Следует отметить, что на первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счет», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР Показано, что наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом. На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.
Для выявления характера изменения уровня общего интеллектуального развития было проведено парное сравнение групп курсантов по каждому исследуемому показателю на всех курсах. Статистически значимые различия, полученные в результате сравнительного анализа, приведены в таблице 1.
По данным таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать следующие выводы:
- на втором курсе была выявлено статистически достоверное (р<0,05) повышение уровня выраженности показателя «Аналогии»; в дальнейшем до пятого курса статистически значимых изменений не наблюдалось, т. е. у большинства курсантов показатель сохранялся на достигнутом уровне;
- показатель «Числовые ряды» у курсантов неуклонно снижался и на четвертом курсе у большинства курсантов был практически достоверно ниже (р<0,05), чем на втором курсе. Однако, на пятом курсе утвердилась тенденция к росту этого показателя (р<0,05);
- показатель «Зрительная память» начиная со второго курса снижался и на третьем курсе был ниже у преобладающего большинства курсантов по сравнению с первым годом обучения (р<0,05). Эта тенденция сохранялась до пятого курса; на пятом курсе эта тенденция практически достоверно усилилась (р<0,05);
- показатель «Арифметический счет» у курсантов второго курса достоверно (р<0,05) имел тенденцию к повышению по
Библиографический список
отношению к первому году обучения. Однако затем у преобладающего большинства курсантов наблюдалась тенденция к его снижению вплоть до пятого курса (р<0,05);
- показатель «Исключение слов» у преобладающего большинства курсантов имел тенденцию к повышению на втором году обучения (р<0,05), на четвертом году обучения проявилась тенденция к его снижению (р<0,05);
- показатель «Кубы» был наиболее нестабильным в своих изменениях. У курсантов второго курса он имел тенденцию к повышению (р<0,05), затем после несущественного снижения приобрел достоверную тенденцию к повышению (р<0,05), наконец, на пятом году обучения также достоверно имел тенденцию к снижению (р<0,05);
- интегральный показатель ОИР у курсантов второго курса характеризовался статистически значимой тенденцией к повышению (р<0,05), но уже на третьем курсе он достоверно снижался у преобладающего числа курсантов (р<0,05). Повышение его среднего значения на пятом курсе не носило статистически значимого характера.
Выводы
1) Интеллектуальные способности у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения.
2) На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счёт», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР.
3) Наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом.
4) На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.
1. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В. и др. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 5: 254-258.
2. Дрынкина Т.И. Когнитивные аспекты динамики конфликта. Конфликтология. 2012; 2: 7-17.
3. Лыков И.В., Юсупов В.В., Федоткина И.В. Социально-психологическая адаптации подростков в общеобразовательных учреждениях. Вестник психотерапии. 2010; 34: 55-62.
4. Овчинников Б.В. К вопросу о психической адаптации. Журнал практического психолога. 2012; 3: 7-24.
5. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008; 4: 49-53.
References
1. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Dnov K.V. i dr. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie voennosluzhaschih v voennom vuze. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2015; 5: 254 - 258.
2. Drynkina T.I. Kognitivnye aspekty dinamiki konflikta. Konfliktologiya. 2012; 2: 7 - 17.
3. Lykov I.V., Yusupov V.V., Fedotkina I.V. Social'no-psihologicheskaya adaptacii podrostkov v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik psihoterapii. 2010; 34: 55 - 62.
4. Ovchinnikov B.V. K voprosu o psihicheskoj adaptacii. Zhurnalprakticheskogo psihologa. 2012; 3: 7 - 24.
5. Chermyanin S.V., Korzunin V.A., Yusupov V.V. Metodologicheskie aspekty diagnostiki nervno-psihicheskoj neustojchivosti u specialistov 'ekstremal'nyh vidov deyatel'nosti. Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2008; 4: 49 - 53.
Статья поступила в редакцию 09.02.16
УДК 159.91
Fyodorov E.V., lecturer, Naval Polytechnic Institute (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru Glazyrina T.M., postgraduate, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru Dorofeyev I.I., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru
Korzunin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Leading Researcher, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru
Yusupov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Head of Department, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru
Yatmanov A.N., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru
DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF CADETS IN THE COURSE OF TRAINING IN A MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article discusses the dynamics of characteristics of adaptation of students in the learning process in a military higher educaton institution. The dynamics of the development of personal characteristics of adaptation in the studies has been carried out in the study of 135 male cadets according to a longitudinal method. The paper reveals that personal characteristics of adaptation of cadets are not static and are subject to change in the learning process. In the first year of university studies the authors reveal a common pattern expressed in lower rates of behavioral regulation, moral norms and personal adaptation
potential, as well as an increase in the indicator of the communicative potential. The best development of personal characteristics of adaptation of cadets is the same as during with the fourth year of their studies.
