Научная статья на тему 'Развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства Чеченской Республики'

Развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даудов М. Х.

В представленной статье раскрыты стратегические цели социально-экономического развития исследуемой территории, представлены результаты анализа практики разработки и реализации региональных программ в отраслях агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, охарактеризованы традиции и стратегии отраслевой специализации и развития конкурентоспособности хозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article outlines the strategic goals of socio-economic development of study area, presents the results of analysis of practice of developing and implementing regional programs in agro-industrial and agricultural sectors, characterized by tradition and industry specialization strategy and development of competitiveness of economic complex.

Текст научной работы на тему «Развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства Чеченской Республики»

М. Х. Даудов

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

В представленной статье раскрыты стратегические цели социально-экономического развития исследуемой территории, представлены результаты анализа практики разработки и реализации региональных программ в отраслях агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, охарактеризованы традиции и стратегии отраслевой специализации и развития конкурентоспособности хозяйственного комплекса.

Ключевые слова

Сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, развитие.

M. H. Daudov

DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND AGRICULTURE

OF CHECHEN REPUBLIC

Annotation

Article outlines the strategic goals of socio-economic development of study area, presents the results of analysis of practice of developing and implementing regional programs in agro-industrial and agricultural sectors, characterized by tradition and industry specialization strategy and development of competitiveness of economic complex.

Keywords

Agro-industrial complex, agriculture, development.

На наш взгляд, в современной теории управления дефиниции исконных и приобретенных преимуществ и программно-целевого управления нередко идентифицированы и приближены по значению к параметральным характеристикам планирования. Но основное звено в программно-целевом

подходе может быть охарактеризовано как ядро высокоструктурированной массивной доли проекта с формированием и применением координационного и экономического элементов ее осуществления, контроллингом мероприятий, как компонент динамично функционирующей обратной взаимосвязи. Ис-

2017 № 4 (60) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

пользование подобного координационно-хозяйственного инструментария, равно как целевых программ, целесообразно для разрешения определенного круга задач, появляющихся при функционировании отраслей АПК и сельского хозяйства. Тем не менее условиями использования программно-целевого подхода являются:

- необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;

- комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;

- отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т. д.;

- необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения наиболее значимой цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости).

Несмотря на сложность положения, предопределенную кризисом, для государства и регионов сейчас создается уникальная ситуация, когда можно предотвратить сползание экономики к сырьевому типу и заложить основы инновационной экономики. Экологизация экономики, развитие «экологически чистого» производства и инноваций должно поддерживаться всем спектром экономических инструментов. В результате несмотря на факт наличия широкого спектра проблем, подлежащих программной разработке в каждом регионе, очевидно, что в условиях ограниченного финансирования число реально ре-

шаемых проблем территориального развития должно быть резко сокращено и включать наиболее эффективные и быстроокупаемые проекты.

С ростом разнообразия материальных и духовных потребностей людей, вытекающим из уровня экономического, политического и социального развития страны, потребительские расходы на продовольственные товары и услуги постепенно начинают сокращаться, но при этом абсолютное количество предметов потребления, изготавливаемых из продукции сельского хозяйства, продолжает увеличиваться.

Как упоминалось ранее, до санкций ситуация с импортом с определенной точки зрения относительно в особенности продовольствия оставляла желать лучшего. Поэтому именно сейчас агропромышленный комплекс и сельское хозяйство нуждаются в дополнительных стимулах для сбалансированного развития и перехода на конкурентный межрегиональный и межстрановый уровень.

В последнее время в деле успешной реализации и достаточного финансирования региональных программ, в том числе и в отраслях АПК и сельского хозяйства, возрастающее значение приобретает частный капитал, который благодаря финансовым, правовым и другим стимулам со стороны государства привлекается к решению задач развития «базовых» отраслей или созданию новых рабочих мест. Например, анализ практики разработки и реализации региональных программ в отраслях АПК и сельского хозяйства показывает, что в числе основных недостатков организации этой работы в первую очередь выделяются:

- недостаточность обоснования основных положений проекта программы с точки зрения формулирования стратегических целей и определения основных задач реализации программы;

- малообоснованное завышение объема бюджетных заявок для реализации программы, превышающего реаль-

ные возможности финансирования из бюджетных источников;

- отсутствие вариантов по составу мероприятий, рекомендуемых к реализации, в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов (вместо этого используется принцип равного снижения объема выделяемых средств по всем мероприятиям, что не может дать нормального эффекта);

- отсутствие достаточного контроля за реализацией региональных программ в части выполнения приоритетных проектов федерального, регионального и местного уровней.

