Научная статья на тему 'Разработка теплозащитных покрытий для рабочих и сопловых лопаток турбины из жаропрочных и интерметаллидных сплавов'

Разработка теплозащитных покрытий для рабочих и сопловых лопаток турбины из жаропрочных и интерметаллидных сплавов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
624
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВИАМ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ЖАРОСТОЙКИЕ ПОКРЫТИЯ / РАБОЧИЕ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ / СОПЛОВЫЕ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ / ЖАРОПРОЧНЫЕ СПЛАВЫ / ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫЕ СПЛАВЫ / THERMAL BARRIER COATINGS (TBC) / HEAT-RESISTANT COATING / TURBINE ROTOR BLADES / TURBINE NOZZLE BLADES / NI-BASED SUPERALLOYS / NI-BASED INTERMETALLIC ALLOYS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Будиновский С. А., Смирнов А. А., Матвеев П. В., Чубаров Д. А.

Представлено комплексное теплозащитное покрытие (ТЗП) для рабочих лопаток ТВД из жаропрочного никелевого монокристаллического сплава ВЖМ4, работающих при температурах до 1200°С, а также рассмотрено применение высокотемпературных жаростойких покрытий в качестве соединительных слоев (ЖСС) ТЗП для сопловых лопаток ТВД из интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА, работающих при температурах до 1250°С. Приведены результаты высокотемпературных испытаний образцов из сплавов ВЖМ4 и ВКНА-25 с нанесенными ТЗП. Показано, что ТЗП состава [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y]+(Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из сплава ВЖМ4 при температуре 1150°С до 500 ч, а ТЗП состава [Ni-Cr-Al-Hf+A-lNi-Hf]+ +(Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из интерметаллидных сплавов типа ВКНА при температуре 1250°С до 100 ч. Приведены результаты исследования теплопроводности керамического слоя (Zr-Y-Gd)O.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Будиновский С. А., Смирнов А. А., Матвеев П. В., Чубаров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THERMAL BARRIER COATINGS FOR ROTOR AND NOZZLE TURBINE BLADES MADE OF NICKEL-BASE SUPER- AND INTERMETALLIC ALLOYS

The complex thermal barrier coating (TBC) for rotor blades of jet prop engines made of nickel-base superalloy VZHM4 working at temperatures up to 1200°С is represented, and also application of high-temperature heat resistant coatings for intermetallic nickel-base alloys as a bond coatings for turbine nozzle blades working at temperatures up to 1250°С is considered. Results of high-temperature tests of VZhM4 and VKNA-25 alloys with applied TBC are represented. It is shown that [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y]+(Zr-Y-Gd)O TBC protects VZhM4 alloy at temperatures up to 1200°С and [Ni-Cr-Al-Hf+Al-Ni-Hf]+(Zr-Y-Gd)O HPC protects VKNA-25 alloy at temperatures up to 1250°С. Research of thermal conductivity of ceramic (Zr-Y-Gd)O material is made.

Текст научной работы на тему «Разработка теплозащитных покрытий для рабочих и сопловых лопаток турбины из жаропрочных и интерметаллидных сплавов»

УДК 629.7.023.224:629.7.03-226.2

С.А. Будиновский1, А.А. Смирнов1, П.В. Матвеев1, Д.А. Чубарое1

РАЗРАБОТКА ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ РАБОЧИХ И СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ И ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ

Представлено комплексное теплозащитное покрытие (ТЗП) для рабочих лопаток ТВД из жаропрочного никелевого монокристаллического сплава ВЖМ4, работающих при температурах до 1200°С, а также рассмотрено применение высокотемпературных жаростойких покрытий в качестве соединительных слоев (ЖСС) ТЗП для сопловых лопаток ТВД из интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА, работающих при температурах до 1250°С. Приведены результаты высокотемпературных испытаний образцов из сплавов ВЖМ4 и ВКНА-25 с нанесенными ТЗП. Показано, что ТЗП состава [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y] + (Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из сплава ВЖМ4 при температуре 1150°С - до 500 ч, а ТЗП состава /M-Cr-Al-Hf+A-lNi-Hf] + + (Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из интерметаллидных сплавов типа ВКНА при температуре 1250°С - до 100 ч. Приведены результаты исследования теплопроводности керамического слоя (Zr-Y-Gd)O.

