УДК 72.03 (470.40)
С. С. Айдаров - доктор архитектуры, профессор
Х.Г. Надирова - кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой архитектурной композиции Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ)
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БУЛГАРИИ Х-НАЧАЛА XIII ВЕКОВ
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена процессу становления и развития монументальной архитектуры городов Булгарии. Рассмотрены планировочные структуры основных типов зданий и сооружений: мечети, минарета, бани-хаммам, караван-сарая. Помимо культовых и общественных зданий в Булгарии получила развитие жилая архитектура. Элементы благоустройства, водоснабжение, водоотведение и подпольное отопление говорят о высоком для того времени уровне санитарно-технического развития монументальной архитектуры Булгарии.
S.S. Aidarov - doctor of architecture, professor
K.G. Nadirova - candidate of architecture, аssociate professor, head of Architectural Composition department Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE)
THE DEVELOPMENT OF VOLGA-KAMA BULGARIA’S ARCHITECTURE IN X-XIII SENTURES
ABSTRACT
The article is devoted to establishing and development of monumental architecture of Bulgar cities. The planning structures of main types of such buildings as mosque, minaret, bath-khammam, and caravansarai are considered. In Bulgaria in addition to cult and public buildings the dwelling architecture was also developed. The elements of design, water supply, sewage and under floor heating point to a high level of sanitary-technical development of Bulgar monumental architecture.
Волжско-Камская Булгария - средневековое государство, располагавшееся в Х-нач. Х111 вв. в основном на территории современного Татарстана. Архитектура Булгарии исследована преимущественно по остаткам монументальных зданий городов Биляра и Сувара [1]. За последние десятилетия выявлены и исследованы остатки кирпично-каменных и деревянных построек различного характера [2, 3, 4, 5, 6]. В данной статье предпринята попытка восстановить процесс становления и развития архитектуры Булгарии.
В начале Х в. в качестве государственной религии был принят ислам. Это обусловило определенную направленность развития архитектурно-
градостроительной культуры в Волжско-Камском регионе. К Х в. в регионе сложилась достаточно развитая строительная культура. В первую очередь она проявлялась в оборонительных сооружениях городов. Простейшим из них был тын из вертикально вбитых в землю вплотную друг к другу бревен с заостренным верхом. Более надежным был другой тип. Бревна укладывались друг на друга горизонтально и заостренными концами вставлялись в пазы мощных, вертикально вбитых в землю столбов. Города укрепляли также двумя параллельными бревенчатыми стенами, поставленными на расстоянии 2-х м друг от друга. Промежуток между стенами засыпался утрамбованной глиной с камнями [7, с. 26]. Наиболее мощным типом оборонительных сооружений региона
были городни - срубные клети, установленные поверх валов (часто укрепленных в толще такими же клетями) и заполненные глиной, камнями и землей. Поверх городен шел боевой ход под двускатной крышей. На расстоянии двух пролетов стрелы, выпущенной из лука, стены прорезали башни. Они были угловые, простеночные глухие или проездные, прямоугольные или восьмигранные в плане. В 1930-е гг. в Суварском городище были выявлены именно такие конструкции оборонительного пояса древнего г. Сувара [8, с.140]. Проездные башни имели шатровое завершение и ворота. С освоением техники белокаменного строительства, помимо деревянных стен и башен, в регионе стали возводить и каменные оборонительные сооружения. Сохранилась одна из каменных башен крепости - рибата Х1-Х11 вв. на Елабужском (Чертовом) городище вблизи г. Елабуги [9, с. 7-55]. Выявлены археологические остатки каменной стены и проездной башни булгарской крепости, располагавшейся на северной окраине Булгарского государства и на месте которой получил развитие город Казань [5, с. 22-40]. Как правило, каменные сооружения возводились из грубо отесанного известняка в виде блоков различных размеров, соединенных в кладке глиняным или известковым раствором. Эти виды оборонительных сооружений сложились в регионе и имели глубокие традиции. Они продолжали использоваться и развиваться на протяжении всего времени
существования Волжско-Камской Булгарии.
