УДК 378 ББК 74.00
Наумов Д.В., Наумов В.П.
РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ
ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Naumov D. V., Naumov V.P.
DESIGNING A WEBSITE IS AN EFFECTIVE MEANS OF DISTANCE LEARNING
STUDENTS OF ART DESIGN
Ключевые слова: веб-сайт, виртуальная среда, дистанционное обучение, проектно-конструкторские умения, учебный модуль.
Keywords: website, distance learning, virtual environment, design skills, educational module.
Аннотация: в статье раскрываются особенности разработки веб-сайта в процессе формирования проектно-конструкторских умений. Разработана виртуальная среда на примере обучающего сайта «Курсы дистанционного обучения художественному проектированию», где отражен процесс взаимодействия дистанционного обучения с учебным проектированием.
Abstract: the article describes the features of website development in the process of design and engineering skills. Developed a virtual environment on the example of the training site «Distance Learning Courses artistic design», which reflects the interaction of distance learning with the learning design.
Современный уровень развития компьютерной техники позволяет создавать новые технологии в различных сферах научной и практической деятельности. Одной из таких сфер стало образование -процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Образование является мощной коммуникационно-информационной сферой, в которой используется опыт различных информационных систем. Это позволило образованию использовать возможности современной компьютерной техники создавая образовательные ресурсы и нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением (информационно-обучающие).
Такие обучающие системы помогают студентам осваивать новый материал, а преподавателям производить контроль знаний обучаемых, а также подготовить, иллюстративно, наглядно и визуально-композиционно представить учебный материал.
Работа преподавателя в университете
требует применения компьютерных технологий обучения, обучающие и контролирующие программы, использование ресурсов всемирной компьютерной сети и многое другое. Подобные ресурсы являются одним из наиболее оптимальных и эффективных средств обучения в современном образовании.
В существующей системе высшего профессионального образования ощущается дефицит информационных технологий и инновационных методик влияющих на эффективность подготовки специалистов технологов к проектной деятельности.
В мировой практике
профессиональное обучение через интернет осуществляется посредством
дистанционной формы. Такой
дистанционной формой является обучение с помощью веб-сайта.
Создание сайта в Интернете обеспечивает новые возможности по расширению, информационной поддержке, как в образовании, так и рекламном бизнесе.
Профессионально созданный сайт
обеспечивает легкость его нахождения по запросам в поисковых системах, поскольку целевую аудиторию составляют студенты, которые ищут конкретную информацию в Интернете.
Веб-сайт сегодня является не только информационным средством или визиткой, а полноценным маркетинговым
инструментом, информационным
обучающим ресурсом наряду с электронными учебниками и текстовыми материалами.
Процесс создания и разработки сайтов включает в себя:
1. Утверждение первичного технического задания на разработку сайта.
2. Определение структурной схемы сайта - расположение разделов, контента и навигации.
3. Веб-дизайн - создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации.
4. Разработку программного кода, модулей, базы данных и других элементов веб-сайта, необходимых в проекте.
5. Тестирование и размещение сайта в сети Интернет.
Создание сайтов - это не простой процесс, каким он может показаться. Чтобы создать эффективный сайт, который будет привлекать внимание пользователей в сети, необходимо постоянно совершенствовать свои знания в области новых современных технологий создания сайтов.
Создание сайтов - творческий процесс, а для реализации инновационных идей необходимо владеть современной технологической базой, совершенствовать свои умения и получать новые знания в области веб-технологий с использованием дистанционных форм обучения.
На современном этапе развития высшего образования проблема применения дистанционных технологии в процессе подготовки квалифицированных
специалистов в российских вузах приобретает особую актуальность. Ее решение будет способствовать повышению профессионального качества знаний и умений студентов.