В результате для того чтобы обеспечить равный подход к регионам в части разработки и реализации ФЦПРР, следует организовывать не конкурс проектов федерального значения, предлагаемых в состав одной конкретной программы, а конкурс проектов федерального значения по всем программам одного территориального уровня (положим, уровня субъекта Федерации). Такой подход ведет к достижению более справедливого распределения ограниченных средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование программных мероприятий федерального значения.

Важным будет отметить, что для того, чтобы обеспечить более справедливое финансирование программных мероприятий по отраслям, целесообразно проводить мониторинг их социально-экономической значимости, определение сравнительных уровней развития, эффекта для конкурентоспособности отраслей в целом и программ импорто-замещения. И тем не менее один из возможных подходов к решению этой задачи в отраслевом аспекте связан с дополнительным учетом геополитического и социально-экономического положения Российской Федерации, состояния обороноспособности и национальной безопасности, остроты бюджетного кризиса и социальной ситуации в стране, нарастания угроз экономической

безопасности и неравномерности социально-экономического развития регионов. Следует отметить, что при этом могут быть сформулированы в обобщенном виде следующие стратегические цели социально-экономического развития России и укрепления ее государственности:

- поддержание необходимого уровня развития национальной обороны по геостратегическим направлениям и обеспечения безопасности личности, гражданина и государства;

- проведение фундаментальных исследований и содействие отраслевому научно-техническому прогрессу;

- развитие общероссийских производственной и транспортной инфраструктур и средств телекоммуникации;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, экологических и техногенных катастроф и стихийных бедствий общефедерального и крупного межрегионального масштаба;

- преодоление процесса нарастания чрезмерно глубоких различий в уровнях социально-экономического развития регионов;

- регулирование миграционных процессов в пределах России (с учетом поэтапного решения проблемы соотечественников в ближнем зарубежье);

- обеспечение развития нормальных федеративных и национальных отношений;

- проведение научно обоснованной селективной политики в отношении территорий со сложными условиями жизни населения и хозяйствования, требующими специальных методов регулирования.

Выполнение указанных целей федеративного экономического роста в России требует приоритетного выделения и финансирования целевых программ общеотраслевого профиля.

Обязательным условием реализации указанных целей выделения и финансирования ФЦП является непременный учет их

конкретных составляющих. Это относится даже к таким целям, как обеспечение обороноспособности и национальной безопасности (например, по вопросам социально-экономического развития и оборонного строительства в регионах, занимающих особое геополитическое положение), проведение фундаментальных исследований (например, в связи с развитием наукоградов и технополисов).

Функции формирования программного раздела целевой программы реализуются в рамках отраслевых и региональных инвестиционных программ. Кроме регионального программирования в рамках менеджериального подхода приобретают особое значение такие элементы корпоративного менеджмента, как управление достижением целей обеспечения конкурентоспособности на основе сбалансированной системы показателей, что является логическим продолжением программно-целевого метода в управлении отраслей АПК и сельского хозяйства. Сбалансированная система показателей позволяет осуществить взаимоувязку основных целей и задач управления конкурентоспособностью региона и обеспечить постоянный контроль достижения поставленных целей.

В целом, мы постарались показать, почему системы показателей наиболее полезны на уровне отраслей и муниципалитетов, но при этом необходимо обладать достоверной и регулярно обновляемой информацией. Ближе к верхнему уровню контроль становится в основном финансовым, за исключением подразделений администрации, которые стремятся к синергии — им требуется более детальное рассмотрение эффективности работы отдельных комитетов. При этом сочетание традиционного бюджета, систем показателей и прогнозов будет зависеть от: традиций и стратегии отраслевой специализации, уровня развития конкурентоспособности хозяйственного комплекса определенной территории.