С появлением городов в регионе началось возведение общественных зданий: соборных и приходских мечетей, минаретов, бань и др. Первая соборная мечеть региона, построенная в г. Биляре в 922 г. по образцу арабских многоколонных мечетей, тоже была деревянной. Михрабом и продольной осью здание мечети ориентировано по азимуту 25-115 градусов в сторону Мекки [10, с. 5]. Мечеть имела габариты 44,4-48 х 30-32 м. По продольной оси колонного зала со смещением к михрабу здание имело бассейн или колодец, размещенный в пространстве 4-х ячеек, в которых нет центральной колонны. Возможно, над этим местом был устроен световой фонарь в крыше. В середине Х в. к деревянной мечети была пристроена каменная многоколонная мечеть 40,5-41,7 х 26,2 м с отдельно стоящим в 1,5 м от ее северозападной стены или примыкавшим к ней через переход минаретом. Внутри каменного здания были установлены 24 колонны с квадратным основанием по 4 в 6 рядах. Центральный неф здания был шириной около 4 м, боковые нефы - 3,2-3,5 м. Восточный фасад каменной мечети имел 6 пилонов. Фундамент западной стены каменного здания был устроен на месте фундамента восточной стены деревянного здания мечети. С этого времени они стали, по сути, единым зданием с двумя смежными залами. После строительства каменной части мечети деревянная часть была реконструирована с увеличением пролетов между деревянными опорами. Исследователи предполагают наличие в Билярской соборной мечети тамбуров и утепленных скатных крыш [11, с. 49, рис.15,
16, 18]. Важно, что впервые в Волго-Камье было построено монументальное каменное мусульманское культовое сооружение с высоким башнеобразным минаретом. По описаниям очевидцев, он имел кубовидное основание и сужающийся кверху цилиндрический ствол. На строительстве этой мечети булгарские мастера освоили строительные приемы возведения кирпично-каменных сооружений. Они использовали белый камень-известняк для стен и обожженный кирпич в конструктивно важных местах: арках и сводах. Каменная мечеть - самое раннее в регионе каменное сооружение, достоверно известное по материалам археологических раскопок. Если в деревянной мечети использовалась архитектурнопространственная структура восточной многоколонной мечети, воплощенная в местных деревянных конструкциях, то во втором здании, очевидно, были использованы формы и конструктивные приемы ближневосточных и среднеазиатских каменных сооружений. О возможности использования в качестве аналогов Билярской соборной мечети объектов из среднеазиатской монументальной архитектуры того времени можно предположить по тому факту, что в Булгарии был распространен ислам среднеазиатского
толка и со времени официального принятия ислама поддерживались тесные религиозные и торговые связи со странами Средней Азии. Судить о внешнем облике мечети мы можем только предположительно. Историки архитектуры представляют свои реконструкции облика Билярской соборной мечети [12, с. 167, рис. 7 и 8; 13, с. 67, рис. 57]. В крупном городе могло быть несколько соборных мечетей.
Остатки главной мечети города на рыночной площади Билярского городища, упоминавшейся арабскими путешественниками, наблюдал в Х1Х в. В.А. Казаринов [14, с. 101]. Он видел остатки цилиндрических колонн обхватом в 2 аршина (более 140 см). То есть в столице Булгарии, помимо рассмотренной выше соборной мечети, находившейся в цитадели - административном центре, было еще монументальное здание главной соборной мечети города на центральном рынке. Когда была построена эта мечеть и какая она была, точно не установлено, так как археологические раскопки на ее месте не производились.
Несмотря на то, что археологами были выявлены остатки только соборной дворцовой мечети, несомненно, существовали мечети приходского типа. Мечети строились на рынках, на кладбищах (поминальные), в караван-сараях, в жилых кварталах и поселениях. Их могли возводить из дерева, камня или кирпича. Однако до настоящего времени приходские мечети пока не выявлены, потому что огромные территории булгарских городов раскопаны лишь частично.
Возведение в городах Булгарии монументальных сооружений началось с освоения производства кирпича: сырцового и обожженного. В строительных конструкциях первых монументальных зданий городов Биляра и Сувара сочетались известняковый камень и обожженный глиняный кирпич. Сырцовый кирпич использовался для основания под фундаменты, для кладки внутренних стен и дымоходных подпольных каналов зданий. Кирпич был в форме плинфы со сторонами 24-29 см и толщиной 4-6 см. Глиняный кирпич обжигали в специальных печах, располагавшихся в городах. Камень-известняк привозили с правого берега р. Волги и в грубо отесанном виде использовали в кладке несущих стен. В качестве связующих материалов использовали глиняные или известковые растворы. Стены зданий изнутри и снаружи штукатурили.