Ключевые слова: теплозащитные покрытия, жаростойкие покрытия, рабочие лопатки турбины, сопловые лопатки турбины, жаропрочные сплавы, интерметаллидные сплавы.

The complex thermal barrier coating (TBC) for rotor blades of jet prop engines made of nickel-base superalloy VZHM4 working at temperatures up to 1200°C is represented, and also application of high-temperature heat resistant coatings for intermetallic nickel-base alloys as a bond coatings for turbine nozzle blades working at temperatures up to 1250°C is considered. Results of high-temperature tests of VZhM4 and VKNA-25 alloys with applied TBC are represented. It is shown that [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y] + (Zr-Y-Gd)O TBC protects VZhM4 alloy at temperatures up to 1200°C and [Ni-Cr-Al-Hf+Al-Ni-Hf] + (Zr-Y-Gd)O HPC protects VKNA-25 alloy at temperatures up to 1250°C. Research of thermal conductivity of ceramic (Zr-Y-Gd)O material is made.

Keywords: thermal barrier coatings (TBC), heat-resistant coating, turbine rotor blades, turbine nozzle blades, Ni-based superalloys, Ni-based intermetallic alloys.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «Ail-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: [email protected]

Введение

Развитие отечественной авиационной промышленности требует разработки и внедрения новых материалов - безуглеродистых жаропрочных и интерметаллидных никелевых сплавов для литья охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток турбины. В связи с этим в ВИАМ с применением метода компьютерного моделирования разработаны жаропрочный никелевый монокристаллический сплав IV поколения ВЖМ4 для литья охлаждаемых лопаток ТВД с рабочей температурой до 1150°С и интерметаллидные сплавы типа ВКНА для сопловых лопаток с рабочей температурой до 1200°С [1-5]. Однако для обеспечения длительного ресурса работы деталей турбины в условиях интенсивных теплосмен необходима их защита специальными покрытиями, предотвращающими разрушение поверхности пера лопаток в продуктах горения авиационного топлива при высоких эксплуатационных температурах [6-9].

Материалы и методы

Исследование теплозащитного покрытия для рабочих лопаток турбины из жаропрочного никелевого сплава ВЖМ4 Для защиты рабочих лопаток ТВД от высокотемпературной газовой коррозии в перспективных самолетных, вертолетных и наземных ГТД применяются теплозащитные покрытия (ТЗП), обеспечивающие работоспособность и повышение энергоэффективности благодаря внешнему керамическому слою покрытия, который позволяет снизить температуру газа на поверхности охлаждаемой лопатки до 100°С. Схема конструкции ТЗП, разработанного в ВИАМ для охлаждаемых лопаток турбины перспективных ГТД, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Конструкция комплексного теплозащитного покрытия

Теплозащитное покрытие состоит из внутреннего металлического жаростойкого слоя и внешнего керамического слоя. Жаростойкий слой является конденсационно-диффузионным покрытием, осаждаемым на ионно-плазменной установке МАП-2 в вакууме путем конденсации на подложку (лопатку) материала из плазменных потоков, генерируемых на катоде. Внутренний жаростойкий слой (ЖСС) наносят в три этапа: на первом этапе наносят слой покрытия на основе никелевого сплава системы №-Сг-А1-Та-Ке-У-Н£, на втором - слой покрытия на основе алюминиевого сплава системы А1-№-У, на третьем этапе - проводят вакуумный отжиг полученных слоев при температуре 1050°С в течение 3 ч для формирования Р-фазы (№А1) с повышенным содержанием А1 в поверхностном слое жаростойкого покрытия, обеспечивающим при легировании Ж высокую стойкость к окислению при высоких температурах. Гафний эф-

фективно повышает жаростойкость алюминидных покрытий в области температур до 1200°С.