Современный этап развития понятия конкурентоспособности отрасли подтверждает, что для того чтобы проект работал, нужно четко распределить обязанности. Здесь затрагиваются самые разные аспекты «системы показателей». Каждый руководитель соответствующего субъекта, если его подразделение входит в систему контроля, несет ответственность за систему показателей. В течение года или двух могут осуществляться продвижение и тренинг. Ответственность за эту деятельность несет специальная целевая группа, которая подчиняется высшему руководству. Данные собирают, оценивают и устанавливают причинно-следственные связи. Выявляются связи и в стратегической карте отраслевой специализации отраслей АПК и сельского хозяйства, производятся пересмотры или соответствующие доработки.

В рамках концептуального теоретико-методического фундамента управления экономической привлекательностью отраслей АПК и сельского хозяйства стало обычной практикой при внедрении системы сбалансированных показателей в корпоративном управлении распространять похожие критерии по всей отрасли, чтобы описать то или иное явление. К примеру организации, которые хотят отследить, насколько удовлетворен клиент, обычно везде используют одинаковые показатели. И есть опасность, что набор метрик, санкционированный сверху, будет восприниматься не как приглашение обсудить локальные стратегические факторы, а как часть корпоративного контроля, в результате отделы начнут создавать свои собственные стратегические карты, чтобы изобразить заинтересованность. То есть в сочетании с системой поощрения системы показателей превращаются в единственное мерило успеха. Это также ведет к применению стандартного набора метрик. Приемлемо ли это в региональной модели разви-

тия отраслей АПК и сельского хозяйства? На наш взгляд такой подход может быть применим. Но при этом каждая сбалансированная система развития, разрабатываемая в конкретном отраслевом срезе, нуждается в региональной привязке, с учетом специфики конкретной территории. В этом смысле первые попытки внедрения сбалансированной системы показателей приводили к тому, что основной упор делался на создание предварительного набора систем показателей. Поэтому функционирование в рамках применения сбалансированной системы показателей проработано во многих хозяйствующих системах неполноценно.

На наш взгляд, для того чтобы систему показателей можно было использовать на практике, управление данными должно быть понятным, не усложненным. Данные должны фиксироваться, проверятся и выкладываться для всеобщего пользования. Обычно система показателей представляет собой сочетание уже имеющихся и новых данных, некоторые могут быть неофициальными. Иногда сведения берутся из внешних источников, таких как исследование рынка или сравнительное тестирование бизнес процессов. Сохранение интереса к системе показателей — это тоже часть проекта.

Библиографический список

1. Ахмедова, Ж. А. Роль и место сельского хозяйства в общественном разделении труда // Экономические науки. № 4. 2011. С. 67.

2. Безнин, М. А., Димони, Т. М. Интеллектуалы в сельском хозяйстве

России 1930-1980-х гг. (новый подход к социальной истории российской деревни). — М. : Легия, 2010.

3. Безнин, М. А., Димони, Т. М. Менеджеры в сельском хозяйстве России 1930-1980-х гг. (новый подход к социальной истории российской деревни). — М. : Легия, 2012.

4. Белов, Н. Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. — М. : Финансы и статистика, 2014.

5. Бобылев, С. Н. Экология и экономика: приоритеты развития / Материалы круглого стола в Институте современного развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ter.ru/ru/news/5325.

Bibliographic list

1. Akhmedova, Zh. A. Role and place of agriculture in social division of labor // Economic sciences. — 2011. — № 4. — P. 67.

2. Beznin, M. A., Dimoni, T. M. Intellectuals in Agriculture of Russia 1930-1980-s (new approach to social history of Russian village). — M. : Legia, 2010.

3. Beznin, M. A., Dimoni, T. M. Managers in agriculture of Russia in 1930-1980s (new approach to social history of Russian village). — M. : Legia, 2012.

4. Belov, N. G. Control and audit in agriculture. — M. : Finance and Statistics, 2014.

5. Bobylev, S. N. Ecology and Economics: Development Priorities [Electronic resource] / Round table materials at Institute of Contemporary Development. — Mode of access : www.riocenter.ru/en/ news/5325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.