СЕКЦИЯ 2. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 371.693.4:629.5.02
Р.А. Гараев, С.Ю. Труднев
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: Yesproinpast@gmail. com
РАЗРАБОТКА СУДОВОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ АДАПТАЦИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ
В данной статье рассматривается проблема адаптации членов экипажей к новым кораблям и способы ее решения. Поскольку в данный период времени идет активное переоснащение морского флота Российской Федерации, экипаж переходит от старых морских судов к новым, что зачастую снижает эффективность действий и требует дополнительного времени на адаптацию и освоение. Для этого был разработан метод адаптации с использованием виртуального пространства.
Ключевые слова: образование, цифровая модель, судовой тренажер, адаптация экипажа, повышение квалификации.
R.A. Garaev, S.Y. Trudnev
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF A SHIP TRAINING SIMULATOR FOR ADAPTING MEMBERS OF SEA CREWS
This article discusses the problem of adaptation of crew members to new ships and ways of solving it. Since at this period of time there is an active re-equipment of the Russian Navy, the crew is moving from old sea vessels to new ones, which often reduces the effectiveness of actions and requires additional time for adaptation and development. For this, an adaptation method was developed using virtual space.
Key words: education, digital model, ship simulator, crew adaptation, professional development.
В данной статье рассматривается проблема адаптации членов экипажа к новым судам, а также метод ее решения. Создание виртуальной модели корабля позволит заранее, еще до входа на судно посетить его дистанционно, изучить его основные судовые помещения и механизмы, а также их характеристики и особенности. Экипаж будет иметь представление, знать строение судна и расположение основных судовых зон, что значительно скажется на стартовой эффективности и продуктивности всех членов экипажа.
В настоящее время благодаря приказу правительства и стратегии развития гражданского, транспортного и рыболовецкого флота Российской Федерации различные компании, находящиеся в морской отрасли, осуществляют активное проектирование, разработку и закупку новых судов. Стремительно развиваются технологии, и с каждым годом то, что вчера было невозможно либо осуществлялось в немногочисленном количестве, сейчас уже выходит в массовое производство. Меняется концепция кораблей, внутренний порядок и состав машинного, корабельного, котельного и прочих отделений. Сам по себе проект судна может быть не типовым, то есть не соответствовать стандартному представлению экипажа о строении и свойствах. Происходит постоянный рост автоматизации, и повышаются требования к ней, меняется оборудование, его
Четвертая международная научно-техническая конференция
характеристики, типовые размеры, от этого меняется и сам размер судна. В зависимости от типа судна различаются и типы оборудования, характерные только для него, и именно на это делается основной упор. Поэтому одним из главных параметров как для судна, так и для предприятия, которому это судно принадлежит, остается эффективность работы.
Каждый год разрабатывается все более и более эффективное судно, способное вмещать в себя больше товаров, контейнеров, холодильных установок, содержащее более совершенные энергетические и котельные установки для оптимизации и экономии для поддержания плавучести и маневренности судна. Однако если же с каждым более технологически оснащенным кораблем происходит повышение эффективности, а также увеличение экономической выгоды путем снижения растрат на различные расходные материалы и логистику вследствие установки более продвинутого и технологически оснащенного оборудования, то членам экипажа становится все сложнее и сложнее адаптироваться к такой быстрой смене оборудования и технического обеспечения.
Обучающимся, в первый раз попавшим на судно, крайне сложно адаптироваться к работе, поскольку нет четкого и ясного понятия строения судна и расположения его основных отсеков и механизмов. Но эта проблема касается не только обучающихся, но уже и бывалых моряков. Зачастую от заселения экипажа на судно до полноценного выхода в рейс проходит очень мало времени, и адаптироваться к кораблю, а также запоминать его строение приходится уже непосредственно в открытом море. Экипаж начинает привыкать к новым механизмам и системам уже в условиях рейса, что довольно опасно и может привести к серьезным проблемам, а в ряде случаев и к чрезвычайным ситуациям, которые грозят большими убытками как самому экипажу, так и исполнительной компании.
