16 PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#2126)),2(0]9
УДК 372.881.1
Грецкая Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики
Санкт-Петербургский государственный университет
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Gretskaya Tatiana Vladimirovna,
Ph.D., Associate Professor, Department of foreign languages and linguodidactics
Saint-Petersburg State University
THE DEVELOPING OF EDUCATIONAL MATERIALS FOR HOME READING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT PHILOLOGY DEPARTMENT
Аннотация
В статье описаны возможности домашнего чтения на иностранном языке для развития у обучаемых лексических и грамматических навыков на иностранном языке, а также умений говорения, в статье приведены примеры заданий, способствующих развитию указанных навыков и умений.
Abstract
The article is devoted to the issues of teaching reading and developing of grammar and lexical skills when teaching a_ foreign language at Philology Department. It gives some examples of pre-reading activities, in-reading activities and post-reading activities.
Ключевые слова: обучение чтению, художественный текст, домашнее чтение, лексические навыки, грамматические навыки, учебно-методические материалы.
Keywords: teaching reading, literary text, home reading, grammar skills, lexical skills, speaking ability, educational materials.
Домашнее чтение является важной частью обучения иностранному языку студентов-филологов. Для того чтобы домашнее чтение доставляло удовольствие и вызывало интерес у обучающихся, оно должно быть посильным. На филологическом факультете, как правило, используются для домашнего чтения художественные произведения, однако при выборе произведения преподаватель должен учитывать тот факт, что оно должно соответствовать уровню владения иностранным языком студентов, а также содержать преимущественно знакомый учащимся лексико-грамматический материал.
Главное назначение домашнего чтения - это получение информации из текстов. Так, Фоломкина указывает, что чтение как речевая деятельность всегда целенаправленно, его целью является извлечение информации, содержащейся в записанном речевом произведении - тексте Г2, с.7]. Домашнее чтение может быть охарактеризовано как беспереводное, коммуникативное чтение. Эта, как указывает Н. И. Наказнюк, учебная деятельность, наиболее близка к «чтению для удовольствия», которое являет собой высший этап умения читать на иностранном языке Г1, с. 139]. Домашнее чтение - это чтение экстенсивное, которое предполагает умение самостоятельно читать большой объем текста с высокой скоростью, сосредотачиваясь при этом на содержательной стороне прочитанного.
Вместе с тем, домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса устной речи учащихся. Любое художественное произведение может обогатить как активный, так и пассивный словарь студентов. Следует отметить, что домашнее чтение также можно использовать для совершенствования иноязычных грамматических навыков обучаемых. Чтение лите-
ратуры является также одним из способов знакомства с культурой другого народа, поскольку художественное произведение - это источник объективной информации о мире, в котором отражаются элементы реальности.
В связи с этим встает вопрос о критериях отбора текстов для домашнего чтения. Традиционно в методической литературе рекомендуется придерживаться таких критериев, как актуальность материала, тематическая близость предмета изложения жизненному опыту и интересам обучаемых, наличие различных точек зрения, дающих повод для дискуссий и др. [1, с. 142].
Традиционная методика обычно выделяет 3 этапа работы над любым текстом: дотекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап. Предлагается следующая последовательность работы над текстом: предречевые упражнения (дотекстовый этап); контроль понимания содержания (текстовый этап); контроль понимания важных деталей текста (анализ и оценка, послетекстовый этап).
Таким образом, выбрав художественное произведение, преподаватель должен разработать ряд заданий, чтобы сделать домашнее чтение наиболее продуктивным для обучаемых в плане развития у них лексических и грамматических навыков, а также умений говорения.
Мы предлагаем следующие задания для данных этапов, которые целесообразно выполнять после каждой главы (или отрывка) произведения.
1) Предтекстовый этап.
На этом этапе мы предлагаем дать студентам список незнакомых слов (15-30 лексических единиц), с которыми они встретятся в отрывке для чтения, и которые нужно выучить. Во-первых, наличие списка незнакомых слов сделает процесс чтения более быстрым, т.к. обучающиеся могут не тратить
«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#2î2â),2@19 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS
17
время на поиск слов в словаре, а, во-вторых, у них еще до чтения текста будет установка на то, что именно эти слова необходимо запомнить.