Key words: cadets, personal adaptation potential, communicative potential, behavioral regulation, moral norms, development.
Е.В. Федоров, преподаватель, Военно-морской политехнический институт, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
Т.М. Глазырина, аспирант, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
И.И. Дорофеев, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
В.А. Корзунин, д-р психол. наук проф., вед. науч. сотр., Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
В.В. Юсупов, д-р мед. наук, доц., начальник отдела, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
А.Н. Ятманов, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru
РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассмотрены вопросы динамики развития личностных адаптационных характеристик у курсантов в процессе обучения в военном вузе. Динамика уровня развития личностных адаптационных характеристик у курсантов в процессе обучения в военном вузе определена на выборке из 135 мужчин по данным лонгитюдного исследования. Выявлено, что личностные адаптационные характеристики у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная закономерность к снижению показателей поведенческой регуляции, моральной нормативности и личностного адаптационного потенциала, а также к повышению показателя коммуникативного потенциала. Наилучшее развитие личностных адаптационных характеристик у курсантов совпадало с четвертым курсом.
Ключевые слова: курсанты, личностный адаптационный потенциал, коммуникативный потенциал, поведенческая регуляция, моральная нормативность, развитие.
Целью медико-психологического сопровождения (МПС) курсантов вузов в ходе образовательного процесса является их военно-профессио нальндяадаптация,устойч ивая учебнаямо-тивация, военно-профессиональная направленность и мотива-циякпрохоаденаю военной службына ое рвианых офицерских должностях, развитие профессионально-важных качеств лично-стлЯудещих офиценов.лоеышенияаффективности убуления зя счёт оказания соответствующей психологической помощи [1].
Психофизиологический аспект организации МПС курсантов в образевжтел ьномпркцесануоениогоаузаимеют сялулныпо-
средственную связь со способностями обучающихся, в частности значительное внимание уделяется уровню развития их лич-ноятня1х ядапиарионныв хвраваериптикВ-Л-
С этой целью изучалась и анализировалась динамика раз-авеия улявня лиеаосяных ристик курсан-
тов 1-5 курсов в существующих организационных условиях об-ЫaзонaтeлgаoИдеятeпьныcнон вуие.
Организация и методы исследования В исследовании приняло участие 135 курсантов военного вуеaBMФ. .Пичрocяныеaлaптaциoтпуle характеристики изуче-
ПР
КП
ts ^ ^ Г*.
Ь- Ь- Ь- Ь- Ь-\ \ \ \ \ \
МН
ЛАП
<-„ г. J. 9. Ö.
\ ч ч ч ч ч \
11
7
9
7
5
29
26
23
20
Рис. 1. Динамика показателей личностных адаптационных характеристик курсантов в период обучения.
Таблица 1
Сравнительная характеристика групп курсантов по значениям показателей личностных адаптационных характеристик
Курсы МН Курсы ЛАП
1 - 3 5,6±2,7 6,4±2,9 1 - 2 20,8±9,3 20,7±12,6
1 - 4 5,6±2,7 7,5±3,4 1 - 3 20,8±9,3 24,0±9,2
1 - 5 5,6±2,7 7,1±3,0 1 - 4 20,8±9,3 28,6±15,6
2 - 4 5,4±3,2 7,5±3,4 1 - 5 20,8±9,3 26,1±10,6
2 - 5 5,4±3,2 7,1±3,0 2 - 4 20,7±12,6 28,6±15,6
3 - 4 6,4±2,9 7,5±3,4 2 - 5 20,7±12,6 26,1±10,6
3 - 5 6,4±2,9 7,1±3,0 3 - 4 24,0±9,2 28,6±15,6
Курсы КП Курсы ПР
1 - 2 8,1±2,9 7,1±4,0 1 - 2 7,2±5,6 8,2±7,4
1 - 3 8,1±2,9 8,9±3,1 1 - 3 7,2±5,6 8,7±5,5
1 - 4 8,1±2,9 10,1±4,0 1 - 4 7,2±5,6 11,0±10,3
1 - 5 8,1±2,9 9,7±3,5 1 - 5 7,2±5,6 9,3±6,4
2 - 4 7,1±4,0 10,1±4,0 2 - 4 8,2±7,4 11,0±10,3
3 - 4 8,9±3,1 10,1±4,0
ны по клиническим шкалам третьего и четвертого уровней МЛО «Адаптивность» [5]. Изучение личностных адаптационных характеристик у курсантов проводилось в первом семестре ежегодно с 1 по 5 курсы обучения. Результаты отчисленных курсантов в исследовании не использовались.
Сравнительный анализ проводился с использованием критерий ^Стьюдента для зависимых выборок. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Полученные результаты и их обсуждение
Групповое сравнение показало, что в целом на протяжении пяти лет обучения в вузе статистически значимые различия присутствовали по всем показателям личностных адаптационных характеристик курсантов (рис. 1).
