Каждый ребенок — одаренный!
Приложение 2
Анкета для родителей
Заполните, пожалуйста, следующую анкету, этим Вы поможете оценить природные таланты и способности вашего ребенка.
Имя___________________________дата_______________
1. Какой, по-вашему, самый любимый предмет Вашего
ребенка в школе?_____________________________________
2. Каковы его интересы и хобби вне школы_________
3. Отметьте все, с чем, по-вашему, он хорошо справляется:
_________чтение
_________письмо
____________выступление перед аудиторией или в небольшой группе
_________искусство (рисование красками, лепка и т.д.)
____________музыка (пение, слушание музыки, игра на музыкальном инструменте и т.д.)
____________ математика (вычисления, измерения, решение логических задач и т.д.)
____________двигательная деятельность (танцы, спорт, актерская игра и т.д.)
_________работа в одиночестве
_________работа в группе или команде
____________ строительная деятельность (конструирование, создание моделей и т. п.)
4. Добавьте сами, в чем еще он способен и чего нет
в списке___________________
5. Каким способом, как Вам кажется, он любит узнавать что-либо новое? Например, через чтение, беседы с другими, обучаясь один, проигрывая что-либо, в непосредственной деятельности и т. д.
6. Оцените его способности по десятибалльной шкале, где 10 означает самую высокую оценку.
Вербально-лингвистические _____________ логико-математические ______________________________
Пространственные_______моторно-двигательные________
Внутриличностные_____________музыкальные___________
Межличностные__________натуралистические___________
7. Какие навыки, виды деятельности или школьный
предмет Вы бы хотели, чтобы улучшил Ваш ребенок?_______
8. Какие навыки, виды деятельности или школьный предмет, по-вашему, он улучшил?____________________________
9. Чему бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок больше научился?
10. Что можно изменить или улучшить, чтобы учение стало интереснее и значимее для Вашего ребенка?___________
11. Какие Ваши самые приятные воспоминания, связанные со школьной жизнью Вашего ребенка?_________________
12. Какие профессии, по-вашему, могут интересовать
его в связи с его будущей карьерой?____________________
Литература
1. Hoerr, Thomas. Applying MI in Schools http://education.jhu.
edu/newhorizons/strategies/topics/mi/hoerr2.htm
2. Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences.
Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О. В. Евсти-
феевой.
Резюкина Светлана Федоровна
Учитель начальных классов г. Санкт-Петебрург ГОУ СОШ № 644 Нагайченко Наталья Николаевна
научный руководитель школы №644 г. Санкт-Петербург
J
V
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КАК Я РАД, ЧТО Я ЕСТЬ!»
Л_____________________________________________с
Аннотация. В статье представлена практическая разработка занятия в рамках образовательной программы «Успех. Мои открытия обо мне» для внеурочной деятельности учащихся 1-го класса. Авторы раскрывают цели, задачи, план и ход проведения занятия, а также описывают необходимые ресурсы, необходимые для раскрытия таланта каждого ребенка.
Ключевые слова: внеурочная деятельность учащихся, образовательная программа, занятие, социальные роли.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
11
Каждый ребенок — одаренный!
Занятие «Как я рад, что я есть!» - это второе занятие по теме «Как прекрасно быть самим собой!» в рамках образовательной программы «Успех», для внеурочной деятельности учащихся, которая реализуется в начальных классах школы № 644 Приморского района Санкт-Петербурга уже два года [1,2].
Самой важной идеей занятия является создание ситуаций для знакомства ребенка с различными социальными ролями, которые играют люди на протяжении своей жизни. В ходе этого занятия ученики осознают собственное «Я» как личности, как друга, как члена своей семьи и гражданина России. Учитель помогает раскрыть способности ребенка к самоактуализации на основе личностного выбора [3, 4, 5, 6, 7].
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ:
1. Карточки с ролями, которые развешиваются в разных концах класса: 1
2. Ситуационные карточки
Мама и папа встречают ученика после школы. Ученик получил двойку.
Два друга пошли гулять и встретили бабушку, которая не может перейти дорогу.
Брат и сестра поругались из-за любимой книжки. Бабушка хочет их помирить и найти соглашение.
