_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 354
Серова Елена Дмитриевна студентка ФГБОУ ВО «БГИТУ», направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», 4 курс,
Россия, г. Брянск, [email protected]
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО РОСТУ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА
СЕЛЬЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Аннотация
Актуальность темы вызвана необходимостью каждого муниципального образования формировать и исполнять свой бюджет с наибольшей эффективностью. Т. к. большинство муниципальных бюджетов нашей страны являются дефицитными, именно поэтому необходимо проводить рациональную налоговую политику, которая поможет разумно организовать своевременное пополнение бюджета муниципального образования.
Ключевые слова
Бюджет, местный бюджет, Сельцовский городской округ.
Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и МСУ.
Выделяют следующие уровни бюджетной системы РФ:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и местной администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, а также кредитов, займов, трансфертов [1].
Рассмотрим социально-экономическое развитие города Сельцо.
Город Сельцо - город областного подчинения, административно-территориальная единица Брянской области. Территория города Сельцо составляет 33 тыс. м2, с плотностью населения 512,8 человек на 1 км2 [3].
На начало 2015 года численность населения в городе составила 16 924 человек. Показатели рождаемости колеблется в интервале 9,7-10,7 промилле, а уровень смертности не снижался ниже 16,1 промилле (рисунок 1).
■ Уровень рождаемости ■ Уровень смертности ■ Уровень естественного прироста
Рисунок 1 - Демографические изменения в г. Сельцо на 2010-2014 гг., в промилле в расчете на 1000 человек
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Качество жизни населения с каждым годом ухудшается. Сокращение доли трудоспособного населения, невысокий уровень рождаемости свидетельствует о процессе демографического старения населения и увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, что ведет к дефициту трудовых ресурсов. Демографический спад может превратиться из проблемы социальной в проблему экономическую.
Среднемесячная номинальная заработная плата работающих в г. Сельцо (рисунок 2) ниже, чем в среднем по Брянской области.
В 2014 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 17177,1 рублей, за год она выросла на 11,7 %.
25000.0 20000.0 15000.0 10000.0 5000.0 0.0
20897.0
23166.4
17951.7
12949.0
15002.1
1 10640.9
261.0
12444.2
г. Сельцо Брянская область
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год Рисунок 2 - Динамика роста заработной платы в г. Сельцо и Брянской области (рублей)
Сегодняшние проблемы состояния экономической базы г. Сельцо связаны с историей возникновения и особенностями развития. Город Сельцо строился вокруг крупного промышленного объекта - ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР», который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и социальной сферы (таблица 1) [3].
Таблица 1
Экономические показатели развития города Сельцо за 2010-2014 гг.
Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Оборот предприятий и организаций всего, млн. рублей 863,0 1091,9 1120,9 1230,4 1558,5
Темпы роста к предыдущему году в действующих ценах, % 121,4 126,5 102,7 109,8 122,8
Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий, млн. рублей 88,0 45,1 44,8 83,3 62,8
Сельцовский городской округ имеет собственный бюджет. Состояние бюджета Сельцовского городского округа на 2013-2015 гг. представлено в таблице 2.
Бюджет Сельцовского городского округа является дефицитным. Дефицит бюджета регулируется за счет внутренних источников:
1) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
2) поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальных образований.
Таблица 2
Состояние бюджета Сельцовского городского округа, рублей
Показатели бюджета СГО 2013 год 2014 год 2015 год
Доходы 165 746 486,34 187 450 951,00 200 022 805,00
Расходы 165 441 486,34 189 710 801,00 202 180 936,00
Профицит/дефицит + 305 000,00 - 2 259 850,00 - 2 158 131,00
% дефицита от общего объема доходов + 0,18 - 1,21 - 1,08
Состав доходов бюджета Сельцовского городского округа на 2013-2015 гг. представлен в таблице 3.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 3
Состав доходов бюджета Сельцовского городского округа на 2013-2015 гг.
Наименование доходов бюджета Сельцовского городского округа 2013 г 2014 г 2015 г Темп прироста 2014/20 13 гг., % Темп прироста 2015/20 14 гг., % Абсолют-ное отклоне-ние (+,-) 2014/2013 гг., руб. Абсолют-ное отклоне-ние (+,-) 2015/2014 гг., руб.