Задание 1. Найти синонимы / антонимы в предлагаемой группе слов. Важно, чтобы в группе слов были новые лексические единицы, а также уже знакомые учащимся слова.
Задание 2. Составьте предложения с указанными словами.
2) Текстовый этап.
Задание 1. Прочитать фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя.
Задание 2. Найти предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение.
Задание 3. Составить вопросы к тексту, ответы на которые могут послужить планом для пересказа прочитанного.
Задание 4. Ответить на вопросы к прочитанному тексту.
3) Послетекстовый этап.
Примеры заданий для развития лексических и грамматических навыков:
Задание 1. Перевести предложения, в которые включены лексические единицы из списка незнакомых слов. Мы предлагаем также тренировать при этом уже знакомые учащимся грамматические структуры.
Задание 2. Вставить в предложение пропущенные лексические единицы (из списка незнакомых слов).
Задание 3. Перевести ряд предложений на одно грамматическое явление, используя лексические единицы из списка незнакомых слов.
Задание 4. Вставить в предложения предлоги, связанные с управлением глаголов.
Примеры заданий на развитие умений говорения:
Задание 1. Пересказать текст от лица одного из персонажей.
Задание 2. Охарактеризовать одного из героев произведения.
Задание 3. Представить, что один из учащихся - какой-либо персонаж произведения, задать ему вопросы.
Задание 4. Объяснить поведение одного из героев, высказать свою точку зрения.
Задание 5. Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. Составить небольшие ситуации, используя данные пословицы.
Задание 6. Инсценировать ситуации из текста.
Задание 7. Составить небольшие диалоги, используя выражения или пословицы из прочитанного текста.
Таким образом, при разработке учебно-методических материалов по домашнему чтению необходимо предложить учащимся как тренировочные упражнения, так и задания творческого характера, побуждающие к беседе, сообщению и высказыванию собственного мнения.
Список литературы
1. Наказнюк Н.И. Принципы отбора текстов для занятий по домашнему чтению для студентов лингвистических специальностей // Вопросы методики преподавания в ВУЗе. Выпуск 10: Сборник статей. - СПб.: Нестор, 2007. - С. 138-143.
2. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.: Высшая школа, 2005.
UDC 376.2:378
Dzhabrailova V.S.
Federal State Budget Educational Institution of Inclusive Higher Education «Moscow State University of Humanities and Economics », Russia, Moscow
PRINCIPLES OF INCLUSION IMPLEMENTATION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL TRAINING OF STUDENTS WITH DISABILITIES MAJORING IN TRANSLATION AND TRANSLATION
STUDIES
Abstract. Inclusive education demands a real change at both policy and practice levels regarding education. Learners are placed at the centre of a system that needs to be able to recognize, accept and respond to learner diversity. Inclusive education aims to respond to the principles of efficiency, equality and equity, where diversity is perceived as an asset. Learners also need to be prepared to engage in society, to access meaningful citizenship and to acknowledge the values of human rights, freedom, tolerance and non-discrimination. To implement the above mentioned there must be principles enabling the inclusion. The main aim of the article is to study the most important principles of inclusive education.
Keywords: inclusion, disability, principles of inclusion, teaching techniques, students with SEN, flashcards, algorithm,
Although there is currently no internationally agreed definition regarding inclusive education, the concept of 'inclusion' has been debated for many years. The idea of inclusion implies that it is not the student who should prepare for inclusion in the education system, but the system itself should be ready to include any student [2, p.6]. The concept itself was originally related to disability. This was the case in the 1990s, when talking about combating the discrimination or segregation that learners with special educational needs (SEN)
due to disability faced in gaining full access to and participation in mainstream educational provision. Inclusive education is the process of developing general education, which implies access to education for all, in terms of adapting to the various needs of all students, which provides access to education for students with special educational needs [1, p.375].
The ultimate goal of professional training is to master the competencies prescribed in the curriculum and steering documents. Thus, the main task of a