Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СЕСТРИНСКОЙ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ'

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СЕСТРИНСКОЙ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / СЕСТРИНСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / NURSING ASSESSMENT OF ADOLESCENTS' HEALTH AND HEALTH-PROMOTING BEHAVIOR / ЭКСПРЕСС-МЕТОД / RAPID METHOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломиец И. Н., Журавлев Ю. И.

Представлены результаты исследования по разработке технологии полипараметрической сестринской трехкомпонентной оценки здоровья и здоровьесберегательного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломиец И. Н., Журавлев Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NURSING TECHNOLOGY FOR TRIPARTITE POLYPARAMETRIC ASSESSMENT OF ADOLESCENTS' HEALTH

The paper presents the results of a study to develop technology for the polyparametric nursing tripartite assessment of adolescents' health and health-promoting behavior.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СЕСТРИНСКОЙ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ»

© И.Н. Коломиец, Ю.И. Журавлев, 2011

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СЕСТРИНСКОЙ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

И.Н. Коломиец1, Ю.И. Журавлев, канд. мед. наук Белгородский государственный университет E-mail: ¡[email protected]

Представлены результаты исследования по разработке технологии полипараметрической сестринской трехкомпонентной оценки здоровья и здоровье-сберегательного поведения подростков.

Ключевые слова: технология, сестринская оценка здоровья и здоровьесберегательного поведения подростков, экспресс-метод.

Авторами с учетом понятия здоровья по определению ВОЗ (1946) разработана технология полипараметрической сестринской трехкомпонентной оценки здоровья (ТПСТОЗ) и здоровье-сберегательного поведения подростков (П), обучающихся в гимназии-интернате. Практическая оценка ТПСТОЗ показала ее высокую информативность при невысоких ресурсных затратах. Результаты применения ТПСТОЗ позволили ранжировать компоненты здоровья П в порядке убывания выраженности проблем: физическое здоровье - психологическое здоровье - социальное здоровье.

ТПСТОЗ рекомендуется к использованию в широкой сети лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих медицинскую помощь подросткам.

Последние десятилетия в России и многих странах мира характеризуются неуклонным ухудшением здоровья детей, П и молодежи. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а подростков - в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию к окончанию школы; в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - частота нервно-

1Ирина Николаевна Коломиец в 2010 г. закончила факультет высшего сестринского образования и повышения квалификации средних медицинских работников Института последипломного медицинского образования Белгородского государственного университета и работает медицинским статистиком Щебекинской ЦРБ. Научный руководитель ее работы - декан факультета, канд. мед. наук, доцент Юрий Иванович Журавлев.

психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что вклад в это внутришкольной среды и прежде всего - перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старших классах - 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна. Это - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, формирование хронических заболеваний.

В так называемых школах нового типа - гимназиях, лицеях - нагрузки настолько высоки, что в 5-9 классах достоверно чаще, чем в массовых школах, отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства, нейроцир-куляторная дистония, неврологические расстройства. До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья [5].

Негативные тенденции испытывают показатели репродуктивного здоровья молодежи: неуклонно возрастают частота абортов и венерических заболеваний, запущенных гинекологических заболеваний у П. Около 20% девушек 15-28 лет страдают бесплодием.

По данным ВОЗ, на детей до 5 лет, составляющих только 10% населения планеты, приходится свыше 40% глобального бремени болезней, обусловленных средовыми факторами, а на людей до 30 лет - 84% всех новых случаев ВИЧ-инфицирования. Среди других опасностей, угрожающих здоровью молодежи, следует назвать снижение возрастной планки экспериментирования с алкоголем и наркотиками, рост распространенности психических нарушений и самоубийств, насилия и несчастных случаев, а также негативное воздействие бедности на рацион питания и общее состояние здоровья [6]. Кроме того, вызывает тревогу рост числа детей и П с ожирением и его пагубными последствиями [9].

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсут-

ствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946).

В связи с этим в настоящее время разработка подходов к комплексному изучению здоровья П с учетом всех 3 его слагаемых представляется одной из приоритетных задач здравоохранения.

