Научная статья на тему 'Разрешение избирательных споров'

Разрешение избирательных споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1774
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремина Е. П.

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы. Автор статьи - лауреат регионального конкурса студенческих работ в сфере политологии, 2006 г. Конкурс проводился при поддержке Тамбовской областной избирательной комиссии и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еремина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERMISSION OF ELECTION DISPUTES

The article is devoted to actual issues relating to the development of contemporary Russian political regime, party structure and electoral system. The author winner of the regional competition of student works in the field of political science, 2006. The competition was held with the support of the Tambov regional election commissions and Derzhavin Tambov State University.

Текст научной работы на тему «Разрешение избирательных споров»

Еремина Е.П.

РАЗРЕШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Избирательные споры - это споры, возникающие при практическом применении избирательного права. В этой связи интересное исследование этой темы с точки зрения механизма защиты избирательного права в сфере гражданского судопроизводства.

Одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ\ -избирать и быть избранным. Актуальность темы исследования имеет как практическое, так и теоретическое значение. Практическое значение исследования состоит в том, что избирательные права, установленные законодателем, могут нарушаться, в результате чего и возникают избирательные споры. Исходя из этого, необходимо знать какие правила регулируют порядок разрешения избирательных споров, то есть непосредственное судопроизводство. Теоретическое значение исследования состоит в том, что, исследуя материально -правовую природу правил, регулирующих порядок разрешения избирательных споров, особенности их применения, возможно оказывать влияние на их совершенствование путем выработки новых положений.

Разрешение избирательных споров отнесены законодателем к категории дел, возникающих из публичных правоотношений (подраздел 3 ГПК РФ). Согласно ст. 22 ГПК РФ дела, возникающие из публично -правовых отношений, являются одной из разновидностей гражданских дел и отнесены законом к ведению судов общей юрисдикции2. Законодатель, специально выделив судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, куда включил и рассмотрение дел по избирательным спорам, исходил, во-первых, из большой общественной значимости рассмотрения такого рода дел, во-вторых, из специфики самих дел, характеризующихся неравноправным положением сторон -участников различного рода правоотношений, возникающих в публично-правовой

сфере, куда относятся и отношения в области избирательного права, поскольку этим правоотношениям свойственен императивный характер.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является как бы формой применения судопроизводства по рассмотрению избирательных споров. При этом необходимо иметь в виду, что избирательные споры - это только конфликты в сфере применения избирательного права. Если этот конфликт перерастает в спор о праве материальном, то рассмотрение избирательных споров в рамках судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, становится невозможным. В этом случае рассмотрение конфликта возможно только с применением только искового производства (ч. 3 ст. 247 ГПК РФ).

Глава 26 ГПК РФ определяет избирательные споры как «производство по делам о защите избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 262, 263 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 246 ГПК РФ «дела, возникающие из публичных отношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24-26 настоящего кодекса и другими федеральными законами». Из редакции этого правила можно сделать вывод о том, что судопроизводство, по рассмотрению избирательных споров, регулируется следующими группами правил:

1. общими правилами искового производства;

2. правилами общих положений производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23 ГПК РФ);

3. правилами производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (гл. 26 ГПК Ф);

4. другими федеральными законами.

Указанные группы правил регулируют разрешение избирательных споров в совокупности. Они применяются в разной степени одновременно, определяют как процедуру разрешения избирательных споров, так и возможность применения

всего судопроизводства по разрешению избирательных споров. Для того чтобы представить действие всей совокупности указанных правил при разрешении избирательных споров, необходимо дать краткую характеристику каждой из групп указанных правил, определив роль каждой из них при этом.

Общие правила искового производства определяют саму процедуру рассмотрения избирательных споров, но с изъятиями, в соответствии с особенностями применения правил рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений и правил, регулирующих непосредственное рассмотрение избирательных споров. Например, при рассмотрении избирательных споров невозможно применение правил заочного производства (ч. 2 ст. 246 ГПК РФ).

Группа правил общих положений производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, участвующих в регулировании избирательных споров определяет основные особенности публичного производства, относящиеся и к рассмотрению избирательных споров. Ряд правил этой группы правил носит характер условий. Например, невозможность рассмотрения дел в порядке публичного производства при возникновении спора о материальном праве. Эти правила устанавливают следующие особенности:

- дела возбуждаются по заявлению заинтересованного лица (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ). При этом участвующие в деле лица именуются как «заявитель» и «заинтересованное лицо», а не «истец» и «ответчик» как в исковом производстве. Заявление оформляется по правилам, предусмотренным ст. 131 и 132 ГПК РФ для исковых заявлений. Однако особенность данного вида заявлений состоит в том, что в них, помимо обязательного указания требуемых сведений обязательно должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Заявителю для обращения в суд не требуется в обязательном порядке обращение в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Такое обращение является правом, но не обязанностью лица.

- при рассмотрении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст.246 ГПК РФ). Это правило несколько по-другому определяет действие принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве. Содержание диспозитивности, как принципа гражданского судопроизводства, предполагает наличие широких прав и свободы распоряжения ими у сторон в деле. Первая составляющая данного принципа - наличие прав и равенство этих прав для соответствующих категорий субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Вторая составляющая - возможность осуществления этих прав, наличие выбора в средствах своей защиты. Так, истец вправе предъявить иск или воздержаться от этого, может изменить предмет или основание требования, отказаться от иска, согласиться на заключение мирового соглашения. Ответчик может признать иск полностью или в части, предъявить встречный иск, выразить возражения (материального, процессуального характера) против иска, согласиться с условиями мирового соглашения. Однако при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, подобной свободы действий у сторон нет. Суд в данных делах имеет большую свободу действий, все диспозитивные проявления находятся под его контролем. При введении ограничений в реализацию принципа диспозитивности влияние сторон на ход судебного разбирательства уменьшается, усиливая тем самым роль суда, что, прежде всего, направлено на защиту интересов заявителя. Заявитель в определении оснований и доводов заявленных требований может ошибаться.