Во-первых, следует отметить, что на первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная закономерность к снижению показателей поведенческой регуляции (ПР), моральной нормативности (МН) и личностного адаптационного потенциала (ЛАП), а также к повышению показателя коммуникативного потенциала (КП) (рис. 1).
Дальнейшие особенности происходящих в процессе обучения изменений показателей личностных адаптационных характеристик курсантов уточнялись в ходе анализа тенденций.
Для выявления характера закономерностей было проведено парное сравнение групп курсантов по каждому исследуемому показателю. Статистически значимые различия, полученные в результате сравнительного анализа, приведены в таблице 1.
Библиографический список
По данным таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать следующие выводы по шкалам 3 и 4 уровня методики МЛО:
- на втором курсе статистически достоверно (р<0,05) было выявлено повышение показателя поведенческой регуляции (ПР), на четвертом курсе эта особенность усилилась;
- на втором курсе наблюдалось статистически достоверно (р < 0,05) повышение показателя коммуникативного потенциала (КП), на четвертом курсе эта закономерность усилилась;
- на третьем курсе было выявлено статистически значимое повышение показателя моральной нормативности (МН), и к четвертому курсу оно усилилось;
- на втором курсе статистически достоверно (р<0,05) было выявлено повышение показателя личностного адаптационного потенциала (ЛАП), на четвертом курсе оно усилилось.
Выводы
1. Личностные адаптационные характеристики у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения.
2. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная закономерность к снижению показателей поведенческой регуляции, моральной нормативности и личностного адаптационного потенциала, а также к повышению показателя коммуникативного потенциала.
3. Наилучшее развитие личностных адаптационных характеристик у курсантов совпадало с четвёртым курсом.
1. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В. и др. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 5: 254 - 258.
2. Дрынкина Т.И. Формирование морально-нравственной ответственности в профессиональной деятельности как важный аспект системы непрерывного образования. Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы развития: материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2012; 127 - 131.
3. Лыков И.В., Юсупов В.В., Федоткина И.В. Социально-психологическая адаптации подростков в общеобразовательных учреждениях. Вестник психотерапии. 2010; 34: 55-62.
4. Овчинников Б.В. К вопросу о психической адаптации. Журнал практического психолога. 2012; 3: 7 - 24.
5. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008; 4: 49 - 53.
References
1. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Dnov K.V. i dr. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie voennosluzhaschih v voennom vuze. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2015; 5: 254 - 258.
2. Drynkina T.I. Formirovanie moral'no-nravstvennoj otvetstvennosti v professional'noj deyatel'nosti kak vazhnyj aspekt sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya: materialy XV Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Lipeck: LGPU, 2012; 127 - 131.
3. Lykov I.V., Yusupov V.V., Fedotkina I.V. Social'no-psihologicheskaya adaptacii podrostkov v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik psihoterapii. 2010; 34: 55-62.
4. Ovchinnikov B.V. K voprosu o psihicheskoj adaptacii. Zhurnalprakticheskogo psihologa. 2012; 3: 7 - 24.
5. Chermyanin S.V., Korzunin V.A., Yusupov V.V. Metodologicheskie aspekty diagnostiki nervno-psihicheskoj neustojchivosti u specialistov 'ekstremal'nyh vidov deyatel'nosti. Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2008; 4: 49 - 53.
Статья поступила в редакцию 23.03.16
УДК 159.9.072
Tsaryovа Е.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Special Disciplines, Crimean branch of Krasnodar
University of Ministry of Interior Affairs of Russia (Simferopol, Russia), Е-mail: ekaterinatsareva@bk.ru
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES OF SUPPORT OF SYSTEMS OF PERSONAL RESOCIALIZATION IN POST-CRISIS PERIODS. The article's rask is to define what social and psychological technologies can provide professional assistance in the process of socialization of a person in his or her post-crisis period. The proposed re-socialization of the personality system in the post-crisis period of life is based on the special organization of the social environment, in accordance with the personal characteristics of the subjects, and includes methods of improving interpersonal and intrapersonal components of their adaptive capacity, contributing to their personal growth. The work shows that a systematic approach is a basis for the re-socialization process of the individual in post-crisis periods.
Key words: socialization, resocialization, post-crisis life, personality, social and psychological technologies.
Е.С. Царева, канд. психол. наук, ст. преп. каф. специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского
университета МВД России, г. Симферополь, Е-mail: ekaterinatsareva@bk.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОСТКРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
Статья посвящена раскрытию социально-психологических технологий обеспечения профессиональной помощи в процессе ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни. Предложенная система ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни основана на специальной организации социальной среды, в соответствии с личностными особенностями испытуемых, и включает технологии повышения интерперсональных и интраперсональных составляющих адаптивного потенциала, способствующих их личностному росту. Показано, что системный подход является основой для процесса ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни.