Целью настоящего исследования явилась разработка и клиническая оценка технологии сестринской трехкомпонентной полипараметрической оценки здоровья П.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• разработать ТПСТОЗ, здоровьесберегательного поведения и факторов риска у П;

• с помощью ТПСТОЗ изучить его физическую, психологическую, социальную компоненту;

• осуществить интегративную оценку коллективного здоровья П.

В исследование было включено 100 П -школьниц старших классов Государственного образовательного учреждения (ГОУ) «Шебекинская гимназия-интернат» (г. Шебекино). Средний возраст П - 16,1+0,1 года. Шебекинская гимназия-интернат - инновационное учреждение нового типа, реализующее программы повышенного уровня и обеспечивающее высокий уровень подготовки обучающихся.

Для комплексной оценки здоровья П разработана оригинальная ТПСТОЗ, предполагающая изучение физической, психологической и социальной его составляющих. ТПСТОЗ предполагала медико-социальный опрос, антропометрическое исследование и контент-анализ медицинской документации.

Медико-социальный опрос использовался для изучения психологической и социальной компонент здоровья и факторов риска и осуществлялся с использованием оригинального авторского опросника, состоящего из вопросов, объединенных в 2 блока: психологическое здоровье (49 вопросов) и социальное здоровье (83 вопроса). Ответы на вопросы позволяли не только выявлять факторы риска развития хронических неинфекционных социально обусловленных заболеваний, но и степень их выраженности.

Оценка физического здоровья осуществлялась по 2 показателям: уровню соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко (1988) [1] и группе диспансерного наблюдения.

Психологическое здоровье оценивали по шкале депрессии Бека (Beck Depression Inventory) [7] и тесту Филлипса [8], позволяющему определять уровень общей школьной тревожности и страха самовыражения.

Исследование социального здоровья предполагало интегративную оценку социального окружения П и его влияния на респондентов. При этом представлялось актуальным определить удовлет-

воренность П жилищными условиями, социальным положением родителей, количеством карманных денег, одеждой и личными вещами, экологическими условиями в месте проживания, питанием. Изучали также личную гигиену П, их физическую активность, наличие вредных привычек, самооценку, психологический микроклимат в семье и школе.

Контент-анализ осуществлялся путем обработки медицинской документации (медицинская карта ребенка для образовательных учреждений, форма №026/У-2000 г.). Регистрировались, в частности, нозологические формы и группы диспансерного наблюдения.

При полипараметрическом анализе одновременно регистрировались физические, психологические и социальные параметры, что позволило после соответствующей обработки данных комплексно оценивать уровень здоровья, факторы риска и определять проблемные зоны.

Результаты обрабатывались с помощью методов медицинской статистики с использованием программы Microsoft Office Excel 2003. Вычислялись абсолютные и относительные величины, а также их стандартные ошибки, парные двухвыборочные t-тесты для средних.

Для каждого П определяли индивидуальные интегративные индексы (ИИИ), а путем вычисления среднего показателя рассчитывались коллективные интегративные индексы (КИИ) здоровья, которые выражались в условных единицах - баллах. Результаты изучения здоровья каждого П оценивали путем их сравнения с «индексом идеального здоровья».

Для визуализации результатов применения ТПСТОЗ создавались визуальные образы (лепестковые диаграммы) - рис. 1.

Опрос и антропометрическое обследование П осуществлялись во внеурочное время. Отклик на опрос составил 91%.

Анализ физического здоровья выявил низкую долю П с удовлетворительными показателями. Так, на долю П с низким и ниже среднего уровнями СЗ пришлось почти 2/3 (59%). Средний уровень СЗ выявлен у 37% человек, выше среднего - лишь у 4%, а высокий не выявлен ни у одного П.

Таким образом ИИИ соматического здоровья П колебался в диапазоне от 2 до 8 баллов, средний КИИ составил 4,4+0,17 балла и был сниженным на 5,6 балла по сравнению с максимальным показателем.

