Научная статья на тему 'Разработка теоретических и методологических аспектов международной маркетинговой политики современных тнк на основе системно-синергетического подхода'

Разработка теоретических и методологических аспектов международной маркетинговой политики современных тнк на основе системно-синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОД / МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС-СЕГМЕНТОВ (БИЗНЕС-ЕДИНИЦ) В РЕГИОНАХ БАЗИРОВАНИЯ ТНК / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / THE MODERN TRANSNATIONAL CORPORATIONS (TNCS) / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / INTERNATIONAL MARKETING POLICIES / THE INTERACTION OF BUSINESS-SEGMENTS IN THE REGIONS OF TNCS / INNOVATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Светлана Васильевна

Определение концепции поддержки процессов управления и обоснования маркетинговых решений транснациональных корпораций (ТНК) через проектирование инновационных подходов, методов и мероприятий осуществления международной маркетинговой политики. Обоснование концепции интернационализации бизнеса, базирующейся на систематическом выявлении и прибыльном удовлетворении потребностей зарубежных потребителей. Выявление роли и учет особенностей маркетинговой политики в системе управления ТНК на основе долгосрочного планирования освоения ТНК целевых сегментов внешних рынков. Достижение маркетинговых целей при использовании сис-темно-синергетического подхода во взаимодействии бизнес-сегментов в регионах базирования ТНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERNATIONAL MARKETING POLICIES OF MODERN TNCS ON THE BASIS OF SYSTEM-SYN-ERGETIC APPROACH

Defining the concept of supporting management processes and substantiation of marketing decisions of transnational corporations (TNCs)through design of innovative approaches, methods and activities of international marketing policy. Justification of the concept of internationalization of business, based on systematic identification and profitable meeting the needs of foreign consumers. Revealing of a role and account of features of a marketing policy in a control system of the multinational corporations on the basis of long-term planning of development of the multinational corporation of target segments of foreign markets. Achieving marketing objectives by using a system-synergetic approach in the interaction of business-segments in the regions of TNCs.

Текст научной работы на тему «Разработка теоретических и методологических аспектов международной маркетинговой политики современных тнк на основе системно-синергетического подхода»

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ТНК НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

УДК ЭЭ9.9

Светлана Васильевна Карпова,

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Маркетинг» ФгоБу ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Тел. моб. 8-917-512-54-7Э Эл. почта: [email protected]

Определение концепции поддержки процессов управления и обоснования маркетинговых решений транснациональных корпораций (ТНК) через проектирование инновационных подходов, методов и мероприятий осуществления международной маркетинговой политики. Обоснование концепции интернационализации бизнеса, базирующейся на систематическом выявлении и прибыльном удовлетворении потребностей зарубежных потребителей. Выявление роли и учет особенностей маркетинговой политики в системе управления ТНК на основе долгосрочного планирования освоения ТНК целевых сегментов внешних рынков. Достижение маркетинговых целей при использовании сис-темно-синергетического подхода во взаимодействии бизнес-сегментов в регионах базирования ТНК.

Ключевые слова: современные транснациональные корпорации (ТНК), системно-синергетического подход, международная маркетинговая политика, взаимодействие бизнес-сегментов (бизнес-единиц) в регионах базирования ТНК, инновационные подходы.

Svetlana V. Karpova,

Ph.D., Associate рrofessor, Head of the Marketing Department of the Finance University under the Government of the Russian Federation

Tel. 8-917-512-54-7Э

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERNATIONAL MARKETING POLICIES OF MODERN TNCS ON THE BASIS OF SYSTEM-SYN-ERGETIC APPROACH

Defining the concept of supporting management processes and substantiation of marketing decisions of transnational corporations (TNCs) through design of innovative approaches, methods and activities of international marketing policy. Justification of the concept of internationalization of business, based on systematic identification and profitable meeting the needs of foreign consumers. Revealing of a role and account of features of a marketing policy in a control system of the multinational corporations on the basis of long-term planning of development of the multinational corporation of target segments of foreign markets. Achieving marketing objectives by using a system-synergetic approach in the interaction of business-segments in the regions of TNCs.

