Г
Татьяна Леонидовна ШАБАНОВА
Кандидат психологических наук, Доцент, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» E-mail: shabanovatl@yandex.ru
Директор М А О У СШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Мария Германовна ШЕБАЛКИНА
Светлана Ивановна НАЗАРОВА
Заместитель директора
МАОУ СШ № 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Нижнего Новгорода
E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Педагог-психолог
МАОУ СШ № 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Нижнего Новгорода
E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Александра Сергеевна КОРОТКОВА
УДК 159.9
Т.Л. Шабанова, М.Г. Шебалкина, С.И. Назарова, А.С. Короткова
Развитие актуальных психолого-педагогических компетенций у профессионалов и будущих педагогов
посредством совместной научно-образовательной деятельности в условиях школьно-университетского
партнерства
В статье анализируется опыт реализации программы совместной научно-образовательной деятельности студентов и учителей на базе образовательного учреждения, сетевого партнера инновационного проекта вуза «Педагог будущего». Методологическим основанием программы являются идеи культурно-исторического, деятельностного подходов, теории развивающего обучения, отечественные концепции профессиональной компетентности. Обосновывается и приводится характеристика актуальных для современного учителя компетенций: научно-методической, управленческой, информационно-технологической, психолого-педагогической и коммуникативной. Решаются задачи укрепления у студентов интереса к педагогической профессии, формирование потребности в самостоятельной профессиональной деятельности; овладение студентами и педагогами школы в условиях совместной научно-образовательной деятельности под руководством ведущих преподавателей университета новейшими психолого-педагогическими технологиями диагностики и проектирования образовательных событий; помощь опытных педагогов студентам в оценке своих сильных и слабых сторон, исследовании вопросов, возникающих в процессе работы, в ликвидации дефицитов профессионального развития. Описаны этапы осуществляемой проектной группой программы: подготовительный, экспериментальный и обобщающе-аналитический. Приведены задачи, технологии и конкретные мероприятия каждого этапа.
Ключевые слова: компететностный подход, психолого-педагогические компетенции, деятельностный подход, сетевое взаимодействие
T.L. Shabanova, M.G. Shebalkina, S.I. Nazarova, A.S. Korotkova
Development of actual psychological and pedagogical competencies of professionals and future teachers through joint scientific and educational activities in the context of school and university partnership
The article analyzes the experience of implementing a program of joint scientific and educational activities of students and teachers on the basis of an educational institution, a network partner of the innovative project of the university "Teacher of the Future". The methodological basis of the program are the ideas of cultural-historical, activity-based approaches, the theory of developmental learning, domestic concepts of professional competence. The author proves and characterizes the competences relevant for the modern teacher: scientific, methodical, managerial, information-technological, psychological-pedagogical and communicative. The problems of strengthening the students' interest in the pedagogical profession, the formation of the need for independent professional activity are being solved; mastering by students and teachers of the school in the conditions of joint scientific and educational activity under the guidance of the leading teachers of the university the newest psychological and pedagogical technologies for diagnosing and designing educational events; help experienced teachers to students in assessing their strengths and weaknesses, research issues arising in the work process, in eliminating the deficits of professional development. The stages of the program carried out by the project team are described: preparatory, experimental and generalizing-analytical. The tasks, technologies and specific activities of each stage are presented.
Keywords: competence approach, psychological-pedagogical competence, activity approach, network interaction
государственный СоВет-ник, 2017
^изменившиеся условия работы С У у учителя в связи с динамически-СуяУ ми общественными преобразованиями предъявляют новые требования к компетентности профессионала. Помимо хорошей ориентированности в современном информационном пространстве и своей предметной области сегодня учителю для успешной самореализации в профессии необходимо быть еще и эффективным модератором образовательного процесса, умелым организатором диалоговой и групповой коммуникации, грамотным психотерапев-том-фасилитатором, помогающим ученикам с различными индивидуальными особенностями преодолевать учебные трудности и предупреждающим образовательные риски.
