музыкальных произведений; становление ценностных ориентаций духовной, общечеловеческой, социальной направленности (таких как творчество, самосовершенствование, доброта, общение, любовь, культура, знания, информация, интеллект и др.] в сфере их взаимодействия с аудиовизуальной музыкальной средой.

Формирование указанного компонента осуществляется с учетом таких психологических механизмов, как перенесение положительных эмоций, вызванных музыкой, на другие объекты действительности; создание проблемной ситуации художественно-познавательного характера, ситуаций занимательности, успеха, эмоциональных переживаний посредством включения в роль героя музыкального произведения. Формированию этого компонента способствует применение интерактивных форм образования: имитационных игр, направленных на освоение социальных ролей композитора, режиссера, слушателя, критика, исполнителя аудиовизуального музыкального произведения; диалога, мозгового штурма и других.

Формирование познавательно-интеллектуального компонента аудиовизуальной музыкальной культуры (комплекс теоретических и эстетических знаний, художественноэстетическая информированность в области аудиовизуальной коммуникации] осуществляется посредством введения учебных модулей, включающих вопросы об особенностях аудиовизуальной музыкальной информации; о музыкально-педагогической деятельности учителя в условиях реализации современных

концепций аудиовизуального образования; о формах организации деятельности в процессе музыкального образования школьников с использованием аудиовизуальной музыкальной информации и др. Расширению теоретического и эстетического тезауруса студентов в области функционирования музыки в сфере аудиовизуальной художественной коммуникации способствует ведение словаря основных теоретических и эстетических понятий, терминологические диктанты, составление мини-рецензий, аннотаций на аудиовизуальные музыкальные тексты и др.

Эмоционально-оценочный компонент аудиовизуальной музыкальной культуры будущего учителя (способности личности в области художественно-эстетического восприятия, эмоционального переживания и оценки аудиовизуальных музыкальных произведений] реализуется через освоение перцептивных действий. Развитию данного компонента способствует использование методов отождествления, идентификации своей личности с личностью композитора, режиссера, исполнителя, «героя» аудиовизуального музыкального произведения; методов аналогий и свободных ассоциаций; анализа аудиовизуального музыкального произведения (эмоциональнообразный; анализ изобразительно-выразительных средств]; музыкального инсценирования; тренинга целостного восприятия аудиовизуального музыкального образа на основе выполнения специально разработанных заданий и упражнений и других.

Деятельностно-практический компонент аудиовизуальной культуры, включающий самообразование средствами аудиовизуальной музыкальной информации (внеаудиторная и аудиторная самостоятельная работа студентов, умение использовать аудиовизуальную музыкальную информацию в сфере профессиональной деятельности], осуществляется через организацию и включение студентов в

работу по самообразованию, музыкальнотворческую и научно-исследовательскую деятельность.

Таким образом, аудиовизуальная культура студента в профессионально-педагогическом музыкальном образовании актуализирует такие специальные виды деятельности студентов, как эмоционально-образное восприятие, переживание, художественно-эстетический анализ и оценка аудиовизуальной музыкальной информации, самообразование, компетентное использование, трансляция интеллектуально-эмоционального опыта взаимодействия с аудиовизуальной музыкальной информацией в сферу профессиональной деятельности, содержание которой обусловлено особенностями современной информационной среды. Аудиовизуальная культура как многокомпонентное и многоуровневое личностное образование требует разработки технологий её поэтапного формирования. Личностно-ориентированная технология формирования аудиовизуальной культуры базируется на личностном подходе к организации музыкально-педагогического обучения, в её структуру входят целевой, содержательный и процессуальный блоки. Результаты технологии позволяет проследить динамика диагностирующих исследований, которые проводятся как на начальном, так и на последующих этапах развития аудиовизуальной культуры личности.

Примечание. Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2. «Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация]» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России».

Литература

1. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева] / / Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №2. - С. 9-13.

2. Миронова М. П. Функции музыкальной коммуникации в культурно-образовательной среде педвуза // Гуманитарные науки и образование - 2011. - №3 (7]. - С. 17-20.

3. Неясова И. А. Социальный опыт как педагогическая категория // Гуманитарные науки и образование - 2011. - № 4 (8]. -С. 41-43.

4. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников : дис. ... д-ра пед. наук. - М.: НИИ художественного воспитания АПН, 1989.

- 356 с.

5. Федоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.

6. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1998. - 80 с.

7. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. -С. 31-42.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.