Keywords: the modern transnational corporations (TNCs), system-synergetic approach, international marketing policies, the interaction of business-segments in the regions of TNCs, innovative approaches.

В современном мире основными субъектами внешнеэкономических связей и движущей силой интеграции мировой экономики являются транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для максимизации прибыли.

Первой ТНК можно считать созданную в 1602 году корпорацию Dutch East India Company, за которой последовал целый ряд аналогичных структур[1]. Однако в дальнейшем процесс преобразования ТНК шел относительно медленными темпами. Корни успехов современных ТНК были заложены во второй половине XIX века, в период роста капиталистических отношений. Об этом пишут многие современные отечественные экономисты[2], выделяя пять поколений эволюционного развития ТНК (см. табл. 1).

Таблица 1. Периоды эволюционного становления и развития ТНК

Конец XIX - Между первой и В начале 60-х С 80-х годов Начало

начало XX века второй мировыми войнами XX века годов XX века XX века XXI века

ТНК ТНК ТНК ТНК ТНК

Первого второго третьего че тверт ого пятого поколения

поколения поколения поколения поколения Современные

Действовали в Преимущественно С развитием Формируются как ТНК

границах военные ТНК, НТР и ростом глобальные превращаются в

колониальных деятельность спросастали корпорации и ведущий фактор

империй как которых была формироваться инновационной глобализации,

колониально- связана с ТНК агрессивностью, создавая класс

сырьевые ТНК производством ориентированные отходом от вертикально

(картели, вооружения, на пр оизводство одноотраслевой интегрированных

синдикаты, боеприпасов, и сбыт с труктуры, и территориально

тресты). Их военной потребительских постоянным распр еделен ных

основной целью амуниции. Эти товаров и услуг с совершенствова- систем

было получение ТНК соблюдали учетом нием своей международного

доступа к приоритет достижения НТП структуры производства.

дешевым национальных и преимуществ в глобальном

источникам интересов. межстрановой масштабе

сырья кооперации

Первое поколение - сырьевые ТНК. Корпорации первого поколения действовали в границах существовавших колониальных империй конца XIX - начала XX века, получив название колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты). Основной целью таких ТНК было получение доступа к дешевым источникам сырья.

Второе поколение - ТНК, связанные с производством военно-технической продукции. ТНК второго поколения существовали в период между первой и второй мировыми войнами XX века, получив название военные ТНК. Деятельность таких ТНК была связана с производством вооружения, боеприпасов, военной амуниции. В этот период они осуществляли наиболее тесное сотрудничество с правительствами стран происхождения, соблюдали приоритет национальных интересов.

Третье поколение - международные концерны, в рамках которых создавались многоотраслевые комплексы и происходила переориентация на сферу услуг. ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов XX века с развитием научно-технического прогресса (НТП) и ростом спроса, ориентируясь на производство и сбыт потребительских товаров и услуг. Они широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации. Становление такого рода ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый рынок.

Четвертое поколение - стратегические альянсы, характеризующиеся про-

цессами слиянии и поглощении с применением новых финансовых инструментов. ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов XX века как глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевоИ структуры, постоянным совершенствованием структуры, нацеленностью на завоевание не только сегментов рынка, но и главных позиции производств и сбыта товаров и услуг в глобальном масштабе.

Период функционирования транснациональных компании, начиная с середины 1990-х гг. и по настоящее время, определяют как этап пятого поколения ТНК, которые по финансовой и экономическои мощи стали претендующими на независимость субъектами в мировоИ экономике наряду с национальными экономическими системами и некоторыми государствами. Они могут стать представителями надгосудар-ственных структур управления мировым сообществом.

Современныи этап деятельности ТНК связывают с развитием сетевых структур и глобальных компании. Современные ТНК представляют собоИ достаточно разнообразную, наиболее мощную и агрессивную группу монополистических объединении, которые активно проводят внешнеэкономическую экспансию. Современные ТНК можно определить как международные компании, имеющие свои хозяиствен-ные подразделения не менее чем в двух странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решениИ, которыИ позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения главного результата - получение прибыли.