Ключевые слова: социализация, ресоциализация, посткризисные периоды жизни, личность, социально-психологические технологии.
Трансформации, которые происходят в современном обществе, повышают требования к социальной и профессиональной мобильности личности, её успешной адаптации. Особого внимания требуют посткризисные периоды жизни личности (после профессиональных, событийно-биографических, личностных кризисов) и разработка эффективных социально-психологических технологий обеспечения профессиональной помощи в процессе ее ресоциализации в такие периоды [1; 2; 3]. Для её решения разработан и внедрен ряд психокоррекционных мероприятий. Однако до настоящего времени актуальность этой проблемы не уменьшается. В связи с этим мы пытались разработать систему ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни, которая оказывала бы эффективное воздействие на социально дезадаптированных лиц с низким адаптивным потенциалом. Выбирая такую цель, мы опирались на идею К. Роджерса [4] о том, что основная цель психологической помощи состоит в помощи человеку найти утраченный смысл жизни, осознать личностную свободу и ответственность, раскрыть свои потенциалы в полноценном общении, определить себя как самоценность в жизненном мире.
Цель ресоциализации личности в посткризисные периоды её жизни состояла в осознании причин затруднений в реализации своего адаптивного потенциала, формировании адекватной оценки возможностей и навыков эффективного анализа имеющихся вариантов решения проблемы, уменьшении ограничивающего влияния стереотипов и установок на процесс такого выбора. Исходя из выдвинутой цели, решались следующие задачи: определение круга проблем испытуемых, их конкретизация и вербализация; определение основных показателей адаптивного потенциала испытуемых, а также внутренней готовности к решению своих проблем; формирование устойчивой мотивации к участию в системе ресоциализации; соотнесение собственных желаний с возможностями и элементами долга («Я хочу», «Я должен», «Я могу»); развитие аналитических способностей, позволяющих выделить из арсенала существующих возможностей решения проблем наиболее оптимальные; осознание собственных стереотипов и установок, которые ограничивают возможность выйти за привычные рамки поведения, отказ от неконструктивных способов решения проблем; создание эмоционально-благоприятного климата и оптимальных условий для эффективного решения проблем ресоциализации; определение составляющих эффективной реализации социально-психологических воздействий.
Принципами построения системы ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни были как общие методологические принципы психологической помощи [5; 6; 7], так и специально разработанные: принципы дифференцированного
прогнозирования, перспективности, эквивалентности, динамичности.
Среди общих методологических принципов внедрялись: принципы деятельностного подхода; системности коррекцион-ных, профилактических и развивающих мероприятий; единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; учёта возрастных и личностных особенностей испытуемых (позволяющий определить пути оптимизации развития адаптивного потенциала каждого испытуемого, утверждая право на выбор своего пути); комплексности методов психологического воздействия; добровольного участия и конфиденциальности; активного привлечения ближайшего окружения к участию в системе ресоциализации личности в посткризисные периоды ее жизни (объектом системы ресоциализации были не только испытуемые, которые оказались в проблемной ситуации, но и целостная система социальных отношений, субъектами которых они являются); принцип учета объема и степени разнообразия материала и его эмоциональной сложности, который предполагал обязательное завершение занятий на положительном эмоциональном фоне.
Выборка была представлена испытуемыми, пережившими личностные, профессиональные, событийно-биографические кризисы, кризис середины жизни. Возраст испытуемых от 28 до 54 лет. Отбор указанного контингента обусловлен выраженной отрицательной динамикой процесса их ресоциализации в посткризисные периоды жизни. Для каждой группы испытуемых разрабатывалась своя психокоррекционная программа, содержательные и формальные аспекты которой зависели от уровня адаптивного потенциала, социального статуса, профессиональной принадлежности, эмоциональной насыщенности и прочности социальных связей. В такой логике раскрывалась сущность принципа дифференцированного прогнозирования.
Психокоррекционная программа включала обязательные содержательные блоки: диагностический, мотивирующий, развивающий и контрольный. Процедурные моменты включали активное взаимодействие во время тренинговой работы, установление и совершенствование социальных связей, повышение профессионального, социального статуса и личностный рост. Диагностический блок состоял из методик, которые позволяли выделить уровень адаптивного потенциала испытуемых и сформировать общую стратегию психокоррекции. Мотивирующий блок предусматривал создание активной установки на психокоррекцию, формирование мотивов на самопознание и самосовершенствование, повышение уверенности в себе и в успехе ресоциализа-ции. Цель развивающего блока - содействие личностному росту испытуемых, снятие противоречий между противостоящими мо-тивационными тенденциями, осознание своих возможностей.