- особенности правил по доказыванию несколько по-другому определяет и действие принципа состязательности гражданского судопроизводства.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или

совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст.6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). При рассмотрении дел суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст.249 ГПК РФ).

Группу правил производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации можно определить как специальные правила, непосредственно относящиеся к рассмотрению избирательных споров. Эти правила в отличие от общих правил искового производства, правил общих положений производства по делам, возникающим из публичных правоотношений непосредственно устанавливает особенные правила рассмотрения избирательных споров, действующих в различных стадиях процесса. Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме регулируется общими правилами, содержащимися в гл. 3 ГПК РФ, специальными нормами, включенными в гл. 26 ГПК РФ. В Верховный Суд Российской Федерации обжалуются решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

По общему правилу дела, по рассмотрению избирательных споров рассматриваются судьей единолично. Специальная норма о коллегиальном рассмотрении дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума в составе трех профессиональных судей содержится в ст. 260.1 (ч.4) ГПК РФ. Статья 259 ГПК РФ устанавливает перечень специальных субъектов, которые вправе обратиться в суд с заявлением в связи с нарушениями избирательного законодательства и законодательства о референдуме. К ним относятся: избиратели, кандидаты, прокурор, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатель, общественные объединения, политические партии. Также сюда отнесены: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления (например, по делам о назначении выборов в судебном порядке); с заявлением о расформировании избирательных комиссий различного уровня вправе обращаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, депутаты представительного органа местного самоуправления.

Поданное заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ст. 260 ГПК РФ).

Законодатель предусмотрел общий трехмесячный срок для подачи заявления по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Кроме того, установлены специальные (сокращенные) сроки по отдельным категориям дел с целью обеспечить оперативное проведение избирательной кампании или референдума (ст. 260 ГПК РФ).

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Судья, проверив соответствие поданного заявления требованиям закона, выносит определение о возбуждении дела. Со дня, указанного в этом определении, исчисляются процессуальные сроки рассмотрения дела. Действия судьи при принятии заявления и всех необходимых доказательств по делу осложняются отсутствием необходимого времени для качественной подготовки дела и здесь, конечно же, требуется детальное знание избирательного законодательства, чтобы быстро сориентироваться в нем и дать правильный ход делу. Обобщение судебной практики показывает, что, как правило, судебные споры, разрешаемые в течение трех дней, а иногда за день до голосования или в день голосования, практически не имеют стадии подготовки дела. Как правило, все необходимые материалы представляются одновременно с заявлением.

Часть 2 ст. 260 ГПК предусматривает сокращенные сроки судебного рассмотрения любых категорий дел о нарушении избирательного законодательства. В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день,

предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно. Заявление, касающееся решения об итогах голосования должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд. Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее, чем за пять дней до дня голосования. Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования. Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума законодатель предусмотрел возможность применения мер по обеспечению заявленного требования. Этими мера обеспечения могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Как известно решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения), т.е. по истечении срока на обжалование. Кассационная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в ходе избирательной кампании или кампании референдума может быть подана в 5дневный срок после вынесения судом решения, а не в 10-дневный срок, как по остальным делам. Сокращение срока на кассационное обжалование решения суда по данной категории дела вызвано необходимостью оперативного рассмотрения дел.

Исполнение решения суда подчиняется общим правилам, изложенным в ст. 206 ГПК. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК суд указывает срок, в течение которого предписание, содержащееся в резолютивной части решения, должно быть выполнено.

В правилах отсутствует норма о немедленном исполнении решения суда по защите избирательных прав граждан за исключением права на включение гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Однако это не исключает применения иных процессуальных средств, направленных на эффективное и своевременное устранение нарушений. Согласно ст. 212 ГПК заявитель может обратиться к суду с ходатайством об обращении решения к немедленному исполнению. Однако и здесь есть исключения. Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению (п. 4 ст. 260.1 ГПК).

Законодатель предусмотрел группу правил, которая принимает участие в разрешении избирательных споров, но эти правила не определены в ГПК РФ. Эти правила содержатся по определению законодателя в других федеральных законах. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. дополнительно устанавливаются правила определения подсудности рассмотрения избирательных споров, правила единоличного и коллегиального их рассмотрения, сроки обращения в суд для их разрешения и т.д. Правила, применяемые при разрешении избирательных споров, содержатся и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002 г.4, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г.5 и т.д. Правила, определяемые в Федеральных законах дополняют и конкретизируют судопроизводство по рассмотрению и разрешению избирательных споров.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее судопроизводство по рассмотрению и разрешению избирательных споров, находится в определенной системе и состоит из различных групп правил, каждая из которой обладает своими особенностями. При рассмотрении и разрешении избирательных споров эти правила применяются в совокупности. Исследуя указанные группы правил можно сделать вывод о существовании избирательного процесса или избирательного судопроизводства.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г., действующий с 1.02.2003 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002г. (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 51.

5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г (с послед. изм. и доп.) // Российская газета от 16.01.2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.