Научная статья на тему 'Развитие арктических регионов для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации'

Развитие арктических регионов для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE / РИСКИ / RISKS / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / GEOPOLITICAL INSTABILITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Анастасия Талибжановна, Атлыгина Виктория Александровна

На фоне финансово-экономического кризиса 2014 г., повлекшего ряд по-следствий для экономической безопасности России, освоение арктического шельфа в необходимом объеме остается стратегической задачей развития страны. Необходимость мониторинга текущего состояния разработки проектов по освоению углеводородного сырья объясняется способностью рас-ширить присутствие России на энергетических рынках, экономики в целом и энергетической отрасли в частности. В статье на примере Мурманской области, которая динамично развивается в промышленном секторе экономики, полностью входит в состав Арктической зоны Российской Федерации и относится к высоко урбанизированным регионам России, проведен мониторинг основных тенденций развития Арктики, включение в него основных регионов с учетом освоения углеводородных месторождений на долгосрочную перспективу. Целью исследования является определение факторов, сдерживающих развитие Арктики и оценка ее вклада в энергетическую отрасль России. На основе проведенных исследований удалось выявить основные проблемы и перспективы экономического развития потенциала Арктического региона Мурманской области в долгосрочной перспективе; предложить пути оптимизации факторов, сдерживающих развитие проектов освоения арктического шельфа и предложить направления в области обеспечения экономической безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Анастасия Талибжановна, Атлыгина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC REGIONS DEVELOPMENT FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Against the backdrop of the financial and economic crisis of 2014, which caused anumber of consequences for Russia’s economic security, the development of the Arcticshelf in the required volume is a strategic task of the country’s development. The needto monitor further benefits and the current state of development of hydrocarbondevelopment projects is explained by the ability to expand Russia’s presence in energymarkets, the economy as a whole and the energy sector. Based on the example of theMurmansk region, which is dynamically developing in the industrial sector of theeconomy, it is fully part of the Arctic zone of the Russian Federation and belongs to thehighly urbanized regions of Russia, monitoring of the main trends in the developmentof the Arctic, including key regions in the long-term development of hydrocarbondeposits. The aim of the study is to identify the factors that impede the developmentof the Arctic and its contribution to the energy industry in Russia. Based on theconducted studies, it was possible to identify the main problems and prospects forthe economic development of the Arctic region’s potential in the Murmansk region inthe long term; to suggest ways to optimize the factors constraining the developmentof projects on the development of the Arctic shelf.

Текст научной работы на тему «Развитие арктических регионов для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»

РАЗВИТИЕ

АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ARCTIC REGIONS DEVELOPMENT FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 330.101

СМИРНОВА Анастасия Талибжановна

доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Норильского государственного индустриального института, кандидат экономических наук, [email protected]

SMIRNOVA, Anastasia Talibjanovna

Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Foreign Languages of Norilsk State Industrial Institute, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

АТЛЫГИНА Виктория Александровна

старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и организации производства Норильского государственного индустриального института, [email protected]

ATLYGINA, Victoria Alexandrovna

Assistant Professor at the Department of Economics, Management and Organization of Production of Norilsk State Industrial Institute, [email protected]

Аннотация.

На фоне финансово-экономического кризиса 2014 г., повлекшего ряд последствий для экономической безопасности России, освоение арктического шельфа в необходимом объеме остается стратегической задачей развития страны. Необходимость мониторинга текущего состояния разработки проектов по освоению углеводородного сырья объясняется способностью расширить присутствие России на энергетических рынках, экономики в целом и энергетической отрасли в частности. В статье на примере Мурманской области, которая динамично развивается в промышленном секторе экономики, полностью входит в состав Арктической зоны Российской Федерации и относится к высоко урбанизированным регионам России, проведен мониторинг основных тенденций развития Арктики, включение в него основных регионов с учетом освоения углеводородных месторождений на долгосрочную перспективу. Целью исследования является определение факторов, сдерживающих развитие Арктики и оценка ее вклада в энергетическую отрасль России. На основе проведенных исследований удалось выявить основные проблемы и перспективы экономического развития потенциала Арктического региона Мурманской области в долгосрочной перспективе; предложить пути

© Смирнова А. Т., Атлыгина В. А., 2017.