Метод адаптации. В данный момент обучение персонала проходит по морально устаревшим схемам, фотографиям и картинкам, которые не способны в полной мере отразить особенности строения, расположение отсеков и механизмов судна. Данный способ не является универсальным и эффективным, поскольку показывает корабль только в общем виде и с определенного ракурса. Это не позволяет заранее приспособиться к особенностям судна и более быстро и эффективно действовать в стандартных ситуациях, а также в случае чрезвычайной ситуации и во время борьбы за живучесть корабля. Для решения проблемы адаптации членов экипажей к новым судам была создана виртуальная модель судового пространства. Данная модель представляет из себя цепочку 360-градусных панорам с возможностью полного осмотра не только в одной стороне, но и по всей области целиком. Это позволит наглядно прогуляться по судну дистанционно, изучить его составляющие и расположение основных судовых зон, как, например, показано на рис. 1.
Рис. 1. Пример интерфейса
Данная модель не имеет ограничений и может быть создана совершенно по любому судну: будь то рефрижераторное судно, танкер, ролкер или любое другое. Для удобства и расширения возможностей доступа данная среда находится на специально выделенном для нее сервере, на котором проведена дополнительная оптимизация в пользу обычного пользователя, чтобы доступ был возможен практически с любого устройства. Однако предполагается и автономная версия, поскольку подключение к Интернету в некоторых случаях может быть довольно проблематичным.
Основным преимуществом данного метода адаптации является простота навигации и наглядность, поскольку человек будет видеть не отдельные картинки и схемы строения, а все судно целиком с возможностью легкого и удобного перехода между его отделениями, с удобными текстовыми и визуальными подсказками, а также разделением меню на основные корабельные зоны для быстрого перехода от одной зоны к другой.
Текстовые и визуальные подсказки будут включать в себя как общую информацию о судне, так и специализированную о каком-то объекте, будь то двигатель, котел, главный распределительный щит [1-3] и т. д., его более близкие и подробные фотографии, характеристики, особенности строения для более углубленного изучения уже по профессии [2-3]. К примеру, инженеру-электромеханику будет намного важнее знать расположение и назначение устройств именно в машинном отделении, а не на капитанском мостике, именно поэтому подробная информация о каком-либо отделении будет располагаться именно на нем.
Немаловажной возможностью является интеграция различного аудио-, фото- и видеоконтента, что позволит интегрировать напрямую в виртуальную среду различные обучающие и поясняющие материалы.
Также данный проект можно использовать как альтернативу тренажеров, показывающих внутреннее и внешнее строение судов (рис. 2). Преимуществами в данном случае является отсутствие расходов на содержание тренажера. Помимо этого, создание виртуальной модели судна
обходится значительно дешевле полноценной физической модели тренажера и также не требует помещения для размещения. Достаточно будет лишь доступа в Интернет для просмотра и виртуальной прогулки, а при установке непосредственно на устройство, им и вовсе можно будет пользоваться автономно, не имея доступа к Интернету.
Данный метод поможет решить проблему адаптации персонала к новым судам, однако сейчас проект находится на начальной стадии и требует большого количества инвестиций
и доработок. Имеется множество разных вариаций и концепций по решению различных проблем и созданию навигации, которая бы была интуитивна, понятна и доступна людям с различным уровнем пользовательского опыта. На данный момент существуют следующие ошибки: отсутствие доступа с устройств под управлением старых операционных систем, накладывание и дублирование интерфейса на устройствах с маленькой диагональю экрана, стабильная работа без непреднамеренных закрытий и перезагрузок.
На данный момент проводятся анализ устройств и определение основного сектора направлений, а также основных ошибок и проблем, которые критическим образом влияют как на саму модель, так и опыт использования. По мере развития модели планируется ее полное портирова-ние на стационарные и мобильные устройства для реализации автономной работы без использования глобальной сети.
Литература
1. Богомолов В.С. Судовые электроэнергетические системы и их эксплуатация - М.: Мир, 2006. - 321 с.
2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст). - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010. - 806 с.
3. Учебные тренажеры и симуляторы [Электронный ресурс] // Морской софт. - URL: https://deckofficer.ru/seasofit/category/trainers, свободный (дата обращения: 21.11.2021)