Разрешительная система ввоза растительной продукции должна обеспечивать карантинную фитосанитарную безопасность
А.А. ИСАЕВ, начальник Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Россельхознадзора
Как известно, начиная с 19 мая 2011 г в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О вступлении в силу протоколов от 21 мая 2010 года в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер» отменено применение импортного карантинного разрешения.
Произошло это в рамках проведения мероприятий по снижению административных барьеров и «давления на бизнес», однако за деталями, к сожалению, забыли о главном, или, как в свое время сказал известный немецкий реформатор Мартин Лютер, «выплеснули из ванны с грязной водой и самого ребенка».
Разрешительная система эффективно используется в США, Канаде, Аргентине, Китае и других странах, а само право «регулировать ввоз растений, растительных продуктов и других под-карантинных материалов» (то есть предъявлять к ввозимой подкарантинной продукции фитосанитарные требования и контролировать их соблюдение, что и достигается такими разрешениями) закреплено Международной конвенцией по карантину и защите растений и международным стандартом по фитосанитарным мерам № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта».
Кстати, во время переговорного процесса по вступлению России в ВТО экспертами других стран поднимался вопрос о соответствии действовавшей в то время системы выдачи разрешений принципам ВТО, что и не удивительно, так как упомянутые выше международные документы признаются за основу фитосанитарных мер, применяемых членами ВТО в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Разрешительная система, кроме такой важной функции, как реализация на практике запретов и ограничений, позволяет информировать о конкретных требованиях к ввозимой продукции в зависимости от ее вида и карантинного фитосанитарного состояния региона выращивания, причем не только участников внешней экономической деятельности, но и компетентные органы страны-экспортера.
Мне, кстати, довелось пообщаться в свое время с нашими немецкими коллегами, которые, хоть это тогда и не было предусмотрено законодательством, с большим энтузиазмом относились к практике выдачи Россель-хознадзором тех самых импортных карантинных разрешений, запрашивали у экспортеров их копии и оформляли фитосанитарный сертификат строго в соответствии с требованиями, изложенными в разрешениях. Проще говоря, достигалось более эффективное информирование служб,а также экономилось вре-
мя на «разыскивание» требований.
Сейчас же службы стран-экс-портеров, впрочем как и участники внешней экономической деятельности, вынуждены самостоятельно анализировать Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантин-ной продукции на территорию России, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденные приказом Мин-сельхоза России от 29.12.2010 № 456, которые, к слову сказать, занимают около 300 страниц машинописного текста.
Тут следует понимать, что помимо временных затрат, существуют и так называемые «трудности перевода», когда иностранцы некорректно толкуют те или иные положения Правил, что еще больше усугубляет ситуацию. Например, неоднократно приходилось и приходится буквально по буквам вычитывать вместе с коллегами из Евросоюза отдельные положения Правил и давать по ним комментарии.
В части запретов и ограничений, несмотря на своевременное информирование Россель-хознадзором служб других стран, а также участников внешней экономической деятельности, нельзя исключать «человеческий фактор», когда то или иное письмо не дошло до адресата, а комментарии в информационных средствах либо забылись, либо вообще не читались. В результате импортер продукции может понести существенные убытки, когда уже на Государственной границе выяснится, что продукцию ввозить запрещено.
Кстати, из опыта работы мож-
3 Защита и карантин растений № 8, 2013
но сказать, что просьбы о разъяснении требований и наличии запретов поступают в Рос-сельхознадзор в значительном количестве, что тратит время и «заявителя» и «ответчика».
Всего перечисленного можно было бы избежать, если бы существовала четко действующая разрешительная система.
Хотелось бы отметить и то, что продолжаются интеграционные процессы в рамках Евразийской экономической комиссии, однако, к сожалению, работа по созданию единых карантинных фитосанитарных требований и единого перечня карантинных объектов не завершена. Факти-
чески у России, Белоруссии и Казахстана требования и перечни карантинных объектов сейчас разные. На практике получается, что в Россию из стран - партнеров по Таможенному союзу ввозится продукция, которая в Казахстане и Белоруссии не выращивается, а происходит реэкспорт из Китая, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана - стран распространения особо опасных карантинных объектов. И эту проблему могла бы решить разрешительная система.
А когда, наконец, единые требования сформированы, службам стран-экспортеров и участникам внешней экономической
деятельности опять приходится переводить, «вычитывать» новые правила, просить разъяснения и т.д.
Какое здесь может быть решение? Ответ один - четко работающая информативная разрешительная система.
Понимая все это, необходимо признать, что такая система должна быть разработана и внедрена в практику, а чтобы она не вызывала страха в виде «еще одной бумаги, без которой ни проехать ни пройти», создавать ее нужно в электронном виде, и это не дань моде, то есть всему электронному, а необходимая реальность.
РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР ИНФОРМИРУЕТ
Заседание рабочей группы по фитосанитарным мерам Евразийской экономической комиссии
На базе Всероссийского центра карантина растений (ФГБУ «ВНИИКР») 25-28 июня прошло заседание рабочей группы по направлению «Фитосанитарные меры» Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии. В ходе заседания были обсуждены планы дальнейшей работы рабочей группы и Подкомитета по фитосанитарным мерам; внесение изменений в Перечень подка-рантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза; проект Руководства по гармонизированному применению МСФМ № 7 «Система фитосанитарной сертификации» и МСФМ № 12 «Фитосанитарные сертификаты»; проект Порядка осуществления карантинного фитосанитарного мониторинга на таможенной территории Таможенного союза.
Садоводы уклонились от проверки
Мировой судья Балтийского района Калининградской области рассмотрел материалы дела об административных правонарушениях в отношении двух собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения садового товарищества «Тихореченское» - Е.А. Баклановой и О.А. Банщикова. Эти члены садового товарищества воспрепятствовали осуществлению законной деятельности должностного лица Управления Россельхознадзора по проведению проверки. Несмотря на то, что они были уведомлены о проведении плановой проверки, землепользователи не явились на свои участки для проведения осмотра, тем самым уклонившись от проверки.
Рассмотрев обстоятельства дела, мировой судья признал Е.А. Бакланову и О.А. Банщикова виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 с. 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок» и назначил им наказание в виде штрафа в размере 500 и 700 рублей соответственно.
Группа общественных связей Управления Россельхознадзора по Калининградской области