Учительница просит родителей прийти в школу и объясняет причину своей просьбы. Телефонный разговор.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Друзья пришли в гости к подруге, которая заболела.
3. Несколько маленьких зеркал (желательно по 1 зеркалу на парту).
4. Рабочая тетрадь ученика «Мои открытия обо мне».
5. Книга для учителя «Мои открытия обо мне».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (35 минут):
1. Подготовьте карточки с ролями и развесьте их по всему классу (смотрите раздел «Необходимые ресурсы»).
2. Подготовьте сценку «Три дочки» (смотрите сценарий в разделе «Основная часть»).
3. Проведите упражнение «Чувствуем друг друга».
4. Вспомните вопросы, которые обсуждались на прошлом первом занятии по этой теме.
5. Обсудите с детьми эти роли и характеры. Попросите учеников выбрать желанную для них роль. Попросите объяснить свой выбор.
6. Предложите ребятам выбрать ситуационную карточку и разыграть мини-спектакли по ролям. Обсудите ситуации (смотрите раздел «Необходимые ресурсы»).
7. Проведите игру «Зеркало».
8. Обобщите итоги занятия.
9. Попросите ребят принести на следующее занятие измерительную ленту и старую футболку светлого цвета.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1. Проведите упражнение «Чувствуем друг друга» (3 минуты).
«Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его на протяжении всего занятия».
2. Разминка (5 минут).
Учитель: Прочитайте тему нашего занятия на доске (дети читают вслух вместе). Это второе наше занятие, посвященное данной теме. Вспомните, чем мы занимались на первом занятии по этой теме? (ответы детей: на первом занятии мы вспоминали, как мы любили быть маленькими и рассматривали наши детские фотографии).
Учитель: Сегодня я предлагаю подумать и ответить на вопрос: «Какие роли мы исполняем в жизни?» Какие характеры соответствуют определенной роли? Почему? (выслушиваются все ответы детей, неточные и неправильные ответы не комментируются).
3. Основная часть (20 минут).
Учитель: Давайте посмотрим маленькую сценку и подумаем над правильностью наших предположений.
Сценка «Три дочки» (автор-учитель, три девочки: Танюша, мама, бабушка)
Ведущий:
Танюша под вечер с прогулки пришла И куклу спросила...
Танюша:
Как, дочка, дела?
Опять ты запачкала ручки и ножки,
Наверно, играла с собакой и кошкой?
И съела не суп, а конфетку одна.
С этими дочками просто беда!
Ведущий:
Танюшина мама с работы пришла И Таню спросила.
12
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Каждый ребенок — одаренный!
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать»,- кричала бабуся 100 раз.
А ты отвечала: «Сейчас да сейчас»
С этими дочками просто беда!
Ведущий:
Тут бабушка, мамина мама пришла И маму спросила...
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки Опять для еды не нашла ни минутки,
А вечером столько съела сухой бутерброд.
Ведь столько у вас там забот и хлопот!
Нельзя же сидеть целый день без обеда,
Уж доктором стала, а все непоседа -Ты ведь, родная, так молода.
С этими дочками просто беда!
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все:
Ох, как непросто быть мамами!
Беседа-диалог учителя с классом.
Учитель:
- Давайте разберем, какие роли исполняют каждые из этих девочек.
- Даша исполняет роль прежде всего. девочки,
а для куклы...мамы, для этой героини (учитель указывает на маму) ...дочки, а для этой героини (учитель указывает на бабушку)...внучки.
- Настя исполняет роль..женщины, а для этой героини (учитель указывает на дочку) . мамы, для этой героини (учитель указывает на бабушку) ..дочки. А кто был внимательным и услышал о еще одной роли, которую исполняет эта героиня? (ответ: врача).
- Олеся исполняет роль..пожилого человека. Для этой героини (учитель указывает на внучку) . бабушки, а для этой героини (учитель указывает на врача) . мамы.
- Повторим все роли каждой героини.
- Подумайте, что только три человека исполняют так много ролей в своей жизни.
ВАЖНО: учитель не должен сам проговаривать роли, исполняемой каждой девочкой, заменяя их словами «эта героиня»! Необходимо дождаться ответа детей.
Работа в парах.
Учитель:
- Потренируйтесь в парах и расскажите своему соседу, какие роли исполняете вы.