Контент-анализ индивидуальных учетно-отчетных документов, в частности - результатов диспансеризации П показал, что лишь 7% из них здоровы, но имеют факторы риска, а подавляющее большинство - 93% страдают различными заболеваниями.

Наиболее распространенными среди П видами патологии оказались заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие)

- 43%, органов зрения (миопия) - 27%, органов пищеварения (дискинезии желчевыводящих путей, гастриты) - 10%.

Анализ выявил колебание ИИИ по группам диспансерного наблюдения у П в широком диапазоне от 1 до 5 баллов. При этом КИИ равнялся в среднем 1,3+0,10 балла, будучи сниженным на 8,7 балла по сравнению с максимально возможным значением.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о низком уровне соматического здоровья П: почти 2/3 из них имеют низкий и ниже среднего уровни здоровья, при этом 93% наблюдаются в III группе диспансерного наблюдения в связи с теми или иными заболеваниями.

Исследование депрессии у 1/3 (34%) П позволило выявить легкую степень депрессии (субдепрессию), а у каждого 7-го (12%) П - признаки депрессии средней тяжести. Умеренная депрессия встречалась несколько реже - у 7 (8%) П.

ИИИ депрессии у П колебался в диапазоне от 0 до 10 баллов, при этом средний КИИ составил 7,8+0,29 балла, будучи сниженным на 2,2 балла по сравнению с максимальным показателем.

Анализ степени выраженности школьной тревожности показал, что 1/3 (30%) П имеют низкий уровень тревожности, более половины (58%) -средний, а каждый 8-й (12%) П - высокий.

ИИИ общей тревожности П колебался в диапазоне от 2 до 10 баллов, при этом средний КИИ составил 6,4+0,17 балла, будучи сниженным на 3,6 балла по сравнению с максимальным показателем.

В процессе анализа степени страха самовыражения респонденты распределились на 3 примерно равночисленные группы: низкая степень страха выявлена у 31% П, средняя - у 39%, высокая

- у 30%.

ИИИ страха самовыражения у П колебался в диапазоне от 0 до 10 баллов, средний КИИ составил 6,0+0,29 балла, будучи сниженным на 4,0 балла по сравнению с максимальным показателем.

Таким образом, психологическое здоровье многих П страдает в той или иной степени: более половины (55%) имеют депрессию разной степени выраженности, 2/3 (70%) - повышенную общую школьную тревожность и страх самовыражения.

Современные условия развития общества в России, характеризующиеся кризисом в экономике и социальной напряжённостью, резко обозначили проблему сохранения здоровья всех групп населения, в том числе - лиц юношеского возраста [2]. Здоровье лиц молодого возраста - один из самых точных индикаторов состояния здо-

иии сз

10

Рис. 1. Визуальный образ, отражающий «идеальное» здоровье подростков по следующим показателям: ИИИ СЗ - ИИИ соматического здоровья; ИИИ ДГ - ИИИ по диспансерной группе; ИИИ ВП - ИИИ вредных привычек; ИИИ П - ИИИ питания; ИИИ Г - ИИИ гигиены; ИИИ ФА - ИИИ физической активности; ИИИ СУ - ИИИ социальной удовлетворенности; ИИИ ОШТ - ИИИ общей школьной тревожности; ИИИ СС - ИИИ страха самовыражения; ИИИ д - депрессии

ровья населения в целом, одна из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества [3].

П и юношество представляют собой группу повышенного риска формирования вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркомании. Наиболее активно поднимают этот вопрос люди, имеющие непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения [4].

Изучение вредных привычек показало, что когда-либо пробовали курить без малого половина (47%) респондентов. При этом из числа П, пробовавших курить, иногда продолжают это делать 28%, а часто - 7%. 2/3 респондентов (70%) согласились с тем, что отказ курильщика от курения представляет серьезную проблему, между тем 14% так не думают.