оптимизации факторов, сдерживающих развитие проектов освоения арктического шельфа и предложить направления в области обеспечения экономической безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Арктическая зона, риски, геополитическая нестабильность, социально-экономическое развитие.

Abstract.

Against the backdrop of the financial and economic crisis of 2014, which caused a number of consequences for Russia's economic security, the development of the Arctic shelf in the required volume is a strategic task of the country's development. The need to monitor further benefits and the current state of development of hydrocarbon development projects is explained by the ability to expand Russia's presence in energy markets, the economy as a whole and the energy sector. Based on the example of the Murmansk region, which is dynamically developing in the industrial sector of the economy, it is fully part of the Arctic zone of the Russian Federation and belongs to the highly urbanized regions of Russia, monitoring of the main trends in the development of the Arctic, including key regions in the long-term development of hydrocarbon deposits. The aim of the study is to identify the factors that impede the development of the Arctic and its contribution to the energy industry in Russia. Based on the conducted studies, it was possible to identify the main problems and prospects for the economic development of the Arctic region's potential in the Murmansk region in the long term; to suggest ways to optimize the factors constraining the development of projects on the development of the Arctic shelf.

Key words: economic security, Arctic zone, risks, geopolitical instability, social and economic development.

Национальная безопасность любого государства, особенно в период геополитической нестабильности, во многом зависит от степени развития промышленности и способности самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Однако ни одно современное государство не в состоянии это сделать в силу международного разделения труда. Специфика современной мировой экономики заключается в том, что страны стали не только специализироваться на отдельных видах продукции, что привело к взаимозависимости друг от друга, но и в том, что производство, способное обеспечить возрастающие потребности общества, не может обойтись без дополнительных источников энергии, доступ к которым имеют далеко не все страны.

Мировая экономика находится в очень неустойчивом состоянии. Национальные рынки и международная торговля попали под влияние политических амбиций определенных кругов некоторых государств и их объединений. Все эти обстоятельства серьезно отражаются на возможности развития отношений между заинтересованными во взаимном сотрудничестве компаний и целых стран, чьи интересы и безопасность стали заложником внешнеполитической ситуации в мире. Но в настоящее время такое развитие невозможно без доступа к источникам энергии.

Да, современное общество не мыслит себя без потребления и использования нефти и газа, которые являются основными компонентами топлива, так как во всем мире углеводо-

родные ресурсы потребляются в огромных масштабах и являются единственно доступными и более-менее дешевыми. Особенностью данных источников энергии является тот факт, что почти все доступные крупные месторождения находятся в развивающихся странах и запасы давно изучены и скоро могут быть исчерпаны. Поэтому одной из главных задач развивающихся стран в современных конкурентных условиях - увеличение доли нефтегазодобычи из морских месторождений и получение роли ведущего экспортера на мировом энергетическом рынке. Развитые страны могут обеспечить себя углеводородами, если совместно будут участвовать в мероприятиях по освоению Арктики, которые на сегодняшний день являются приоритетными задачами на долгосрочную перспективу. Самое интересное заключается в том, что в «борьбу» за право использования ресурсов Арктической зоны включились и страны, далекие от ее освоения и не вкладывавшие ни финансовые, ни другие

средства в ее развитие еще в недалеком прошлом. Появление такой заинтересованности свидетельствует о том, что освоение Арктики и умелое рациональное использование ее ресурсов становятся залогом экономической безопасности государства.

Все это касается и России, арктический шельф которой сегодня рассматривается как крупный регион, обладающий огромнейшим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны, принести большой экономический эффект и обеспечить экономическую безопасность страны. В освоении арктического шельфа заинтересованы многие страны, такие как Россия, Норвегия, Финляндия, Канада, США. Богатство его ресурсов можно продемонстрировать на карте (рисунок 1). Однако самым большим сектором среди приполярных государств обладает Россия. По данным ученых, еще даже 80% арктических запасов остаются неразведанными [1].

Рисунок 1

Схема нефтегазоносности Баренцево-Карского региона Источник: [2].

