ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
УДК 328.185:340.114.5 DOI: 10.12737/13176
Кнышева Е.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, магистр кафедры политологии, государственного и муниципального управления,
(Российская Федераци, г.Орёл
Развитие антикоррупционного правосознания как технология активизации антикоррупционного потенциала российского общества
Автором анализируются основные признаки антикоррупционного правосознания как технология активизации антикоррупционного потенциала российского общества. Обосновывается необходимость антикоррупционного образования в современной России.
Ключевые слова: антикоррупционное правосознание, антикоррупционное образование, гражданское общество, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.
Кнышева Е.А.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, master
(Russian Federation,Orel)
e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION LEGAL CONSCIENCE AS TECHNOLOGY OF ACTIVIZATION OF ANTI-CORRUPTION POTENTIAL OF THE RUSSIAN SOCIETY
The author analyzes the main features of anti-corruption legal conscience as technology of activization the anti-corruption potential of the Russian society. The necessity of anti-corruption education in modern Russia is substantiated.
Keywords: anti-corruption legal conscience, anti-corruption education, civil society, fight against corruption, anti-corruption behavior.
Активизация антикоррупционного потенциала - это процесс, который включает в себя превращение возможностей в действительность, порождение новых форм и технологий его реализации, совершенствование системы адаптации отдельного человека, социальной группы или
общности к новым для них социальным отношениям1.
К числу важнейшей технологии активизации антикоррупционного
потенциала российского общества
1 Шедий М.В. Особенности развития антикоррупционного потенциала гражданского общества в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 2 (26). - С. 294- 298._
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
85
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
следует отнести развитие
антикоррупционного правосознания.
Нельзя не согласиться с социологом С.В. Алексеевым, что низкий уровень правосознания и правовой культуры всего населения формирует общий деструктивный фон для развития коррупции и экспансии коррупционных практик 1 .
Действительно, во-первых, формируется своего рода социальный заказ населения на правовую деформацию сознания государственных служащих, с другой - искаженные правовые установки, правовой нигилизм государственных служащих усугубляют деформации правового сознания и правового поведения населения.
Следовательно, в обществе сложился своеобразный замкнутый круг. Власть, чиновничий аппарат
зачастую игнорируют интересы и права граждан. Общество, или, во всяком случае, его значительная часть,
стремится обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных проблем и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь туда только в крайнем случае, когда нет никаких иных способов решения той или иной проблемы. При этом ни те, ни другие не отличаются высоким уровнем
законопослушания. Разорвать этот замкнутый круг будет возможно только тогда, когда в российском обществе
будет сформирована нетерпимость к коррупционным отношениям, основой которой является прежде всего уровень правовой культуры, правосознания и правовой грамотности граждан.
Действительно, отсутствие у значительной части населения страны самых общих правовых представлений, незнание им своих прав и возможностей в противодействии коррупционным проявлениям
различных форм - все это определяет необходимость осуществления целого
1 Алексеев С.В. Коррупция: социологический анализ. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008.__________________
комплекса мер по воспитанию у граждан правового сознания, привитию им навыков правового поведения, в том числе конкретных действий при соприкосновении с проявлениями коррупции.
Как подчеркивает И.Н.
Клюковская, в силу распространенности коррупционных проявлений и
усложнения общественных отношений, объективно связанных с коррупцией, возникает настоятельная потребность в выделении такого компонента правового сознания, как
антикоррупционное правосознание, которому наряду с общими признаками правосознания присущи и
дополнительные специфические черты2.
Антикоррупционному правосознанию присущи следующие признаки:
- волепроявление при несогласии или противодействии коррупционным действиям или намерениям их совершить;
- восприятие, отражение и
выражение в форме правовых знаний и правовых оценок поведения людей; в регулятивных возможностях
конституционных, административных, уголовных, гражданско-правовых норм, в достаточной эффективности их применения, реализации прав граждан и коллективных образований;
- проявление в процессе формирования правовой части антикоррупционной политики и оказание определяющего влияния на всю антикоррупционную политику государства;
- распространение действия на
специфическую материальную
(извлечение незаконных материальных выгод должностным лицом из своего положения) и нематериальную (иные выгоды нематериального характера, получаемые чиновником) сферы и т. д.
2 Клюковская И.Н. Антикоррупционная политика: приоритетные направления формирования и реализации : монография. Ставрополь: - СГУ, 2003.
86
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Следовательно, соглашаясь с И.Н. Клюковской, главное функциональное назначение антикоррупционного
правосознания состоит в восприятии, отражении и выражении в формах правовых знаний и оценок поведения, связанного (или, возможно, связанного) с коррупцией; в регулятивных возможностях права и эффективности его применения для правомерного разрешения проблем, споров, возникающих в экономической,
социально-культурной, административно-политической сферах, реализации прав и законных интересов участников правоотношений, а также в создании условий противодействия коррупции1.
Особенно значимым уровнем
антикоррупционного правосознания, по мнению И.Н. Клюковской, является государственный уровень, т. е. деятельность уполномоченных органов по осуществлению правотворчества и особой формы реализации права - его применению 2 . В этой связи при
осуществлении правотворчества и
правоприменения в сфере
противодействия коррупции важны также не только надлежащий уровень правосознания, но и профессиональная подготовка тех, кто осуществляет правореализацию: из этого следует, что государственный уровень
антикоррупционного правосознания во многом связан с профессиональным и требует профессионализма от законодателей и правоприменителей3.