Программные средства, применяемые в современных дистанционных
образовательных технологиях, обладают, как правило, широкими функциональными возможностями, имеют развитый
пользовательский интерфейс и могут использоваться самостоятельно в виде компьютерных информационных
технологий. Дистанционные
образовательные технологии решают проблемы обучения профессиональному общению и обогащают учебный процесс за счет индивидуального подхода, обладают определенными преимуществами, которые выражаются:
- в организации познавательной деятельности;
- в моделировании ситуаций профессионального общения с помощью средств мультимедиа, форумов, чатов, вебинаров;
- в применении полученных знаний в новых ситуациях;
- в автоматизированном контроле результатов обучения;
- в способности осуществления обратной связи;
- в развитии творческого мышления.
Как показывают проведенные
исследования, с их помощью можно значительно улучшить как качество управления образовательным процессом, так и повысить его педагогическую эффективность.
Дистанционную форму обучения называют образовательной системой XXI века, предполагающей самостоятельное изучение учебного материала с использованием современных веб-сайтов, включая индивидуализацию обучения под руководством преподавателя с
использованием электронных учебно-методических материалов, способствующих самообучению и самоконтролю знаний.
Дистанционное образование
становится единственной реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование непрерывно и по индивидуальной траектории в соответствии с высокими принципами открытого образования и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и
получение информации1.
В Законе об образовании (ст. 32) под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»2.
Согласно историко-теоретическим
данным, первая обучающая система носила название Plato. Она была разработана в США в конце 50-х годов на основе мощной ЭВМ фирмы «Control Data Corporation». Эта система развивалась в течение 20 лет. По-настоящему массовым создание и использование обучающих программ стало с начала 80-х годов, когда появились и получили широкое распространение персональные компьютеры. С тех пор образовательные применения ЭВМ выдвинулись в число их основных применений наряду с обработкой текстов и графики, оттеснив на второй план математические расчеты.
Сегодня внедрение компьютерного обучения в систему высшего образования позволило начать массовую разработку обучающих программ. Как правило, программы создаются преподавателями конкретных дисциплин, используя научно-теоретические знания и практический опыт.
В настоящее время в России вопросами дистанционного обучения занимаются А.А. Андреев, В.П. Демкин, А.Д. Иванников, И.М. Ибрагимов, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, В.И. Солдаткин и др. Существует множество различных определений понятия дистанционного обучения.
Так, в большинстве источников дистанционное обучение определяется как
1 Агапонов, С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман, И.С. Никифоров, Е.С. Ченосова, А.В. Юрков / под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ -Петербург, 2003. - С. 17.
2 Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/90034.
совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и
преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
И.М. Ибрагимов под дистанционным обучением понимает способ реализации учебного процесса, основанный на использовании современных
информационных и коммуникационных технологий, а также специальных дидактических принципов, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимся3.
В педагогическом словаре терминов и определений в области информатизации образования дистанционное обучение понимается как одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств .
Для нашего исследования нам ближе определение, данное С.Р. Агапоновым и Ж.А. Караевым, которые определяют дистанционное обучение как новый вид обучения, характеризующийся
полифункциональностью образовательных услуг, специфичностью методов обучения, высокой степенью активизации субъектов образовательного процесса5.
Е.С. Полат рассматривает
дистанционное обучение как новую специфичную форму, предполагающую
Ибрагимов, И.М. Информационные технологии
и средства дистанционного обучения: учеб. пособие
для вузов. - М.: Академия, 2005.
4 Нургалиева, Г.К., Есжанов, А.Е. Педагогический словарь терминов и определений в области информатизации образования. - Алматы: НЦИ. - С. 13.
5 Агапонов, С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман, И.С Никифоров, Е.С. Ченосова, А.В Юрков / под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
использование своеобразных средств, методов, способов обучения1.
А. Бершадский, И. Краевский, исследуя проблемы развития дистанционного обучения в России, характеризуют его как метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционной формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получения систематического образования2.
Дистанционное обучение в вузе средствами веб-сайта определяется как один из методов дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение студента в рамках учебной дисциплины по индивидуальным адаптированным
программам.
Дистанционное обучение также можно считать новой формой организации образовательного процесса, базирующегося на принципе самостоятельного обучения студентов с помощью веб-сайтов.
Также вышеназванные авторы рассматривают его как форму организации процесса обучения и взаимодействия на расстоянии преподавателя и обучающегося с помощью компьютерных технологий как в рамках традиционных, так и нетрадиционных форм.