Керамический слой, состоящий из оксидов редкоземельных металлов с низким коэффициентом теплопроводности, наносят после формирования жаростойкого слоя ТЗП в среде кислорода и аргона на установке УОКС-2 на базе магнетронных распылителей повышенной частоты из мишеней, изготовленных на основе циркониевого сплава. Материалом керамического слоя ТЗП является соединение на основе системы 2г-Оё-У [10-17].

Результаты

В таблице представлены результаты испытаний на изотермическую жаростойкость в закрытых керамических тиглях в спокойной атмосфере печи (на воздухе) при температурах 1150 и 1200°С на базе 500 и 100 ч соответственно.

Внешний вид и удельное изменение массы образцов из сплава ВЖМ4 _после испытаний на изотермическую жаростойкость_

Покрытие Условия испытаний Удельное изменение массы образцов, г/м2 Внешний вид образцов

Без покрытия 1150°С,500ч -2694 ф

1200°С, 100 ч -1418 ф

С покрытием* 1150°С, 500ч -49,4 ( )

1200°С, 100 ч -52,1 / О

*Покрытие системы [№-Сг-А1-Та-Яе-У-Ш+А1-№-У] (80-100 мкм) + (2г-ва-У)0 (до 100 мкм).

В результате испытаний на изотермическую жаростойкость образцов из сплава ВЖМ4 с ТЗП выявлено, что внешний керамический слой не имеет отслоений, сколов или вздутий. По результатам рентгенофазового анализа в образцах в исходном виде и после испытаний установлено, что основной фазой в покрытии является тетрагональный оксид на основе системы 2г-Оё-У, обеспечивающий стойкость к спеканию и длительную работоспособность керамического слоя при высоких температурах, с кратковременными забросами до 1200°С.

В результате исследований микроструктур образцов из сплава ВЖМ4 с ТЗП методом растровой электронной микроскопии установлено, что в исходном виде керамический слой имеет характерную столбчатую структуру (рис. 2, б).

Под керамическим слоем находится тонкий оксидный клеящий слой (TGO -thermally grown oxide) на основе оксида алюминия толщиной 3±1 мкм. На микроструктурах этот слой четко выделяется в виде тонкой прослойки между керамическим и жаростойким слоями (см. рис. 2, а, б). Внутренний ЖСС имеет характерное двухзонное строение, верхний слой которого состоит из Р-фазы (NiAl) и обеспечивает защиту основы сплава от окисления (см. рис. 2, а). Образец из сплава ВЖМ4 с покрытием состава [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y]+(Zr-Gd-Y)0 после испытаний имеет вторичную реакционную зону (ВРЗ) толщиной 300 мкм, в которой присутствуют иглы ТПУ фаз (см. рис. 2, в). Керамический слой ТЗП после испытаний имеет трещины в структуре покрытия, что вызвано накоплением напряжений в результате окисления поверхности жаростойкого покрытия, поскольку керамический слой из-за своей пористости пропускает кислород и продукты окисления накапливаются между жаростойким и керамическим слоями (см. рис. 2, в, г). Толщина данного оксидного слоя после испытаний на изотермическую жаростойкость составляет 14±3 мкм (см. рис. 2, г).