В городах Булгарии здания мавзолеев археологически в настоящее время не выявлены и в научных трудах археологов не рассматривались [15, с. 255-290]. Упомянутый В. А. Казариновым мавзолей в виде остатков небольшого кирпичного здания вблизи Билярской соборной мечети едва ли может считаться таковым [14]. Археологические исследования кладбища знати вблизи мечети выявили свыше 50 мусульманских захоронений, часть которых находилась в кирпичных
склепах, т.е. могильные ямы были облицованы кирпичом [16, 17, 18]. Судя по небольшим размерам кирпичного здания, оно могло быть кенотафом.
Общественные здания в городах Булгарии представлены преимущественно банями-хаммам. Первые каменные бани-хаммам восточного типа построили во второй трети Х в. в городах Биляре и Суваре. Это были кирпично-каменные одноэтажные постройки с подпольным отоплением. Средние габариты зданий 7х4, 10х11,5, 11х12,5 м. В булгарских городах были распространены несколько вариантов бань. В первом варианте квадратное или прямоугольное в плане здание разделялось перпендикулярными внутренними стенами на четыре помещения, в которых постепенно повышалась температура воздуха. С одного торца здания располагалось входное помещение, с другого -массивные печи, которые отапливались с наружной стороны и нагревали воду в больших каменных цистернах. Снаружи здания пространство перед топкой печи выгораживалось дощатой стеной и, вероятно, навесом. Горячий воздух от топки печи проходил по подпольным каналам, обогревая помещения бани, и по вертикальным дымоходам, проложенным в толще стен, удалялся наружу. При упрощенном варианте бани помещения располагались вдоль продольной оси здания. Стены внутренних помещений бань неоднократно штукатурились [19, с. 68]. В некоторых зданиях были оштукатурены наружные и внутренние стены, на кусках штукатурки наблюдались следы полихромной росписи [19, с. 68-69]. Полы покрывались известковым водонепроницаемым раствором. Использованная вода по углублениям или с помощью небольших уклонов в полах мыльных помещений отводилась в дренажные канавы. Здания с аналогичным планом характерны для бань-хаммам в городах Средней Азии. Они перекрывались сводами и куполами, опиравшимися на мощные внутренние и наружные стены толщиной более 1 м. Формы покрытия зданий бань в булгарских городах мы можем только предполагать. Вероятно, перекрытие помещений было сводчатым, поверх которого могло быть устроено многоскатное деревянное покрытие для предохранения сводов от атмосферных осадков. Монументальные здания бань неоднократно реконструировались, подновлялись в соответствии с требованиями времени и продолжали существовать на протяжении длительного времени. По образцу и подобию уже существовавших в городе зданий строились новые бани. Поэтому большинство остатков каменно-кирпичных зданий г. Биляра относятся к этому типу зданий. Несомненно, это было влиянием стран восточно-мусульманского мира, где бани подобного типа были широко распространены. Это также означало внедрение и распространение в Булгарии мусульманского образа жизни по шариату. Тип бани-хаммам оказался самым распространенным в
архитектуре Булгарии. Руины кирпично-каменных бань с подпольным отоплением были выявлены также в других булгарских городищах - археологических остатках городов Булгарии: Красносюндюковском I, Хулаш, Большая Тояба, Муромском городке [15, с. 34-35].
Другим наиболее распространенным типом зданий на мусульманском Востоке был караван-сарай. Торговые караваны, приходившие в города Булгарии из Средней Азии, Нижнего Поволжья, стран Ближнего и Среднего Востока, везли различные товары, полихромные поливные изразцы, архитектурные детали из резного стука, мастеров-строителей. Особенно много в городах Булгарии было поливной иранской и среднеазиатской бытовой керамики XII-начала XIII вв.