Сложившаяся ситуация предполагает изменения в содержании и организации современного педагогического образования. В соответствии с классическими идеями российской психологии, в частности представлениями Л.С. Выготского о развитии как процессе «врастания в культуру» и ведущей роли деятельности в становлении личности, важная роль в подготовке педагога принадлежит обучению как участию в будущей профессии [3]. Более действенными в этом контексте являются образовательные технологии, ориентированные на практику. Врастание в профессиональную культуру в процессе обучения у студентов происходит через погружение в атмосферу избранной специальности, налаживание педагогического контакта в профессиональном сообществе, возможность взаимодействия и приобретения опыта у лучших учителей.
Реализуемый группой преподавателей и студентов Мининского университета инновационный проект «Педагог будущего» направлен на формирование актуальных для современного образования психолого-педагогических компетенций учителя-предметника, как эксперта в предметной области, педагога-модератора, тьютора, диагноста-корректировщика на основе разработанной модели разделения педагогического труда. Для осуществления новых функций студентам-педагогам необходимо владеть базовыми компетенциями. Цель проекта - формировать у студентов научно-методическую, управленческую, информационно-технологическую, психолого-педагогическую и коммуникативную компетенции. При этом носителем новых практик, умеющим отвечать на вызовы времени, может быть только педагог, обладающий высокой психологической культурой [5], способный применять интегрированные психолого-педагогические знания для анализа и проектирования педагогических событий и способствовать
№°4
созданию в школе гармоничной развивающей образовательной среды.
Основной принцип обучения состоит в организации самостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [9; с. 101]. По мнению современных авторов, источником профессионального становления студентов-будущих педагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследо-вание[2; с.221]. Эта идея активно использовалась в реализуемой нами программе.
Обучение студентов двух экспериментальных групп факультета гуманитарных наук осуществляется нами по специальному учебному плану, в который включен дополнительный образовательный модуль «Педагог будущего». Оно реализуется через организацию сетевого взаимодействия с двумя образовательными организациями г. Нижнего Новгорода, обладающими необходимыми ресурсами для развития актуальных педагогических компетенций.
В процессе реализации проекта нами решались следующие задачи:
- укрепление у студентов интереса к педагогической профессии, формирование потребности в самостоятельной профессиональной деятельности;
- овладение студентами и педагогами школы в условиях совместной научно-образовательной деятельности под руководством ведущих преподавателей университета новейшими психолого-педагогическими технологиями диагностики и проектирования образовательных событий, нестандартного решения профессиональных задач;
- помощь опытных педагогов студентам в оценке своих сильных и слабых сторон, исследовании вопросов, возникающих в процессе работы, в ликвидации дефицитов профессионального развития;
- оценка потенциальными работодателями готовности будущих учителей к выполнению педагогических функций; контроль соблюдения школьных правил и стандартов.
Реализация нашего проекта включала три этапа. На первом подготовительном этапе были определены проблемы, поставлены цели, задачи и направления совместной деятельности школ и проектной группы студентов и преподавателей вуза; решены вопросы ресурсного обеспечения научно-образовательной экспериментальной деятельности: кадрового, материально-технического, финансового, научно-методического, информационного. Была проведена системная входная диагностика индивидуально-личностных особенностей студентов и педагогов. Решалась задача создания не-
обходимой мотивационной и профессиональной готовности педагогов и студентов к экспериментальной деятельности через систему обучающих семинаров, психологических тренингов, создание и сопровождение индивидуальных творческих проектов.
На втором основном экспериментальном этапе осуществлялась научно-образовательная экспериментальная деятельность по реализации разработанной концепции. Студенты изучали дисциплины, углубляющие психологические и педагогические знания базовой части программы бакалавриата: «Психология педагогической деятельности», «Персональный менеджмент педагога»; «Межличностные коммуникации в образовании»; «Управление конфликтами в образовательном процессе»; «Управление проектами в образовательной среде» и др.
Часть занятий осуществлялась на базе образовательной организации. Важной задачей было развитие у студентов навыков педагогической диагностики. Под руководством педагога-психолога школы они участвовали в диагностических обследованиях учащихся с последующим оформлением результатов; осуществляли научно-исследовательские и творческие проекты. Проводились совместные научно-образовательные семинары и вебинары студентов, преподавателей и педагогов школы по актуальным психолого-педагогическим проблемам школьного образования. Студенты и педагоги школы участвовали в мастер-классах и тренингах, организованных преподавателями вуза. Осуществлялось индивидуальное и групповое консультирование педагогов и руководства школы по профессиональным вопросам преподавателями-участниками проекта «Педагог будущего».