- Кто расскажет вслух классу о своих ролях? (не забыть сделать акцент, что по отношению к Российскому государству - человек является гражданином).
- Посмотрите внимательно. На стенах класса развешаны таблички с различными социальными ролями. Прочитаем их вместе: «брат», «сестра», «дочь», «ученик», «товарищ по команде», «мама», «папа», «друг», «учитель».
Работа по карточкам с ролями.
Учитель:
- Выберете себе одну из ролей, которые написаны на карточках в классе (дети расходятся по кабинету).
- Почему вы выбрали ту или иную роль? (выслушивается каждый ребенок).
Работа с ситуационными карточками.
Учитель:
- Запомните те роли, которые вы выбрали и давайте разыграем небольшие мини-спектакли (проигрываются и обсуждаются ситуационные карточки).
4. Рефлексия (5 минут).
Игра «Моё зеркало».
Загадка
В деревянной раме Художник перед нами.
Художник честный много лет Дарит каждому портрет.
А портрет на диво!
И выполнен правдиво.
(Зеркало)
Поговорите с ребятами о зеркальном отражении. Покажите, что зеркало отражает не только наши действия, но и наши чувства. Предложите ученикам показать глупое лицо, счастливое лицо, грустное лицо. Пусть один ребенок угадывает настроение другого по выражению его лица. Обратите внимание на важность доброжелательного выражения лица.
Учитель:
- Как вы думаете, почему в теме про социальные роли мы играли с зеркалом и выражали свои эмоции?
- Необходимо помнить, что вне зависимости от того, какие социальные роли исполняются, человек должен оставаться хорошим, добрым и положительным.
ВАЖНО: обратите внимание детей на доброжелательное выражение лица в беседе с другим человеком. Ваши глаза должны улыбаться!
5. Итог занятия (2 минуты).
Учитель:
- Что вы узнали на занятии?
- Что нового выяснили для себя?
ВАЖНО: В заключительном слове учитель говорит о том, как прекрасно быть самим собой, исполняя свои роли со всей трепетностью и любовью.
6. Дополнительная идея:
Предложите ученикам познакомиться с дополнительной информацией на web-ресурсе программы «Успех» о том, как уметь сотрудничать в команде, как правильно рассчитывать свое время, как интересно вести беседу.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
13
Каждый ребенок — одаренный!
Литература
1. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.- № 2.
2. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Программа внеурочной деятельности «Успех», направленная на развитие у учащихся начальных классов метапредметных результатов // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.
3. Прохорова С.Ю., Трубина З.Д., Еремеева О.А. Начальная школа полного дня: перспектива развития. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 1.
4. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повыше-
ния квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.
5. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.
6. Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании-2011.- № 2.
7. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 4.
Клепиков Валерий Николаевич
заместитель директора по инновационной работе
МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]
J ^
НЕЯВНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Л___________________________________________Г
Аннотация. Автор предлагает свою классификацию одаренных учащихся и дает практические советы по работе с ними.
Ключевые слова: одаренные дети, математика, ученики-прагматики ученики-романтики ученики-реалисты
«Мы только с голоса поймём, Что там царапалось, боролось, И чёрствый грифель поведём Туда, куда укажет голос» (О. Мандельштам)
Когда мы задаёмся вопросом, все ли дети одарённые, то всё зависит от того, что понимать под одаренностью и какова специфика того материала, на котором эта одарённость проявляется. Проблеме одаренности посвящено много печатных работ, в которых рассматривается содержание понятия, технология работы с одаренными, подготовка учителя к ра-
боте с такими детьми [1, 2, 3, 4, 5] и многие другие аспекты этой проблемы.
В течение нескольких лет мы побывали на трёх конференциях, посвящённых одарённым детям. Однако на них говорилось по сути одно и то же. Более того, в докладах выступавших не чувствовалась специфика их предмета и того материала, на котором эта одарённость проявляется.
Наш взгляд, каждый предмет имеет свои особенности, свои уникальные механизмы по развитию внутреннего мира школьника. А нас,учителей математики, смеем надеяться, в первую очередь волнуют не результаты ЕГЭ, а духовно-интеллектуальное развитие юного человека.
14
Эксперимент и инновации в школе 2012/3