Вероятно, караван-сараи в нашем регионе возводились из дерева. Однако в Биляре выявлены остатки каменно-кирпичного здания, которое исследователи долгое время считали караван-сараем, а в последние годы отнесли к типу бани. То, что исследователи принимали это здание то за караван-сарай, то за баню-хаммам, говорит о возможном использовании такого сложного по планировке монументального здания в качестве караван-сарая. Вероятно, впереди нас ждут открытия на булгарских городищах кирпичных зданий караван-сараев, часть помещений которых могла использоваться при специальном оснащении и как баня. Принципиальное отличие такого караван-сарая от ближневосточных и среднеазиатских караван-сараев Х-ХШ вв. в том, что в укрепленном дворе нет расположенных по его периметру жилых ячеек (худжр). Восточный тип караван-сарая должен был адаптироваться к региональным условиям. Вместо многих предназначенных для жилья и хранения товаров комнат-худжр, ориентированных входами во двор и требовавших отдельного обогрева, в суровых условиях Волго-Камья могло существовать компактное здание с подпольным отоплением. Для вьючных животных могли использоваться деревянные постройки во дворе. Такой тип постоялых дворов существовал в Северном Хорасане [20, с. 339].
Основная застройка городов и селений формировалась усадебными комплексами, включавшими жилые дома и хозяйственные постройки. По сведениям арабских путешественников, посетивших Волго-Камье, летом население Булгарии жило в шатрах (юртах) за пределами городов. Следы юртообразного жилища сохранились в пространстве внешнего кольца оборонительных стен г. Биляра [15, с. 258]. В начальный период становления городов были распространены каркасно-глинобитные, полуземляночные, а также срубные дома. Каркасно-глинобитные дома в г. Суваре имели каркас из вертикально вбитых в почву столбов диаметром 0,1-0,15 м с горизонтально укрепленными балками перекрытия и для настила деревянного пола [8, с. 142]. Стены выполнялись из плетня и
обмазывались глиной с двух сторон. Глинобитные дома отапливались глинобитными печами 1,5 х 1,5 м, имевшими сводчатое перекрытие. Кроме печей описанного типа, встречались глинобитные печи в виде небольших цилиндров высотой 0,7 м, диаметром 0,7 м, в основании и по верхнему борту которых выкладывались обломки кирпичей. Это своеобразный тип печи-очага. Такие печи отапливали каркасные глинобитно-саманные постройки и были привнесены в регион, как и сам тип этих построек, строителями из районов Средней Азии и Ближнего Востока в период закладки городов. Деревянные наземные дома возводились в срубной технике и имели подполья для хранения продуктов. Такие дома обогревались кирпичными печами прямоугольной формы размерами 1,2-1,5 х 1,5-2,0 м. Опираясь на исследования деревянной архитектуры более поздних периодов и учитывая её консерватизм и конструктивную обусловленность, можно утверждать, что крыши этих зданий могли быть нескольких разновидностей. Наиболее распространенными были односкатные, двускатные с самцовыми фронтонами или опирающиеся на центральный столб конструкции шатровой крыши.
Дома могли быть одно-, двухчастными. Одночастный дом состоял только из сруба. Двухчастный дом мог иметь помимо сруба дощатые или глиняно-плетневые сени. Типология булгарского жилища на основе археологических данных с учетом уровня заглубленности постройки в землю (землянки, полуземлянки, наземные дома), по виду конструкций стен (срубные, столбовые, каркасно-глинобитные) и другим признакам подробно разработана и исследована [21, с. 72-78; 22, с. 62-99; 15, с. 267-268; 23, с. 63-76; 24, с. 8-11]. На территории Болгарского городища, связываемого с г. Булгаром, монументальные кирпично-каменные постройки домонгольского периода не выявлены, а деревянные жилые и хозяйственные постройки представлены незначительным количеством памятников [15, с. 256]. В Казани домонгольского периода, помимо каменных и деревянных оборонительных сооружений, были выявлены немногочисленные деревянные жилые и хозяйственные постройки, аналогичные деревянной застройке в других городах Булгарии.
Деревянные срубные дома Булгарии были традиционными для Волго-Камья. В суровых зимних условиях региона саманно-плетневые жилые дома с печами типа тандыров вообще перестали строить.
Во дворах жилых и общественных зданий располагались хозяйственные постройки: амбары, клети, колодцы и т.д. Амбары и клети были устроены в виде бревенчатых срубов 3 х 4 или 4 х 4 м, заглубленных в землю. Колодцы в регионе представляли сруб, опущенный в глубокую яму, на дне которой устраивался деревянный ящик с двойными стенами для фильтрации воды [10, с. 33].