а) б)

100 мкм 10 мкм

Рис. 2. Микроструктуры образцов из сплава ВЖМ4 с теплозащитным покрытием состава (№-Сг-А-Та-Ке-У-Ш+А-№-У]+(2г-Ш-У)0:

а, б - в исходном состоянии; в, г - после испытаний при 1150°С в течение 500 ч

Разработка теплозащитного покрытия для сопловых лопаток турбины из интерметаллидных сплавов типа ВКНА

Особенность разработки ТЗП для интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА заключается в повышенной рабочей температуре покрытия. Это связано с прогнозируемым применением данных сплавов при температурах свыше 1200°С в пер-

спективных ГТД. В ВИАМ разработаны жаростойкие покрытия, способные защищать интерметаллидные сплавы типа ВКНА от разрушения при температурах до 1300°С -это покрытия систем [№-Сг-А1-НГ+А1-№-У] и [№-Сг-А1-Та-Ке-У-Ш+А1-№-У], отличающиеся пониженным содержанием хрома [ 18-22]. Такие покрытия могут быть использованы в качестве ЖСС по двум причинам:

- способность защищать изделие из интерметаллидного сплава в случае скола керамического слоя ТЗП;

- сравнительно низкое (не более 11% (по массе)) содержание хрома, приводящее к снижению температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР) ЖСС, что увеличивает термостойкость покрытия.

По данным, полученным из литературных источников, известно, что одними из наиболее широко применяющихся за рубежом подслоев являются платино-алюминидные покрытия, которые представляют собой Р-фазу (№А1) состава, близкого к стехиометрическому, легированную платиной. Известно также, что Р-фаза стехио-метрического состава имеет температурный коэффициент линейного расширения, наиболее близкий к ТКЛР керамических материалов среди алюминидов никеля.

Однако в случае покрытия состава [[№-Сг-А1-Та-Ке-У-Ш+А1-№-У] повышенные рабочие температуры могут привести к интенсивному обеднению алюминием Р-фазы внешнего слоя ЖСС, а также к диффузии тугоплавких элементов, содержащихся в никелевом конденсированном слое ЖСС, в приповерхностные слои покрытия. Появление тугоплавких элементов во внешнем слое ЖСС ведет к увеличению скорости роста и снижению прочностных характеристик оксидного слоя (ТОО), формирующегося на поверхности ЖСС в процессе высокотемпературной выдержки, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению термостойкости ТЗП. Микроструктура и микроанализ образцов из сплавов типа ВКНА с ТЗП после высокотемпературных испытаний представлены на рис. 3, на котором видны характер разрушения слоя ТОО и результаты микрорентгеноспектрального анализа приповерхностного слоя ЖСС состава [№-Сг-А1-Та-Яе-У-НГ+А1-№-У].

Таким образом, в качестве базового ЖСС выбрано покрытие состава [№-Сг-А1-Ш+А1-№-У]. Однако испытания ТЗП с таким подслоем при температуре 1250°С показали достаточно низкую термостойкость - не более 50 циклов испытаний по режиму: выдержка при 1250°С в течение 45 мин с последующим охлаждением на воздухе в течение 15 мин. Для повышения термостойкости ТЗП проведена оптимизация ЖСС, которая заключалась в повышении:

- содержания алюминия во внешнем слое ЖСС;

- плотности слоя ТОО и его адгезии к ЖСС.

Для обогащения внешнего слоя ЖСС алюминием разработана технология двойного алитирования, позволяющая увеличить его содержание до 35%. Для оптимизации свойств защитной оксидной пленки проведено легирование ЖСС гафнием (экспериментальный состав слоя А1-№-Ш).

Оптимизация ТЗП позволила более чем в два раза повысить его термостойкость при температуре испытаний 1250°С, которая составила 100 циклов.

Результаты высокотемпературных циклических испытаний ТЗП с различными ЖСС приведены на рис. 4. Видно преимущество использования материала на никеле-

вой основе системы №-Сг-А1-Н£, не содержащего тугоплавких легирующих элементов, а также преимущество дополнительного легирования ЖСС гафнием.