Однако в своем исследовании дистанционное обучение мы рассматриваем не в общем виде, а как основной способ формирования проектно-конструкторских умений студентов в курсе художественного проектирования. Рассматривая особенности дистанционного обучения в проектной деятельности мы опираемся на процедуру проектирования и планирования проекта предложенных С.В. Агапоновым. Для формирования проектных умений он предлагает следующую последовательность выполнения проектов в дистанционном обучении:
- разработка концепции (сбор
1 Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
2 Бершадский, А., Краевский, И. Дистанционное обучение - форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998. - №4. - С. 35.
информации, предварительный анализ всех идей, проработка отобранных предложений, подготовка проекта для дальнейшей реализации);
- формирование идей проекта (предварительный анализ идей, выдвижение главной идеи, появление четкого понимания характеристик проекта, анализ осуществимости проекта);
- создание исходных материалов проектирования (будет ли проект создан, какими силами, какие затраты потребуются для его создания и когда проект будет завершен)3.
Поэтому так важно использование дистанционного обучения в процессе проектирования в вузах, позволяющее готовить студентов к реальной профессиональной деятельности.
Мы придерживаемся позиции Ю.Л. Хотунцева который отмечает что включение методов проектов в учебный процесс дает возможность преподавателю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять обучение, но и такие, например, достижения в области познания, как эвристические приемы и методы активизации творческого мышления, используя дистанционную форму обучения4.
При этом, как отмечает Е.С. Полат, активизируется познавательная деятельность через многозначность ответов,
необходимость принятия последовательных решений и наблюдение результата средствами телекоммуникаций в сети интернет повышают интерес студентов к проектированию»5.
Немаловажен тот факт, что мы
3 Агапонов. С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. .Джалиашвили, Д.Л. Кречман, И.С. Никифоров, Е.С. Ченосова, А.В. Юрков / под ред. З.О. Джалиашвили. -СПб.: БХВ -Петербург, 2003. - С. 147.
4 Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - С. 95.
5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - С. 17.
рассматриваем дистанционное обучение как средство формирования проектно-кон-структорских умений, так как студент, овладевший этими умениями, способен применять свои знания в разных сферах проектной деятельности.
Так, проектно-конструкторские
умения можно рассматривать как личностные, интегративные, формируемые характеристики способности и готовности специалиста к проектированию.
Мы определяем проектно-конст-рукторские умения будущих учителей технологии в системе дистанционного обучения как совокупность формируемых компетенций проектной деятельности будущего специалиста на основе учебных модулей средствами компьютерных синхронных и асинхронных программ, передачи учебной информации через интернет.
Так, дистанционное обучение студентов рассматривается нами как стандартная последовательность работы:
Этап 1. Получение материалов.
Этап 2. Ознакомление с учебным модулем.
Этап 3. Выполнение практических работ.
Этап 4. Выполнение контрольных заданий.
Этап 5. Отправка заданий преподавателю.
Этап 6. При возникновении проблем, вынесение ее на форум или на электронную почту.
Нами принимается и позиция центра дистанционного образования «Эйдос»1, который предлагает другую
последовательность действий:
Этап 1. Получение материалов.
Этап 2. Ознакомление с темой и целью.
Этап 3. Прочтение учебного модуля.
Этап 4. Выполнение задания по созданию собственного образовательного продукта.
Этап 5. Вынесение вопросов на форум.
1 Полат, Е. С., Хуторской, А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm.
Этап 6. Рефлексия занятия.
Этап 7. Отправка работы.
Отличительная последовательность наблюдается в содержании этапа прочтения модуля наряду с получением информационного материала, студенты включаются в процесс такой учебной деятельности, в которой целевой информационный материал сочетается с частными дидактическими целями, обеспечивающие реализацию обратной связи при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
На последующем этапе дистанционного обучения выполняются задания по созданию собственного образовательного продукта выполнению контрольных заданий. Это объясняется тем, что первое и основное требование профильного дистанционного обучения - продуктивность, и это значит, что обучающийся должен создавать образовательную продукцию с
последующим тестированием, которая относится к изучаемой теме.