Анализ роли современных ТНК в развитии мировоИ экономики является важным и вытекает из необходимости решения определенных стратегических и тактических задач. Для мировоИ экономики последних двух десятилетиИ характерны следующие важнеИшие процессы и понятия:

• появление эффекта «сжатие времени»;

• усиление процессов глобализации экономики;

• определение значимоИ роли гло-бальноИ компании наряду с другими видами компаниИ в мировоИ экономи-

ке;

• появление понятия «гиперконкуренция»;

• появление понятия «глобальная инновационная сеть»;

• формирование вертикальноИ структуры управления, включающеИ управление глобальноИ компаниеИ, страноИ, мировым сообществом;

• другие.

Транснациональные корпорации определяют в научноИ литературе по-разному, и для анализа их деятельности важно установить, какие компании относятся к числу транснациональных. Для этого мировое сообщество встало перед необходимостью введения официальных критериев определения ТНК, которые можно было бы использовать для юридических и статистических це-леИ. По оценкам А.П. Косинцева и О.Д. Фальченко[3], в исследованиях при определении понятия «транснациональная корпорация» обычно используют критерии, которые можно подразделить на три группы: количественные, качественные и смешанные.

К группе количественных критериев можно отнести долю активов за гра-ницеИ, число рабочих и служащих, занятых на дочерних предприятиях, долю прибылеИ, полученных за границеИ и др. В международноИ практике только количественные показатели не используются, они используются наряду с качественными критериями.

Группа качественных критериев, играющих более важную роль в определении ТНК, включает в себя: форма и структура собственности, регистрация, структура предприятия, управление и контроль, распределение актива и пассива, степень концентрации и др. Так, И. Литвак и С. Мауле утверждают^], что компания приобретает статус транснациональной когда она уже не делает различиИ между внутренним и международным бизнесом; внутрен-ниИ бизнес подчинен глобальному плану деИствиИ и интегрирован в него; уп-равленческиИ состав головного офиса становится многонациональным во взглядах и ответственности. Например, Д. Карро и П. ЖюИар[5], формулируют свои критерии: существование нескольких предприятиИ в разных странах, наличие определенноИ связи между этими предприятиями, способность одного предприятия оказывать существенное влияние на другое.

Наиболее корректными могут быть определения, сочетающие качествен-

ные и количественные критерии, т.е. использование смешанного подхода к определению сущности ТНК. Такой подход позволяет говорить о транснациональности большего числа компаний.

В целом под ТНК понимают компанию, образованную в любой организационно-правовой форме[6] и состоящую из материнской (parent enterprises) и контролируемых зарубежных компаний (foreign affiliates) или бизнес-сегментов (бизнес-единиц), размещенных в стране базирования, а также принимающих государствах и территориях.

В настоящее время происходят кардинальные изменения в международном разделении труда, в беспрецедентном расширении интернационализации и транснационализации хозяйственной жизни стран мирового сообщества вне зависимости от уровня их экономического развития. Создаются и начинают доминировать новые условия в мирохозяйственных связях. Предпосылками и условиями этих изменений послужили главным образом объективные законы развития международных экономических отношений.

Перспектива анализа вопросов, имеющих отношение к теоретическим аспектам, связана с определением концепции поддержки процессов управления и обоснования маркетинговых решений ТНК через проектирование инновационных подходов, методов и мероприятий осуществления международной маркетинговой политики.

Глобальная экономика отличается усиливающейся конкуренцией, как между отдельными компаниями, так и между государствами. В связи с этим участники рынка используют все доступные ресурсы и инструменты, позволяющие им противостоять возрастающей конкуренции. Одним из таких инструментов является маркетинг.

По мнению ряда исследователей, философия маркетинга претерпела ряд изменений в последние десятилетия под влиянием процессов глобализации, адаптировавшись к требованиям новой экономики. Современные маркетинговые технологии связаны с изучением потребительского спроса в различных странах, оценкой рыночных перспектив того или иного продукта, ценообразованием, прогнозированием действий конкурентов. Таким образом, он позволяет разработать глобальную маркетинговую стратегию. При правильном использовании маркетинговых техноло-

№2, 2011

66

гиИ, компании получают значительное конкурентное преимущество - возможность прогнозировать поведение заказчиков, партнеров и конкурентов, а также оказывать на него влияние.