Именно сейчас, когда страны столкнулись с падением цены на нефтегазовое сырье, главной задачей для Российской Федерации является освоение арктического шельфа посредством укрепления партнерских отношений, в том числе для развития проектов Арктики. Уникальность и главное отличие России от других стран заключается в том, что большая территория нашей страны относится к приполярной, а многие регионы считаются Арктической зоной. В рамках нашей статьи невозможно рассмотреть особенности всей Арктической зоны страны, поэтому акцент мы сделали на Мурманской области, которая непосредственно соседствует с нашими стратегическими партнерами в освоении Арктики.

Динамично развивающийся регион Мурманской области, имеющий выгодное географическое положение и прямой доступ к океанским магистралям, становится отправной точкой движения развития Арктики.

Было бы несправедливо рассматривать данный регион только с точки зрения добычи углеводородов, так как Мурманская область имеет явно выраженную дифференцированную структуру по отраслям экономики.

В регионе широко представлено промышленное производство, однако необходимо отметить, что промышленность имеет сырьевую направленность с преобладанием добывающей промышленности, в частности: апатитового концентрата, железорудного концентрата, нефелинового и лопаритового концентратов. Индекс производства составил 106,6% к аналогичному периоду 2015 г. (в среднем по России - 102,2%) [3].

Из обрабатывающих отраслей необходимо отметить развитие производства, пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, металлургического и химического производства, производство прочих неметаллических минеральных продуктов. По официальным данным, во всех из перечисленных видов промышленности наблюдается рост производства, что свидетельствует об успешной реализации промышленной поли-

тики в РФ, несмотря на кризисное состояние экономики в целом

Горнопромышленный комплекс обеспечивает значительную часть потребностей России: в фосфатных рудах (100%), флогопите и вермикулите (80-90%), бадделеите (100%), в нефелиновом и керамическом сырье (по 35%), железорудном концентрате (8,5%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, редкоземельных металлах [3].

Помимо горной промышленности, в Мурманской области хорошо развита рыбная промышленность. Мурманская область обеспечивает около 20% общероссийского производства пищевой рыбной продукции. Оборот организаций рыбопромышленного комплекса области в начале 2012 г. составил 20,8 млрд руб. [3].

Немаловажную роль в экономике Мурманской области занимает топливно-энергетический комплекс. Основой электро- и теплоэнергетической отрасли Мурманской области являются Кольская атомная электростанция, 17 гидроэлектростанций, 2 теплоэлектроцентрали и сеть магистральных и распределительных линий электропередач (ЛЭП), объединяющая эти станции в энергосистему области, которая является частью Единой энергетической системы России. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий РФ.

Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2016 г., по предварительным данным Мурманскстата, составил 48,2 млрд руб., или 119,2 % [3]. Основным фактором роста объема инвестиций в основной капитал стало увеличение капитальных вложений организациями транспорта и связи и организациями коммунального комплекса. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций за 9 месяцев 2016 г. являлись собственные средства организаций (56,3%), доля привлеченных средств составила 43,7% (за 9 месяцев 2015 г. - соответственно 71,7 и 28,3%). На средства бюджетов всех уровней пришлось 25,1% общего объема инвестиций в основной капитал (за 9 месяцев

2015 г. - 18,9%). Рост объема инвестиций в основном связан с увеличением расходов на строительство универсальных атомных ледоколов и возведение объектов в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Объем иностранных инвестиций, по оценке, составил 5,9 млн долл. США, что на 13,3% меньше уровня аналогичного периода 2014 г. Основным иностранным инвестором Мурманской области, как и прежде, выступает Королевство Норвегия. Также иностранные вложения поступили из Республики Сейшельские острова, Республики Кипр и Британских Виргинских островов.

Норвегия за два года вложила около 6 млн норвежских крон (примерно 644 тыс. евро) в программы повышения уровня безопасности Кольской АЭС в Мурманской области и намерена продолжать поддержку проектов. В 2014 г. норвежская сторона выделила на эти цели 2,7 млн крон, а уже в 2015 г. эта цифра достигла 3,3 млн крон.