Безвоз-мездные поступления 87932173 115729426 125565782 31,61 8,50 27797253 9836356
Налоговые и неналоговые доходы 77814313 71721525 74457023 -7,83 3,81 -6092788 2735498
Итого: 165746486 187450951 200022805 13,09 6,71 21704465 12571854
Из данной таблицы видно, что с каждым годом происходит постоянное увеличение доходов бюджета Сельцовского городского округа. Это связано, прежде всего, с увеличением безвозмездных поступлений в местный бюджет, что делает бюджет Сельцовского городского округа зависимым от бюджетов других уровней, т.к. налоговых и неналоговых доходов не достаточно для покрытия затрат, направленных на социально-экономическое развитие города. Основную долю налоговых и неналоговых доходов составляют: налог на прибыль; налог на имущество; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Сельцовский городской округ не располагает реальными возможностями для формирования доходной базы за счет собственных средств, способной обеспечить выполнение возложенных на муниципальное образование полномочий в полном объеме. Доходная часть бюджета города формируется в значительной мере за счет субвенций и дотаций от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (таблица 4) [2].
Таблица 4
Показатели зависимости бюджета Сельцовского городского округа от источников доходов, в %.
2013 год 2014 год 2015 год
Доля налоговых и неналоговых доходов в структуре всего доходов бюджета 46,95 38,26 37,22
Доля налоговых доходов в структуре всего дохода бюджета 39,50 30,50 30,18
Доля налоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета 75,97 79,71 81,07
Доля неналоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета 23,46 20,29 18,93
Доля безвозмездных поступлений в структуре всего доходов бюджета 53,05 61,74 62,78
При проведении анализа, были выявлены следующие проблемы доходной части бюджета Сельцовского городского округа:
- снижение поступлений от налога на прибыль организаций, сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц;
- снижение платежа при пользовании природными ресурсами, снижение от поступлений штрафов, санкций и возмещении ущерба;
- высокая зависимость от бюджетов других уровней.
Необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) Администрации Сельцовского городского округа для привлечения дополнительного источника финансирования бюджета предлагается осуществить выпуск муниципального внутреннего облигационного займа в форме документарных ценных бумаг.
2) Для поддержания экономического развития градообразующего предприятия ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» необходимо: выделить денежные субсидии, льготные денежные кредиты; предоставить налоговые кредиты для пополнения оборотных средств; произвести реструктуризацию задолженности по налогам и сборам; предоставить льготы по местным налогам и сборам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
3) На основе полученных денежных средств от выпуска Облигации предлагается провести диверсификацию одного из цехов «Брянского химического завода имени 50-летия СССР», с целью изготовления мебели для учебных учреждений и изготовления пеллет, а также создания производства строительных материалов, а именно, пенобетонных блоков.
4) Для эффективного управления территорией Сельцовского городского округа необходимо внедрить в деятельность администрации сбалансированную систему показателей.
Данные мероприятия будут способствовать увеличению доходов в бюджет Сельцовского городского округа, что позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в городе Сельцо. Список использованной литературы:
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. М. Омега-Л, 2015. 271 с.
2. О бюджете Сельцовского городского округа на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов: Решение Совета народных депутатов города Сельцо от 12.12.2012г. №5 [Электронный ресурс] - Электронные данные - Режим доступа http://old.admsel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=77&Itemid
3. Администрация г. Сельцо Брянской области. 2016. URL: http://www.admsel.ru/
© Серова Е.Д., 2016.
УДК 334.7
Силкин Артем Юрьевич
студент ФЭУ, кафедра «Мировая экономика и экономическая теория», ВолгГТУ
г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты развития глобализации экономики. Рассмотрено влияние глобализации на функционирование ТНК и обозначены основные особенности глобализации производства.
Ключевые слова
Глобализация, транснационализация, транснациональные корпорации, конкуренция,
конкурентоспособность
Современный этап развития мировой экономики характеризуется процессами транснационализации и глобализации, созданием многопрофильных корпораций, транснациональных банков, интеграционных союзов, объединяющих национальные экономики, нивелируя барьеры между странами.
Глобализация экономики - это высшая форма международной экономической интеграции, выражающаяся в деятельности международных экономических объединений, в формировании ТНК и международных институтов. [1]
Процесс глобализации впервые был обосновано в статье «Harvard Business Review» Т. Левиттом, как совершенно новый качественный процесс слияния рынков отдельных продуктов, которые производят транснациональные корпорации (ТНК), что ранее было невозможно в виду слабой развитости информационных возможностей корпораций. [4]
Глобализация - это многогранное явление, источник повышения эффективности, значительного улучшения условий для потребителей. Товары, и все факторы производства - труд, земля, капитал, технологии и информация, сейчас доступны в большей степени, чем раньше. Однако в глобальной экономике формируются предпосылки для дестабилизации мировой конъюнктуры и международных