МеждународныИ маркетинг в его современном понимании - это методологическая и практическая основа для эффективноИ деятельности компаниИ на международных рынках, связанная с формированием комплексноИ маркетинговоИ политики.

Понятие международной маркетинговой политики ТНК, позволяет вскрыть ее основные специфические отличия от национальноИ маркетинго-воИ политики. Подход автора к решению этоИ проблемы позволяет снять противоречия, содержащиеся в отече-ственноИ экономическоИ науке по проблематике международноИ маркетин-говоИ политики, особенно в связи с толкованием ряда терминов и использованием другого научного аппарата.

ОдноИ из первых комплексное теоретико-методологическое обоснование понятия «маркетинговая политика зарубежных компаниИ» предприняла в своем исследовании Е.А. Касаткина[7]. Ранее многие экономисты и маркетологи говорили об отдельных направлениях и элементах данного понятия, прежде всего обращаясь к деятельности компаниИ на внутреннем рынке.

Так, по мнению КасаткиноИ Е.А. «маркетинговая политика представляет собоИ теорию рыночного и социального конструирования целеИ концепциИ, стратегии и тактики деятельности компаниИ. Но в деИствительности компании стран с развитоИ экономикоИ разрабатывали и применяли на национальных и мировых рынках в основном не маркетинговую политику, а практику маркетинга, его конкретные проявления и инструменты».

По мнению автора статьи, необходимо говорить не о теории маркетин-говоИ политики, а о концепции, так как политика не может быть теориеИ. В современных условиях усиления роли транснациональных корпорациИ необходимо говорить о маркетинговоИ политике не просто зарубежных компаниИ, а о деятельности глобальных ТНК и прежде всего на внешних рынках, т.е. об их международноИ маркетинговоИ политике. Международная маркетинговая политика ТНК коренным образом отличается от их национальноИ политики и основана на специфике между-народноИ маркетинговоИ бизнес-среды

стран базирования.

В экономическоИ литературе недостаточно научных работ, посвященных международноИ маркетинговоИ политике. Существуют труды о маркетинговых стратегиях, тактике маркетингового процесса, направлениях и проявлениях элементов системы и структуры маркетинга, но недостаточно материалов, касающихся международноИ мар-кетинговоИ политики, конструирующеИ и объединяющеИ в единое целое цели, концепцию, стратегию и тактику этого сложного и многообразного маркетингового процесса на международном рынке. Поэтому и возникла необходимость рассмотрения теоретических аспектов международноИ маркетинговоИ политики транснациональных корпорациИ, т.е. получения обоснованного объективно-истинного знания об этоИ реальности. Для этого потребовалась систематизация и дальнеИшее развитие теоретических положениИ инновацион-ноИ маркетинговоИ политики ТНК, позволяющих сформировать условия возникновения устоИчивоИ синергии в результате взаимодеИствия бизнес-сегментов (бизнес-единиц) в регионах базирования ТНК

Теория международноИ маркетин-говоИ политики - это комплекс взглядов, представлениИ, идеИ, направленных на истолкование и объяснение маркетинговых явлениИ на международном рынке. Эта теория представляет собоИ внутренне дифференцированную, но целостную систему знаниИ, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некотороИ совокупности утверждениИ и понятиИ

- исходного базиса теории - по определенным логико-методологическим принципам.

Все эти маркетинговые приемы должны формироваться на основе сис-темно-синергетического подхода, включающего системные и синергети-ческие направления деятельности транснациональных корпораций

Система (от др.-греч. «сочетание»)

— множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаи-модеИствующее с неИ, как целое. Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношениИ и связеИ между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Говоря о системном под-

ходе, можно говорить о некотором способе организации наших деИствиИ, таком, которыИ охватывает любоИ род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования[8].

Синергия (от греч. 8упе^оБ — (Буи) вместе; (е^оБ) деИствующиИ, деИствие) — суммирующий эффект. ВзаимодеИ-ствие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их деИствие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простоИ суммы[9].

Системно-синергетический подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешнеИ средоИ, обратную связь и возникающее в этоИ связи деИствие существенно превосходит эффект каждого отдельного элемента.