Необходимым условием эффективности формирования проектно-конструкторских умений, является владение будущим учителем технологии современными компьютерными методами проектирования
конкурентоспособных изделий на
современном рынке2.
В своем исследовании мы также рассматриваем систему подготовки современного творческого специалиста, вооруженного проектно-конструкторскими знаниями и умениями в процессе дистанционного обучения. Такой вид обучения позволит решить ряд перечисленных проблем, связанных с формированием проектно-конструкторских умений, т.к. создает единую образовательную среду и повышает качество обучения за счет применения современных компьютерных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
Дистанционное обучение в формировании проектно-конструкторских
2 Наумов, В.П. Основы творческо-конструкторской деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / В.П. Наумов. - 2-е изд., испр. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - С. 57.
умений строится на использовании: среды передачи информации (информационные и телекоммуникационные сети) и среды обмена информацией (формы и методы).
В нашем исследовании связывая процесс дистанционного обучения с учебным проектированием как
деятельностью, поэтапно рассмотрены их компоненты во взаимосвязи.
1. Первый этап проектирования включает привлечение необходимых знаний об объекте проектирования и условиях его функционирования, содержит проблематизацию условий задания, выдвижение главной цели, определяет направление анализа и выбора средств проектного моделирования при переходе к собственно проектированию.
В процессе дистанционного обучения эта процедура обеспечивается постановкой собственных целей, составлением плана своей образовательной траектории, проработкой учебного модуля.
2. Второй этап состоит в организации взаимодействия студента, педагога и проектной модели в процессе выполнения учебного задания.
Задание в дистанционном обучении призвано обеспечить максимальную творческую самореализацию студентов. Задание, являясь основой успеха в обучении, должно находиться в единстве текстового и графического исполнения.
Структура задания может иметь мотивационную часть, технологическую часть, в которой студентами предлагаются основные элементы и особенности его предстоящей деятельности и образ ожидаемого продукта. По типологии задания могут быть когнитивного типа, креативного типа, инновационного типа.
3. Третий этап состоит в вычленении в объекте различных подсистем, необходимых и достаточных связей, факторов, определяющих его структурную и пространственную организацию.
Такого рода подсистемы содержит в себе задание креативного типа, элементами которого являются: идея, озарение, композиция, конструкция, трансформация, презентация.
4. Заключительный этап завершает цикл
проектных процедур, а ее результат содержит посылки для нового цикла разработки проектной модели.
Дистанционное обучение, основанное на учебных модулях, позволяет студентам работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках модуля несколько раз. Неоднократное возвращение к содержанию происходит «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности.
Именно модульное обучение предусматривает возможность выбора уровня и направления освоения учебной программы. При этом смещаются аспекты в деятельности педагога с информационной и контрольно-оценочной к информационно-ориентирующей и консультативно-координирующей1. Это дает возможность каждому студенту посредством работы с учебным материалом развивать свои способности, а также разрабатывать каждую следующую проектную модель на качественно новом уровне.
Таким образом, процесс
дистанционного обучения, взаимодействуя с учебным проектированием, реализуется в следующей логической последовательности (таблица 1).
Используя учебные модули в дистанционном обучении, мы предлагаем разработанную нами виртуальную обучающую среду на примере обучающего веб-сайта «Курсы дистанционного обучения художественному проектированию»
(naumovproekt-mgn.ru), который представляет собой совокупность технологических и программных средств, обеспечивающих проведение учебного процесса вне зависимости от местоположения участников процесса.
К числу основных элементов виртуальной обучающей среды относятся:
- форум;
- учебный образовательный иллюстративный и видео материалы;
- средства синхронных коммуникаций;
- средства асинхронных коммуникаций
Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стереотип. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 63.
Учебные материалы, которые используются на сайте, представляют собой иллюстрации проектов в виде наглядных примеров используемых для творческой мотивации студентов. Это ссылки на дополнительные источники, видео презентации работ, видео уроки по выполнению конкретных заданий. Таким образом, одна часть перечисленного познавательного и обучающего материала располагается наглядно на сайте, а другая часть рассылается каждому
зарегистрированному участнику курса.