Разрушение слоя ТвО

20 мкм

Средний химический состав области: Ц 48,6 N1-11,9 А1-5,4 Сг-2,7 Та-2,1 Ш

100 мкм

Рис. 3. Микроструктура (а - х700) и результаты рентгеносиектрального микроанализа (б) образцов из сплавов типа ВКНА с теплозащитным покрытием с жаростойким подслоем состава [№-Сг-А1-Та^е-У-Ш+А1-№-У] после 50 циклов испытаний при 1200°С

0

* -ЮН

о о й

2 -30Н

и К К

В -50Н

со

8 -70

К

5 -90

£

20

40

60

80 100

N ЦИКЛ

Рис. 4. Результаты циклических испытаний на жаростойкость образцов из сплава ВКНА-25 при температуре 1250^200°С с теплозащитным покрытием состава:

■ - [М-Сг-А1-У-Та-Яе-НГ+А1-М--У]+(2г-У-Ш)О;

• - [№-Сг-А1-НГ+А1-№-У]+(2г-У-Оа)О;

♦ - [М-Сг-А1-У-Та^е-НГ+А1-М--Ш]+(2г-У-Ш)О;

▲ - [Ni-Cr-A1-Hf+A1-Ni-Hf]+ (2г-У-Ш)О

Важнейшим свойством ТЗП, определяющим эффективность его применения на рабочих и сопловых лопатках турбин, является теплопроводность, определяющая уровень теплозащитного эффекта и долговечность керамического слоя, а также время, в течение которого покрытие будет выполнять свои теплозащитные функции. Для определения количественного значения данного параметра проведены измерения теплопро-

водности керамического слоя ТЗП в диапазоне температур от 20 до 1250°С: ХсР=1,1 Вт/(м^К) - для керамического слоя ТЗП на основе системы Zr-Gd-Y для охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток ТВД.

Обсуждение и заключения

Для эффективной защиты охлаждаемых изделий турбины разработаны конден-сационно-диффузионные ионно-плазменные жаростойкие покрытия на основе систем [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+Al-Ni-Y] - для изделий из сплава ВЖМ4 и [Ni-Cr-Al-Hf+ +Al-Ni-Hf] - для изделий из сплавов типа ВКНА, обладающие высокими защитными жаростойкими характеристиками в области рабочих температур: до 1200°С - для сплава ВЖМ4 и до 1250°С - для сплавов типа ВКНА, которые могут быть использованы в качестве ЖСС в системе ТЗП.

Проведены высокотемпературные испытания систем ТЗП с выбранными составами ЖСС и керамическим слоем системы Zr-Gd-Y.

По результатам испытаний видно, что ТЗП состава [Ni-Cr-Al-Ta-Re-Y-Hf+ +Al-Ni-Y]+(Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из сплава ВЖМ4 при температурах 1150 и 1200°С до 500 и 100 ч соответственно, а ТЗП состава [Ni-Cr-Al-Hf+ +Al-Ni-Hf]+(Zr-Y-Gd)O обеспечивает защиту изделий из интерметаллидных сплавов типа ВКНА при температуре 1250°С до 100 ч.

Керамический слой ТЗП на основе системы Zr-Gd-Y обладает низким коэффициентом теплопроводности и обеспечивает снижение рабочей температуры на поверхности рабочих и сопловых лопаток из современных никелевых жаропрочных и интерметаллидных сплавов.

Разработанные ТЗП могут быть рекомендованы к использованию для защиты охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток ТВД современных самолетных, вертолетных и наземных ГТД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушин H.B., Оспенникова О.Г., Висик E.M. и др. Жаропрочные никелевые сплавы низкой плотности //Литейное производство. 2012. №6. С. 5-11.

2. Кузнецов В.П., Лесников В.П., Конакова И.П., Петрушин Н.В., Мубояджян С.А. Структура и фазовый состав монокристаллического сплава ВЖМ4 с газоциркуляционным защитным покрытием //МиТОМ. 2011. №3. С. 28-32.

3. Базылева O.A., Аргинбаева Э.Г., Туренко Е.Ю. Жаропрочные литейные интерметаллидные сплавы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 57-60.