Наиболее важным является использование системно-синергетического подхода в обосновании концепции интернационализации бизнеса транснациональных корпораций, базирующеИ-ся на систематическом выявлении и прибыльном удовлетворении потреб-ностеИ зарубежных потребителеИ. Реализовать такоИ подход можно путем выявления роли и учета особенностеИ маркетинговоИ политики в системе управления ТНК, основываясь на долгосрочном планировании освоения ТНК целевых бизнес-сегментов внешних рынков.

В свою очередь достижение маркетинговых целеИ при использовании си-стемно-синергетического подхода проявляется во взаимодеИствии бизнес-сегментов (бизнес-единиц) в регионах базирования ТНК. К бизнес-сегментам (бизнес-единицам) ТНК можно отнести различные подразделения в регионах их базирования: отделения, филиалы, дочерние компании.

Степень влияния материнскоИ компании на деятельность своих бизнес-единиц, интеграция их между собоИ, особенности маркетинговоИ политики в странах базирования, все это связано, прежде всего, с их системоИ управления и взаимодеИствия.

По оценкам П. Фишера[10], в зависимости от степени автономии филиалов и взаимосвязи между производственными единицами, расположенными в различных странах, можно выделить четыре основных типа ТНК:

1. Мультирезидентные ТНК. Иностранные дочерние структуры имеют широкую автономию и ответственны за производство и распределение продукции на своих рынках; отсутствует строгая координация из штаб-квартиры.

2. Мультирегиональные ТНК. Региональные филиалы (например, в ЕС, странах СНГ) играют определенную координирующую роль, в то время как национальные специализируются на товарах и услугах в сферах, для которых местные рынки имеют сравнительные преимущества и только региональные филиалы пользуются высокой степенью автономии.

3. Глобальные ТНК. Используют экономию на масштабах и организуют товарный ассортимент и бизнес-функции (НИОКР, производство, складирование, дистрибуция) в соответствии с потенциалом рынка. Стратегические функции, такие как принятие инвестиционных решений, сотрудничество с зарубежными партнерами, автоматизация производства, определяются в штаб-квартире. Глобальная интеграция производственных единиц может принимать три формы: сетевую (по функциям), кластерную (по отраслям) и тотальную взаимосвязь (по функциям и отраслям одновременно).

4. Трансрегиональные ТНК. Эта модель стала популярна с конца 80-х годов и объединяет преимущества тотальной интеграции (координация стратегических функций относительно всей структуры ТНК) с одной стороны, и рыночной гибкости (наивысшая степень автономии филиалов в отношении решений, касающихся национальных рынков) - с другой.

В зависимости от внутренней организационной структуры, можно выделить следующие типы ТНК:

• горизонтально интегрированные компании с предприятиями, выпускающими большую часть продукции независимо друг от друга (например, сеть предприятий «быстрого питания»);

• вертикально интегрированные компании, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта (например, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, переработка - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих);

• диверсифицированные ТНК, включающие в себя предприятия с верти-

кальной и горизонтальной интеграцией (примером могут служить большое количество компаний производящих и реализующих разнообразную продукцию от продуктов питания до косметики).

Многообразие путей и методов, с помощью которых ТНК пытаются ускорить свое экономическое развитие, обусловлено как отраслевыми и региональными особенностями, так и традициями, различными государственными мероприятиями и принятой стратегией развития.

Раскрытие и классификация совокупности принципов управления развитием транснациональных корпораций, адекватных условиям неоднозначной бизнес-среды конкретных стран и регионов должно быть ориентировано на максимальное использование инновационного и производственного потенциала синергии взаимодействия бизнес-сегментов и бизнес-направлений ТНК.

Особая значимость системно-си-нергетического подхода в деятельности бизнес-сегментов ТНК проявляется через формирование и реализацию ими инновационных подходов в своей международной маркетинговой политике. Практика показывает, что успешная деятельность ряда ТНК в области применения инновационных подходов в международной маркетинговой политике позволяет им занять достойное место в структуре новой экономики и обеспечить себе долгосрочные перспективы экономического роста.