Диагностическая работа с учащимися первых, пятых и восьмых классов, которая проводилась педагогом-психологом школы с участием студентов, выявила специфические особенности развития универсальных учебных действий у обучающихся, позволила определить результативность и успешность образовательного процесса. Результаты проделанной работы обсуждались с учителями с целью оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса, организации индивидуальной работы с обучающимися и консультирования родителей. На основе анализа данных мониторинга студенты определяли учеников, с которыми требовалось продолжить индивидуальную работу. Студенты использовали знания по возрастной психологии о закономерностях развития и факторах риска в данном возрасте. Например, у подростков, которых обследовали студенты, была выявлена инфантильность, зависи-
мость, склонность к избеганию трудностей, аффективная возбудимость, впечатлительность, тревожность, гиперактивность, слабость самоконтроля, отсутствие учебных интересов, низкая работоспособность и т.п. По результатам обследования студенты учились разрабатывать рекомендации для учителей и родителей учащихся, проектировать задачи дальнейшего развития обследованных школьников и формулировать направления психолого-педагогической помощи.
У студентов формировались способности к проектированию и осуществлению кор-рекционно-развивающей работы с учащимися, переживающими трудности в общении, взаимодействии и адаптации. Во время аудиторных занятий ими осваивались навыки разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на совершенствование интеллектуальных процессов, волевых качеств, эмоциональной саморегуляции у школьников. Под руководством педагога-психолога на базе психологического центра школы изучали современные психотехнологии арт-терапии, танцевального тренинга, песчаной терапии и др. Свои образовательные результаты студенты демонстрировали в самостоятельной деятельности. Например, разрабатывался и осуществлялся проект «Твори свою историю» для школьников-восьмиклассников, который был направлен на формирование у подростков социальной активности, ответственного отношения к своему будущему. Используя тренинговые и игровые технологии, студенты развивали у школьников способности работать в команде, лидерские качества, уверенность в себе. Сами демонстрировали коммуникативные и организаторские компетенции. Например, совместный творческий проект актива старшеклассников школы и студентов «Карусель мастер-классов «Дружба времен»» был направлен на развитие у обучающихся диалоговой компетенции, формирование навыков самопрезентации в ситуациях публичных выступлений.
Сегодня существует высокая заинтересованность школ в обеспечении комфортной и миролюбивой атмосферы получения образования обучающимися и сохранении их здоровья. Поэтому будущему педагогу и профессионалу важно обладать новыми компетенциями, которые позволят прогнозировать и предупреждать риски, трудности и проблемы в образовательной среде [6;10; 11; 12]. В связи с этим студенты обучались навыкам разрешения различных образовательных проблем: конфликтов и стрессов. Изучая дисциплины «Управление конфликтами в образовательном процессе», «Стресс-толерантность педагога», «Меж-
Г^СуарстВеНнЫй СоВетНиК, 2017
личностная коммуникация в образовании» студенты обсуждали причины споров и конфликтов в образовательном процессе. Ряд занятий проходил в форме тренинга, во время которого происходило обучение студентов навыкам эмоциональной саморегуляции и конструктивного влияния на окружающих через различные упражнения, анализ ассоциаций и собственного опыта. В течение учебного года студенты проводили специальную работу по медиации школьных конфликтов с подростками-восьмиклассниками. Они осуществляли диагностическую, просветительскую и профилактическую работу. Устраивали мини-лекции - визуализации по проблеме межличностных конфликтов. Проводили игры и упражнения с подростками по рефлексии и распознаванию разных стилей поведения в конфликте, обучению навыкам бесконфликтного общения. Проводилось диагностическое исследование психических состояний подростков и их влияния на стили поведения в конфликтных ситуациях. Завершающей частью работы было осуществление тренинга переговоров в конфликте и нахождение оптимального варианта его разрешения.