4. Каблов E.H., Оспенникова О.Г., Базылева O.A. Материалы для высокотеплонагруженных деталей газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 13-19.

5. Будиновский С.А. Применение аналитической модели определения упругих механических и термических напряжений в многослойной системе в решении задач по созданию жаростойких алюминидных покрытий //Упрочняющие технологии и покрытия. 2013. №3. С. 3-11.

6. Будиновский С.А., Каблов E.H., Мубояджян С.А. Применение аналитической модели определения упругих напряжений в многослойной системе при решении задач по созданию высокотемпературных жаростойких покрытий для рабочих лопаток авиационных турбин //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С. 26-37.

7. Смирнов A.A., Будиновский С.А. Анализ эволюции нормальных напряжений в системе «сплав-покрытие» в области температур до 1200°С //Авиационные материалы и технологии. 2014. №2. С. 8-14.

8. Будиновский С.А., Матвеев П.В., Смирнов A.A. Исследование жаростойкости литейных жаропрочных никелевых сплавов в области температур 1000-1в00°С //Авиационная промышленность. 2014. №2. С. 48-52.

9. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов A.M., Степанова C.B. Ионно-плазменные жаростойкие покрытия с композиционным барьерным слоем для защиты от окисления сплава ЖС36-ВИ //МиТОМ. 2011. №1. С. 34-40.

10. Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Гаямов A.M., Смирнов A.A. Получение керамических теплозащитных покрытий для рабочих лопаток турбин авиационных ГТД магнетронным методом //Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 3-8.

11. Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Гаямов A.M., Матвеев П.В. Высокотемпературные жаростойкие покрытия и жаростойкие слои для теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 17-20.

12. Каблов E.H., Мубояджян С.А. Жаростойкие и теплозащитные покрытия для лопаток турбины высокого давления перспективных ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 60-70.

13. Чубаров Д.А., Матвеев П.В. Новые керамические материалы для теплозащитных покрытий рабочих лопаток ГТД //Авиационные материалы и технологии. 2013. №4. С. 43-46.

14. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов A.M. Современное состояние и основные тенденции развития высокотемпературных теплозащитных покрытий для рабочих лопаток турбин авиационных ГТД //Авиационная промышленность. 2008. №4. С. 33-37.

15. Гаямов A.M., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин A.A. Выбор жаростойкого покрытия для жаропрочного никелевого рений-рутенийсодержащего сплава марки ВЖМ4 //Труды ВИАМ. 2014. №1. Ст. 01 (viam-works.ru).

16. Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Гаямов A.M., Матвеев П.В. Разработка ионно-плазменных жаростойких металлических слоев теплозащитных покрытий для охлаждаемых рабочих лопаток турбин //МиТОМ. 2013. №11. С. 16-21.

17. Косьмин A.A., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Булавинцева Е.Е. Жаростойкое покрытие для нового перспективного интерметаллидного сплава ВИНЗ //Сварочное производство. 2013. №6. С. 35-37.

18. Матвеев П.В., Будиновский С.А., Мубояджян С.А., Косьмин A.A. Защитные жаростойкие покрытия для сплавов на основе интерметаллидов никеля //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 12-15.

19. Матвеев П.В., Будиновский С.А. Исследование свойств защитных жаростойких покрытий для интерметаллидных никелевых сплавов типа ВКНА для рабочих температур до 1300°С //Авиационные материалы и технологии. 2014. №3. С. 22-26.

20. Каблов E.H., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Луценко А.Н. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей //Металлы. 2007. №5. С. 23-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Muboyadzhyan S.A., Kablov E.N. Vacuum plasma technique of protective coatings production of complex alloys //Металловедение и термическая обработка металлов. 1995. №2. С. 15-18.

22. Каблов E.H., Мубояджян С.А., Будиновский С.А., Помелов Я.А. Ионно-плазменные защитные покрытия для лопаток газотурбинных двигателей //Конверсия в машиностроении. 1999. №2. С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.