Разрешение межличностных конфликтов в рамках спортивного коллектива Resolution of interpersonal conflicts within the sports team
Морозов Андрей Сергеевич
Студент-бакалавр
Студент, Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Российская Федерация, город Архангельск e-mail: msaharov669@gmail. com
Морозов Андрей Сергеевич
Student-bachelor
Student, Northern (Arctic) Federal university, named by M. V. Lomonosov
Russian Federation, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данном исследовании будет проанализирована конфликтность конкретных спортсменов в рамках спортивной команды под руководством компетентного тренера, произведено анкетирование, на основе которого будут сделаны выводы о конфликтности спортсменов, статусах и типах поведение в рамках межличностных конфликтов, а также даны рекомендации по разрешению сложившихся ситуаций и просвещению спортсменов и тренерского штаба.
Annotation.
This study will analyze the conflict of specific athletes within a sports team under the guidance of a competent coach, conducted a questionnaire based on which conclusions will be drawn about the conflicts of athletes, statuses and types of behavior in the framework of interpersonal conflicts, as well as recommendations for resolving situations and educating athletes and coaching staff.
Ключевые слова: Конфликты, психология, спорт, физическая культура, эмоциональный климат, межличностные конфликты.
Key words: Conflicts, psychology, sports, physical education, emotional climate, interpersonal conflicts.
Спорт высших достижений зависит от большого количества факторов, среди которых очень сильно выделяются такие аспекты, как понимание между отдельными личностями, благоприятньщ климат в спортивном коллективе, а также психологическая совместимость отдельных членов команды и всего коллектива в целом. Данные показатели влияют на сплоченность коллектива и отдельных его элементов [1].
В одном спортивно коллективе собираются люди, отличные по социальному статусу, профессиональной деятельности, люди различных темпераментов, а данные отличия неумолимо влияют на взаимоотношения в коллективе, накладывая свои отпечатки на формирование мнений, которые во многих случаях являются противоборствующими. Такие противоречия ведут к конфликтам, сопровождающимся накаленными взаимоотношениями эмоциональными перепадами.
Таким образом можно сразу обозначить актуальность данного исследования, потому что и спортсмены, и, в первую очередь, тренерский состав должны владеть навыками правильного урегулирования сложившихся конфликтных ситуаций, возникающих между личностями в спортивном коллективе.
Для исследования была выбрана команда штангистов коллектива «Свой зал» города Архангельска. Самой главной целью данного исследования было выявление знаний и навыков у спортсменов, которые могли бы помочь разрешить межличностные конфликты. Также определялся уровень конфликтности каждого спортсмена и всего коллектива в целом.
Стоит добавить разработку плана по просвещению спортсменов в сфере конфликтологии и обучение коллектива теоретическим основам разрешения подобных ситуаций. Алгоритмы будут предложены не только
спортсменам, но и тренерскому составу, который будет выступать в качестве арбитража в межличностных отношениях в команде.
Базой для эксперимента была взята команда пауэрлифтеров «Becks team», выступающая по силовому троеборью под эгидой Федерации ФПР и находящейся в городе Архангельске, в клубе «Свой зал». Тренируется команда под руководством Евсеева Александра Владимировича. Состав команды 17 спортсменов и 1 тренер.
Начало экспериментальной работы положило анкетирование коллектива на предмет самостоятельной оценки тренерского состава и непосредственно спортсменов о знаниях и умениях в сфере разрешения межличностных конфликтов, что показывать нам таблица 1, в которой видно, что спортсмены и тренерский штаб обладают достаточно низким уровнем теоретических знаний и навыков в сфере разрешения межличностных конфликтов в коллективе.
Чтобы определить общий уровень конфликтности команды и каждого спортсмены в отдельности, был произведен тест под названием «Уровень конфликтности личности» [3], базой для которого послужил социометрический метод Дж. Морено, который показывал непосредственный мониторинг всей системы межличностных взаимоотношений в коллективе штангистов[2].