Студенты и педагоги-профессионалы совместно обучались в мастер-классах, организуемых преподавателями кафедры психологии на базе школы. Наибольший интерес у педагогов и студентов вызвали семинары на темы «Психологические аспекты самопрезентации учителя в педагогическом общении», ««Эмоции и эмоциональные состояния школьников в учебной деятельности: условия понимания и управления», «Профессиональный стресс и стресс-толерантность педагога». Процесс профессионального полилога по поводу актуальных школьных проблем и решение кейс-заданий были направлены на развитие у педагогов и студентов психологической культуры, проявляющейся в потребности в современных психологических знаниях и умении их использовать с гуманистической позиции, в контексте общечеловеческих ценностей.
Студенты развивали исследовательские навыки и аналитическое мышление. Результаты, полученные во время работы с учениками и учителями, а также исследования собственных личностно-профессиональных качеств оформлялись в виде научных статей и апробировались на научно-практических конференциях различного уровня. Тематика статей была достаточно разнообразна и отражала проблемы профессионального и личностного становления будущего педагога: «Образ современного учителя в восприятии студентов педагогического вуза», «Готовность студентов младших курсов к
№°4
осознанному профессиональному выбору», «Проблема исследования и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности», «Психологический анализ личностных дефицитов и ресурсов у студентов-участников проекта «Педагог будущего», «Виды педагогической направленности у студентов современного педагогического вуза» и др.
Анализу состояния современного образования и прогнозов его дальнейшего развития в контексте требований времени были посвящены научно-образовательные семинары и вебинары, в которых вместе участвовали студенты, преподаватели вуза и учителя школ. Например, в рамках научно-образовательного вебинара «Компе-тентностный подход и педагог будущего: необходимость и реальность» проходила совместная научная дискуссия по вопросам новых направлений профессиональной деятельности современного учителя и необходимых для этого педагогических компетенциях. В процессе обсуждения студенты анализировали свой профессиональный опыт и получали содержательную оценку специалистов-практиков. Обсуждение проблем, по мнению студентов, способствовало улучшению их ориентации в происходящих образовательных событиях, формированию зрелого профессионального мировоззрения и собственной педагогической позиции.
На обобщающе-аналитическом этапе осуществлялся анализ эффективности проведенной научно-образовательной экспериментальной деятельности. Осуществляется обмен опытом с сетевыми партнерами, изучение лучшего, обобщение, распространение. Происходит оформление результатов деятельности в виде совместных статей и выступлений на научно-практических конференциях педагогов, студентов и преподавателей университета.
Таким образом, осуществляемая нами в рамках проекта совместная научно-образовательная деятельность студентов и педагогов-профессионалов образовательных организаций способствовала, с одной стороны, повышению практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей, чтобы максимум профессиональных знаний и умений был получен ими на этапе обучения. С другой стороны, она была полезна опытным педагогам, т.к. позволяла через общение с преподавателями вуза и студентами получить представление о современных тенденциях и технологиях педагогики, удовлетворить потребности в повышении психологической компетентности, расширить опыт личностно-професси-онального роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аржаных Е.В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 27-37. doi:10.17759/pse.2017220405
2. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. № 3. - С.207 - 225.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008 - 671 с.
4. Гаспарашвили А.Т. Учитель в эпоху перемен / А.Т.Гаспарашвили, А.А.Ионов, В.В. Рязанцев.М.: Логос, 2006.176 с.
5. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49-57. doi:10.17759/pse.2017220407
6. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В.Николиной, О.А. Сафоновой. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 354 4.
7. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.] под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 202 с.
8. Марголис А.А., Новикова Е.М. Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 10-21. doi:10.17759/pse.2017220403
9. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101 - 108.
10. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Социализация студентов в современном педагогическом вузе с позиции системного подхода // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С.59-65
11. Шабанова Т.Л. Психологические условия формирования компетентности студентов педагогического вуза // Нижегородское образование.2014.№3.С.10-16
12. Шабанова Т.Л., Новик И.Р. Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http: /www. mininuniver.vestnik.ru
REFERENCES
1. Arzhanyh E.V. Rol' instituta nastavnichestva v professional'nom stanovlenii molodyh pedagogov [The role of the mentoring institute in the professional development of young teachers]// Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. Tom 22. № 4. P. 27-37. doi:10.17759/pse.2017220405(in Russian)
2. Bulin-Sokolova E.I., Obuhov A.S., Semenov A.L. Budushchee pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlenie dvizheniya i pervye prakticheskie shagi [Future pedagogical education. Direction of movement and the first practical steps] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T.19. № 3. - P. 207 - 225. (in Russian)
3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogical psychology] - M.: AST Astrel' Hranitel', 2008 - 671 p. (in Russian)
4. Gasparashvili A.T. Uchitel' v ehpohu peremen [Teacher in the era of change] / A.T.Gasparashvili, A.A.Ionov, V.V. Ryazancev.M.: Logos, 2006.176 p. (in Russian)
5. Dubrovina I.V., Lubovskij D.V. Rol' psihologicheskoj kul'tury uchitelya v podderzhke realizacii standartov obshchego obrazovaniya [The role of the teacher's psychological culture in supporting the implementation of the standards of general education]// Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. Tom 22. № 4. P. 49-57. doi:10.17759/pse.2017220407 (in Russian)
6. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v vuze: teoriya i praktika: monografiya [Competent-oriented education in the university: theory and practice]/ pod red. V. V.Nikolinoj, O.A. Safonovoj. - N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2014. - 354
7. Portretpedagoga. Osnova modelirovaniya obrazovatel'nyhprogramm: monografiya [Portrait of a teacher. The basis for modeling educational programs ]/ A.A. Fedorov [i dr.] pod red. A.A. Fedorova, G.A. Paputkovoj. N.Novgorod: Mininskij universitet, 2017. 202 p. (in Russian)
8. Margolis A.A., Novikova E.M. Social'nyj kontekst vnedreniya nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta v Rossii: informirovannost' i otnoshenie uchitelej [The social context of the introduction of the national system of teacher growth in Russia: the awareness and attitude of teachers] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. Tom 22. № 4. P. 10-21. doi:10.17759/pse.2017220403(in Russian)
9. Rubinshtejn S. L. Princip tvorcheskoj samodeyatel'nosti [The principle of creative initiative ]// Voprosy psihologii. - 1986. - № 4. - P. 101 - 108. (in Russian)
10. Tarabakina L.V., Shabanova T.L. Socializaciya studentov v sovremennom pedagogicheskom vuze s pozicii sistemnogo podhoda [Socialization of students in the modern pedagogical university from the position of the system approach ] // Pedagog 3.0: podgotovka uchitelya dlya shkoly budushchego. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. P. 59-65(in Russian)
11. Shabanova T.L. Psihologicheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Psychological conditions of formation of competence of students of pedagogical high school] // Nizhegorodskoe obrazovanie.2014.№3.P. 10-16 (in Russian)
12. Shabanova T.L., Novik I.R. Analiz predstavlenij uchitelej o pedagoge budushchego kak osnovanie dlya razrabotki modeli obucheniya studentov novym pedagogicheskim professiyam v sisteme razdeleniya pedagogicheskogo truda [Analysis of teachers' views about the future teacher as a basis for developing a model for teaching students new pedagogical professions in the system of separation of teaching work ] // VestnikMininskogo universiteta. 2015. №3. URL: http: /www. mininuniver.vestnik.ru (in Russian)
Государственный Советник, 2017
№°4
Информация об авторах:
Шабанова Татьяна Леонидовна
(Россия, г. Нижний Новгород)
Кандидат психологических наук, Доцент, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
E-mail: shabanovatl@yandex.ru
Шебалкина Мария Германовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Директор МАОУ СШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов
E-mail: schoolnn15l@yandex.ru
Назарова Светлана Ивановна
(Россия, г. Нижний Новгород) Заместитель директора МАОУ СШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов
E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Короткова Александра Сергеевна
(Россия, г. Нижний Новгород) Педагог-психолог МАОУ СШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода
E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Information about the authors:
Shabanova Tatyana Leonidovna
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychology Associate Professor of the Department of Practical Psychology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: shabanovatl@yandex.ru
Shebalkina Maria Germanovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Director
School №151with in-depth study of individual subjects E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Nazarova Svetlana Ivanovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Deputy director of the school School №151with in-depth study of individual subjects E-mail: schoolnn151@yandex.ru
Korotkova Aleksandra Sergeevna
Teacher-psychologist School №151with in-depth study of individual subjects, Nizhny Novgorod E-mail: schoolnn151@yandex.ru