Роль инновационного фактора в развитии международной маркетинговой политики ТНК, как феномена современности, связана с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также функциональными состояниями и процессами в сложных маркетинговых и управленческих структурах.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. В научной литературе для описания закономерностей новых технологий и технических решений понятие инновация стало использоваться вначале XX века.

Инновации (позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) пред-

ставляют собой внедрение в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий и качественно отличающихся от своих аналогов (или не имеющих анало-гов)[11].

По мнению автора, для осмысления современной теории инновационной деятельности, исключительно важны идеи таких великих ученых-экономистов, как Й. Шумпетер, Б. Лундвалл, К. Фримен, Р. Нельсон, Ф. Xайека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях формирования рыночных отношений и новых запросов гиперконкурентной мировой экономики интерес науки и практики к проблемам инноваций в деятельности компаний значительно возрос.

В дополнение к существующим теоретическим и методологическим подходам в решению проблем понятия и сущности инноваций, применительно к областям и сферам управления и экономики вообще, и в маркетинге в частности, в рамках рассматриваемой проблемы развития ТНК необходимо разработать подход, позволяющий сохранять предпринимательские свойства крупных структур бизнеса, делать акцент на анализ, оценку и развитие внутреннего инновационного и производственного потенциала компании, последовательно и в тоже время основательно исследуя возможности систем-но-синергетического взаимодействия его структурных элементов. И только после этого формировать маркетинговую политику, способствующую процессам устойчивой саморганизации и развитию бизнес-единиц и структуры ТНК в целом. Представляется важным, что такая маркетинговая политика ТНК, в силу ее уникальных особенностей, возможностей неограниченного в масштабах и полезностях должна рассматриваться особо.

Необходимо говорить об инновационной маркетинговой политике ТНК как отдельном направлении инновационной и маркетинговой составляющей в деятельности компании. Это связано с особой ролью ТНК в формировании и использовании инноваций, их применении в маркетинге.

Научная важность исследуемой проблематики определяется тем, что маркетинг, как и любая другая система знаний, динамичен, и поэтому требует постоянного теоретического осмысления.

№2, 2011

68

Знание теоретических и методологических основ международного маркетинга является одним из важнеИших факторов успеха в практическом применении его опыта в деятельности рос-сиИских компаниИ. Такого рода знания могут стать основоИ использования зарубежного опыта для эффективноИ деятельности бизнес-сегментов (бизнес-единиц) россиИских компаниИ на внешнем рынке.

Теория международноИ маркетин-говоИ политики основывается на широ-коИ практике ТНК, которая нашла отражение в деятельности россиИских компаниИ. Рассматриваемые в статье теоретические аспекты международноИ маркетинговоИ политики дают целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях деИствительнос-ти. В то же время эта теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования дальнеИшеИ практическоИ деятельности.

Значительное число россиИских компаниИ определяют своеИ целью освоение зарубежных рынков. Однако внешнеэкономическая деятельность большинства отечественных компаниИ носит тактическиИ характер и сводится к осуществлению разовых или нерегулярных сделок. Освоение россиИскими компаниями методов международного маркетинга, в том числе инновационного и стратегического, и их применение во внешнеэкономическоИ деятельности становится критическим условием укрепления международноИ конкурентоспособности отечественных пред-приятиИ[12]. При этом, несмотря на постепенное распространение отдельных приемов и технологиИ международного маркетинга во внешнеэкономи-ческоИ деятельности россиИских компаниИ, к настоящему времени данная проблематика не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых.

Недостаточное применение отечественными компаниями в своеИ внеш-неэкономическоИ деятельности инновационных приемов и методов международного маркетинга, в том числе на основе системно-синергетического подхода для каждого бизнес-сегмента конкретноИ страны базирования, не позволяет им в полноИ мере использовать своИ потенциал на зарубежных рынках, что заметно ослабляет позиции

России в мировоИ экономике.

ОпределенныИ импульс теме исследования придает то, что теория не ограничивается обобщением опыта практи-ческоИ деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с твор-ческоИ переработкоИ этого опыта, благодаря чему теория международноИ маркетинговоИ политики ТНК открывает пути и перспективы для практики россиИских компаниИ, расширяет ее горизонты.