Для выявления типа личности в конфликтной ситуации было проведено анкетирование на базе теста К.Томаса «Стили поведения в конфликте».
Таблица 1. Самооценка спортивным коллективом и тренерским составом умений и навыков по разрешению _межличностных конфликтов до эксперимента
Знания Умения Навыки
Ниже среднего 55% Средние 30% Ниже среднего 70%
Выше среднего 10% Выше среднего 20% Выше среднего 10%
Низкие 35% Ниже среднего 50% Низкие 20%
Таблица 2. Уровень конфликтности по данным социометрического анкетирования членов спортивной команды
«Becks team»
Статус в конфликте и количество участников Уровень конфликтности членов клуба
Очень высокий Высокий Выше среднего Средний
Лидеры (4) 2 1 1
Предпочитаемые (8) 2 6
Отверженные (2) 1 1
Изолированные (3) 3
Таблица 3. Стили поведения в конфликте по данным социометрии в рамках команды «Becks team» (17 человек)
Количество спортсменов и статусы в конфликте Стили поведения в конфликтной ситуации
Соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
Лидеры (4) 3 1
Предпочитаемые (8) 4 2 2
Отверженные (2) 1 1
Изолированные (3) 1 2
по данным таблицы 2 и таблицы 3 были выявлены значительные пробелы в знаниях состава команды в области межличностных конфликтов, а потому совместно с главным тренером команды Евсеевым Александром Владимировичем было принято решение провести несколько совместных семинаров и тренингов по расширению знаний, умений и навыков команды в разрешении межличностных конфликтов во время процесса тренировок, сборов и соревновательной деятельности. Занятие длится один академический час или же 45 минут.
Таблица 4.
№ п.п Тема семинара Учебные часы
1 Теоретические основы конфликтологии (кратко). 4
2 Типы конфликтов . 2
3 Способы разрешения противостояний 2
4 Модели поведения и типы личности при конфликте.
5 Моделирование конфликтных ситуаций, их обсуждение и подведение итогов. 4
Данные мероприятия были успешно проведены в спортивном коллективе, а собранные в ходе мониторинга данные позволили выявить несколько рекомендаций не только для спортсменов, но и для тренера, который выступает арбитражной стороной в ходе разрешения межличностных столкновений интересов спортсменов.
Рекомендации для тренерского состава:
1. Разъединение противоборствующих сторон и расширение дистанции между ними.
2. Недопущение эскалации конфликтной ситуации между спортсменами в коллективе.
3. Внимательное изучение основы конфликты между личностями.
4. Разъяснительные беседы с обеими сторонами конфликта для выявления его причин и противоречий.
5. Принятие решения на основе собранных данных и бесед с обеими сторонами конфликта, а также планирование дальнейших шагов по безболезненному выходу из конфликта обеих сторон.
6. Нормализация дальнейшего процесса взаимодействия и мониторинг ситуации в будущем.
Рекомендации для спортсменов при возникновении и становлении субъектами конфликтной
ситуации:
1. Проявление эмоционального спокойствия и выдержки в конфликтной ситуации.
2. Конкретизация предмета спора.
3. Далее необходимо проанализировать типы поведения обеих сторон конфликта в данной ситуации и прийти к решению об уходе от конфликта или же о плодотворном сотрудничестве для разрешения сложившей ситуации.
Выводы
Произведенные наблюдения в ходе тренировочного процесса после проведения тематических семинаров привели к расширению знаний о межличностных конфликтах среди спортсменов и, следственно, к улучшению психологического и эмоционального климата в команде спортсменов, гармонизировавшего межличностные отношения в коллективе.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Надежда Ивановна Разрешение межличностных конфликтов в спортивной команде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razreshenie-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-sportivnoy-komande
2. Воронин И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 236 с.
3. Горбачев А.И. Психологические основы физического воспитания и спорта. - Ленинград, 1972. - C. 118-126.
4. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.