Объем работ и услуг, выполненных собственными силами по виду деятельности

«Строительство», также показывает рост, что обусловлено ростом объема строительных работ на объектах горнопромышленного комплекса. В настоящее время в области действует около 20 предприятий по производству строительных материалов. За счет собственных производственных мощностей регион способен удовлетворить потребность в инертных материалах (песок, щебень, гравий), бетоне и изделиях из бетона, металлоконструкциях.

Рынок жилья в Мурманской области с освоением арктического шельфа становится все более привлекательным. Кроме того, регион расширяет транспортные сети, что способствует притоку жителей соседних стран в Мурманскую область, а рынок труда этому способствует -потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, по сравнению с октябрем 2015 г., возросла на 30,4%.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что положение региона достаточно стабильно и он вносит свою лепту не только в развитие экономики страны, но и в обеспечение ее экономической безопасности.

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста основных показателей социально-экономического развития Мурманской области на период до 2030 г., [4]

Период Показатель, % 2011-2015 2012-2018 2016-2020 2021-2025 2026-2030

Валовой региональный продукт 1,7 3,8 7,5 5,4 1,0

Промышленность 1,4 6,7 14,8 7,8 0,8

Инвестиции в основной капитал 20,0 14,9 1,7 -0,9 0,1

Реальная заработная плата 5,1 6,5 6,3 4,7 4,2

Оборот розничной торговли 3,8 4,5 4,3 2,8 2,5

Источник: разработка авторов.

петербургский экономическии журнал

№ 2

2017

Но стабильно не всегда означает хорошо, если не происходит дальнейшего движения в рамках намеченной стратегии. В этом смысле перспективы развития Мурманской области на долгосрочный период можно охарактеризовать как имеющие тенденцию к росту (см. таблица 1).

Мурманская область в перспективе должна стать центром развития и международного сотрудничества в рамках освоения Арктического региона.

Ключевую роль в инновационной политике, планируемую и реализуемую в перспективе, играет проект крупнейших российских нефтегазовых компаний (таких как «Роснефть», «НОВАТЭК», «Газпром») по созданию благоприятных условий и необходимой инфраструктуры для освоения месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе. Так, площадка Совета Баренцева / Евро-арктического региона (СБЕР) предоставляет возможности создания перспективного регионального кластера, способного сформировать устойчивые экономические, социальные и

культурные отношения между Мурманской областью и соседними регионами.

В Мурманской области уже налажено сотрудничество с нефтедобывающими компаниями «Газпром», «Роснефть». Логистические базы снабжения обеспечивают добычу нефти с Приразломного месторождения, открыто новое месторождение нефти в Карском море, произведено разведочное бурение на Долгинском месторождении.Промыш-ленный потенциал Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа способствовал формированию морского нефтегазового кластера на примере Ассоциации «Мурманшельф» (рисунок 2). Главной целью создания Ассоциации является подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановского ГКМ и других месторождений на шельфе Арктики.

Дополнительный мощный импульс развитию свободных площадей на западном берегу Кольского залива придаст проект комплекс-

Рисунок 2

Структура Ассоциации «Мурманшельф» Источник: [5].

Рисунок 3

Проект Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) Источник: [6].

ного развития Мурманского транспортного узла, реализация которого происходит на трех этапах. В рамках проекта также предусмотрено строительство угольного и нефтяного терминалов. Стоимость данного проекта -152,05 млрд руб., из которых 60% - внебюджетные источники [4].

Роль Мурманской области в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Газопровод «Мурманск -Волхов» обеспечит поставки газа со Штокма-новского месторождения для потребителей Северо-Западного региона России и экспортные поставки по газопроводу «Северный поток» (рисунок 3). Строительство газопровода, в частности, позволит реализовать социально значимую программу газификации Мурманской области и Карелии, что ускорит промышленное развитие региона.

Особенность создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в

Арктике заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, в первую очередь внутрироссийский, но рождаемый за счет разработки месторождений углеводородов на континентальном шельфе России в Арктике. «...Для вывоза нефти с шельфовых месторождений необходимы транспортные суда усиленного ледового класса и ледоколы, -подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. - Такими судами перевозить нефть до конечного потребителя невыгодно. Логичнее всего организовать перевалку нефти здесь, в незамерзающем глубоководном порту Мурманск. Он будет основной точкой перевалки наливных грузов из арктических морей.» [1]. После 2020 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности в мировом сообществе.