Подавляющее большинство респондентов (97%) согласны с тем, что необходимо запрещать курение в школах, общественных местах, на транспорте, в спортивных сооружениях, игровых зонах и учреждениях культуры; лишь 2 затруднились ответить на этот вопрос, а 1 выразил несогласие с запрещением курения. 1/3 (31%) П отметили, что с ними в семье никогда не проводились беседы о вредных последствиях курения, а 1/5 (20%) указали на отсутствие бесед о вреде алкоголя. Между тем подавляющее большинство П - 95% - констатировали, что в течение учебного года на занятиях в школе им рассказывали о вреде курения и алкоголя, а подавляющее большинство (97%) отметили, что в текущем учебном

иии д

иии сс

иии ОШТ

иии СУ

10

иии СЗ

иии дг

иии ВП

иии П

иии Г

иии ФА

Рис. 2. Визуальный образ иии Ш., 17 лет, с уровнем здоровья, наиболее близким к «идеальному» (расшифровку аббревиатур к рис. 2-4 см. на рис. 1)

году на занятиях им рассказывали об опасности употребления наркотических веществ и заражения ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами.

Изучение питания показало, что им удовлетворены лишь половина (55%) респондентов. 2/3 (73%) П принимают пищу, как правило, 4-5 раз в день, 1/5 (24%) - 3 раза в день. Большинство (80%) П регулярно употребляют горячую пищу (исключая чай, кофе и другие горячие напитки), 19% - лишь иногда. При этом они, как правило, не употребляют пищу после 21 ч. Между тем 1/3 (30%) опрошенных делают это регулярно.

При исследовании личной гигиены и режима выяснилось, что навыки личной гигиены привиты и соблюдаются всеми П хорошо. Так, подавляющее большинство - 98% - регулярно чистят зубы и умываются, 86% моют руки перед едой.

Подавляющее большинство П - 95% - знают упражнения зрительной гимнастики для профилактики зрительного и общего утомления, но всегда и часто ее выполняют только 33% респондентов, иногда - 56%, никогда - 11%. Только 23% более или менее регулярно соблюдают правильную рабочую позу во время занятий на компьютере (прямая посадка, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и

коленном суставах под прямым углом), соблюдают ее лишь иногда - 62%, а никогда не соблюдают - 15%.

При исследовании физической активности П выяснилось, что 1/3 (34%) никогда не делают утреннюю гимнастику, 52% занимаются ею лишь эпизодически и только 13% - часто. Помимо уроков физической культуры, постоянно или часто занимаются физическими упражнениями (танцы, аэробика, посещение бассейна и т.д.) 62%, иногда - 25%, никогда - 13%. Подавляющее большинство П - 87% - ответили, что в школе преподаватели активно пропагандируют преимущества физической активности.

При исследовании степени удовлетворенности своим социальным положением полную удовлетворенность благосостоянием своей семьи выразили 47% П, не полную - 44%, а полную неудовлетворенность - 9%. Счастливой свою жизнь в семье считают 64% П. Положением своих родителей в обществе удовлетворены 2/3 (70%) П, не полностью удовлетворены 27%, а не удовлетворены 3%. Количеством денег, которые им дают родители, удовлетворены более половины П - 56%, 34% удовлетворены не полностью, а 10% не удовлетворены. В случае неприятностей могут рассчитывать на поддержку семьи, родственников и друзей большинство П - 86%.

ИИИ социального здоровья П по всем разделам колебался в диапазоне от 3,9 до 10 баллов. КИИ колебался в диапазоне от 8,3 до 6,3 балла.

Таким образом, социальное здоровье многих П на фоне других компонент здоровья страдает в наименьшей степени. Наилучшие показатели - соблюдение личной гигиены, социальной удовлетворенности, вредных привычек, а наиболее низкие -физической активности.

ТПСТОЗ позволяет выявить у П наиболее проблемные сферы жизнедеятельности. Так, здоровье Ш., 17 лет, наиболее приближено к «идеальному» (большинство ИИИ близки к 10 баллам - рис. 2.).