В связи с этим роль и значение антикоррупционного образования в процессе формирования социально
1 Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования
антикоррупционной политики. Ставрополь, 2004. С. 168.
2Клюковская И.Н. Вопросы теории антикоррупционной политики :монография. М.: Компания Спутник +, 2003.
3Файзуллин Г.Г.Юридическое образование - важное условие формирования гражданского общества и правового государства // Государство и право. -2001. - №3. - С. 112-118.
ответственных кадров, отличающихся активной гражданской позицией и обладающих своего рода
антикоррупционным «иммунитетом», трудно переоценить.
Антикоррупционным образованием можно считать
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный на общеобразовательных программах, разработанных в рамках
государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.
Основными направлениями
антикоррупционного образования
должны стать:
1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни не только чиновников, но и каждого члена общества. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.
2. Информирование обучающихся
о многоликости коррупции: о сути
коррупции как социального явления, противозаконного деяния, элемента культуры данного общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.
3. Формирование осознанного
восприятия и отношения к коррупции. Нравственное отторжение
коррупционного поведения,
коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняют власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить, поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
87
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать у кадров устойчивую отрицательную оценку коррупции.
4. Освоение навыков,
необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного
стандарта поведения. У кадров должно доминировать не только мнение о коррупционном поведении как о поведении, не приемлемом ни при каких условиях, но должны быть, и практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер -не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.
5. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана и Стратегии противодействия коррупции.
Следовательно, целью
антикоррупционного образования
является формирование
антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного
поведения.
Здесь велика роль системы высшего образования по следующим причинам: во-первых, здесь
сосредоточена значительная часть интеллектуального потенциала страны, которая могла бы исследовать различные аспекты коррупции и предложить научно обоснованные рекомендации борьбы с ней; во-вторых, вузы воспроизводят кадровый и интеллектуальный потенциал,
определяющий будущее развитие страны1.
Существует несколько аргументов в пользу включения курсов по противодействию коррупции в образовательные программы вузов. В первую очередь это дает возможность ознакомить студентов с эмпирическими исследованиями, подтверждающими отрицательные последствия коррупции для работы административных структур и отношения общества к власти. Получив должную подготовку в самом начале своей карьеры, будущие кадры будут иметь багаж знаний о коррупции, что должно помочь в предотвращении и сокращении коррупционного
поведения. Такой курс должен быть обязательно включен в программу обучения вузов, осуществляющих
юридическую и управленческую
подготовку кадров.
Если говорить о подготовке государственных и муниципальных служащих, то курс должен иметь больший практический акцент, учитывая структурные и функциональные параметры конкретного учреждения. Курсы профессиональной подготовки нужно составлять таким образом, чтобы участники могли работать над
конкретными предложениями по антикоррупционным мерам в своих ведомствах.
В сфере взаимоотношений власти и бизнеса важно, чтобы невыгодность коррупционного поведения сознавали и чиновники, и бизнес-сообщество, и граждане. Это позволит выработать единую стратегию реализации комплекса антикоррупционных мер, направленных в первую очередь на профилактику и минимизацию ее масштабов.
Таким образом, минимизировать коррупцию в обществе можно лишь путем формирования принципиально иной системы ценностей на основе правового просвещения, контроля за законотворческой, исполнительной деятельностью органов власти,
1 Шедий М.В. Общественный антикоррупционный // Среднерусский вестник общественных наук. -контроль как механизм противодействия коррупции 2014. - № 2. - С. 123-130.
88
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
обсуждения наиболее актуальных вопросов, связанных с причинами, условиями, масштабами, социальными последствиями коррупционного
поведения. У граждан должны быть сформированы установки внутреннего неприятия коррупции как формы социального поведения в обществе, продемонстрированы нравственные, организационные, личностные
деструктивные последствия этого явления.
Библиография/ References:
Алексеев С.В. Коррупция: социологический анализ. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008.
Клюковская И.Н.
Антикоррупционная политика:
приоритетные направления
формирования и реализации: монография. - Ставрополь: СГУ, 2003.
Файзуллин Г.Г. Юридическое образование - важное условие формирования гражданского общества
и правового государства // Государство и право. - 2001. - №3. - С. 112-118.
Шедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции// Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 123-130.
Alekseev S.V. Korrupcija: sociologicheskij analiz. Shahty: Izd-vo
JuRGUJeS, 2008. (In Russ.)
Kljukovskaja I.N. Antikorrupcionnaja politika: prioritetnye napravlenija
formirovanija i realizacii : monografija. Stavropol': SGU, 2003. (In Russ.)
Fajzullin G.G.Juridicheskoe
obrazovanie Ш vazhnoe uslovie formirovanija grazhdanskogo obshhestva i pravovogo gosudarstva // Gosudarstvo i pravo. 2001. №3. Р. 112-118. (In Russ.)
Shedij M.V. Obshhestvennyj antikorrupcionnyj kontrol' kak mehanizm protivodejstvija korrupcii // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2014. № 2. Р. 123-130. (In Russ.)
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.
89