Литература

1. Косинцев A.H, Фальченко О.Д. Aнaлиз критериев транснациональности международных корпорации //Известия УрГЭУ № 3 (25). 2GG9. С. 42.

2. Субботин A.K Границы рынка глобальных компаниИ - M. : Едиториал УРСС, 2GG4; Mиxaйлушкин A.И., Шим-ко П.Д. Экономика транснациональноИ компании - M.: Высшая школа, 2GG5; Черников Г.П., Черникова ДА. очень крупные транснациональные корпорации и современныИ мир - M.: Экономика, 2GGS; Поскребышева Н.Л. Основные тенденции инвестиционноИ деятельности современных транснациональных корпорациИ //Финансы и кредит. № 39 (423). 2G1G и др.

3. Косинцев A.H, Фальченко О.Д. Aнaлиз критериев транснациональности международных корпорации //Известия УрГЭУ. № 3 (25). 2GG9. С. 43.

4. Litvak I.A., Maule C.J. The Multinational Firm: Some Perspectives // The Multinational Firm and the Nation State /ed. by G. Paquet. Toronto, 1972. Р. 22.

5. Карро Д., ЖюИар П. Meœдунaрод-ное экономическое право - M., 2GG1. С. 2S.

6. Нуреев РЖ Курс микроэкономики - M.: Норма, 2GG4; World Investment report/UNCTAD - N.Y.; Geneva, 2GG5.

7. Касаткина E.A. Теоретические аспекты маркетинговоИ политики зарубежных компаниИ. Дисс. и автореферат на соиск. уч. ст. д.э.н. - M. : ЫГУ 2GG1. С. 1G.

S. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системныИ анализ — M.: Высшая школа, 19S9.

9. Данилов ЮА., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? //НелинеИные волны. Самоорганизация — M., Наука, 19S3.

1G. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия воз-

рождения промышленности—М, 1999. С. 63.

11. Карпова С.В. Инновационные стратегии маркетинговой политики современных ТНК: монография — М.: ООО «Эльф ИПР», 2009.

12. Инновационная маркетинговая политика российских компаний: монография — М.: ООО «Эльф ИПР», 2010.

References

1. Kosintsev AP Falchenko OD Analysis of criteria for transnational corporations, international / / Izvestiya UrGEUy. № 3 (25). 2009. C. 42.

2. Subbotin, AK Border market of global companies - Moscow: Editorial URSS, 2004; Mikhailushkin AI, Shimko, PD Economy of transnational companies - M.: Higher School, 2005; Chernikov GP, Chernikov DA very large multinational corporations and the modern world -Moscow: Economics, 2008; Poskrebyshev NL The main trends of modern investing activities of transnational corporations / / Finansy i kredityu. № 39 (423). 2010 and others

3. Kosintsev AP Falchenko OD Analysis of criteria for transnational corporations, international / / Izvestiya UrGEUyu. № 3 (25). 2009. C. 43.

4. Litvak I.A., Maule C.J. The Multinational Firm: Some Perspectives / / The Multinational Firm and the Nation State / ed. by G. Paquet. Toronto, 1972. P. 22.

5. Carro, D., P. Zhyuyar International Economic Law - M., 2001. C. 28.

6. P Nureyev meters. Microeconomics - Moscow: Norma, 2004; World Investment report / UNCTAD - NY; Geneva, 2005.

7. Kasatkin, EA Theoretical aspects of the marketing policies of foreign companies. Diss. and abstract in soisk. uch. Art. PhD - Moscow: MGU, 2001. C. 10.

8. Peregudov FI, Tarasenko FP Introduction to Systems Analysis - M. : Higher School, 1989.

9. Danilov Yu.A., Kadomtsev BB What is synergy? Non-linear waves. Self-organization - Nauka, 1983.

10. Fischer, P. Direct foreign investment in Russia: a strategy for the revival of industry - M, 1999. C. 63.

11. Karpov SV Innovative strategies for the marketing policy of modern TNCs : Monograph - M. : "Elf IRP, 2009.

12. 12. Innovative marketing policy of Russian companies: Monograph - M.: "Elf IRP, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.