В то же время у Д., 15 лет, обнаруживаются проблемы преимущественно с физическим (рис. 3, а), у С., 16 лет, - с психологическим (см. рис. 3, б), а у К., 17 лет - с социальным здоровьем (см. рис. 3, в).

иии д

иии сЗ

иии сс

иии ОШТ иии сУ

иии дГ иии ВП

иии П иии Г

б иии д 1

иии сЗ

иии ФА

иии сс

иии ОШТ иии сУ

иии дГ

в ииид 1

иии сЗ

иии ВП иии сс

иии Г

иии ФА

иии ОШТ иии сУ

иии дГ иии ВП

иии Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иии ФА

Рис. 3. Визуальные образы иии д., 15 лет (а), С., 16 лет (б), К., 17 лет (в), имеющих проблемы со здоровьем соответственно физического, психологического и социального плана

Рис. 4. Визуальный образ интегративного коллективного здоровья подростков

Таким образом, создание визуальных образов индивидуального здоровья с использованием ТПСТОЗ позволяет быстро оценивать уровень здоровья, выявлять проблемные зоны и риски у подростков. ТПСТОЗ дает возможность исследовать не только индивидуальное, но и коллективное здоровье П. Анализ КИИ обследованных выявил наиболее выраженные проблемы с физическим здоровьем П (рис. 4).

На основании исследования всех КИИ по 3 блокам (физический, психологический, социальный) возможно формирование 3 системных индексов (СИ) физического, психологического и социального здоровья (рис. 5).

Ранжирование компонентов здоровья у П позволило распределить их в порядке убывания выраженности проблем: физическое здоровье (5,7 балла), психологическое здоровье (6,7 балла), социальное здоровье (7,3 балла).

Таким образом, ТПСТОЗ позволяет изучать здровьесберегательное поведение и факторы риска у П, формировать представление о состоянии как индивидуального здоровья, так и о состоянии здоровья всего коллектива П в целом. ТПСТОЗ отличается высокой информативностью при относительно невысоких ресурсных затратах. Она позволяет эффективно и динамично оценивать здоровье и образ жизни П в скрининге. Физическое здоровье - наиболее частая проблема П. Промежуточное положение занимает психологическое здоровье, а реже всего обнаруживаются проблемы в сфере социального здоровья.

Технологию трехкомпонентной оценки здоровья рекомендуется применять у подростков в качестве экспресс-метода комплексного, динамического, скринингового наблюдения за состоянием здоровья в широкой сети учреждений первичной медико-социальной помощи.

Рис. 5. Распределение подростков по системным индексам здоровья

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. - 1988; 4: 29-31.

2. Дорофеева Н.В. и др. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : сб. материалов IX Междунар. науч.-метод. конф. - М., 2006. - С. 210-212.

3. Какорина Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - М., 1999. - 48 с.

4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 272 с.

5. Приходько А.Н. Методические материалы для проведения федеральной акции «Здоровье молодежи - богатство России». - http://edu.tomsk.ru/teacher_help/zdor.htm.

6. Сессия Европейского регионального комитета ВОЗ в Вене. Европейское региональное бюро ВОЗ. Центр СМИ, Копенгаген, Вена, 12 сентября 2003 г. http://www.med.by/ who/2003/pr10.htm.

7. Beck A.T., Ward C.H. et al. An Inventory for Measuring Depression // Arch. General Psychiatry. - 1961, June.

8. Phillips B.N. School Stress and Anxiety. - N.Y., 1978.

9. We are currently developing a childhood obesity surveillance system for the WHO European Region. http://www.euro.who. int/ nutrition/20070418_1?Language =Russian.

DEVELOPMENT OF NURSING TECHNOLOGY FOR TRIPARTITE POLYPARAMETRIC ASSESSMENT OF ADOLESCENTS' HEALTH

I.N. Kolomiyets, Yu.I. Zhuravlev, Cand. Med. Sci.

Belgorod State University

The paper presents the results of a study to develop technology for the polyparametric nursing tripartite assessment of adolescents' health and health-promoting behavior.

Key words: technology, nursing assessment of adolescents' health and health-promoting behavior, rapid method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.