На освоение Штокмановского газоконденсат-ного месторождения, включая завод по произ-

водству сжиженного природного газа и портовый транспортно-технологический комплекс по его отгрузке, будет потрачено 510 млрд руб. Объем добычи составит 71 млрд м3 природного газа, производство сжиженного природного газа в объеме 30 млн т в год. Помимо этого, будут созданы дополнительные рабочие места для 7000 работников.

Штокмановское ГКМ является ресурсной базой для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы. Проект обеспечит долгосрочные поставки энергетического сырья зарубежным партнерам Российской Федерации и станет важным фактором обеспечения энергетической безопасности на европейском континенте. Следовательно, данный проект, реализуемый с участием Мурманской области, укрепит позиции России в качестве ведущего игрока не только на европейском газовом, но и на глобальном энергетическом рынке.

Мурманская область обладает огромным потенциалом для того, чтобы в полной мере включиться в игру под названием «Освоение Арктической зоны», конечно, существует еще много проблем, которые необходимо решить в ближайшей перспективе, и объективных факторов, сдерживающих реализацию данной амбициозной задачи. Но существующие проблемы развития описанной территории позволяют выделить ряд факторов, сдерживающих развитие Арктики: экономические секторальные санкции, введенные западными странами; тяжелые климатические и социальные условия, влияющие как на саму возможность работы в таких условиях, так и на здоровье человека и на качественную составляющую его жизни; угроза экологических рисков; изменение законодательной базы; высокие экономические затраты на освоение месторождений.

Оптимизация и устранение сдерживающих факторов обеспечат качественный скачок в экономическом развитии арктического шельфа, экономическую безопасность и конкурентные преимущества как Мурманской области, так и России в целом.

Хотелось бы отметить, что Россия, переживающая финансовый кризис, нацелена вернуть свои позиции на международном энергетическом рынке. С точки зрения целесообразности реализации стратегии по освоению Арктического региона, Мурманская область играет важную стратегическую роль: наличие незамерзающего порта, развитая промышленная инфраструктура помогут значительно сократить издержки освоения. Для Мурманской области эти значительные перемены положительно повлияют на социально-экономическое развитие региона, потому что на данный момент город Мурманск является международной базой для заключения договоров и контрактов, а также проведения конференций, на которые приезжают более 200 компаний нефтегазового сектора, специализирующиеся на разведке, добыче и переработке углеводородного сырья, а также компании-подрядчики нефтегазовой промышленности и научно-исследовательские институты.

Российская Федерация заинтересована в освоении Арктики. По мнению авторов, в нынешних условиях будущее арктических проектов будет напрямую зависеть от готовности правительств арктических стран приспосабливать условия разработки месторождений к меняющейся ситуации. При сохранении низких цен на нефть компаниям будет сложнее окупить крайне высокие затраты, необходимые для освоения разработки арктических месторождений. В этой ситуации вероятен серьезный пересмотр стратегии освоения арктического шельфа как корпорациями, так и правительствами стран.

Подводя итоги отметим, что дальнейшее развитие проектов по освоению арктического шельфа зависит от того, как долго будут действовать санкции против России, как долго цены на нефть останутся низкими, как нефтедобывающие компании способны оптимизировать свои издержки, наличие способности и готовности государства оказать поддержку и создать благоприятные условия для освоения шельфа Арктики.

Список литературы

1. Электронный журнал «Эксперт-online». URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).

2. Фадеев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д. Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 4(16). С. 28-42.

3. Официальный сайт Правительства Мурманской области. Официальный портал органов исполнительной власти. URL: http://www.gov-murman.ru (дата обращения: 10.10.2016).

4. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. №768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». URL: http://mpr.gov-murman.ru/files/139-%D0%9F%D0%9F-5_26%2003%202014.pdf (дата обращения: 10.10.2016).

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Мурманской области. URL: http://minec.gov-murman.ru (дата обращения: 10.10.2016).

6. Ассоциация подрядчиков арктических проектов URL: http://murmanshelf.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.