Кроме того, в процессе дистанционного обучения активно используются ресурсы, Таблица 1 - Последовательность процес
создаваемые как самим преподавателем, так и ресурсы, размещенные в открытых интернет источниках, таких как YouTube, RuTube и Yandex видео.
В нашем исследовании также используются средства синхронных коммуникаций, проходящих в режиме реального времени, таких как Skype. Данный вид коммуникации требует от студентов определенных умений работы с ИКТ технологиями. Для проведения on-line обучающих презентаций, тем самым для активного обучения, студенты должны уметь пользоваться перечисленными коммуникациями. дистанционного обучения
Первый процесс Второй процесс Третий процесс
Получение материалов Получение материалов Получение материалов
Ознакомление с учебным модулем Ознакомление с темой и целью Формулирование собственных целей занятия на основании предложенной темы и цели
Выполнение практических работ Прочтение учебного модуля Прочтение задания, составление плана собственной образовательной траектории внутри занятия (например: глубина погружения в определённые разделы темы, степень желательности дополнительной литературы и т.д.)
Выполнение контрольных заданий Выполнение задания по созданию собственного проекта Прочтение учебного модуля
Отправка заданий преподавателю Вынесение вопросов на форум Выполнение задания по созданию собственного образовательного продукта по теме
При возникновении проблем, вынесение ее на форум или на электронную почту Отправка работы Вопросы другим участникам курса и ведущему дискуссии по теме занятия
Корректировка задания
Отправка работы
Как результат нашей работы можно привести конкретный пример
формирования проектно-конструкторских умений будущих учителей технологии средствами дистанционного обучения с
помощью обучающего сайта naumovproekt-mgn.ru. Каждому зарегистрированному студенту на личный аккаунт высылается ссылка, содержащая вводный лекционный материал в электронном виде (в котором
помимо текстового файла присутствуют изображения, ссылки на аудио и видео материал), на усвоение которого отводится два или три дня. После прочитанного и усвоенного материала в режиме on-line с помощью синхронной программы на примере Skype, или на форуме сайта, где была предварительно создана тема для обсуждения, там же задаются вопросы и подводятся итоги усвоенного
теоретического материала.
После подведения итогов студенты получают следующее задание уже практической направленности, которое будет выполняться с применением программ CorelDrawX3 или CorelDrawX4. В практическом задании, помимо текстовых файлов с изображениями, присутствуют и видео файлы, также варианты работ с ссылками на данные файлы. Помимо всех занятий и заданий на обучающем сайте в отведенное время проводятся мастер-классы по программе CorelDraw.
В настоящее время зарегистрировано
более 40 слушателей, обучающихся по курсу «художественное проектирование в виртуальной среде».
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
- дистанционное обучение предполагает самостоятельное изучение студентам материала по художественному проектированию с использованием современных компьютерных технологий и электронных систем, предполагающее их самообразование;
- современное дистанционное обучение мы рассматриваем как новую форму организации обучения студентов с помощью компьютерных программ способствующих формированию проектно-конструкторских умений;
- разработанные нами модули в системе дистанционного обучения способствуют развитию творческой направленности студентов на качественно новом уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапонов, С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В.Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман, И.С. Никифоров, Е.С. Ченосова, А.В. Юрков / под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.
2. Бершадский, А., Краевский, И. Дистанционное обучение - форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998. - №4. - С.34 - 36.
3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
5. Наумов, В.П. Основы творческо-конструкторской деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030600 «Технология и предпринимательство»/ В.П. Наумов. - 2-е изд., испр. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 225 с.
6. Нургалиева, Г.К., Есжанов, А.Е. Педагогический словарь терминов и определений в области информатизации образования. - Алматы, НЦИ - 52 с.
7. Полат, Е. С., Хуторской, А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm.
8. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon-prost.ru/content/base/90034.
9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стереотип - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
10. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2012. - 199 с.