Для системы благоустройства булгарских городов характерно устройство отмостки вокруг зданий бань, мечетей или мощение территории перед их главными фасадами битым или целым кирпичом.
Освоив типологию зданий стран мусульманского Востока, булгарские мастера на ее основе на протяжении трех веков развивали монументальную архитектуру городов региона. Кирпичные здания Биляра и Сувара носили, вероятно, черты досельджукской архитектуры Востока -крупномерный кирпич, широкое использование глиняных, известковых и алебастровых растворов, лаконичное оформление фасадов и интерьеров зданий, практически лишенных декора. Жилая и оборонительная архитектура сохраняли и развивали традиционные черты регионального зодчества.
Развитию градостроительной культуры в Волго-Камье в домонгольский период сопутствовал расцвет монументальной архитектуры, в которой сочетались местные и привнесенные восточно-мусульманские строительные традиции. Волжско-Камская Булгария являлась самым северным ареалом распространения мусульманской типологии зданий и встала в ряд с наиболее урбанизированными государствами Евразии.
Литература
1. Айдаров С. С. Монументальные каменные сооружения Волжской Булгарии и Казанского ханства (опыт реконструкции и генетикостилистические особенности). - Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. -М., 1990.
2. Губайдуллин А.М. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Автореф. дисс.канд. ист. наук. -Уфа, 1996.
3. Нигамаев А.З. Каменная мечеть-крепость на Елабужском городище. // СКВР, 2000. - С. 127-133.
4. Семыкин Ю.А. Исследования бани на I Красносюндюковском городище. // Археологические исследования в Поволжье. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1993. - С. 219-230.
5. Ситдиков А.Г. Оборонительные укрепления древней Казани. // СКВР, 2000. - С. 22-40.
6. Шарифуллин Р.Ф. Изучение монументальных построек Биляра. // Проблемы первобытной и средневековой археологии. Тезисы докладов Первых Халиковских чтений. - Казань, 1999. - С.79-80.
7. Старостин П.Н. Именьковцы, кто они? // Древние народы и города Поволжья. - Пенза, 1995.
8. Смирнов А.П. Сувар. - Б.м., б.г.
9. Нигамаев А.З., Хузин Ф.Ш. Древняя Алабуга и проблемы ее возникновения // Древняя Алабуга. -Елабуга: Изд-во «Мастер-Лайн», 2000. - С.7-55.
10. Халиков А.Х. Археологическое изучение центра Билярского городища. // Новое в археологии Поволжья. - Казань, 1979.
11.Айдаров С.С., Забирова Ф.М. О реконструкции и консервации остатков комплекса мечети. // Новое в археологии Поволжья. - Казань, 1979.
12. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья ХУІ-ХІХ веков. - Казань, 1997.
13. Нияз Халит. Мечеть и ее архитектура. - Казань, 1994.
14. Казаринов В. А. Описание Билярских и Барановских городищ. // ИОАИЭ, т. III. - Казань, 1884.
15. Хузин Ф.Ш. Булгарский город в Х-ХШ вв. - Казань, 2001.
16. Шарифуллин Р.Ф. Изучение IV Билярского могильника в 1979 году. // Археологические памятники Нижнего Прикамья. - Казань, 1984. - С. 65-82.
17. Халикова Е.А. IV Билярский некрополь. // Новое в археологии Поволжья, 1979. - С. 114-118.
18. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х-начала ХШ вв. - Казань: Изд-во КГУ 1986. - 160 с.
19. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. Археологические памятники Татарской АССР. -Казань, 1987.
20. Пугаченкова Г. А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. // Труды ЮТАКЭ. Т. VI. - М., 1958.
21. Хузин Ф.Ш. Из истории изучения булгарского жилища домонгольского периода // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков.-Казань, 1976. - С. 72-78.
22. Хузин Ф.Ш. Рядовые жилища, хозяйственные ямы цитадели // Новое в археологии Поволжья. - Казань, 1979. - С. 62-99.
23. Шарифуллин Р.Ф. О ранних жилищах волжских булгар (Х-началоХШ вв.). // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. - Казань, 1993. - С. 63-76.
24. Шарифуллин Р.Ф. О двух типах наземных жилищ волжских булгар домонгольского времени. // Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманистические традиции Запада и Востока в музейном деле России и Татарстана». Материалы секции археологии. - Казань, 1997. - С. 8-11.